Структура и функции политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Это тема достаточно актуальна на сегодняшний день, т.к. политическая культура является новой, активно развивающийся и крайне интересной дисциплиной.
Давайте даём определение понятия культура:
Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

Содержание работы

Введение
Понятие политической культуры
Функции политической культуры
Структура политической культуры
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 34.41 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Филиал ФГБОУ  ВПО

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

в городе Вологде

 

Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Контрольная работа № _1 _по дисциплине

Политология  на тему: Структура и функции политической культуры

 

 

Выполнила:  Романова Кристина Игоревна  студентка 1 курса

Специальность: 080100 Экономика

профиль:  Экономика предприятий и организаций (туризм и гостинично - ресторанный бизнес)

группа:  Т12

№ зачетной книжки 112/02-178

Подпись:______________________________________________________

Преподаватель:  Рябова Галина Львовна

Оценка:___________________________Дата:_______________________

 

Подпись:_____________________________________________________

 

 

 

Вологда

2012

 

 

Содержание:

 

  • Введение
  • Понятие политической культуры
  • Функции политической культуры
  • Структура политической культуры
  • Заключение
  • Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Тема нашего реферата  - «Структура и функции политической культуры». Это тема достаточно актуальна на сегодняшний день, т.к. политическая культура является новой, активно развивающийся и крайне интересной дисциплиной.

        Давайте даём определение понятия культура:

Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы  человеческого самовыражения и  самопознания, накопление человеком  и социумом в целом навыков  и умений. Культура предстает также  проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Существуют  различные виды культур (духовная, социальная, культурная и др. ), мы же  остановимся на политической культуре.

При написание рефераты мы должны рассмотреть следующие цели и задачи:

  • Понятие политической культуры, точки зрения ученых, её основные элементы;
  • Важнейшие функции политической культуры и их влияние на общество;
  • Структуру политической культуры с точки зрения известного американского теоретика В. Розенбаума.

 

 

 

  1. Понятие политической культуры

 

 

 

К настоящему времени в научной литературе дано более 250 различных определений понятия «культура». При этом этот  термин чаще всего употребляется в двух значениях — в широком и узком.

 В широком  смысле слова понятие «культура»  охватывает всё то, что создано  человеком в процессе его материальной  и духовной деятельности. При  таком подходе культура определяется  как совокупность материальных  и духовных ценностей, созданных  и накопленных человеком и  человечеством в процессе общественной  деятельности.

 В узком  смысле слова под культурой  понимается духовная культура, то  есть совокупность духовных ценностей,  производство, распределение этих  ценностей, а также соответствующие  им учреждения.

 Вместе  с материальной и духовной  культурами относительно самостоятельный  вид культуры представляет политическая культура.

 

Понятие политической культуры становится сегодня одним из самых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике. Его употребляют и профессиональные политики, и журналисты, и люди от политики далекие. Данное понятие стало своего рода интегральной характеристикой политического сознания и политического поведения отдельных наций, народов, общества в целом.

В политической науке нет единой концепции политической культуры. Об этом свидетельствуют  десятки определений этого явления. Термин «политическая культура»  ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом  Г.Алмондом, его концепция политической культуры играет сегодня роль базовой, основополагающей. В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956г., Г.Алмонд называет политической культурой «определенный образец ориентации на политические действия», в который встроена всякая политическая система. Позднее в книге «Гражданская культура» (в соавторстве с С.Вербой) Г.Алмонд уточняет свои представления о политической культуре и рассматривает ее как совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Классическое определение политической культуры, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:

 

а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;

 

б) аффективную ориентацию – чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении политических объектов;

 

в) оценочную ориентацию – суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование применительно к политическим объектам и событиям неких оценочных критериев.

