Типы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время под типом (формой) государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если в свою очередь содержание позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства дает понять нам, насколько слаженно организована власть в государстве, какими органами и субъектами представлена, каков порядок взаимодействия и образования, какими методами происходит осуществление государственной власти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
1. ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА………………………...3
2. ВЫБОРЫ И ИХ РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА….14
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….24
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….26

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc.docx

— 55.33 Кб (Скачать файл)

Выборы являются не только формой прямого народовластия, они  являются системой отбора  людей, с  определенным, необходимыми обществу, качествами. Выборы являются национальными процессом, формирующиеся политическое ядро нации и определяет политического лидера нации. Таким образом, выборы предстают не только как индикатор уровня национальной интеграции, они, безусловно, сами определенным образом влияют на национально-интеграционный процесс, усиливая или наоборот, тормозя его. Что же касается местных выборов, то они скорее связаны с выполнением задач развития института самоуправления.

В условиях  демократического режима, выборы являются стержневым механизмом, главной формой проявления суверенитета народа, его политической роли как  источника власти. Они служат также  важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т.д.

Одним из элементов формирования к  функционирования политической системы государств являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом — политико-государственная власть. Политические выборы — это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражен политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти, определяются кандидаты на выборные должности (от президента или главы правительства до руководителей местного самоуправления). Выборы бывают:  
•президентские,  
•парламентские,  
• муниципальные, т.е. выборы в органы местного, обычно городского, самоуправления,  
•очередные,  
•внеочередные,  
•дополнительные.  
  В современных условиях значение и удельный вес выборов  в разных странах неодинаковы, что определяется не только количеством представительных органов, но и значением самих этих органов. Если, к примеру, в Великобритании выборными являются только нижняя палата парламента и органы самоуправления, то во Франции избираются президент, обе палаты парламента, органы местного управления.  
Важнейшие функции выборов:

а) выявление, консолидирование и представительство разнообразных  интересов населения;

б) осуществление контроля со стороны  общества за институтами власти;

в) интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли;

г) стабилизация политической системы, легитимация конкретных институтов власти: парламента, прави¬тельства, президента, обновление элит;

д) мобилизация электората на решение  актуальных общественных задач;

е) политическая социализация населения, развитие его полити¬ческого сознания и политического участия.

Избирательная кампания является апогеем политической жизни, завершением  политического цикла в деятельности отдельной политической структуры  или отдельного политика. Во время  избирательного марафона, политическая коммуникация занимает центральное  место в политической деятельности и имеет решающее значение в дальнейшей судьбе политика или политической структуры, в развитии политических процессов  в обществе. Увеличивается поток  информации, изменяются представления, нарушается информационный баланс в  обществе и когнитивный - у индивидов. В связи с этим возрастает психическая  активность и соответственно напряжение, как отдельных избирателей, так  и в целом в обществе. С точки  зрения психологии политический выбор  является ключевым моментом функционирование сознания индивида. 

Что касается организации  и проведения выборов, то закон определяет: виды выборов и порядок их назначения; образование избирательных участков; образования, полномочия и организация  работы избирательных комиссий, порядок  составления списков избирателей, финансовое и материально-техническое  обеспечение выборов.

Различают такие выборы как:

1. Прямые и косвенные  выборы. Первые характеризуются  тем, что вопрос об избрании  решают граждане. Прямыми выборами  избираются нижние или единственные  палаты парламентов (лишь иногда  и верхние), президенты в президентских  и смешанных республиках (за  редким исключением) и другие  должностные лица. Для косвенных  выборов характерно, что вопрос  об избрании решают не граждане, а избранные ими лица-выборщики,  депутаты. Косвенными выборами часто  избираются верхние палаты парламентов,  иногда президенты (например, в США), правительства, судьи и др.

2. Всеобщие (общие) и частичные  выборы. Всеобщими выборы являются  тогда, когда в них призваны  участвовать все избиратели страны. Частичные выборы проводятся, когда  необходимо пополнить состав  палаты парламента из-за досрочного  выбытия отдельных депутатов. 

3. Очередные и внеочередные  выборы. Обычно такое деление  относится к парламентским выборам.  Очередные выборы проводятся  в сроки, указанные в конституции  или законе, либо назначаются  в связи с истечением срока  полномочий парламента. Внеочередные  выборы назначаются в случае  досрочного роспуска парламента  или палаты.

