Стратегия избирательной кампании: понятие, функции и технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

Для обычных же граждан-избирателей избирательная кампания — время, когда вместо йогуртов и табачных изделий вовсю рекламируются очень разные люди, которых объединяет одна цель – прийти к власти.
В последние годы наблюдать за избирательными кампаниями становится очень интересным занятием. Методы, которые используют кандидаты, достаточно разнообразны.
Цель контрольной работы – рассмотреть понятия «стратегия» и «тактика» избирательной компании.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..………3
Глава 1. Стратегия избирательной кампании: понятие, функции и технологии…………………………………………………………………………4
§ 1. Понятие «стратегия избирательной компании»……………………………4
§ 2. Основные элементы избирательной компании……………………………4
§ 3. Основные ресурсы избирательной кампании……………………………..5
§ 4. Разработка стратегии избирательной компании…………………………...7
§ 5. Реализация стратегии избирательной кампании………………………….9
Глава 2. Тактика избирательной компании……………………………….…..11
§1. Сущность тактики в управлении избирательными компаниями…………………………………………………………….……….11
§ 2. Основные компоненты тактики…………………………………………..12
§ 3. Тактические приемы в избирательных кампаниях……………………….15
§ 4. Разработка тактики………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 40.70 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..………3

Глава 1. Стратегия избирательной кампании: понятие, функции и технологии…………………………………………………………………………4

§ 1. Понятие «стратегия избирательной компании»……………………………4

§ 2. Основные элементы избирательной компании……………………………4

§ 3. Основные ресурсы избирательной кампании……………………………..5

§ 4. Разработка стратегии избирательной компании…………………………...7

§ 5. Реализация стратегии избирательной кампании………………………….9

Глава 2. Тактика избирательной компании……………………………….…..11

§1. Сущность тактики в управлении избирательными компаниями…………………………………………………………….……….11

§ 2. Основные компоненты тактики…………………………………………..12

§ 3. Тактические  приемы в избирательных кампаниях……………………….15

§ 4. Разработка тактики………………………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………20

 

Введение

Избирательная кампания — сложное и многогранное понятие, которое можно рассматривать  с разных сторон.

К примеру, для политолога избирательная (предвыборная) кампания является стадией избирательного процесса, которая включает выдвижение и официальную регистрацию кандидатов, их предвыборную борьбу, призванную познакомить  избирателей с их программами  и платформами, с личностью кандидатов и на этой основе сделать свой выбор.

Для самого кандидата и его команды избирательная  кампания скорее является определенными  целенаправленными последовательными  усилиями, которые осуществляются (на протяжении определенного законодательством  отрезка времени) с целью мобилизовать поддержку кандидата избирателями и обеспечить его победу в день выборов.

Для обычных  же граждан-избирателей избирательная  кампания — время, когда вместо йогуртов и табачных изделий вовсю рекламируются  очень разные люди, которых объединяет одна цель – прийти к власти.

В последние  годы наблюдать за избирательными кампаниями становится очень интересным занятием. Методы, которые используют кандидаты, достаточно разнообразны.

Цель контрольной работы – рассмотреть понятия «стратегия» и «тактика» избирательной компании.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к данной теме в современной науке, с другой стороны – ее недостаточной разработанностью.

Объектом является стратегия и тактика избирательных кампаний.

 

 

 

 

Глава 1. Стратегия избирательной  кампании: понятие, функции и технологии

§ 1. Понятие «стратегия избирательной  компании»

Под стратегией избирательной кампании понимается общая направленность, содержание и  порядок действий кандидата и  его команды по достижению поставленных целей.

Избирательная стратегия – это  совокупность информационных тем, раскрытию  содержания которых будет подчинена  вся избирательная кампания.1 Выработать стратегию – значит определить такие ключевые темы.

Стратегия или стратегический план кампании - это, по сути дела, набор целей избирательной  кампании и средств их достижения, ведущих, с точки зрения команды, к искомому результату. Стратегия  предусматривает достижение преимущества над соперником на самых важных участках избирательной кампании, путем концентрации на этих направлениях собственных ресурсов и ослабления соперника.

Таким образом, стратегия - это также и обобщенный план действий, ведущий кандидата  или избирательный блок к победе на выборах.

