Сущность, структура и функции политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

Политика - это деятельность органов власти, объединений граждан и отдельных лиц в сфере отношений между государствами, классами, нациями, большими группами людей, направленными на реализацию, отстаивание своих интересов и связанная с устремлениями к завоеванию, обладанию и использованию политической власти.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 25.98 Кб (Скачать файл)

Введение

Политика - это деятельность  органов власти,  объединений граждан и отдельных лиц в сфере отношений между государствами,  классами, нациями, большими  группами  людей, направленными на реализацию,  отстаивание своих интересов и связанная с устремлениями к завоеванию,  обладанию и использованию политической власти.

Политическая культура - ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики. Эта система существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.

Зачастую именно в политике отдельные личности и целые социальные группы стремятся реализовать свои социально значимые интересы. Но это не непосредственный процесс – он выражается в отношении к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и смыслов, которые вкладывают в эти понятия.

Как правило, эти смыслы и значения не являются чем-то экстраординарным или новаторским, а предписываются господствующей в обществе политической культурой, той системой ценностей и норм поведения, которой придерживается большинство населения.

 Вдобавок к определению  политической культуры, мне хотелось  бы рассмотреть ее проявления  в России - это будут некоторые  особенности политической культуры  переходного типа. Ведь политическая  культура постсоветской России  представляет собой синтез разнородных  политических ценностей, установок  и стандартов политической деятельности, скопированных с самых разных  политических движений самых  разных стран – восточной и  Западной Европы, Северной Америки.

 

 

 

1 Сущность, структура и функции  политической культуры.

Политическая культура складывается, с одной стороны, из укоренившихся представлений населения страны, касающихся сферы политики, обусловленных традициями, обычаями, верованиями, передаваемыми из поколения в поколение, с другой стороны, из воспроизводства этих представлений в процессе изменяющихся условий политической жизни общества. Следовательно, политическая культура — динамичное явление, в котором в той или иной мере заложены наследственные качества.

Политическая культура — это осознанная деятельность человека в политике, в том числе в виде участия в политических мероприятиях, в политической жизни. Политическая культура – это специально обусловленный уровень развития личности в сфере общественно-политической деятельности. [1]

Впервые термин "Политическая культура" был введен в научный оборот немецким философом И. Гердером в XVIII веке. Систематизированное же представление о политической культуре как составной части политологии сложилось лишь в середине XX века. Основной вклад в становление и развитие теории политической культуры внесли Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, М. Дюверже и некоторые другие ученые.

Политическая культура включает в себя четыре элемента:

1.     Познавательный компонент. Его составляют знания и представления о различных сторонах политической жизни общества: о политической системе и ее отдельных институтах, о политическом режиме, механизмах власти, принимаемых решениях и их реализации.

2.     Эмоционально-чувственный компонент. Его составляют чувства и переживания, которые испытывает человек в связи с его участием в политической жизни общества, это эмоционально окрашенное отношение к различным аспектам политической жизни: их принятие или непринятие, одобрение или отвержение, симпатии или антипатии, восхищение или презрение. Сюда же входят конкретные чувства и переживания: нетерпимость к социальному и национальному угнетению, ненависть к врагам Родины, любовь к "спасителям Отечества", разочарование по поводу невыполненных предвыборных обещаний и т.д.

3.     Оценочный компонент. Его составляют выработанные субъектом политики по определенным критериям оценки существующих политических отношений, хода политического процесса с позиций их соответствия или несоответствия своим целям, социально-политическим ценностям, нормам, идеалам.

4.     Поведенческий компонент. Это результат познавательного, эмоционально-чувственного и оценочного компонентов, перевод их в практическую плоскость реализации, политическое поведение как способ реагирования на происходящие в политической жизни события.

Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:

- ИДЕНТИФИКАЦИИ, раскрывающей постоянную  потребность человека в понимании  своей групповой принадлежности  и определение приемлимых для  себя способов участия в выражении  и отстаивании интересов данной  общности;

- ОРИЕНТАЦИИ, характеризующей стремление  человека к смысловому отображению  политических явлений, пониманию  собственных возможностей при  реализации прав и свобод в  конкретной политической системе;

- АДАПТАЦИИ, выражающей потребность  человека в приспособлении к  изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав  и властных полномочий;

- СОЦИАЛИЗАЦИИ, характеризующей обретение  человеком определенных навыков  и свойств, позволяющих ему реализовывать  в той или иной системе власти  свои гражданские права, политические  функции и интересы;

- ИНТЕГРАЦИИ (дезинтеграции), обеспечивающей  различным группам возможность  сосуществования в рамках определенной  политической системы, сохранения  целосности государства и его  взаимоотношений с обществом  в целом;

- КОММУНИКАЦИИ, обеспечивающей взаимодействие  всех субъектов и институтов  власти на базе использования  общепринятых терминов, символов, стереотипов  и других средств информации  и языка общения.

