Утопические представления об обществе и государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

Утопический социализм, согласно Большой Советской Энциклопедии, это мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил. Это учение об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, справедливом распределении.

Содержание работы

Введение стр. 2
1. Возникновение утопического социализма. Роль Томаса Мора, «Утопия» и ее значение стр. 3
2. Три этапа в развитии утопического социализма стр. 6
3. Проблемы государства и права во взглядах французских социалистов-утопистов А.Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Их значение стр. 12
Заключение стр. 25
Список используемой литературы стр. 26

Файлы: 1 файл

контрольная политология объединенная.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Утопически-коммунистический идеал Мора получил свое дальнейшее развитие век спустя в произведении Томмазо Кампанеллы «Город солнца». Мор и Кампанелла являлись, хоть и весьма далекими, предшественниками научного социализма.

 

 

 

2. Три этапа  в развитии утопического социализма

 

Карл Маркс и Фридрих  Энгельс в своем труде Манифест коммунистической партии выделяли составных части социалистической и коммунистической литературы:

  1. Реакционный социализм, который подразделяется на:

            - феодальный социализм;

            - мелкобуржуазный социализм;

            - немецкий, или «истинный», социализм.

2.  Консервативный, или буржуазный, социализм.

3.  Критически-утопический социализм и коммунизм [7].

В настоящее время  в развитии идей утопического социализма выделяют три больших этапа:

1. Ранний утопический социализм эпохи первоначального накопления капитала (XVI - начало XVII веков).

2. Утопический социализм эпохи буржуазных революций и становления капитализма (XVII - XVIII веков).

3. Утопический социализм эпохи утверждения капитализма (конец XVIII -начало XIX веков).

Критерием этого деления является классовая обусловленность возникновения социалистических теорий, обоснованная классиками марксизма-ленинизма [6].

1. Ранний  утопический социализм (XVI - начало XVII веков)

В XVI - XVII веках в экономической и общественно-политической жизни западно-европейских стран происходят значительные сдвиги, которые характеризуются процессом первоначального накопления капитала, разложением феодальных отношений, обесцениванием крестьян, возникновением промышленных мануфактур и появлением наемных рабочих. Появляется и прогрессивное общественное течение - гуманизм. Гуманисты выступали против религиозного аскетизма, за свободу личности, за удовлетворение человеком земных потребностей. Однако они отрицательно относились к революционному движению масс, были далеки от них. И лишь отдельные представители гуманизма открыто встали на сторону угнетенных. К ним относится основоположник утопического социализма Томас Мор, который одним из первых понял, что основой эксплуатации человеком человека является частная собственность на орудия и средства производства. В своей работе «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1576г.) он не только критикует современные ему социально-экономические отношения, но и дает изображение такого общества, где господствует общественная собственность. Наряду с выдающимися догадками об устройстве будущего общественного строя, организации социально-политической жизни, учению Мора присущи черты наивности и примитивизма: идеализируется патриархальная семья, допускается рабский труд, терпимость к религии, уравнительность в распределении.

Другим основоположником утопического социализма по праву считается итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568-1639). В произведениях Т. Кампанеллы подвергаются критике феодальные отношения и сопутствующие им такие явления, как праздность, леность, тунеядство. Кампанелла отвергает частную собственность и противопоставляет ей общественную. Несмотря на всю наивность и утопичность суждений Кампанеллы, некоторые его положения заслуживают серьезного внимания. К ним относятся воспитание любви и уважения к труду; выбор сферы трудовой деятельности в соответствии со склонностями и способностями; усиление роли общественных, государственных органов в воспитании подрастающего поколения; эмансипация женщин. «Утопию» Т. Мора и «Город Солнца» Т. Кампанеллы объединяет то, что они создавались в соответствующих условиях периода первоначального накопления капитала и разложения феодальных отношений, их авторы являются наиболее яркими представителями раннего утопического социализма. В их взглядах отражалась идеология освободительного антифеодального движения наиболее угнетенной части народа - крестьянства и зарождающегося пролетариата [4].