 

§ 2. Основные элементы избирательной компании

К основным элементам стратегии избирательной  компании можно отнести следующие:

1. Кандидат  – личность, имидж, политический  опыт, программа, коалиции, команда,  легенда, прошлые заслуги, психологические  качества, внешность, воля к победе, связи в избирательном округе

2. Условия  - тип, масштаб, продолжительность  кампании; регламентирующие нормы  и правила; округ: географические, экономические, политические, национально-культурные  и другие особенности; социально  - экономическая обстановка в округе; значимость кампании для избирателей; сопутствующие условия проведения выборов.

3. Ресурсы  – административные, временные,  финансовые, людские, организационные,  материальные, нужные связи, идеологические, информационные, прошлые заслуги  кандидата и др.

4. Соперники  - цели каждого из соперников, ресурсы соперников, количество  соперников, опыт соперников, стратегия  и имидж основных соперников, поддержка избирателями, желание  соперников вступить в коалицию 

5. Избиратели - количество избирателей, структура  и состав избирателей, распределение  по территориям и округам, степень  политизированности электората, степень  "управляемости" электората, распространенность  политических мифов и стереотипов,  менталитет избирателей, традиции  электорального поведения, социально-психологическое  состояние жителей

6. Элита  - структура, состав и сила элиты,  отдельных ее сегментов;сплоченность  элиты вокруг каких-либо людей  и кандидатов; частные интересы  отдельных сегментов и представителей  элиты; связь с различными отрядами  федеральной (региональной) элиты;  потенциальные точки разногласий  внутри элиты; внутренние связи  между представителями элит

Элита - это особый слой людей, оказывающих  наиболее сильное влияние на принятие важных решений избирателями. Это  та часть общества, которая реально  принимает решения и от позиции  и действий которой во многом зависит  течение и результат избирательной  кампании.

 

§ 3. Основные ресурсы избирательной  кампании

Американский специалист по проведению избирательных кампаний Д. Денехи считает, что в избирательной  практике мы имеем лишь три основных ресурса: время, люди, деньги.

Можно согласится с тем, что эти ресурсы главные, но в  реальности перечень ресурсов гораздо  больше:

При выработке  стратегии необходимо учесть ресурсы  своей избирательной кампании и  кампаний соперников по следующим параметрам:

  1. Временные ресурсы
  2. Интеллектуальные, творческие ресурсы
  3. Финансовые ресурсы
  4. Организационные ресурсы
  5. Административные ресурсы
  6. Материально-технические ресурсы
  7. Юридические ресурсы
  8. Информационные ресурсы
  9. Специальные оперативные ресурсы

Многие кандидаты являются действующими администраторами и все  же в недостаточной степени используют в проведении кампаний имеющиеся  в их распоряжении ресурсы власти. Под ресурсами власти обычно понимают все те средства, использование которых  обеспечивает влияние на объекты  власти в соответствии с целями субъекта. Среди этих ресурсов выделяются:

– экономические (материальные ценности, необходимые для общественного  производства и потребления, земля, ископаемые и т.д.);

– социальные (способность  изменения социального или должностного статуса или ранга, места в  социальной структуре управляемого субъекта);

– информационные (знание и информация, а также средства их получения и распространения);

– силовые (оружие и аппарат  физического принуждения, специально подготовленные для этого люди);

– демографические (человек  как универсальный ресурс, создающий  другие ресурсы) и т.д.

Одним из важнейших ресурсов является программа кандидата. Тщательная ее разработка, основанная на знании реальностей экономической и хозяйственной жизни региона, данных социально-экономической диагностики, доведение положений этой программы до решения конкретных экономических и социально-бытовых проблем небольших социальных групп населения, работников предприятий и жителей населенных пунктов может стать ведущей темой всей избирательной кампании и привлечь дополнительных сторонников.

Важным ресурсом является и команда кандидата.2 Популярные и уважаемые люди в команде прибавляют популярности и самому кандидату.

Важным ресурсом кампании представляется и образ кандидата, сформированный у населения. Соответствие образа и реальных результатов деятельности кандидата в представлении избирателей  может определить исход кампании.

