Учение Н.Макиавелли о государстве и политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:15, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в историко-политологическом анализе процесса становления и развития политических взглядов Никколо Макиавелли, раскрытии их содержания и значения для современной политической теории и практики в России.
Поставленная цель достигается решением следующих исследовательских задач:
1. Выявлением условий и факторов зарождения и эволюции политических взглядов Н.Макиавелли.
2. Определением и обоснованием основных периодов деятельности Н.Макиавелли как политического деятеля и мыслителя эпохи Возрождения.
3. Раскрытием содержания и систематизацией политических взглядов Н.Макиавелли.
4. Определением теоретического и прикладного значения системы политических взглядов Н.Макиавелли для современной политической науки и практики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….……..…..3
Глава 1 Политические взгляды Никколо Макиавелли. …….……………………..………..…5
Глава 2. Теоретические основы политической философии Никколо Макиавелли…...…....12
Заключение …………………………………………………………………………………......20
Список литературы……………………………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

контрольная по политологии.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

На основании  устоявшегося в науке положения  о том, что системность является одной из черт отличающих научное  знание от эмпирического, роль и место Н.Макиавелли в генезисе военно-научной мысли вполне можно назвать выдающимися. Флорентийский мыслитель характеризуется как предтеча военной политологии, так как именно он впервые не только системно изложил взгляды на политику, но и придал этому знанию прикладной характер в виде конкретных практических рекомендаций субъектам военно-политической деятельности. При этом автор пришёл к выводу о том, что взгляды Никколо Макиавелли на политику во многом опережали имевшие место в ту историческую эпоху воззрения и запросы правителей, стоящих во главе государств, что обусловило их невостребованность.

 

Религия и политика

 

 В мире  Макиавелли нет места если  не для божественного присутствия  (бог отождествлен у него с  Фортуной и Необходимостью), то для божественного вмешательства. Подобно тому как Леонардо да Винчи рассматривал вне божественного вмешательства мир природы, его земляк и современник флорентийский секретарь фактически исключил бога из сферы своего трезвого анализа общественной жизни, истории и политики. Как у Леонардо объектом изучения является подчиненный естественной закономерности мир природных явлений, так и для Макиавелли таким объектом становится мир человеческих отношений и поступков, прежде всего история и ход образования, возвышения и гибели государств.

 Подобный  анализ становится возможен потому, что мир людей для Макиавелли  столь же неизменен, как и  мир природы. За постоянной  изменчивостью, за непрестанными  изменениями государственного устройства, за переходом владычества от одних держав к другим, за возвышением и крушением властителей просматриваются, согласно философии истории Макиавелли, постоянство и неизменность человеческой природы, а стало быть, и постоянство и неизменность тех закономерностей, которые движут людьми и государствами и которые именно потому и могут - и должны - стать предметом трезвого анализа.

В политическом учении Никколо Макиавелли на смену  средневековой христианской теологии истории, согласно которой человечество движется от сотворения Адама, грехопадения, к искуплению и Страшному суду, приходит представление о диалектическом единстве всеобщей изменчивости и постоянства законов, по которым живут люди и государства: «Размышляя о ходе дел человеческих, я прихожу к выводу, что мир всегда остается одинаковым, - утверждает автор «Рассуждений на первую декаду Тита Ливия», - что в мире этом столько же дурного, сколько и хорошего, но что зло и добро перекочевывают из страны в страну. Это подтверждают имеющиеся у нас сведения о древних царствах, которые сменяли друг друга вследствие изменения нравов, а мир при этом оставался одним и тем же».

Государства возвышаются, достигают вершин величия, гражданской  доблести и могущества, затем разлагаются, приходят в упадок и гибнут - то вечный круговорот, не подчиненный никакой свыше предустановленной цели, объясняемый изменением нравов (отчасти под влиянием дурного или хорошего правления), но не находящий еще материалистического объяснения в условиях жизни людей. Круговорот этот рассматривается в сочинениях Макиавелли как результат воздействия судьбы - Фортуны, отождествляемой с богом и обозначаемой также именем Необходимости. Фортуна-Необходимость - это не внешняя по отношению к истории и обществу сила, а воплощение природной закономерности, неизбежного хода вещей, определяемого совокупностью причинно-следственных связей.