Неодинакова роль выборов  и в политическом процессе, которая  во многом зависит от существующей политического системы государства, типа политического режима. Так, если в демократических государствах выборы имеют определяющее значение для стабильного функционирования политической системы, то в недемократических  странах они не оказывают значительного  влияния на политические процессы. Например, за 40 лет независимого развития Пакистана, где военные режимы постоянно сменяли друг друга, всеобщие выборы проводились только 4 раза (Конституционное право развивающихся стран. Основы организации государства. Неоднозначна роль выборов и в странах с различными партийными системами. В странах с однопарной системой или с системой одной доминирующей партии они в основном не приводят к власти новые политические силы. Незначительна политическая роль выборов и в государствах, где часть членов представительных органов избирается, а назначается.  
 
В политологической литературе можно встретить утверждение, согласно которому выборы являются не более своеобразным политическим ритуалом, якобы не оказывающим решающего влияния на политические процессы государства. Они лишь создают видимость причастности к принятию политических решений. Подобное утверждение базируется на том, что выдвижение кандидата выборные должности является в основном прерогатива политических партий. Тем самым свобода выбора избирателей ограничена жесткими рамками: им предоставляется лишь право выбора между кандидатами, утвержденными конкурирующими партиями. И все же большинство ученых считают, что в демократических системах выборы — важнейшая составляющая механизма осуществления власти.  
 
Сущность политических выборов проявляется в их функциях. В современных условиях среди политологов существует единое мнение по этому вопросу. К наиболее распространенным социально-политическим функциям выборов можно отнести следующие:  
 
• смена власти мирным путем;  
 
• осознание и представление различными социальными группами своих интересов, которые включают в свои предвыборные программы партии и отдельные кандидаты;  
• легитимация и стабилизация политической системы, а бич числе законодательных, исполнительных и некоторых других структур власти;  
• политическая социализация граждан, повышение их активности. В период выборов расширяется поток политической информации и пропаганды, что способствует росту политической грамотности и активности избирателей;  
• рекрутирование политической элиты. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;  
 
• формирование эффективно действующей оппозиции, главной функцией которой является осуществление контроля за деятельностью правящей элиты.

Подготовка и проведение выборов сопряжены с большим  разнообразием политических мероприятий, характерных для этого особого  периода в жизни общества. Их совокупность принято обозначать понятием «избирательный процесс». Он непосредственно проявляется  в таких событиях, как собрания в трудовых коллективах по выдвижению кандидатов в выборный орган, сборе необходимого числа подписей граждан в случае самостоятельного выдвижения, митингах, встречах кандидатов с избирателями, выступлениях претендентов на выборную должность в средствах массовой информации и других .

Избирательный процесс имеет  свою логику, что выражается в последовательном решении задач подготовительного  характера и непосредственно  связанных с проведением выборов. Основными этапами избирательного процесса можно считать:

1. Подготовительный.

2. Выдвижение кандидатов.

3. Соперничество претендентов, сопровождающееся агитационно-пропагандистской  кампанией.

4. Голосование и подведение  итогов выборов. 
  

    Процедура политических выборов регламентирует избирательным правом каждого государства. Избирательное право — это совокупность юридических нор регулирующих участие граждан в выборах, организация и проведение последних, взаимоотношение между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.  
 
    В узком значении термин "избирательное право предусматривает право гражданина участвовать в выборах в качестве либо избирающего (активное избирательное право), либо избираемого (пассивное избирательное право).  
 
   Избирательное право основывается на принципах все общности, равенства, прямого (косвенного) и тайного голосования. Данные принципы закреплены и в Конституции Республики Беларусь (ст. 64 — 68),  
 
   Принцип всеобщего избирательного права означает, что все совершеннолетние и психически здоровые граждане, независимо от пола, расы, языка, общественного и имущественного положения, профессии, политических и религиозных убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы. Однако данный принцип регламентируется рядом избирательных цензов (ценз — это условие, ограничивающее участие граждане в осуществлении тех или иных политических прав), таких как возрастной, оседлости, гражданства и др.  

Возрастной ценз — это  признание за лицом избирательных  прав по достижению определенного возраста. В большинстве стран, в том  числе и в Республике Беларусь, активное избирательное право предоставляется  лицам старше 18 лет, в Финляндии, Японии — с 20 лет, а в Бразилии, Иране, на Кубе — с 16 лет. Для пассивного избирательного права этот ценз выше. Например, главой государства Германии может стать гражданин по достижении 40 лет, Беларуси и США — 35 лет.  
 
Ценз оседлости означает, что избирательное право предоставляется лицу, проживающему в данной стране постоянно или в данной местности определенное время. Так, для участия в голосовании на парламентских выборах требуется постоянное проживание в соответствующе избирательном округе США — 30 дней, Японии, ФРГ Д 3 месяца, Канаде — 12 месяцев.  
 
