Сущность, структура и функций политическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Политическая культура, как составная часть общей культуры человечества, относится к такому явлению духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на основании которого можно судить об уровне политической зрелости общества. Хотя многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, описывалось еще мыслителями древности, сам термин «политическая культура» был введен в научный оборот немецким философом И. Гердером в XVIII веке, а систематизированное представление о политической культуре, как составной части политологии, сложилось лишь в середине XX века.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)
  1. Патриархальный тип политической культуры, который свойственен обществу с несформированной политической системой, где отсутствуют специализированные политические роли и интерес граждан к политике, их политические ориентации неотделимы от религиозных или социальных. Общество с такой культурой отличает аполитичность, безразличие, апатия к государственным делам и нацеленность почти исключительно на дела общины, семьи. Исторически патриархальная культура рассматривается как тип характерный для доиндустриального общества.
  2. Подданнический тип политической культуры (культура подчинения, повиновения) характеризуется пассивным отношением к политической системе, человек в этой системе уважает авторитет правительства, и пассивен в политической жизни. Система государственной власти имеет отлаженный механизм установки норм, ценностей, выдачи директив, которым все обязаны подчиняться под страхом наказания, лишения благ. В таком обществе доминируют связи типа «сверху – вниз». Подданнический тип политической культуры рассматривается как тип, свойственный периоду феодализма или индустриальному тоталитарному обществу.
  3. Активистский тип политической культуры (культура участия) характеризуется наличием опосредованных связей общества и государства, индивиды этой системы сориентированная на активную роль, независимо от позитивного или негативного отношения к ее элементам или к системе в целом. Этот тип культуры соответствует постиндустриальному демократическому обществу.

Поскольку любая типология  является условной и чистые типы политической культуры существуют лишь в теории,а реальность представлена смешанными типами политической культуры: подданническо-активистский, патриархально-подданнический и т.д. Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры называется «гражданской культурой», которая в своей основе содержит активистский тип, дополненный определенными элементами патриархальной и подданнической культуры.

Одной из достаточно распространенных типологией политической культуры является типология, в основе которой лежит степень согласованности между членами общества относительно основополагающих политических ценностей, правил поведения. Согласно этой типологии, разработанной У.Розенбаумом, существуют два полярных типа политической культуры: фрагментарная и интегрированная.Для фрагментарной характерно отсутствие согласия относительно политического устройства страны, преобладание местных политических лояльностей над национальными, отсутствие общепринятых процедур улаживания социальных конфликтов, а также доверия между отдельными группами общества, нестабильность правительства. Интегрированная политическая культура характеризуется непротиворечивостью политических идентификаций, низким уровнем политического насилия, преобладанием гражданских процедур в улаживании конфликтов, доверием в политических отношениях социальных групп, лояльностью по отношению к существующему режиму. Интегрированная политическая культура поддерживается высоким уровнем образования и общего материального благосостояния.В целом же следует заметить, что уровень политической культуры зависит в первую очередь от уровня общей культуры, условий и качества образования, воспитания, образа жизни, силы внутренних мотивов, уровня развития общества. Типология политической культуры не является чем-то неизменным, хотя в общем, она рассматривается как консервативный элемент общественной структуры, тем не менее иногда она меняется сравнительно быстро, но в любом случае она развивается и меняется вовзаимодействии с существующими политическими институтами, традициями, отношениями собственности и власти, она не может одномоментно оторваться от своей почвы, от уровня общекультурного развития народа. Политическая культура – это продукт особых исторических условий, социально-экономического и духовного развития нации, группы, индивидов, общества в целом.

3.Проанализировать  специфику современной российской  политической культуры.

 Традиционное и индустриальное общества, сосуществующие в одно и то же время, дали современному миру два основных типа политической культуры: тоталитарный и демократический.

Для тоталитарного типа советского периода характерны унифицированность  политического сознания и поведения, жесткость предписаний со стороны  государства, расхождение слова  и дела политической элиты, а следовательно и рядовых граждан.

Демократическая политическая культура предполагает плюрализм политических субъектов, мнений, установок, типов  поведения. И как следствие включает в себя толерантность, означающую не просто терпимость к чему-то и кому-то иному, но и готовность взаимодействовать с оппонентом, вбирать в себя наиболее рациональное.

Переходное состояние  российского общества определяет и  переходный характер политической культуры в нем, наличие как элементов  тоталитарной культуры, так и демократической. Часто применительно к политической культуре постсоветской России используется термин "авторитарно-коллективистская".

Экстремальные условия  России, ставящие ее в течение длительного  времени на грань выживания, породили мобилизационный тип политической культуры общества, ориентирующий на достижение чрезвычайных целей. Поэтому широко распространены в обществе идеи экстремизма, склонности к силовым методам решения вопросов и одновременно не популярны идеи компромиссов, консенсусов, переговоров и т. д. В сочетании со слабостью демократических традиций, зачастую личные амбиции становятся преобладающими над политической целесообразностью.

В России существуют все  типы политической культуры и ее субкультуры: патриархальная, подданническая, активистская. Однако доминируют патриархально-подданническая и подданническо-активистская.

В результате воздействия  множества факторов как исторического, так и современного плана политическая культура современного российского  общества внутренне противоречива. В ней представлено множество субкультур - авторитарная и демократическая, элитарная (политической элиты, чиновничества) и массовая (рядовых граждан), либеральная и консервативная, социалистическая и буржуазная и т. д. Субкультуры имеются в каждой социальной группе: среди молодежи и пенсионеров, предпринимателей и маргиналов, рабочих и интеллигенции.

