Сущность и назначение выборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:32, доклад

Описание работы

Важной частью любой политической системы в демократических государствах являетсярегулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также высших органы, а также высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей, а также лоббистская и общественная деятельность различного рода.

Файлы: 1 файл

Сущность и назначение выборов.docx

— 62.55 Кб (Скачать файл)

6.   выдвижение кандидатов  — определяется круг лиц, из  числа которых будут избраны  депутаты, губернаторы, Президент;

7.   предвыборная агитация  — граждане РФ, избирательные  объединения имеют право законными  методами и в допускаемых законом  формах вести агитацию за или  против любого кандидата или  избирательного объединения;

8.   голосование — в результате  ее реализации происходит народное  волеизъявление;

9.   подсчет голосов и установление  результатов выборов — поданные  голоса подсчитываются сначала  на избирательных участках, затем  пересылаются в вышестоящие избирательные  комиссии. Определяется, прежде всего,  число действительных голосов,  то есть избирательные бюллетени  должны быть установленной формы  и по им можно установить волеизъявление избирателей.

Образование избирательных округов  — третья стадия избирательного процесса после назначения выборов. Избирательный  округ — это территория, от которой  избирается депутат (депутаты), выборное должностное лицо (лица). В основе образования лежит территориальный  принцип, то есть избиратели распределяются по округам в соответствии с их постоянным или преимущественным проживанием  на определенной территории. Данный принцип  соответствует принципам всеобщего  и равного избирательного права, так как все избиратели принимают  участие в выборах на равных основаниях. Кроме территориального принципа образования  избирательных округов возможны производственный, корпоративный, сословный  и иные принципы, использовавшиеся в истории института выборов.

По числу избираемых депутатов (выборных должностных лиц) различаются  одномандатные (округ, в котором  избирается одно лицо) и многомандатные (округ, в котором избирается несколько (два и более) лиц) округа.

Избирательные округа, образуемые при  выборах депутатов представительных органов, в зависимости от разновидности  территориального принципа разделяются  на округа:

образованные на основе единой нормы  представительства — избирательные  округа являются равными по числу  объединяемых в них избирателей. Данное правило исходит из необходимости  получения такого результата, когда  каждое избранное лицо имело бы одинаковый «удельный вес» народного доверия, а каждый избиратель был бы одинаково представлен в законодательном (представительном) органе государственной власти (МСУ);

административно-территориальные  округа — в основе образования  лежит административно-территориальное  деление РФ. Такие округа предполагают в качестве «цены» одного депутатского мандата не равное по сравнению с  наполнением другого мандата  количество избирателей, а избирательный  корпус административно-территориальной  единицы (муниципального образования). Административно-территориальные округа традиционно используются для образования  в составе представительного  органа «верхней» палаты (Совет Федерации) — палаты представителей от каждой обособленной единицы территории. Таким образом, депутаты, избранные по административно-территориальным округам, являются, прежде всего, представителями интересов своих административных (муниципальных) единиц (населения этих единиц).

Два этих принципа образования округов  для выборов представительных органов  могут сочетаться. Так, для выборов  депутатов ГД по мажоритарной избирательной  системе образуются округа, основанные на единой норме представительства, но не  менее одного избирательного округа на субъект РФ.

В случае избрания от всей территории, в рамках которой проводятся выборы, одного лица, а также при использовании  пропорциональной избирательной системы  образуется избирательный округ, включающий в себя всю эту территорию. Так, депутаты ГД, избираемые по пропорциональной системе, избираются от общефедерального многомандатного округа, включающего  всю территорию РФ. Также по общефедеральному округу избирается Президент РФ. Аналогичным  образом по соответствующим округам  избираются главы субъектов РФ, главы  муниципальных образований.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан РФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 24.12.2004) предусматривает образование  только «чисто» территориальных  округов и предъявляет к ним  требования:

1) примерное равенство одномандатных  избирательных округов по числу  избирателей с допустимым отклонением  от средней нормы представительства  избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных  местностях — не более чем  на 15%. При образовании многомандатных  избирательных округов соблюдается  примерное равенство числа избирателей  на один депутатский мандат. Отклонение  числа избирателей в многомандатном  избирательном округе от средней  нормы представительства избирателей,  умноженной на число депутатских  мандатов в данном округе, не  может превышать 10%, а в труднодоступных  и отдаленных местностях —  15% от средней нормы представительства.  Данное требование не применяется  при выборах в федеральные  органы власти, если федеральным  законом установлена обязательность  образования не менее одного  избирательного округа на территории  каждого субъекта РФ;

2) избирательный округ составляет  единую территорию, не допускается  образование избирательного округа  из не граничащих между собой  территорий;

3) при соблюдении первых двух  условий учитывается  административно  — территориальное устройство (деление)  субъекта РФ, территории муниципальных  образований.

Закон также предъявляет особое требование к многомандатным округам: число мандатов, подлежащих распределению в таком округе не может превышать пяти. Данное требование установлено законодателем с целью исключить возможность того, что в избирательном бюллетене будет содержаться большое количество кандидатов и выбор избирателя между ними будет затруднен. Еще одним недостатком могло бы явиться то, что голоса избирателей будут «распылены» между многочисленными кандидатами и победитель в рамках системы относительного большинства будет избран очень малым количеством голосов. Организационная сторона образования избирательных округов регулируется следующим образом. Соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 70 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов (улиц, домов), входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом округе. Данная схема не позднее чем за 60 дней до дня голосования утверждается соответствующим представительным органом государственной власти (местного самоуправления).  

Понятие избирательной системы

Понятие избирательной системы  в юридической науке является достаточно дискуссионным.