Ценз гражданства означает, что в выборах могут участвовать лишь лица, являющиеся гражданами данного государства в течение определенного срока. Например, членом палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве страны не менее 7 лет, сенатором — не менее 9 лет. Образовательный ценз означает, что к выборам допускаются лица, обладающие установленным объемом образования. В основном данный ценз ограничивает пассивное избирательное право. К примеру, неграмотные граждане Бразилии не могут быть избраны в представительные органы. Имущественный ценз состоит в требовании, чтобы избиратель или обладал имуществом на определенную сумму, или уплачивал налоги определенного размера. Это ограничение практически не встречается. Ценз пола означает лишение избирательных прав на основании половой принадлежности. В странах Запада данный ценз был отменен в нынешнем веке: во Франции — в 1944 г., в Италии — в 1945, в Греции — в 1956, в Швейцарии — в 1971, а в Лихтенштейн — в 1984 г. Однако в некоторых мусульманских странах существует и поныне. Моральный ценз означает определенные нравственные требования, предъявляемые к избирателю. Например, в Мексике лишаются избирательных прав лица, злоупотребляющие наркотиками, во Франции — находящиеся под опекой, в Нидерландах не голосуют лица, лишенные родительских прав. Обычно не допускаются к голосованию лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда (Российская Федерация, Великобритания). Религиозный ценз означает принадлежность избирателя к определенной религии. Так, членом Иранского парламента могут быть избраны только лица, исповедующие ислам. Рассмотренные цензы ограничивают как активное, так и пассивное избирательное право. Кроме того, пассивное избирательное право ограничивается институтом несовместимости должностей, суть которого заключается в том, что в представительные органы ряда стран не могут избираться лица, занимающие определенную государственную должность.

Например, в Великобритании не разрешается  выдвигать свои кандидатуры в  палату общин пэрам, представителям духовенства, послам, военнослужащим и  лицам, работающим в полиции. Во Франции  парламентский мандат несовместим  с занятием некоторых должностей армии, с членством в Конституционном  суде, департаме комиссиях, с должностью судьи, занятием должностей в международных организациях и др.  
 
Таким образом, существующие цензы в значительной мере ограничивают принцип всеобщности. Используя цензы, государство с их помощью устанавливает избирательный корпус (электорат'), т.е. совокупность граждан государства, которые по закону наделены правом голоса.  
 
Принцип равных выборов основывается на трех условиях. Во-первых, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. В Беларуси избиратель имеет один голос, Российской Федерации — два голоса. Это обусловлено действующими в данных странах разными типами избирательных систем.  
 
Во-вторых, голоса избирателей должны быть равны (иметь одинаковый вес), т.е. избирательные округа дол быть равными по численности избирателей (или по численности населения). Поскольку численность населения постоянно меняется в связи с миграциями, смертностью и т.п., практике "нарезка" абсолютно равных по численности населения избирательных округов невозможна. Так, на выборах в Конгресс США разница в количестве жителей избирательных округов не должна превышать 2 %.  
 
По Конституции Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), принятой на референдуме 9 — 24 ноября 1996 г., в состав Палаты представителей входят 110 депутатов. Для их избрания на предстоящих выборах должно быть образовано 110 избирательных округов примерно с равной численностью избирателей и с учетом административно-территориального деления республики. От каждого избирательного округа избирается один депутат.  
 
В-третьих, создание государством равных условий для зарегистрированных кандидатов: бесплатное обнародование в государственных СМИ (печать, телевидение, радио и т.д.) их предвыборных программ, равное право кандидатов выступать на предвыборных собраниях и в СМИ. Принцип прямых выборов означает, что избиратели прямо (без посредников) избирают членов представительных органов. Прямые выборы применяются для избрания органов местного самоуправления, однопалатных парламентов и нижних палат двухпалатных парламентов (Дания, Республика Беларусь, Российская Федерация), президентов Беларуси, Италии, России.  
 
При косвенных (непрямых) выборах граждане избираю выборщиков, которым поручают выбирать от их имени. Посредством косвенных (двухступенчатых) выборов избираются, например, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии, президенты Бразилии, США, Финляндии.  
 
Принцип тайного голосования предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателя. Этим гарантируется гражданам свобода выбора и защита их от возможного давления со стороны различных политических сил. При тайном голосовании гарантируется возможность каждому избирателю собственноручно заполнить бюллетень одинакового образца в изолированном помещении и лично опустить его в урну. Оно введено в большинстве стран. Конституция Республики Беларусь гарантирует тайну голосования. В ст. 68 записано, что "контроль за волей изъявленной избирателем в ходе голосования запрещается".  
 
Этот принцип осуществляет избирательная комиссия, которая готовит бюллетени, кабинки, урны и др.  
 
Таковы основные принципы избирательного права, за нарушение которых в соответствии с законами государств предусмотрены различные меры наказания.

Информация о работе Типы государственного устройства