Однако особенность  современного этапа политической культуры российского общества не столько  в разнообразии субкультур, сколько  в том, что значительное их число  охвачено скрытой или явной борьбой, столкновением. Основными линиями конфронтации выступают демократизм-авторитаризм, социализм-капитализм, централизм-регионализм, глобализация-изоляционализм, анархизм-этатизм и т. д. Многообразие таких линий свидетельствует об отсутствии политического базового консенсуса, общенационального согласия, в конечном итоге о болезненном разладе между различными социальными группами, ставящими под сомнение успешность реформирования общества, социальную и политическую стабильность в нем.

Таким образом, политическая культура современного российского общества находится в состоянии своего становления, испытывая серьезное воздействие со стороны геополитических и исторических факторов и радикальных преобразований, происходящих в нем сегодня.

 Особенности  политической культуры в современной России

На содержание и уровень  развития современной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие  процессы:

— радикальные изменения  основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;

— изменение и усложнение социальной структуры общества, появление  в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;

— переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.

Все эти процессы диктуют  необходимость серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров людей, т. е. всех компонентов политической культуры.

Свое предназначение в качестве инструмента консолидации общества и его переустройства политическая культура может выполнить лишь при условии преодоления конфронтационности различных в ней направлений, взаимодействия их на основе общей объединяющей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами.

Исследователи пытаются описать политическую культуру России с точки зрения актуальных в настоящее время теорий модернизации, транзитологии, демократизации, рассматривая способность России перейти к подлинно демократическому режиму. Попытки эти осуществляются в нескольких направлениях: поиски демократической субкультуры в рамках национальной, подлинно демократических институтов в современном российском обществе, демократических традиций в национальном сознании (например, традиции самоуправления в крестьянских общинах, успешный опыт предпринимательства промышленников-старообрядцев и т.п.).

До 80-х гг. во взглядах на российскую политическую культуру господствовала монистическая ("моностилистическая") модель. Возникновение и существование  тоталитарной политической культуры связывалось  с национальной культурной спецификой (генотипом), уходящей корнями в глубокую древность, которая обусловила особенности российского общественного устройства: сначала абсолютизм, затем социалистический строй. Предметом исследования являлись взаимодействие государства и общества, традиционное отношение к власти, формы протестного поведения.Замещение советской политической культуры новой — процесс длительный и зависит, как считает Э.Баталов, по меньшей мере, от четырех факторов: динамики смены поколений; характера политической социализации молодежных групп; направления и темпов развития новых экономических и политических отношений в стране; целенаправленного формирования политической культуры, соответствующей демократической политической системе.

С точки зрения А.Ахиезера "в основании политической культуры должно лежать представление о том, что общество не может обеспечить свое существование в усложняющемся мире, не вовлекая в процесс диалогизации все большего числа людей. Центральная задача политологии в постсоветском обществе — искать пути воспроизводства либеральной культуры, социокультурный фундамент которой пока еще слаб, совершенствуя на этой основе общество и государство, способствуя достижению базового консенсуса, преодолению раскола между всеми элементами нравственного схематизма. А для этого необходимы определенные нравственные основания — прежде всего развитие гуманизма (который в свое время не был воспринят духовной элитой из византийской культуры), христианская идея любви, вытеснение на периферию культуры агрессивности, ненависти, убеждения, что "мир лежит во зле", мироотреченности (последняя была активно воспринята из византийского наследия)".

Происходящие политико-культурные изменения дают основания полагать, что в постсоветской России формируется  гражданская культура, которая будет  носить смешанный, более или менее сбалансированный характер. Это объясняется наличием трех источников (Э.Баталов).

Первый - современная отечественная политическая практика, реализующаяся как в нормативных актах, часть из которых приобретает со временем легитимный характер, так и в неформализованных обычаях и социально-политической практике.

Второй источник — зарубежный опыт и политическая культура, главным образом западная. Сегодня заимствование и освоение европейско-американских "образцов" идет хаотично и бессистемно. Время будет корректировать этот процесс, "отбирая", как это уже не раз случалось, начиная с петровских времен, то, что подходит России. Вероятнее всего Запад и впредь останется для России источником формирующейся гражданской культуры.

Третий источник — национальная традиция. Политическая культура любого общества, тем более обладающего многовековыми устойчивыми традициями, развивается на основе преемственности. Так было и в России. При всех видимых отличиях советской политической культуры от дореволюционной первая естественным образом наследовала вторую. Более того, некоторые элементы советской культуры были превращенной формой традиционной культуры, адаптированной к условиям XX века — подобно тому, как сам Советский Союз был адекватной условиям времени формой существования Российской империи.

Россия переживает ныне период смены политико-культурной парадигмы. На протяжении полувека в стране господствовала политическая культура тоталитарного  типа. Ее характеризовали, в частности:

– высокая степень  идеологизированности политической жизни;

– ориентация граждан  на партию-государство как высший авторитет и фактически полная атрофия  их способности к политической самоорганизации  и самостоятельному принятию политических решений;

– конформизм;

– нетерпимость к инакомыслию и инакодействию;

– двоемыслие и разрыв между словом и делом;

– отсутствие в стране политической оппозиции;

– ориентация преимущественно  на насильственные методы разрешения социально-политических конфликтов;

– авторитарные методы принятия политических решений;

– бюрократическо-централистский принцип организации и осуществления  политической власти;

– приоритет политической целесообразности перед законом;

– культ вождя.

Изживание политической культуры тоталитарного  и авторитарного типа – длительный, противоречивый, болезненный процесс. За последнюю четверть века в него включились, в частности, Испания, Португалия, Чили. Еще раньше его прошли Германия, Италия, Япония. Сегодня вместе с Россией этот процесс переживают восточноевропейские страны.

 

 

 


Информация о работе Сущность, структура и функций политическая культура