В различных исторических условиях — чаще всего при нестабильных политических процессах — некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммутикативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. Сдругой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.

Политические культуры представляют собой сложные, внутренне неоднородные системы, включающие подсистемы политических ориентации, отличающиеся от политической культуры общества в целом.

В современной политологии они обозначаются термином политическая субкультура. Одно из наиболее распространенных определений этого понятия принадлежит У. Розенбауму. Политическая субкультура - совокупность политических ориентаций, заметно отличающихся от ориентации значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе культурных ориентаций.

В отечественной политологической литературе субкультура рассматривается как совокупность политических ориентаций, значительно отличающихся от ориентаций, доминирующих в обществе. Речь идет об особенностях политических культур различных социально-демографических и профессиональных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типология политических культур. Признаки современной политической  культуры. 
 
Процессу развития духовной культуры общества, перехода ее на более высокие ступени и уровни всегда соответствует процесс развития политической культуры, которая является ее составной частью. Отталкиваясь от идеи французских просветителей о том, что цивилизованное общество — это общество, основанное на началах разума и справедливости, мы можем утверждать, что под политической цивилизованностью следует понимать осуществление политики и реализацию власти на базе тех же принципов в интересах людей, социального прогресса и гражданского общества. Политическая цивилизованность в содержательном плане является критерием политической культуры общества и конкретных индивидов. 
Рассмотрим типологию политических культур современной цивилизации. 
Модели и типы политических культур чрезвычайно разнообразны, проявляются по-разному и в различных модификациях. Классификация их зависит от того, какой критерий будет избран для выделения типов культур. 
Если мы возьмем за основу исследования социальную структуру общества, то обнаружим, что каждый социальный слой, класс, каждая общность людей имеют специфический тип политической культуры. Критерием выделения типов культур будет в этом случае социально-классовый. Исходя из него, правомерно выделить политическую культуру рабочего класса, интеллигенции, бизнесменов и др.; политическую культуру молодежи, среднего поколения и пожилых людей; даже политическую культуру мужчин и женщин. Н. Смелзер приводит исследования, доказывающие, что женщины меньше активны в политике, чем мужчины, что женщины голосуют на выборах за людей мирно настроенных, честных и откровенных, а мужчины отдают предпочтение кандидатам, стремящимся упрочить экономическое благосостояние. 
                 Если рассматривать общество с позиций формационного подхода, то можно применять формационный критерий типологии политической культуры. Каждая формация (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и т. д.) представляет собой целостность, в которую органически вплетаются наряду с другими элементами и политические знания, убеждения, ориентации, политическая деятельность. Тип политической культуры соответствует типу общественной формации. 
Если мы хотим сделать акцент в своем исследовании на типологии политических культур современных цивилизованных обществ, то критерием правомерно избрать тип политического режима, проявляющегося в совокупности средств и методов осуществления государственной власти. Политический режим всегда порождает соответствующую ему модель политической культуры, характеризующуюся определенными признаками. В чистом виде эти модели функционируют редко, чаще встречаются смешанные формы. Тем не менее можно выделить две основные модели политической культуры современных обществ: тоталитарную и демократическую. Дадим их краткую характеристику. 
Тоталитарная модель политической культуры отличается такими признаками: а) приверженность единой универсальной цели (например, индустриализация или расовое господство); б) непредсказуемость и неопределенность (вчерашний герой сегодня может стать предателем): в) широкомасштабное использование организованного насилия; г) усилия по достижению всеобщего участия в общественных организациях, преданных единой цели, и по подчинению или ликвидации тех организаций, которые не привержены режиму. 
Здесь исчезает деление на гражданское общество и государство, происходит поглощение и общества и государства одной партией: партийному монизму соответствует монизм идеологический, пронизывающий всю иерархию властных отношений. Все разногласия в обществе расцениваются как зло, которое надо искоренять.

Тоталитаризм невозможен без массовости, растворения индивида в массе. Жизнь и сознание человека как бы раздваиваются: на работе, собраниях, митингах он вполне лояльный гражданин, а в частной жизни проявляет полное равнодушие и недоверие к политическому руководству страны и к политической жизни вообще.

