Технологии избирательной кампании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:15, творческая работа

Описание работы

Выборы – это то, что предстоит вскоре пережить нашей стране. Я никогда раньше не принимала участия в выборах, но прекрасно видела, что им сопутствует. Опять на улицах появятся огромные плакаты, призывающие голосовать за того или иного кандидата. Листовки с лозунгами, призывами будут раздавать на каждом шагу, будут бросать в почтовые ящики. В различных телевизионных программах будут выступать политики, ругать других и хвалить себя.

Файлы: 1 файл

2004-a-7707.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

В то же время  участие в процессе принятия решения - одна из важных составляющих положительной  мотивации команды, поддерживающей кандидата. Поэтому наиболее приемлемый вариант - это тесная совместная работа над принятием важнейших решений самого кандидата и его команды, привлекаемых консультантов и экспертов. К сожалению, редко кто, даже из опытных консультантов по избирательным технологиям владеет эффективными методами принятия коллективных решений. Современные подходы в применении таких методов состоят в одновременном рассмотрении четырех основных элементов: деятельности индивидов, участвующих в процессе принятия решения и владеющих определенной информацией; группы, как качественно иной целостности; задач, решаемых данной группой и применяемых методов организации коллективной работы.

В избирательных  технологиях часто полностью  выпадают необходимые этапы подготовки и принятия решений. Например, практически  никогда не создается достаточно полный набор альтернатив - возможных  действий в период избирательной кампании. Большинство мероприятий планируется исходя из аналогов других кампаний, а также тех навыков, умений и связей, которыми обладают планировщики.

Избирательная кампания.

С момента проведения первых выборов, непрерывно совершенствовались технологии избирательных кампаний. По мере того как росло значение выборов в политической жизни, также росло значение избирательных технологий, накапливался опыт борьбы – побед и поражений. В настоящее время в странах Запада накоплен значительный опыт организации и проведения предвыборных кампаний.

Разнообразные методы политической борьбы получили свое оформление в принципах избирательного маркетинга, разработанных в США. Рыночная модель проведения выборных кампаний стала базой для создания методов политического маркетинга. Однако способы структурирования и планирования основных этапов кампании, принципы коммуникации между политиками и гражданами оказались универсальными и эффективными и для других моделей избирательных кампаний.

В широком плане политический маркетинг - совокупность теорий и методов для определения целей и задач политических объединений и влияния на поведение граждан. В этом смысле избирательный маркетинг - лишь составная часть политического маркетинга, имеющая более ограниченную цель - помочь политическим партиям и кандидатам разработать и провести эффективную избирательную кампанию.

Основной целью  избирательного маркетинга является разработка приемов выборной борьбы, которые  помогают, используя минимум средств, добиться в ходе выборной кампании именно такого числа голосов избирателей, которое необходимо дня победы.

Предвыборный  штаб

 

Независимо  от уровня выборов участник предвыборного  марафона первым делом формирует  костяк команды (предвыборного штаба) и начинает работу по исследованию электоральных предпочтений, настроений избирателей, общей ситуации в стране (регионе), отслеживает и собирает информацию о вероятных соперниках. Предвыборный штаб – основной аналитический и исполнительный орган избирательной кампании, призван реализовывать все основные функции предвыборной деятельности. В связи с этим структура штаба выстраивается в соответствии с основными необходимыми функциями.

  Основные функции штаба следующие: 

 

1. менеджерские: планирование, организация, распределение работ, мотивация, контроль, коррекция процесса, управление программами и информационными потоками, представительство и лоббирование;

2. информационно-аналитическая;

3. рекламная, в том числе агитационно-пропагандистская;

4. связи с общественностью;

5. материально-техническое обеспечение;

6. юридическая;

7. сбор средств на кампанию;

8. финансово-бухгалтерская;

9. обеспечение работы оперативных групп;

10. обеспечение безопасности.

 

Формирование  штаба должно быть закончено по основным фигурам примерно за один - два месяца до официального начала кампании. Практика показывает, что структура штаба строится, исходя из опыта и способностей включенных в него людей. Основное требование к ключевым фигурам штаба - полное доверие к ним со стороны кандидата. Необходимо также выполнить основные рекомендации по ролевой структуре и психологической совместимости членов штаба. Создание оптимальной ролевой и психологической структуры коллектива для таких временных коллективов, как штаб, имеет очень важное значение. Ведь штаб должен начать интенсивно работать с первого дня после создания, и времени на притирку людей и характеров обычно не остается. Для формирования такого коллектива не обязательно приглашать профессиональных психологов. Но кандидат должен знать и учитывать, что мотивы работы в команде у людей разные и что даже его лучшие друзья не всегда способны пожертвовать и на короткое время личными амбициями рада блага кандидата.