2. Утопический социализм эпохи буржуазных революций и становления капитализма (XVII - XVIII века)

Второй этап развития утопического социализма развертывается в условиях подготовки и проведения буржуазных революций. Одним из основоположников этого этапа является английский социалист - утопист Джерард Уинстэнли (1609-1652). Основные положения его памфлета «Закон свободы» (1652 г.) теснейшим образом связаны с английской буржуазной революцией. Именно поэтому «Закон свободы» относят ко второму этапу развития теории утопического социализма и видят в нем новую страницу в развитии последнего. Важной отличительной чертой утопического социализма Джерарда Уинстэнли выступает то, что его идеи носят революционный характер, тесно связаны с практической борьбой народных масс за свое социальное освобождение. Историческое значение «Закона свободы» Уинстэнли состоит в том, что в нем впервые выражено требование создания государства, основанного на общественной форме собственности и равномерном распределении земли между теми, кто ее обрабатывает. Исходя из окружающей действительности, реально сложившихся социально-экономических отношений в результате английской буржуазной революции. Д. Уинстэнли создает качественно новую социальную утопию, ибо разрабатывает ее не рационалистически, а как конечный результат того общественного переворота, который произошел в 40-х годах XVII века в Англии. В «Законе свободы» впервые встречается конструктивная критика капиталистических общественных отношений с позиций зарождающегося пролетариата.

Ранее революционное направление утопического социализма получило наиболее яркое отражение в идеях французского священника Жана Мелье (1664-1729 г.). Историческое значение утопического социализма Мелье («Завещание») состоит в том, что он первым соединил идею создания нового социального строя, основанного на равенстве, с идей революционной борьбы трудящихся масс за свое освобождение.

В этот период во Франции  заметное распространение получают коммунистические идеи Габриэля Бонно де Мабли (1709-1785). Его общественно-политические взгляды наиболее полно отражены в следующих произведениях: «О правах и обязанностях граждан» (1758); «О законодательстве или принципы законов» (1776). Основой мировоззрения Мабли является то, что люди равны от природы, имущественное неравенство появляется с возникновением частной собственности. Последняя порождает различные пороки, в том числе угнетение, войны, сословную борьбу.

Особое место в истории  социально-политических идей конца XVIII века принадлежит Франсуа Ноэль Бабефу (1760-1797), который является первым утопистом, попытавшимся практически соединить идею коммунизма с идеей революции. Разработка конкретной программы практических революционных преобразований общественной жизни выделяет учение Бабефа из всех предыдущих и является значительным шагом вперед в становлении и развитии утопического социализма. В своих теоретических рассуждениях об установлении равенства Бабеф дошел до понимания необходимости не только переходного периода, но и установления диктатуры трудящихся в целях решения поставленных задач, создание союза рабочих с мелкими собственниками [4].

Итак, социальной основой  развития утопического социализма в  эпоху буржуазных революций и  становления капитализма, является борьба предпролетариата и крестьянства против феодализма, а также против зарождающихся буржуазных отношений. Рационализм, идеи равенства людей от природы, развитие общественной мысли, естественнонаучные открытия создавали благоприятные условия для дальнейшего развития утопического социализма, для постановки новых проблем, не выдвигавшихся основоположниками утопического социализма, для выводов о необходимости социальной революции, о путях и методах создания справедливого общества, для разработки уже прямо коммунистических теорий.

3. Критический  утопический социализм (конец XVIII - начало XIX  веков)

Первые десятилетия XIX века характеризуются дальнейшим развитием  и распространением теорий утопического социализма, что было обусловлено  прежде всего дальнейшим развитием  капитализма, промышленными переворотами, обострением противоречий нового общественного строя, усилением эксплуатации наемного труда и, как следствие, социальным движением народных масс, направленным против эксплуатации. Отражением борьбы народных масс за свое социально-экономическое освобождение явились многочисленные социально-политические теории.

Особое место в системе социалистического  утопизма принадлежит теориям Сен-Симона («Женевские письма» - 1802г.); Шарля Фурье («Всемирная гармония» - 1803 г. и др.), Роберта Оуэна, так как они явились одним из теоретических источников марксизма. При анализе учения Сен-Симона, Фурье и Оуэна обращает внимание беспощадная критика ими капиталистических отношений. При этом нельзя забывать, что капитализм в то время находился в стадии подъема, а его многочисленные противоречия еще не проявились. Для представителей критического утопического социализма характерен взгляд на капиталистическое общество как на исторически ограниченное, на смену которому придет социалистическое общество.