 

В данном определении  выделяются две характерные особенности. Во-первых, политическая культура понимается как совокупность ориентаций на политическую деятельность. Это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентации, в которую включены: знания о политической системе, ее функциях, решениях и действиях; чувства относительно политической системы и политических деятелей (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе (оценочные ориентации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции политической культуры

 

 

Воплощая  целостно-смысловую детерминацию активности человека в сфере власти, политическая культура характеризует его способность  понимать специфику своих властно  значимых интересов, действовать при  достижении целей не только в соответствии с правилами политической игры, но и творчески перестраивая приемы и способы деятельности при изменении  потребностей и внешних обстоятельств. Сочетая ценностную мотивацию с  чувственными и рациональными побуждениями человеческих действий, политическая культура не просто содержит в себе элементы, позволяющие человеку одновременно выглядеть «логичным», «нелогичным» и «внелогичным» (В. Парето), но и проявляется в самых разнообразных формах. В частности, она может существовать в виде духовных побуждений и ориентации человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализированном виде, т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях. Поскольку не все ценности одновременно воплощаются практически и уж тем более институционально, постольку между названными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.

 

Политической  культуре свойственны определенные функции в политической жизни. Данные функции политической культуры показывают, что применительно к политической системе общества политическая культура имеет тотальный характер. Она пронизывает всю совокупность отношений, складывающихся между участниками политического процесса.

К важнейшим  можно отнести следующие функции. (таблица 1)

 

 

Функции политической культуры

1.Идентификации

раскрывающей постоянную потребность  человека в понимании своей групповой  принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении  и отстаивании интересов данной общности

2.Ориентации

характеризующей стремление человека к  смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных  возможностей при реализации прав и  свобод в конкретной политической системе

3.Предписания (программирования)

выражающей приоритетность определенных ориентации, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы конструирования поведения человека

4.Адаптации

выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления  его прав и властных полномочий

5.Социализации

характеризующей приобретение человеком  определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать  в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы

6.Интеграции (дезинтеграции)

 обеспечивающей различным группам  возможность сосуществования в  рамках определенной политической  системы, сохранения целостности  государства и его взаимоотношений  с обществом в целом

7.Коммуникации

обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств  информации и языка общения


 

 

В процессе реализации своих функций политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и  институты.

Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные для общества формы политической жизни. Причем в силу устойчивости ценностных ориентации в сознании человека такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Поэтому и в периоды проводимых государством реформ целые слои населения могут поддерживать прежние политические порядки, противодействуя новым целям и ценностям. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций нередко заканчивается либо определенным возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения внутренне освоить новые для себя цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации новых для них принципов политического развития).

Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

 

В различных  исторических условиях, а чаще всего  при нестабильных политических процессах  некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может  весьма значительно снижаться коммуникативная  способность политических норм и  традиций государственной жизни, в  результате чего неизбежно обостряется  полемика между различными общественными  группами, и особенно теми из них, которые  придерживаются противоположных позиций  относительно правительственного курса. Вместе с тем в переходных процессах  нередко возрастает способность  политической культуры к дезинтеграции  систем правления, основанных на непривычных  для населения целях и ценностях.

 

  1. Структура политической культуры

 

 

Политическая  культура – явление многоуровневое.

 Многообразные  связи политической культуры  с различными социальными и  политическими процессами предопределяют  ее сложное строение и организацию.  Разнообразные внутренние структуры  политической культуры отражают  технологию формирования политического  поведения субъектов, этапы становления  политической культуры конкретной  страны, наличие разнообразных субъектов  (элит, электората, жителей отдельных  стран и регионов), но главное  – различный характер и удельный  вес различных ценностей.

 

Так, к примеру, известный американский теоретик В. Розенбаум считает: «что ориентации людей относительно политической системы есть «базовые компоненты политической культуры». В частности, он предлагает дифференцировать ориентации на следующие блоки:

 

  • ориентации относительно институтов государственного управления; в этот блок входят ориентации относительно режима (государственных институтов, норм, символов, официальных лиц) и относительно «входов» и «выходов» политической системы, выражающих оценку различных требований к государственной власти, ее решений, эффективности их реализации;

 

  • ориентации относительно «других» в политической системе, включающие политическую идентификацию (осознание принадлежности к нациям, государствам, жителям определенных районов и др.), политическую веру (означающую убежденность человека в позитивных или негативных последствиях действий взаимодействующих с ним людей) и выработку субъективных предпочтений относительно «правил игры» и господствующего правопорядка;

Информация о работе Структура и функции политической культуры