Распределение функций и ответственности в  штабе обычно строится на двух принципах: первых из них – это выполнение членами штаба тех обязанностей которое у них лучше всего получаются и к выполнению которых они лучше всего подготовлены предыдущим опытом работы, и второй принцип  - необходимость распределения между членами штаба всех основных функций и направлений деятельности. Из сотрудников структурных подразделений штаба могут организовываться временные проблемные группы для выполнения отдельных конечных по времени функций. Например, обычно создается комитет стратегического планирования, который и отвечает за весь процесс принятия ключевых решений, разработки стратегии и тактики и разработки конкретных программ кампании. В состав комитета входят руководители подразделений. Возглавляет комитет стратегического планирования обычно лидер партии, так как именно он должен определять и утверждать ключевые решения по кампании. Подразделения штаба имеют четко разделенные функции.2

 

Теневой кабинет. Как правило,  каждый партийный лидер, решивший идти на выборы, приходит к этому решению не по наитию и капризу, а в результате каких – то консультаций с представителями предпринимательских структур, институтов власти, руководителями СМИ. Именно эти люди, которые напрямую не участвуют в избирательной кампании и часто даже предпочитают не «светится» рядом с кандидатом, образуют его теневой кабинет. От них зависит финансирование избирательной кампании, программные установки партии, многие её действия в случае избрания.

Руководитель кампании. Осуществляет общее руководство кампанией, обеспечивает согласованную работу всех его структурных подразделений. Он работает в тесном контакте с кандидатами, имея к ним круглосуточный доступ. Руководитель кампании имеет право принятия решений по тактике кампании, содержанию печатных и иных агитационных материалов. Руководитель кампании - единственный человек в команде, имеющий право сказать «нет» лидеру партии. Руководитель кампании и его команда полностью отвечают за проведение кампании.

Руководитель главного штаба кампании. Подчиняется непосредственно руководителю кампании, руководит действиями оперативных групп на территории столицы, контролирует распространение агитационных материалов, проведение телефонных опросов и телефонной агитации, координирует связь с региональными штабами кампании, обеспечивает сохранность и работоспособность аппаратуры штаба. Кроме того, контролирует размещение в типографиях заказов на печатную продукцию. Руководитель штаба отвечает за бесперебойную работу всех служб штаба, всех региональных штабов, контролирует непрерывную доставку им всего необходимого – вплоть до продуктов питания и клея.

Информационно-аналитический сектор. Подчиняется руководителю кампании и начальнику главного штаба кампании. В его состав обычно входят: компьютерная и техническая группа, отдел досье, аналитическая группа, пресс-служба.

Отдел досье, аналитическая группа. Работают со списками избирателей, осуществляет необходимые другим службам и руководителям выборки, обеспечивают оперативные группы и штаб картами округов и участков, списками избирателей. Обеспечивают модемную и факсимильную связь с региональными штабами. Собирают и анализируют публикации в газетах, записывают выступления, ролики, передачи кандидатов других партий, получают от оперативных групп образцы агитационных материалов соперников, анализируют их и пытаются прогнозировать ходы конкурентов. Эти же отделы осуществляют выборку из сводок информационных агентств, публикаций в газетах, статистических сборников всех необходимых лидерам партии и их  команде фактов. Занимается изучением ценностей, стереотипов, ожиданий избирателей, следит за изменением их предпочтений. Выявляет наиболее благоприятный имидж партии, (кандидата). Тщательно исследуются социально - экономические, политические, экологические и д. р. проблемы территории на которой пройдут выборы. Надо отметить, что данные вопросы отслеживаются и изучаются непрерывно.

Пресс-служба. Иногда входит в состав информационно-аналитической группы, иногда выделяется в отдельное направление, подчиняется соответственно, либо руководителю кампании, либо начальнику информационно-аналитической группы. Готовит статьи в газеты, листовки, буклеты, плакаты, интервью и выступления лидеров партии, контролирует подготовку видео роликов и аудио роликов. Обеспечивает подготовку лидеров партии к прямым эфирам и дебатам. Если штаб кампании принимает решение, пресс-служба готовит экстренные выпуски рекламных газет. Эта служба готовит лидеров к ответам на неприятные вопросы соперников и прессы, которые она должна попытаться предугадать.

Группа доверенных лиц. Договариваются о встречах лидеров на предприятиях, по месту жительства избирателей, самостоятельно проводят встречи с избирателями (публичные выступления от имени партии). Осуществляют представительские функции от имени объединения в регионах.

Региональные штабы кампании. Располагаются в столицах субъектов федерации, представляют интересы избирательного объединения в регионе. Руководители региональных штабов обеспечивают всем необходимым работу оперативных групп, планируют и координируют их действия, проводят телефонные опросы, размещают агитационные материалы в местных СМИ. Во многом повторят работу главного штаба, но на региональном уровне. Ежедневно отчитываются перед руководителем главного штаба кампании.