Тоталитарная модель политической культуры построена на насилии, с одной стороны, и на казенном оптимизме — с другой. Но при этом нельзя не признать, что она обладает относительной долей устойчивости и организованности, которая проявляется, как правило, на конкретном этапе развития и в конкретном обществе благодаря вышеперечисленным свойствам. Это мы видели на примере нашей страны, где за десятилетия сложилась единонаправленная модель политической культуры, а по ее подобию шаблонно, в массовом порядке через политические и информационно-идеологические институты шло формирование политических качеств конкретных индивидов. Модель политической культуры вполне соответствовала модели политической системы. 
Тоталитарные системы настраивают против себя подавляющее большинство населения. Рано или поздно наступает кризис и крушение тоталитарного строя и наблюдается тенденция движения к демократии. Но этот процесс длительный и сложный, и, как отмечал И. А. Ильин, он требует осторожности и осмотрительности. Такие следы тоталитаризма, как политическое доносительство, притворство и ложь, утрата чувства собственного достоинства, льстивое раболепство нельзя уничтожить сразу. Нельзя просто объявить демократию, ибо она будет сразу понята как анархия. Надо научить людей жить в демократическом обществе. Нужно время, чтобы народ научился разуметь свободу, нуждаться в ней, ценить ее, уметь пользоваться ею и бороться за нее. Народ должен накопить политические знания, политический опыт, которого у него практически не было, и навыки политической деятельности.

Кроме того, победа демократии в обществе невозможна без политических лидеров и политиков-профессионалов, имеющих достаточно высокий уровень политической культуры. Задача выдвижения новых политиков, обладающих такими качествами, как гражданская честь и ответственность, ум и воля, организаторские способности, дальнозоркость и образованность, имеет большое значение в процессе перехода к демократической модели политической культуры общества. 
Основным компонентом демократической модели политической культуры является плюралистическая демократия, предполагающая наличие множества политических партий, движений, течений, которые ведут между собой легальную политическую борьбу, конкурируют, сталкиваются, идут на компромиссы, вступают в разного рода союзы, коалиции, заключают соглашения и т. д. Один из центральных моментов данной модели — идея гражданского общества как система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и инициатив. Демократическое общество основано на принципах свободы всех граждан и зависимости всех от единого общего законодательства.

Важнейшие положения плюралистической теории демократии были сформулированы М. Вебером. Сторонники его теории рассматривают конкуренцию опирающихся на поддержку групп интересов политических лидеров открытых элит, разделяющих общие взгляды относительно правил демократической политики, как средство достижения равенства влияния основных социальных групп и одновременно препятствие усилению независимости государства от гражданского общества. 
Демократическая модель политической культуры не является, конечно, идеальной, но из реально существующих она самая оптимальная, поскольку именно она предполагает цивилизованные взаимоотношения между людьми в сфере политики. Рассмотрим признаки современной политической культуры цивилизованного общества.

 Ориентация большинства населения на удовлетворение сиюминутных интересов делает его заложником популистских лидеров, демагогов, шарлатанов от политики. Отсутствие в российском обществе фундаментальных и общепринятых политических ценностей, а так же целостной системы политической социализации, которая их воспроизводит и транслирует широким слоям населения, порождает известные трудности на пути демократических преобразований.

Во-первых, зависимость процесса формирования политической культуры от материального благополучия конкретного индивида делает политический процесс непредсказуемым и не создает предпосылок для диалога власти и общества.

Во-вторых, стихийность и неуправляемость формирования политических ориентаций различными политиками, которые часто предлагают взаимоисключающие образцы политического поведения, затрудняют достижение согласия в обществе по базовым ценностям.

 Без наличия общепринятых  ценностей власть оказывается  не в состоянии создавать и  поддерживать у населения веру  в собственную легитимность. Тем  самым политический режим оказывается  неспособным осуществлять интеграцию  устремлений различных социальных  групп вокруг общезначимых целей  и мобилизовать население на  их осуществление. Политическая  стабильность в обществе создается  не только благодаря эффективной  социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности  индивидов, но и путем целенаправленного  формирования их политической  культуры. Поскольку политическая  культура создает направленность  и характер политической деятельности, ее уровень во многом определяет  способность общества к прогрессу  и созиданию.

 

 

 

                                                           Заключение

Информация о работе Сущность, структура и функции политической культуры