Учение Н.Макиавелли о государстве и политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:15, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в историко-политологическом анализе процесса становления и развития политических взглядов Никколо Макиавелли, раскрытии их содержания и значения для современной политической теории и практики в России.
Поставленная цель достигается решением следующих исследовательских задач:
1. Выявлением условий и факторов зарождения и эволюции политических взглядов Н.Макиавелли.
2. Определением и обоснованием основных периодов деятельности Н.Макиавелли как политического деятеля и мыслителя эпохи Возрождения.
3. Раскрытием содержания и систематизацией политических взглядов Н.Макиавелли.
4. Определением теоретического и прикладного значения системы политических взглядов Н.Макиавелли для современной политической науки и практики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….……..…..3
Глава 1 Политические взгляды Никколо Макиавелли. …….……………………..………..…5
Глава 2. Теоретические основы политической философии Никколо Макиавелли…...…....12
Заключение …………………………………………………………………………………......20
Список литературы……………………………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

контрольная по политологии.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОССУДАРСТВЕННЫ УНИВЕРСИТЕТ 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Заочное отделение 

Специальность: «Менеджмент организации»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

«Учение Н.Макиавелли о государстве и политике»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4310а группы,

Нигаматьянова А.С.

 

Проверил преподаватель: Яковлева С.И.

 

 

 

 

Сыктывкар, 2013

 

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………….……..…..3

Глава 1 Политические взгляды Никколо Макиавелли. …….……………………..………..…5

Глава 2. Теоретические основы политической философии Никколо Макиавелли…...…....12

Заключение …………………………………………………………………………………......20

Список литературы……………………………………………………………………………..21

 

 Введение

Актуальность  исследования политических взглядов Макиавелли обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, необходимостью изучения истории политической мысли, как источника знаний, позволяющих в сложной и противоречивой политической обстановке в мире и внутри страны, в условиях систематического применения силы, принимать верные политические решения для преодоления международных и внутригосударственных кризисов. На особую важность широкого использования исторического опыта и накопленных человечеством знаний в политической сфере жизнедеятельности общества указывал и сам Н.Макиавелли.

Во-вторых, значительным вкладом Никколо Макиавелли в становление и развитие политической науки, потенциальной возможностью творческого применения его открытий и рекомендаций в современной практике, большим эвристическим потенциалом военно-политических взглядов флорентийского мыслителя для решения сложнейших проблем нашего времени.

В-третьих, неоднозначностью оценки места и роли теоретического наследия и самой личности Н.Макиавелли в истории политической мысли. Наряду с бесспорным признанием его заслуг в области становления и формирования политической науки, существует так же мнение о том, что Никколо Макиавелли - один из самых трудных для понимания и истолкования мыслителей Ренессанса.

В-четвертых, серьёзной  потребностью синтеза зарубежного  и отечественного разнообразного историко-политологического материала с целью обеспечения подлинной преемственности в развитии российской и мировой политической науки, единого и четкого понимания её объекта, предмета, структуры и категориального аппарата.

В-пятых, необходимостью научного обоснования проводимой в России реформы, что невозможно сделать без обращения к мировому историческому опыту и накопленным человечеством политическим знаниям, частью которых является теоретическое наследие Н.Макиавелли.

Следует отметить, что за почти пять столетий, прошедших  со времени жизни Н.Макиавелли, интерес к его творчеству постоянно расширялся. Анализ содержания публикаций о Н.Макиавелли позволяет определить, что главное внимание уделяется в них описанию биографии флорентийского мыслителя, раскрытию философских, общеполитических, социологических, этических и психологических аспектов его теоретического наследия, характеристике его жизни и политико-дипломатической деятельности.

Исходя из актуальности и степени разработанности проблемы, объектом исследования выступает теоретическое наследие Никколо Макиавелли. Предметом - политические взгляды Н.Макиавелли и их значение для развития современной отечественной политической науки и практики.

Цель исследования заключается в историко-политологическом анализе процесса становления и  развития политических взглядов Никколо Макиавелли, раскрытии их содержания и значения для современной политической теории и практики в России.

Поставленная  цель достигается решением следующих  исследовательских задач:

1. Выявлением  условий и факторов зарождения и эволюции политических взглядов Н.Макиавелли.

2. Определением  и обоснованием основных периодов  деятельности Н.Макиавелли как  политического деятеля и мыслителя  эпохи Возрождения.

3. Раскрытием  содержания и систематизацией  политических взглядов Н.Макиавелли.