Критический утопический социализм  хотел облегчить положение и освободить сразу все человечество посредством открытия и пропаганды абсолютной истины. Основное историческое значения утопического социализма, основоположники научного коммунизма в Манифесте Коммунистической Партии писали: «Эти сочинения нападают на все основы существующего общества.... Их положительные выводы насчет будущего общества, например, уничтожение противоположности между городом и деревней, уничтожение семьи, частной наживы, наемного труда, провозглашение общественной гармонии, превращение государства в простое управление производством, - все эти положения выражают лишь необходимость устранения классовой противоположности, которая только что начинала развиваться и была известна им лишь в ее первичной бесформенной неопределенности. Поэтому и положения эти имеют еще совершенно утопический характер.

3. Проблемы  государства и права во взглядах  французских социалистов-утопистов  А.Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.  Их значение.

В первые десятилетия XIX века, когда либералы стремились укрепить, усовершенствовать и прославить буржуазные порядки (строй капиталистической частной собственности, свободу предпринимательства, конкуренцию и т. п.), в Западной Европе выступили мыслители, подвергшие эти порядки беспощадной критике и разработавшие проекты общества, которое (по их мнению) сумеет избавиться от эксплуатации и угнетения, обеспечит каждому индивиду достойное существование. Это прежде всего Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн.

Для понимания социального и  теоретического смысла систем взглядов названных мыслителей надо учитывать, что они возникли в начальный период борьбы пролетариата с буржуазией, на том этапе, когда конфликт между последними еще не достиг достаточно высокого уровня зрелости. Это породило у А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна иллюзию, будто они стоят над антагонизмом буржуазии и пролетариата и благодетельствуют своими проектами сразу все общество в целом. Они защищали в первую очередь именно рабочий класс, однако защищали не в качестве главного творца нового общества, а лишь как наиболее страдающую и обездоленную массу. Отсюда их упования на свои «рецепты» будущего и на пропаганду этих «рецептов» среди всех без различия членов общества, преимущественно даже среди господствующих классов. Надежды возлагаются исключительно на убедительность слова, отклик души, влияние отдельного примера.

По ряду причин А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн отвергали любое серьезное политическое и в особенности всякое революционное действие. В написанных ими произведениях сравнительно мало внимания уделено политике, государству и праву, их отличает недооценка значения государственных и правовых институтов. Однако их анализ позволяет полнее раскрыть специфику важных явлений духовной жизни Европы XIX века, оказавших воздействие на последующие судьбы общественной мысли, и выяснить, каким путем возможен необходимый синтез социалистических и коммунистических идей и политико-юридической теории [1].

Воззрения Анри де Сен-Симона (1760—1825) на государство и право определялись его концепцией исторического прогресса. Он считал, что человеческое общество закономерно развивается по восходящей линии. Двигаясь от одной стадии к другой, оно стремится вперед, к своему «золотому веку». Стадию теологическую, охватывающую времена античности и феодализма, сменяет метафизическая стадия (по А. Сен-Симону, период буржуазного миропорядка). Вслед за ней начнется стадия позитивная; установится такой общественный строй, который сделает «жизнь людей, составляющих большинство общества, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей». Если на первой стадии господство в обществе принадлежало священникам и феодалам, на второй — юристам и метафизикам, то на третьей оно должно перейти к ученым и промышленникам: «Духовная власть в руках ученых, светская – в руках собственников; власть же выбирать людей для выполнения обязанностей великих вождей человечества – в руках всего народа,; заработная плата правителям - уважение» («Утопический социализм. Хрестоматия.» стр. 216).

Однако исторический прогресс не есть, с точки зрения А. Сен-Симона, плавный, монотонно протекающий процесс. Эпохи спокойного развития перемежаются с бурными критическими эпохами, которые сопровождаются нарушением прежнего равновесия общественных групп и резким обострением борьбы противоположных социальных сил. Подчас Сен-Симон высказывал очень глубокие мысли об истинной природе этой борьбы и ее истоках. Например, еще в 1802 году он заявил, что французская революция XVIII века была классовой борьбой между дворянством, буржуазией и неимущими классами, вызванной переменами в экономике, изменением господствующей формы собственности. Говорил Сен-Симон и о том, что «закон, устанавливающий власть и форму правления, не имеет такого значения и такого влияния на благосостояние наций, как закон, устанавливающий собственность и регулирующий пользование ею» («Утопический социализм. Хрестоматия.» стр. 225). Но в общем и целом у Сен-Симона демиургом истории всегда оставалась идея. Прогресс знаний и нравственности неизменно трактовался им в качестве решающего двигателя общественного развития.

Информация о работе Утопические представления об обществе и государстве