Так, Ю.А. Дмитриев и В.Б. Исраелян под избирательной системой в Российской Федерации понимают порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ГД ФС РФ), в органы государственной власти субъектов РФ, а также в органы местного самоуправления14.

По мнению А.С. Автономова и Ю.А. Веденеева, под избирательной системой следует понимать установленный  законом или иным нормативным  актом способ определения результатов  голосования и порядок распределения мандатов между партиями или кандидатами. Наиболее распространенными являются две избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная, которые имеют разновидности15.

А.Е. Постников, Л.Г. Алехичева полагают, что избирательная система может применяться как в узком, так и в широком смысле. В первом смысле, по мнению авторов, это понятие означает способ выдвижения кандидатов, голосования за них и определения результатов выборов. В узком смысле об избирательной системе говорят, когда выделяются мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы16.

Более развернутое определение дает А.В. Зиновьев, но, по сути, все элементы этого определения в той или иной мере относятся к избирательному праву. Автор говорит о том, что избирательная система представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, на основе которых осуществляются выборы, права граждан избирать и быть избранными, устанавливающих ответственность депутатов и других выбранных лиц за свою деятельность перед избирателями, определяющих порядок организации и проведения выборов и регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти, осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами и иными избираемыми ими лицами17*(24).

Однако обобщив наиболее распространённые точки зрения, можно указать, что  понятие избирательная система  трактуется в двух смыслах – широком  и узком.

В широком смысле избирательная  система – это совокупность общественных отношений по организации и проведению выборов в конкретном государстве.

В этом смысле избирательная система  представляет собой объект регулирования  избирательного права.

В узком смысле избирательная система  – это способ определения результатов  выборов и избранных кандидатов.

С точки зрения «узкого» смысла понятия  «избирательная система» можно выделить два основных вида избирательных  систем – мажоритарную и пропорциональную, которые будут подробнее рассмотрены  ниже. Также часто говорится о  смешанном характере избирательной  системы, при котором в рамках одной страны или проведении выборов  в один и тот же орган публичной  власти применяются обе основные избирательные системы – и  мажоритарная, и пропорциональная.

Виды избирательных систем

В начале этой работы речь пойдет об избирательных  системах как о способе распределения  мандатов между кандидатами в  зависимости от итогов голосования. Таких способов существует несколько, и каждый из них, будучи применен к  одним и тем же итогам голосования, может дать иной результат.

 

Исторически первой избирательной  системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип  большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Ниже, я подробнее рассмотрю эти разновидности.

 

Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства  политических объединений, при котором  число мандатов, получаемых таким  объединением, соответствует числу  поданных за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система  впервые была применена в Бельгии  в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах.

С начала прошлого столетия выдвигались  компромиссные идеи, направленные на обеспечение хотя бы частичного представительства  меньшинства - ограниченного вотума, системы единственного непередаваемого  голоса, кумулятивного вотума, характеризуемые  как полупропорциональные системы. Некоторые из них применяются сегодня, так как позволяют тем или иным образом уменьшить дефекты мажоритарной системы, не переходя к более или менее чистой пропорциональности.

В интересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной систем и исключения, присущих каждой из них  недостатков наряду с сочетанием обеих систем в одних странах  в некоторых других стали применять  систему единственного передаваемого голоса.

Установление той или иной избирательной  системы есть результат субъективного  выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в  законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов  часто оказываются более выгодными  отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения  в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов. Например, в 1993 году Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной, преимущественно мажоритарной системе, а Новая Зеландия, - наоборот, от мажоритарной к пропорциональной. Примечательно, что в обеих странах вопрос этот решался путем общенационального референдума.

Мажоритарная система квалифицированного большинства

При этой системе избранным считается  кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство  голосов. Квалифицированное большинство  устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

Например, в Чили Палата депутатов (нижняя палата парламента) избирается по двухмандатным избирательным  округам. Партия, собравшая в округе 2/3 от общего числа действительных голосов. Получает оба мандата от округа. Если же такое большинство не получено ни одной из партий, мандаты передаются двум партиям, собравшим наибольшее число голосов.

До недавнего времени 65% голосов  требовалось для избрания итальянских  сенаторов, баллотировавшихся по одномандатным  избирательным округам. На практике такого большинства, как правило, никто  из кандидатов не получал, избирательные  округа объединялись в масштабе области, а распределение мандатов производилось  по правилам системы пропорционального  представительства, рассматриваемой  ниже. После апрельского референдума 1993 года в одномандатных округах  по выборам в Сенат (такие округа предусматриваются и для выборов  в Палату депутатов) установлена  мажоритарная система относительного большинства.

Система единственного непередаваемого  голоса

Эта система, также весьма редкая (применялась, в частности, до недавнего времени  в Японии), считается полупропорциональной, так как меньше искажает соотношение сил между политическими партиями, чем обычная мажоритарная система.

Система заключается в том, что  в многомандатном избирательном  округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычной  мажоритарной системе. Избранными считаются  кандидаты, получившие наибольшее число  голосов (т.е. относительное большинство). При этой системе, хотя действует  мажоритарный принцип, но, тем не менее, могут оказаться избранными представители  партий меньшинства, то есть голоса, поданные против партии большинства, могут и  не пропасть.

Однако система требует от партий умения точно прогнозировать свой электорат. Хотя по закону партия может выдвигать  столько кандидатов, сколько кандидатов от избирательного округа должно быть избрано, ей может оказаться невыгодным полностью использовать свое право. Если кандидатов окажется слишком много, голоса избирателей могут рассеяться между ними, и кандидаты не будут  избраны. Если же кандидатов будет слишком  мало, поддержка избирателей окажется использованной не полностью, у партии останутся «лишние» голоса, а, следовательно, она получит меньше мандатов, чем  могла бы.

Информация о работе Сущность и назначение выборов