Типы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время под типом (формой) государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если в свою очередь содержание позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства дает понять нам, насколько слаженно организована власть в государстве, какими органами и субъектами представлена, каков порядок взаимодействия и образования, какими методами происходит осуществление государственной власти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
1. ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА………………………...3
2. ВЫБОРЫ И ИХ РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА….14
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….24
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….26

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc.docx

— 55.33 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2

 

1. ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  УСТРОЙСТВА………………………...3

 

2. ВЫБОРЫ И ИХ РОЛЬ  В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА….14

 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….24

 

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима. Наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.  
Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.  
В юридической литературе данный вопрос всегда рассматривался через призму формы государства вообще. В советской литературе долгое время проблеме формы государства уделялось недостаточное внимание, только в шестидесятые годы данная проблема стала анализироваться не только в учебной литературе, стали появляться специально посвященные ей работы в связи с заметно возрастающим интересом к проблеме государственных форм вообще, и социалистических форм государства в частности.Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому -либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение.

             Понятие типа государственного устройства

Понятие типа, или формы  государства является одним из важнейших  содержательных характеристик  государствоведения. Несомненно также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Однако строгость и четкость формы государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса.

Работы многочисленных авторов  советского периода подчеркивают значение «содержания» государств, особенно его  «классовую» сторону. История многих стран учит, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма  государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государстве  устойчиво, стабильно, относится, главным  образом, к его форме. Проявление понятия «форма» применительно  к государству многообразны: от униформы представителя власти, государственного служащего до внутренней организации  государства, его структуры.

В настоящее время под  типом (формой) государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Форма государства  характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если в свою очередь содержание позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто  ее осуществляет, то изучение формы  государства дает понять нам, насколько  слаженно организована власть в государстве, какими органами и субъектами представлена, каков порядок взаимодействия и  образования, какими методами происходит осуществление государственной  власти.

На «горячих» примерах нашей действительности мы видим, что  проблема формы государства приобретает  не только теоретическое, но и первостепенное практически политическое значение. От того, как организована и как  реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность в государстве, состояния законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенное политическое значение.

Форма государства, то есть устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении  выступает в разных аспектах.

Во-первых, это определенный порядок образования и организации  высших органов государственной  власти и управления.

Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей.

В-третьих, это приемы и  методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется  из трех основных элементов, которые  в свою очередь находятся в  прямой зависимости друг от друга, а  именно: форма (государственного) правления, формы государственного устройства, формы государственного режима.

                     Типы государственного устройства

Являясь одни из аспектов формы  государства, государственное устройство играет очень большую роль для  стабильности и четкого взаимодействия между субъектами, определяя внутреннюю структуру государства. В рамках территориального устройства государства  складывается определенная система  территориальных единиц, на которые  делится государство, система государственных  связей между государством в целом  и этими территориальными единицами. Характер подобных связей зависит от правового статуса, как государства  в целом, так и каждый из его  территориальных единиц. Таким образом под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Форма государственного устройства тесно связанна не только с публичной властью, но и с территориальной организацией населения - еще одним существенным свойством государства. Во/ время и правильно решенные вопросы государственного устройства обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование: напротив, найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.

С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на унитарные (единые государственные  образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении  государственных образований: союзных  республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств, отличается полным политическим единством. Оно неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы или области, отличающиеся известным своеобразием, не имеют своего собственного законодательства, своего особого судоустройства (правда, есть унитарные государства, имеющие в своем составе автономии: Италия, Испания, Китай и др.). Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Достоинство унитарного государства заключается в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.

В бывшем СССР унитарными государствами  считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, а также  все автономные республики.

Федерация - это союзное государство, состоящее из государственных образований (республик, штатов и т.д.), обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Это - сложное государство, представляющее собой союз ряда государств - членов федерации. При данном типе государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и органы управления у каждого из государств - членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы.

На сегодняшний день довольно-таки много стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально-политических причин.

Федеративное государство  является «компромиссным» вариантом  государственно-территориального устройства, компромиссом между централизацией и децентрализацией государственной власти, где полномочия и предметы ведения разграничены между федерацией и ее составными частями.

Федеративные государства  формировались двумя путями:

1) создавались «сверху», путем децентрализации, «разукрупнения»  унитарных государств, передачи  части полномочий из центра  на места (ФРГ, Россия);

2) переход «снизу» от  конфедераций к федеративному государству через добровольное объединение суверенных частей (США, Швейцария).

В состав современных федераций  входит различное число субъектов: США - 50, Австралийского Союза - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Бельгии - 3, ФРГ - 16, Швейцарии - 23, Аргентины - 22, Бразилии - 26, Венесуэлы - 20, Мексики - 31, Индии - 25, Пакистана - 4, ОАЭ - 7, Малайзии - 13, Нигерии - 21, Коморских островов - 3. Самое большое количество субъектов входит в состав Российской Федерации - 89.

Федерации создаются по различным  признакам. Наиболее распространенными являются федерации, построенные по территориальному признаку (США, ФРГ, Австрия, Мексика, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.). В прошлом существовали федерации, основанные по национально - территориальному признаку (СССР, Югославия, Чехословакия). Однако эти федерации распались, не выдержав испытание временем. Жизнь показала, что в таких федерациях сохраняется угроза национал - сепаратизма.

При определенных обстоятельствах  дезинтеграционные, сепаратистские тенденции  могут взять верх и привести к распаду единого федеративного государства. Именно это и произошло с указанными федерациями, когда республики, входящие в их состав, под флагом самоопределения наций отделились и создали суверенные государства.

К федерациям смешенного типа относится Российская Федерация. В ее составе находятся субъекты, представляющие собой национально-государственные и национально-территориальные образования (республики, автономные области, автономные округа), а также административно-территориальные образования (края, области, города федерального значения). И все же многонациональность является существенным признаком России, а потому национальный фактор является определяющим в федеративном устройстве государства.

Существуют федерации, в которых при доминировании территориального признака в федеративном устройстве учитывается и этнический фактор. К таким федерациям можно отнести Швейцарию, Канаду, Пакистан, Бирму. Есть федерации, созданные по языковому признаку. Это, например, Индия, Бельгия, где помимо прочего субъекты отличаются наиболее употребляемым языком.

Вместе с тем следует отметить, что деление федераций на различные виды весьма условно. В чистом виде не существует ни территориальной, ни этнонациональной, ни языковой модели федерации. Нет и федераций вообще в «чистом виде». Любая федерация имеет черты унитаризма. И, наоборот, унитарное государство в определенной степени является носителем элементов федерализма. К примеру, Испания является унитарным государством. Однако ее законодательная власть, широкие полномочия 17 автономных областей приближают Испанию к федеративной форме устройства.

Федеративное устройство государства основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической  сущностью. Эти принципы являются исходными  началами территориального устройства не только самой федерации, но и ее субъектов. К ним относятся:

государственная целостность

единство системы государственной  власти

разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти и органами, государственной власти субъектов  федерации

равноправие и самоопределение  народов

равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

А теперь рассмотрим, что  же в отдельности представляет каждый их выше перечисленных принципов.

Федерация состоит из государств (республик, штатов), государственно-территориальных  и национально-государственных образований, созданных для достижения общих  целей с помощью федеральной  власти. Это предполагает стремление субъектов федерации к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в целостности  федерации. Государственная целостность  Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции Российской Федерации и Федеральных законов на территории Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов права выхода из состава Российской Федерации или иного изменения своего статуса без согласия на то Российской Федерации; единством системы государственной власти.

Информация о работе Типы государственного устройства