Бухгалтер кампании. Обеспечивает и контролирует все денежные расчеты в ходе избирательной кампании.

Юридический отдел. Юридическое обеспечение кампании.

Клуб избирателей. Руководитель клуба подчиняется непосредственно руководителю избирательной кампании. Должен располагаться в самом центре города, иметь большую вывеску и упрощенный вход. Играет роль общественной приемной.

Оперативные группы. Подчиняются руководителю кампании и начальникам штабов, в зоне ответственности которых они действуют. Действуют на территории всего избирательного округа, занимаясь непосредственной агитацией, расклейкой плакатов, листовок, объявлений о встречах, раздачей буклетов и листовок. Они работают по схеме «от двери к двери», работают в общественных местах – магазинах, аптеках, вузах, школах и т. п. Участвуют в качестве группы поддержки на встречах кандидатов – партийцев, доверенных лиц с избирателями.

Группа добровольных помощников. Оказывает помощь практически всем подразделениям штаба. Основная масса используется в качестве агитаторов.

Референт. Подчиняется непосредственно лидеру избирательного объединения, координирует свои действия и с руководителем кампании. Следит за соблюдением лидером графика кампании.

Компьютерная и техническая  группа. Соответствующие обеспечение всех структур штаба.

Разработка  стратегии избирательной кампании

Параллельно с  формированием штаба ведется разработка стратегии избирательной кампании. Термин «стратегия» ведет свое происхождение из военного искусства и означает «искусство достижения цели, выдвигаемой войной для вооруженных сил, посредством наилучшей подготовке к войне и группировке операций … стратегия – искусство подготовки вооруженного фронта и выдвижения перед ним частных, промежуточных целей достижение которых вело бы с затратой наименьших сил и средств к достижению конечной цели.»3.

Начинается  разработка стратегии с диагностики  округа (для избирательного объединения, кандидата в президенты  – экономического и социально-политического положения страны), обследования общественного мнения, анализа структуры электората и выделения целевых групп, своих слабых и сильных сторон, изучения соперников, выявления полного перечня ресурсов которыми обладает избирательное объединение, в общем, сбор и реалистичный анализ факторов которые могут оказать влияние на ход голосования. На основе этих данных вырабатывается имидж партии (кандидата), формализованные цели и концепции кампании, разрабатывается стратегия, выбирается тактика. Заканчивается разработка стратегии процессом планирования то есть переведением теоретических разработок в конкретный план действий. Упрощенно задачу, стоящую перед аналитиками и имиджмейкерами избирательных объединений можно представить так: выяснить, какими избиратели видят своих избранников, разработать соответствующих имидж своих лидеров, избирательных объединений и методику внедрения его в сознание избирателей.

Диагностика избирательного округа.

Разработка  стратегии избирательной кампании начинается с реалистичного анализа  основных факторов, способных повлиять на исход выборов: состояние экономики, настроения избирателей, их традиционных предпочтений, действующих в округе политических сил4. Оценивается относительная важность каждого фактора, определяется степень негативного или позитивного влияния на ход предвыборной кампании, адаптируется план избирательных мероприятий к реальным условиям округа.

Основными  составляющими  диагностики являются:

 

  • структура избирательного округа: география, основные производственные характеристики, демография, статистика;
  • история голосований (особенно последних) и анализ избирательных кампаний различных политических сил с точки зрения их эффективности влияния на окончательные итоги голосования по округу;
  • анализ структуры и предпочтений электората, с выделением «целевых» групп потенциальных сторонников и противников кандидата, методов работы с различными социальными слоями;
  • социально-экономическая диагностика регионов с выделением главных и корневых проблем, определяющих благосостояние и настроение избирателей. Хорошая диагностика позволяет построить электоральную карту регионов с описанием главных проблем, стоящих перед жителями каждого конкретного города, поселка, предприятия квартала дома (эти данные используются для составления программы и речи кандидата);
  • диагностика политических и иных сил и влияний, которые могут оказать влияние на исход голосования с описанием методов взаимодействия с ними в нужном для кандидата направлении;
  • описание регионального менталитета, традиций, стереотипов поведения и мышления жителей регионов с рекомендациями по учету этого менталитета при разработке языка политической коммуникации;
  • анализ конкурентов;
  • анализ настроений элиты, в том числе исполнительной власти и способов воздействия на неё;
  • анализ наиболее информативных точек регионов  (мест, лиц, банков данных) для получения информации по ходу избирательной кампании;
  • выводы по образу политика, за которого могла бы проголосовать основная часть населения;
  • анализ мнений избирателей по оценке популярности своего кандидата и рекомендаций по корректировке образа;
  • основные СМИ, их политическая окраска и рейтинги популярности.

Информация о работе Технологии избирательной кампании