Игнорирование либо недостаточно тщательная проработка этого этапа  избирательной кампании может резко  снизить ее эффективность при  общем повышении затрат на проведение.

 

§ 4. Разработка стратегии избирательной  компании

Предварительное изучение избирательной конъюнктуры, неофициальные  договорённости о поддержке кандидата (избирательного объединения), стремление иметь заранее целостную концепцию  избирательной компании делают необходимой  разработку стратегии компании до её официального начала.

В условиях предсказуемого развития политического процесса и  устойчивого календаря выборов  стратегическое планирование избирательной  компании начинается за 1-1,5 года. В российских условиях, учитывая динамизм политической жизни и высокую степень непредсказуемости, этапы подготовки к выборам естественно  спрессованы, что не освобождает  политиков от серьёзной предварительной проработки стратегии компании, пусть даже в сжатые сроки.

Стратегию избирательной  компании можно определить как программу  будущих действий ради достижения поставленных целей с учётом реальности. Именно поэтому стратегическое планирование компании, по мнению ведущего британского  специалиста по политическому маркетингу Ф. Гоулда, включает в себя решение  по крайней мере четырёх задач:

  1. Сбор информации, поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения соперников.
  2. Оценка имеющейся информации, в первую очередь путём выявления сильных и слабых сторон всех участников борьбы.
  3. Непосредственная разработка стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, политической стратегии и основных лозунгов.
  4. Планирование, т.е. переведение всего вышеперечисленного в законченный план всей кампании.3

Разработка  эффективной стратеги включает в  себя последовательное рассмотрение ряда необходимых элементов и вопросов:

1. Определение  качественных целей кампании. (Какие  результаты необходимо достичь  в ходе кампании?).

2. Определение  количественных (формализованных) целей  кампании. (Сколько избирателей и  на каких участках должны проголосовать  за кандидата?).

З. Определение  целевой группы избирателей (выявление  базового электората).

4. Определение  четкой разницы между кандидатом  и основными соперниками (Чем  кандидат отличается от них  в лучшую сторону?).

5. Разработка  концепции (основной идеи) избирательной  кампании (Почему избиратели должны  проголосовать за кандидата?).

6. Определение  наиболее приемлемого "имиджа" кандидата.

7. Определение  главной темы кампании.

8. Анализ  ресурсов кампании. (Определение  сильных и слабых сторон кампании  своего кандидата и соперников).

9. Выбор  системы управления избирательной  кампанией.

1 О. Определение  основных осей (идеологических, организационных,  психологических) кампании.

11. Разработка  главных лозунгов кампании.

12. Определение  основных соперников и принятие  решений по коалициям и союзам (С кем и на каких условиях  возможно объединение?).

13. Выбор  стратегии и ритма агитационной  кампании (выбор основных форм  агитации и разработка графиков  изменения интенсивности агитационной  кампании).

14. Общий  сценарий проведения кампании.

15. План  основных информационных событий.

При разработке сюжетных линий может оказаться, что ствол лишен жизненной силы, он не дает побегов, т.е. нет реальных фактов, подтверждающих выбранную тему информационной экспансии, скажем, нет достаточных убедительных фактов, подтверждающих честность кандидата. В этом случае целесообразно сменить тему, так как создание искусственных примеров, имеющих мало общего с реальностью, может в конечном счете, как говорят, выйти боком. Конкуренты обязательно воспользуются данным фактом для дискредитации образа кандидата в глазах населения, для обвинения его в попытках ввести общественность в заблуждение или попросту во лжи.

 

§ 5. Реализация стратегии избирательной  кампании

Мероприятия и события  характеризуют планируемый и  прогнозируемый ход избирательной  кампании. Различие между мероприятиями  и событиями в том, что мероприятия  планируют и проводят команды  кандидата и его соперников, а  события происходят относительно независимо от их усилий. Мероприятия и события важны для описания и оценивания методов использования ресурсов в ходе избирательной кампании, а также сценариев ее развития. Поэтому для разработки стратегии избирательной кампании необходимо описать основные ее мероприятия и события, которые, как предполагается, определят ее ход и исход, т.е. результат голосования4. Все мероприятия можно объединить в 7 категорий:

Информация о работе Стратегия избирательной кампании: понятие, функции и технологии