Утопические представления об обществе и государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

Утопический социализм, согласно Большой Советской Энциклопедии, это мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил. Это учение об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, справедливом распределении.

Содержание работы

Введение стр. 2
1. Возникновение утопического социализма. Роль Томаса Мора, «Утопия» и ее значение стр. 3
2. Три этапа в развитии утопического социализма стр. 6
3. Проблемы государства и права во взглядах французских социалистов-утопистов А.Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Их значение стр. 12
Заключение стр. 25
Список используемой литературы стр. 26

Файлы: 1 файл

контрольная политология объединенная.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Коль скоро классовая  борьба и революционное насилие как средства перехода к новому обществу начисто исключаются, то благодаря чему же удастся все-таки совершить этот переход? Согласно Оуэну, его помогут совершить отдельные индивиды и группы людей, располагающие необходимыми для основания коммунистических поселений капиталами и руководствующиеся доброй волей. Этими людьми могут явиться монархи, министры, архиепископы, землевладельцы, промышленники (на них Оуэн рассчитывал особо) - вообще богатые филантропы, а также целые графства, приходы, ассоциации средних классов, фермеры, купцы, ремесленники, сами фабричные рабочие. Утопизм такого предположения слишком очевиден и вреден.

Общим окончательным  итогом реформаторской деятельности всех заинтересованных в ней лиц и классов, организаций и институтов явится, по Оуэну, возникновение «разумной и благой системы истины, богатства и счастья», или системы «единения, общественной собственности и кооперации», или «нового нравственного мира» (какого-то одного устойчивого обозначения грядущий строй у Р. Оуэна не получил).

Единицей, «молекулой»  этого грядущего строя выступает в планах Оуэна самообеспечивающаяся коммуна — «поселок общности». «Поселки общности» группируются в федерации национального масштаба (державы), а затем объединяются и в масштабе международном. В течение нескольких лет они распространяются по всей планете. Одновременно на всем земном шаре начинает действовать один свод законов, один порядок управления. Население Земли становится одной большой семьей [1].

Роберт Оуэн разработал конституцию «поселков общности». Согласно данной конституции, эти коммуны (с числом членов от 300 до 3000 человек каждая) должны были строиться и функционировать на основе коллективного труда, общественной (и только общественной!) собственности, равенства прав и обязанностей всех входящих в них лиц. Между членами коммуны устанавливаются отношения искренней взаимопомощи, Проявляется коллективная забота о больных, престарелых, нетрудоспособных. Вводится рациональная и гуманная система обучения и воспитания подрастающих поколений. Облагораживаются нравы и отпадает необходимость в поощрениях и наказаниях («Утопический социализм. Хрестоматия» стр. 309-315).

Воззрения Анри де Сен-Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна являют собой в совокупности классическую разработку идей утопического социализма. Эти три великих социалиста начала XIX в. резко выступают против политической революции и хотят достигнуть своей цели мирными, ненасильственными средствами, взывая к сильным мира сего; они во многом расходятся друг с другом, хотя «общим для всех троих является то, что они не выступают как представители интересов исторически порожденного к тому времени пролетариата. Подобно просветителям, они хотят сразу же освободить все человечество, а не какой- либо определенный общественный класс в первую очередь. Как и те, они хотят установить царство разума и вечной справедливости» (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 19, с. 191). Эти и другие ограниченности Сен-Симона, Фурье и Оуэна очевидны.

Но столь же несомненно и то, что именно эти три великих  социалиста-утописта выдвигают и разрабатывают целый ряд важнейших идей, послуживших исходным материалом и отправным пунктом для научного коммунизма Маркса и Энгельса. Среди них идеи: общественной закономерности и противоречивости общественного процесса, исторического прогресса, труда как первой потребности человека, трудового воспитания, плановости хозяйства, преодоления противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, машинной промышленности как технического базиса нового строя.

Непреходящей заслугой великих социалистов-утопистов остается их попытка представить и создать такое подлинно коллективистское общество, которое сочетало бы интересы отдельной личности и коллектива, исключало анархию индивидуализма и деспотизм лжеколлективистских организаций, обеспечивало свободное и гармоничное развитие всех и каждого.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В работе была представлена история развития идей утопического социализма, начиная от его основоположника Томаса Мора, заканчивая такими представителями критического утопического социализма, как Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Представления данных мыслителей об идеальном обществе в значительной мере отличаются друг от друга, однако есть определенные черты сходства: это критика капиталистического общества и частной собственности, провозглашение новых идей общественной собственности и организации хозяйственной жизни общества как единого целого,  равенства людей, права их на труд. Утопический социализм имеет ярко выраженный гуманистический характер.

Однако, по словам В.И. Ленина, «утопия в политике есть такого рода пожелание, которое осуществить никак нельзя, ни теперь, ни впоследствии, — пожелание, которое не опирается на общественные силы и которое не подкрепляется ростом, развитием политических, классовых сил». Так социалистические мечтания могут преобразоваться в социальную борьбу с последующими изменениями в обществе только в том случае, когда преобразовательные стремления связаны с борьбой определенного класса.

Таким образом, пусть  утопический социализм так и  остается мечтой об идеальном обществе, но труды социалистов-утопистов  послужили базой, основой для  создания научного коммунизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. История политических  и правовых учений: Учебник  / Под. Ред. В.С. Нерсесянца. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрид. лит., 1988. – 816 с.

2. Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. ред. А. И. Володина. – М.: Политиздат, 1982. – 512 с., ил.

3. http://tululu.ru/b56624/ (Т. Мор, «Утопия»)

4. http://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebnoe-posobie-kruglova/politicheskie-idei-utopicheskogo-socializma  (Круглова Г.А. «Политология», учебное пособие).

5. http://leninism.su/index.php?option=com_content&view=article&id=2462:dve-utopii&catid=60:tom-22&Itemid=53 (В. И. Ленин, «Две утопии»).

6. http://politologa.net/index/politicheskaja_mysl_novogo_i_novejshego_vremeni/0-20 (сайт, посвященный проблемам политологии).

7. http://royallib.ru/read/engels_fridrih/manifest_kommunisticheskoy_partii.html#0

(К. Маркс, Ф. Энгельс «Манифест Коммунистической партии»).

8. http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Утопический%20социализм/ (Большая Советская Энциклопедия).

 




Информация о работе Утопические представления об обществе и государстве