Однако воздействие  бога - судьбы - необходимости не фатально. В этом плане учение Макиавелли откровенно враждебно противостоит неумолимому  детерминизму стоиков и аверроистов. История (а стало быть, и политика, ибо для Макиавелли история есть политический опыт прошлых веков, а политика - ныне, сейчас творимая история) не есть безличный «ход вещей» или «ход времен», в ней «судьба» и «необходимость» означают ту объективную среду, ту совокупность условий, в которой вынужден действовать человек. А потому успех человеческого деяния зависит не только от судьбы-необходимости, но и от того, в какой мере человек - деятель, политик - сумеет ее понять, к ней приспособиться и в то же время ей противостоять.

Макиавелли настоятельно рекомендовал главам республик или царств сохранить основы, поддерживающей их религии. Если они будут поощрять и умножать всё, что возникает на благо религии, хотя бы они сами и считали всё это обманом и ложью, то им будет легко сохранить своё государство религиозным, а значит - добрым и единым.

Конечно, как  политический деятель Макиавелли умел принимать и ценить, прежде всего, успех и вполне по-иезуитски оправдывать  практически любые средства, ведущие  к достижению поставленной цели. Но все же он был патриотом своей страны, как Флоренции, так и всей Италии, - недаром основное несчастье своей родины он видел в том, что церковь не обладала достаточной силой, чтобы объединить страну, но была достаточно сильной, чтобы помешать ее объединению не под своим главенством. В "Государе"

Макиавелли  приводит множество примеров ошибочной  политики пап, и ошибки эти объяснял тем, что Ватикан свои интересы всегда ставил выше общенациональных интересов  Италии.

Однако Макиавелли признавал именно практическую пользу религии. Это его слегка пренебрежительное отношение к Римской католической церкви вполне объяснимо. Как христианин de jure он обязан был знать основные догматы христианской веры, как образованный человек своего времени он должен был читать труды отцов церкви, но то, что он видел вокруг себя, ничуть не напоминало мир евангельских заповедей. Распутные и продажные священники, обагрённые кровью руки наместников святого Петра, кардиналы, дерущиеся за власть подобно стае диких псов, - вот то, что было вполне обычным для того времени. Те же, кто пытался бороться с создавшимся положением вещей, чаще всего расставались со свободой, а то и с самой жизнью. В качестве примера можно привести современника и земляка Макиавелли – Савонаролу. Но и этот борец за чистоту Церкви вряд ли являлся человеком, способным привлечь симпатии такой личности как Никколо Макиавелли к христианской религии: узколобый фанатизм, непомерная гордыня, плохо сочетающаяся с проповедуемым им христианским смирением, - человек, наделённый такими качествами, не слишком подходил на роль идеального пастыря.

Пожалуй, единственным государственным деятелем, выступавшим  на стороне римской курии и  заслужившим одобрение и почти  восхищение Макиавелли, был  Цезарь Борджа, хотя нельзя сказать, что Борджа не преследовал личных интересов, а сражался только за идею мирового господства Римской  Католической церкви. И именно в этой личной заинтересованности, в огромной энергии и воле, в государственном уме Чезаре Борджа видел Макиавелли залог процветания страны, управляемой таким человеком. Но обстоятельства, да и сама судьба были против Борджа, хотя он был очень близок к осуществлению своих планов. И, кажется, именно эта неудача как бы окончательно определяет отношение Никколо Макиавелли к церкви и ее политике. Впрочем, это неприятие было вполне взаимным: уже в 1559 году католическая церковь внесла труды  Макиавелли в «Индекс запрещенных книг», хотя политическими принципами, изложенными в них продолжала пользоваться. 5

 

 Значение учения Макиавелли

 

 Политическое  учение Макиавелли есть учение, впервые отделившее рассмотрение политических проблем от религии и морали, поставившее целью содействовать формированию национальных государств абсолютистского типа.

 Оно было  использовано в дальнейшем идеологами  абсолютизма и вызвало яростную ненависть со стороны защитников феодальных устоев и феодального порядка. И в дальнейшем всего яростнее нападали на Макиавелли те политики, которые прикрывали религиозными и моральными аргументами своекорыстную классовую политику, именно те, кто положил в основу своей деятельности практический «макиавеллизм» - беспринципную политику, на деле попирающую все и всяческие нормы нравственности во имя достижения эгоистических целей.

