Типы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время под типом (формой) государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если в свою очередь содержание позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства дает понять нам, насколько слаженно организована власть в государстве, какими органами и субъектами представлена, каков порядок взаимодействия и образования, какими методами происходит осуществление государственной власти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
1. ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА………………………...3
2. ВЫБОРЫ И ИХ РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА….14
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….24
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….26

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc.docx

— 55.33 Кб (Скачать файл)

Единство системы государственной  власти - это одна из гарантий государственной  целостности Российской Федерации. Единство системы государственной  власти выражается в наличии единого  высшего органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.

Юридические признаки единства системы государственной власти заключаются в том, что совокупная компетенция этих органов охватывает все полномочия, необходимые для  осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие  к этой системе, не могут предписывать одновременно одни и тем же субъектам  при одних и тех же обстоятельствах  взаимоисключающие правила поведения. В Российской Федерации государственная  власть реализуется системой, в которую  входят федеральные государственные  органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а так же государственные  органы всех субъектов Российской Федерации.

Система органов государственной  власти основана на принципе разделения властей не только по горизонтали, то есть между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали - разграничения предметов ведения  и полномочий различных видов  органов федерации и ее субъектов. Реализуя принцип разделения властей по вертикали, свойственный сегодня практически всем демократическим государствам, и признавая при этом в достаточно широком масштабе права на самостоятельность субъектов Федерации, то есть создана система, в которой каждый орган осуществляет государственные полномочия по строго определенному кругу вопросов, и только вся система в своей совокупности реализует государственную власть в целом. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что разграничение компетенции между органами власти федерации и ее субъектов базируется на добровольном признании субъектами федерации приоритета ее задач и целей, а, следовательно, на ограничение субъектов в их правах.

В Российской Федерации народы пользуются одинаковыми правами. Равноправие  народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Право народов на самоопределение  может осуществляться в самых  различных формах. Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., такими формами являются: создание суверенного государства; свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним; установление любого другого политического статуса. Однако выбор народом одной из форм самоопределения не может вести к разрушению государственного единства и ущемлению прав человека.

В Декларации подчеркивается недопустимость использования ссылок на самоопределение для подрыва  государственного и национального  единства. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности  любого другого государства и  страны.

Это равноправие означает, что все субъекты, федерации обладают одинаковыми правами в своих  взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Однако из такого равноправия не вытекает, что  все субъекты федерации имеют  одинаковые права. Так, например, республика в составе Российской Федерации  является государством, и она, конечно, не может иметь одинаковые права, скажем, с автономным округом. Вместе с тем, равноправными между собой  являются все республики в составе  Российской Федерации; все области  и края; города федерального значения; все автономные округа.

Конфедерации представляют собой государственно-правовые объединения, сохраняющие независимое существование, союз суверенных государств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами государственной власти государств, входящих в конфедерацию. Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации.

Армия конфедерации состоит  из воинских контингентов государств-членов конфедерации, направленных по их решению  в распоряжение общего командования.

Конфедерация сравнительно редко встречается в истории (США с 1781 по 1789 г. г.). Эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме устройства.

Федерацию от конфедерации отличают следующие черты:

* единая территория, население,  живущее на данной территории;

* наличие обще федеральных  государственных органов власти  на всей территории государства;

* наличие конституционных  гарантий территориальной целостности  государства, отсутствие у частей государства права выхода из него;

* невозможность для субъектов  федерации вступать в какие-либо государственные союзы за ее пределами;

Федерацию от унитарного государства  отличают следующие черты:

* конституционное, договорное  или конституционно-договорное разделение  полномочий между федеральным  центром и субъектами федераций;

* конституционные гарантии  территориальной целостности субъектов  федерации;

* самостоятельность субъектов  федераций в осуществлении ими принадлежащих им полномочий;

* право выбора субъектом  федерации формы своей политической  организации;

* право участников федеративных  отношений на двустороннее (горизонтальное  и вертикальное) регулирование государственно-властных полномочий.

Одной из важнейших тенденций  развития форм государственного устройства являются попытки совместить позитивные стороны унитаризма и федерализма, уравновесить их достоинства и недостатки. Это новое течение регионализма, которое представляет собой промежуточную форму между унитарным и федеративным государством. Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в Италии и Испании.

В отличие от других государств, в Италии и Испании автономия предоставлена всем территориальным коллективам, на которые непосредственно разделена страна. Устройство государства представляет собой комплекс автономных образований, которыми являются крупнейшие территориально-административные единицы и, которые могут иметь в своем составе другие автономные образования с меньшими полномочиями. Как и в федеративном государстве, регионам принадлежит законодательная и исполнительная власть, как и в унитарном государстве, области не имеют конституций. В каком направлении развивается эта форма государственного устройства? Наверное, она означает все-таки переход к федерализму.

Одна из самых жгучих проблем  России - это проблема поиска наиболее оптимальной формы государственного устройства, позволяющей стабильно развиваться всем регионам и всем народам России.