4. Определением  теоретического и прикладного  значения системы политических  взглядов Н.Макиавелли для современной  политической науки и практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Политические взгляды Никколо Макиавелли

 

 Биография Н. Макиавелли

Богатство личностного и социального опыта, столь глубоко отличавшее ренессансное общество Италии от общества феодального, в той или иной форме нашло свое отражение в различных гуманистических идеях и учениях. Но в подавляющем большинстве из них (особенно в XV в.) теоретическое осознание этого опыта было подчинено античным образам, идеям, концепциям. Однако интенсивность ренессансного опыта во многих случаях была столь велика, что появлялись мыслители, особенно глубоко и всесторонне ориентировавшиеся именно на него. Разумеется, они не отказывались при этом от рассмотрения различных идей и фактов античной истории и культуры, но эти идеи и факты они в основном подчиняли собственным теоретическим построениям. Особенно крупным и оригинальным из числа таких мыслителей был Никколо Макиавелли (1469-1527).

Он происходил из небогатой семьи флорентийского юриста и не получил, в отличие  от многих гуманистов, блестящего классического  образования. В университете он не учился, греческого языка не знал, но латинским  владел достаточно хорошо, чтобы читать римских авторов (а греческих — в латинских переводах). И он читал их много и интенсивно, особенно сочинения римских и греческих историков. Немаловажно отметить увлечение Макиавелли поэмой Лукреция Кара, которую он даже переписал для себя еще в молодости. Решающее же влияние на мировоззрение Макиавелли оказал его живой интерес к сложной социальной жизни родной Флоренции в годы восстановления здесь республиканского строя и фактического правления фанатичного, аскетичного и резко оппозиционно настроенного по отношению к римской курии Савонароллы.

Уже после его  казни в 1498 г., когда республиканский  строй во Флоренции еще продолжал  существовать, Никколо поступил на службу в одну из канцелярий республики, а вскоре занял важный пост секретаря  комиссии Десяти — фактического правительства республики. Его служба, связанная с выполнением многообразных политических и дипломатических поручений (не только в различных итальянских государствах, но и за их пределами), доставила Макиавелли множество бесценных наблюдений и выявила его незаурядный организаторский талант.

Для созревшей  уже в эти годы социально-философской  и политической концепции Макиавелли характерно, что он считал себя человеком  действия, получавшего быстрое осмысление. Сам он, повторяя древнюю пословицу, писал о себе в 1509 г.: “…сначала жить, потом философствовать (prius vivere deinde philosophari,)” Заниматься же преимущественно философией, литературно оформляя созревшие у него мысли, Флорентиец стал в известной степени вынужденно. После падения Флорентийской республики и реставрации здесь синьории Медичи в 1512 г. многократно зарекомендовавший себя республиканец был не только лишен службы, но и удален из города в свое небогатое поместье. Здесь в 1513-1520 гг. он и написал (по-итальянски) важнейшие свои произведения.

Для истории  философии (и социологии) особенно значительны  «Государь» (1513 г.; впервые опубликовано уже посмертно, в 1532 г.). Одновременно было начато и другое, в философском  отношении не менее значительное произведение — «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», писавшееся, по-видимому, не один год. Нужно упомянуть и «Историю Флоренции» (начата в 1520 г.). В 1513 г. республиканский мыслитель по подозрению в участии в заговоре против Медичи попал под следствие, подвергался пыткам. Симпатии автора «Истории Флоренции» полностью отданы народу (popolo), под которым он подразумевает, прежде всего, наиболее зажиточное и активное сословие городских жителей — купцов, ремесленников, чья многообразная трудовая активность обеспечивала процветание Флоренции как и других итальянских городов-государств той эпохи. Их трудовой активности соответствовала и первостепенная политическая роль этих полноправных граждан в деле управления государством. Однако подавляющее большинство населения Флоренции — его низы, составлявшие основание социальной пирамиды (plebe), — отнюдь не вызывало симпатий Макиавелли, весьма враждебно описывающего, например, восстание одной из наиболее активных частей плебса — так называемых чомпи (чесальщиков шерсти) — в 1378 г.

Не менее важно указать также на глубокую вражду крупнейшего политического мыслителя ренессансной Италии к духовенству, к церковно-клерикальным кругам вообще, возглавлявшимся папской курией. «Государь» и «Рассуждения» созданы одним из наиболее Ггрезвых умов Ренессанса который, в сущности, полностью эмансипировался от религиозных иллюзий средневековья, чего нельзя сказать о многих других гуманистах. Такого рода трезвость с большей силой проявилась в развернутой Макиавелли концепции человека. До известной степени в этой концепции можно видеть “продолжение воззрений Валлы. Можно говорить и об их общем античном теоретическом прообразе — атомистическо-индивидуалистическом истолковании общественной жизни, основывавшемся на констатации сугубо эгоистической сущности человека.