 Соотношение  между действительным учением  Макиавелли и «макиавеллизмом» достаточно сложно, Сформулировав принцип оправдания средств, применяемых политиком, теми целями, которые он ставит перед собой, он дал возможность достаточно произвольного истолкования соотношения целей и средств политического действия. В общих чертах можно сказать, что чем шире социальная база политики, чем более широким слоям отвечает политика, тем меньше в ней может остаться места для «макиавеллизма» как тайной и коварной по своим методам политической деятельности. И напротив, чем уже социальная база, на которую опирается власть, чем в большей мере осуществляемая ею политика противоречит общенародным интересам, тем в большей мере стремится она прибегать к «макиавеллистской» тактике политической борьбы. Это в полной мере относится и к классовой борьбе в антагонистическом обществе. «В мышлении Макиавелли в своем зародыше содержались элементы интеллектуальной и моральной революции», - отмечал основатель Итальянской компартии. 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Макиавелли  – один из самых трудных для  понимания и истолкования мыслителей. Не случайно уже на протяжении пяти столетий вокруг его основного произведения «Государь» ведутся полемические бои, а его доктрина и взгляды спрессовались в резко негативный термин «Макиавеллизм» - синоним политического коварства, двуличия, лицемерия, предательства, жестокости и т.д.

В творческом наследии Никколо Макиавелли нашли отражение  многие из основных проблем, составляющие предметную область современной  отечественной политологии. Его политические взгляды позволили выделить политику в отдельную сферу общественной жизни, очистить от детерминации религией и этикой, изучить полученные эмпирические данные и оформить их в теоретическую систему. С опорой на его взгляды мы и сегодня можем анализировать процессы, происходящие в обществе, прогнозировать последствия принятия решений в области политики.

Несмотря на прошедшие пять столетий, мысли и  взгляды Никколо Макиавелли продолжают активно использоваться мировой  политической наукой в качестве теоретической  и методологической базы проведения исследования и создания новых концепций. Потенциал научно-теоретического использования творческого наследия великого флорентийца на сегодняшний день далеко не исчерпан и требует дальнейшего изучения.

Для нас Макиавелли и его творчество имеют, прежде всего, конкретно- историческую и культурную ценность. Будучи одним из самых крупных и замечательных представителей эпохи возрождения, Макиавелли связывает животворные традиции мысли и культуры с новым временем и современностью. Из его произведений перед нами предстает вся интеллектуальная, социально-политическая картина эпохи Возрождения, со всеми ее гуманистическими достижениями и конкретно-исторической ограниченностью, со всеми ее противоречиями, исканиями и борьбой. На его произведениях, возможно, особенно четко можно проследить, как из истории, из исторического диалога с мыслителями прошлого и из осмысления прошлых эпох рождается теория, как из критически-творческого освоения традиции рождается новаторство и как из ретроспективы рассматриваемой с позиций самых фундаментальных и самых острых проблем современной жизни, вырабатывается перспектива исторического развития.

 

 

Список литературы:

1. Алексеев А.С. Макиавелли как политический мыслитель. - М., 2002

2. Де Санкстис Ф. Макиавелли. Государь / Пер. Добровольской Ю. - М.: ЭКСМО-пресс, 2001.

3. Добрынин Н.М., Капитонов С.А. Юридическая наука о государстве как осознанная необходимость // Конституционное и муниципальное право. – 2010. - N 6.

4. История политических и правовых учений. / Учебник для юридических вузов под ред. В.С.Нерсесянца. - М.: ИНФРА-М -Кодекс, 1995.

5. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. - М.: Мысль, 1996.

6. Политическая энциклопедия. М: Мысль, -1999.

7. Рутенбург В.И. Жизнь и творчество Макьявелли. / Макьявелли Н. История Флоренции. - Д., 1973.

 

1 Политическая энциклопедия. М: Мысль, -1999.

2 Алексеев А.С. Макиавелли как политический мыслитель. - М., 2002

3 Де Санкстис Ф. Макиавелли. Государь / Пер. Добровольской Ю. - М.: ЭКСМО-пресс, 2001.

4 Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. - М.: Мысль, 1996.

5 Рутенбург В.И. Жизнь и творчество Макьявелли. / Макьявелли Н. История Флоренции. - Д., 1973.

6 История политических и правовых учений. / Учебник для юридических вузов под ред. В.С.Нерсесянца. - М.: ИНФРА-М -Кодекс, 1995.

 


Информация о работе Учение Н.Макиавелли о государстве и политике