Один из важнейших вопросов при любом типе государственного устройства - это распределение полномочий между центром и периферией, создание условий и механизмов, позволяющих  минимизировать межэтнические и  межрегиональные конфликты, обеспечить социально-экономические и политико-правовые стимулы для отдельных регионов, которые закрепили бы их в составе  государства и тем самым сохранили  стабильность и целостность последнего.

А теперь постараемся проанализировать и понять, какие из рассмотренных  выше типов государственного устройства могут оказаться оптимальными?

Казалось бы, унитарное, единое, централизованное государство наилучшим  образом противостоит сепаратистским устремлениям, однако многолетние конфликты  в Ольстере (Великобритания), у басков (Испания), у тамилов (Цейлон) и другие примеры совсем не редких исключений их правила. Высказываются мнения в  пользу демократического, то есть «смягченного», унитарного государственного устройства, где вся власть сосредоточена  в основном в руках центрального правительства, а регионам представлена некоторая автономия, пределы которой  определяются договором между регионом и центром. Решение экономических  проблем, которые вызывают недовольство на местах и усиливают сепаратизм, требуют скоординированного правительством централизованных усилий. Считается, что федеративное устройство с самыми широкими политическими, экономическими, социальными правами на местах приведет к распаду государства, а так же сложность экономической ситуации усиливает хрупкость государства.

Однако великая депрессия 20-х и 30-х гг., поразившая множество  федераций, не привела к утрате их целостности. Экономика определяет государственные формы лишь в  самом конечном счете.

Федерализм нельзя сводить  к простому географическому делению  страны (особенно многонациональной) на территориальные единицы с вертикальной подчиненностью и полной зависимостью от политического центра. Необходимо помнить, что само понятие федерализма  возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное  функционирование крупного государства  как целостной организации политической власти, допускает существование  и развитие в его пределах структурных  единиц, выступающих, в свою очередь, как относительно самостоятельные  государства или государственные  образования.

Федеративное государственное  устройство не будет достаточно стабильным, если отдельные субъекты в силу своего этнического состава имеют различные  взаимоотношения с центральным  правительством. В федеративном государстве  локальные конфликты, возникшие  в отдельных регионах, подрывают  позиции центрального правительства  в принципе слабее, чем в унитарном  государстве, где региональные столкновения вынуждены становится объектом внимания центра. Федеративное устройство позволяет субъектам федерации искать решения на месте и лишь в случае неудачи привлекать к решению федеративное правительство.

Интересен опыт развития США. Число американских штатов с 1789 г., когда вступила в силу нынешняя Конституция, возросло с 13 до 50. Американская Конституция (ст. 4 р. 3) допускает образование новых штатов. Решение об этом принимает конгресс. Однако, без согласия существующих штатов не могут образоваться новые штаты путем слияния 2-х и более штатов или их частей. Получить же такое согласие - дело сложное. В противоположность американской Федеральной Конституции, существующей уже два столетия и отличающейся стабильностью, конституции штатов реформировались часто и основательно и даже заменялись другими.

Значительные различия в истории, экономике, социальной структуре и доходах, а также в этническом составе населения штатов отразились в их политических и культурных традициях. Элейзер Д. описывает три основных типа политической культуры штатов: «индивидуалистическую», «моралистическую», «традиционную».

Наиболее отчетливо традиционная политическая культура выражена в южных штатах, в то время как индивидуалистическая доминирует в центральных штатах (Нью-Джерси), а моралистическая политическая культура четко представлена в северных штатах Новой Англии вплоть до Западного побережья, включая Калифорнию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫБОРЫ И ИХ РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Главным принципом демократии являются выборы. Посредством выборов  формируются различные органы публичной  власти - парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления. Выборы широко используются для формирования органов общественных объединений, политических партий.

Выборы отбирают и формируют  политическую элиту, воспитывают лидеров, политических деятелей общегосударственного и местного масштаба. Систематическое  проведение выборов повышает политическую и правовую культуру населения. Участие  избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги  и практическую деятельность тех  или иных партий и избранных должностных  лиц, сопоставлять обещания и реалии .

Выборы являются  неотъемлемой составной частью политического  процесса в современных демократических  обществах. Они  предоставляют  человеку, идущему в большую политику, возможность  стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. Вместе с тем во время выборов в  активную политическую жизнь вовлекаются  простые граждане, они начинают ощущать  свою значимость, возможность  оказывать  влияние на персональный состав высших государственных органов.

   Актуальность данной  работы состоит в том, что  именно через выборы граждане  оказывают воздействие на формирование  органов государственной власти  и тем самым реализуют свое  право на участие в управлении  делами государства.

   В мире трудно найти страны, в которых не проводились бы выборы в органы политической власти. Однако далеко не все выборы можно отнести к демократическим. Вопрос о выборах актуален в наше время, поскольку играют немалую роль в политической жизни. К этому вопросу обращается много ученых, политиков и пытаются выяснить проблемы, которые были и есть на сегодняшнее время актуальными. 

Выборы — важнейший  компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Они используются в различных общественных организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д.

Выборы всегда связаны  с голосованием, однако при всей близости этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов государства. Голосование же не всегда связано с выборами. Оно используется и в различных формах прямой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т.п.

Информация о работе Типы государственного устройства