Основная политическая забота Макиавелли определялась плачевным  состоянием тогдашней Италии, раздробленной  и бессильной перед лицом ее могущественных соседей. В принципе Флорентиец, так  много делавший для родного государства, оставался сторонником республиканского государственного устройства. Но он видел невозможность его реализации в масштабах всей Италии, невозможность ее объединения на республиканских началах. Отсюда и идея “нового государя” (principe nuovo), давшая название одному из двух его главных социально-философских произведений. 1

В 1526 году, когда  Италии угрожало порабощение со стороны  испанцев, Макиавелли снова поспешил послужить на благо родного города он предложил проект укрепления стен Флоренции для ее защиты, который  был принят Более того, была создана коллегия Пяти по укреплению стен, ее проведитором и секретарем в апреле этого же года назначили Никколо Макиавелли Однако чужеземное нашествие остановить не удалось 4 мая 1527 года Рим пал и достался на разграбление немецким ландскнехтам Флоренция ответила на это антимедичейским восстанием и восстановлением республики

Пятидесятилетний  Макиавелли ощущает в себе еще  достаточно сил для большой государственной  работы, он предлагает свою кандидатуру  на пост канцлера Флорентийской республики Вопрос решается на Большом Совете республики 10 мая 1527 года.

Вскоре после  этого 21 июня 1527 года Никколо Макиавелли скончался, а еще через день его  похоронили в церкви Санта-Кроче, ставшей  флорентийским пантеоном. Рядом  с ним там покоятся Микеланджело, Галилей и другие великие итальянцы. 2

 

Предпосылки возникновения политической философии  Макиавелли

 

В исследовании осуществлен историко-политологический анализ процесса становления, развития военно-политических взглядов Никколо  Макиавелли и их значения для современной российской политической теории и практики. Предпринята попытка раскрыть политические воззрения одного из виднейших представителей зарубежной политической мысли, стоявших у истоков зарождения и становления

военной политологии  как науки, изучить одну из неисследованных страниц истории научного знания в этой области. Это имеет существенное и важное значение в воссоздании полной и объективной картины генезиса и эволюции зарубежной и отечественной политологии, в изучении и обобщении опыта изучения военной сферы политики, как явления общественной жизни.

 К основным экономическим условиям и предпосылкам формирования личности и политических взглядов Н.Макиавелли, по результатам исследования, относятся: выгодное расположение Италии на пересечении торговых путей запада и востока, обуславливающее её геополитические преимущества; опережающее, по сравнению с другими странами Европы, развитие торговли и промышленности на территории итальянских государств; сосредоточение во Флоренции банковского и промышленного капитала, всеевропейский размах ростовщических операций флорентийских банкиров; развитие мануфактурного производства в суконной промышленности Флоренции; коренные изменения мировой экономической конъюнктуры, связанные с завершением процесса укрепления административного, финансового аппарата и национальной промышленности государств Западной Европы; негативные для Флоренции экономические последствия великих географических открытий и завоевания турками Константинополя, существенно ограничившие внешнеторговый оборот страны.

Следствием  экономического развития, усиления социальной конкуренции и эксплуатации стали  обострение классовой борьбы во флорентийском  обществе, активизация политических процессов. Это предопределило формирование конкретных политических условий и предпосылок обусловивших содержание политических взглядов Н.Макиавелли. Ими являются: частая смена типов политических режимов во Флоренции и, соответственно, форм государственного устройства; борьба различных политических сил за государственную власть во Флоренции; сложная структура организации флорентийской политической власти; применение различных, вплоть до вооруженных, методов политической борьбы. 

Духовные предпосылки  генезиса и эволюции политического  наследия Н.Макиавелли являются квинтэссенцией преобразований в экономической, социальной и политической сферах общественной жизни Флоренции. Главные из них: ослабление

церковного  засилья, ренессанс в духовной сфере  общественной жизни эпохи Возрождения; расцвет гуманизма в Италии и  ведущее положение в этом процессе Флоренции — культурной столицы Европы; высокий уровень образования, наличие таких авторитетных образовательных учреждений как Флорентийский университет; миграция во Флоренцию, после падения Константинополя, выдающихся мыслителей восточно-европейской науки; доступность и популярность знаний, сосредоточенные в трудах античных мыслителей; достижения научной мысли предшественников и современников флорентийского секретаря; обмен знаниями между учёными различных государств и научных школ.

Информация о работе Учение Н.Макиавелли о государстве и политике