Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

происхождение политики.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

3. Руководство и управление общественными  процессами в интересах тех  или иных групп или общества  в целом. Руководство заключается  в определении основных целей и приоритетов развития, а также в выработке путей и средств их достижения; управление представляет собой деятельность по реализации выработанных стратегических решений.

4. Интеграция различных социальных  групп за счет подчинения  их интересов интересам целого. Политика призвана выразить единый общенародный интерес и определить место в нем каждой социальной группы.

5. Обеспечение инновационного характера  общественного развития. Это означает, что политика призвана обеспечить  соответствие политических форм потребностям экономического и социального развития общества. Другими словами, политика должна создавать условия, благоприятные для экономического и социального развития.

6. Наконец, политика выполняет  своеобразную человекотворческую  функцию. Она заключается в том, что политика представляет собой специфическую сферу самореализации личности, т.е. позволяет человеку проявить себя как социально активное, социально значимое существо.

 

3. Политика и другие сферы общественной жизни

В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственной власти занимаются политикой (работа налоговых и таможенных служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных отношений, которая является объектом только нравственного регулирования. В наибольшей степени политический аспект представлен в деятельности законодательных органов. Демократический парламент - это сфера представительства различных групп, где в мирных формах выясняется соотношение их интересов и сил, что выражается в принятии решений по принципиальным вопросам внутренней и внешнеполитической жизни. Характер политических проблем, рассматриваемый законодательными органами, разнообразен: от гарантий прав и свобод личности до вопросов о формах собственности, уровне налогообложения и социальных расходах государства.

     Для того чтобы  показать пределы распространения  политики, в науке используется  понятие политическая сфера. Политическая сфера - это "область политики, политической жизни общества, пределы распространения непосредственного влияния политиков и политических организаций, воздействия политических идей".

В социологической теории утвердился подход, согласно которому общество можно представить в виде комплекса взаимосвязанных, но все же самостоятельных сфер (подсистем):

хозяйственно-экономическая сфера  обеспечивает всю материальную инфраструктуру и включает в себя отношения по поводу производства и распределения материальных благ;

социальная сфера развивается  на основе межличностных и групповых  отношений с учетом социального  статуса каждого индивида, в том  числе с учетом общности и отличия  граждан по роду занятий, размеру  дохода, престижа, а также по этнической, демографической, социально-территориальной и другой принадлежности. К социальным относят круг проблем, связанный с организацией труда и быта, здоровья, досуга, благосостояния и защиты; политическая сфера складывается по поводу власти и участия в государственном управлении; духовная сфера включает в себя производство духовных ценностей, мировоззрения, науки, а также отношений по поводу потребления духовных благ.

Взаимосвязь политики с другими  общественными сферами проявляется  в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структурой. С другой - сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них.

Это связано со следующими сущностными  проявлениями политики:

политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей, произведенных  в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или иных социальных групп. Эта особенность политики отражена в широко представленных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе;

политика присутствует во всех общественных сферах в силу свойственной ей регулирующей функции. На рационализацию отношений  между людьми в этих сферах, а  также более рациональное использование  общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др.

Политической может стать любая  проблема, порожденная какой-либо общественной сферой. Это значит, что для ее решения недостаточно нравственных или правовых норм. Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией. Политизация обозначает усиление влияния политики на другие сферы жизни; придание сколько-нибудь значительным вопросам общественной жизни политического звучания; повышение роли государства в обществе. Крайними проявлениями политизации являются практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, подмена механизма экономического саморегулирования политическим, в основе которого лежат идеологические стереотипы, например: рынок - "плохо", планирование - "хорошо". Позитивной стороной политизации является активное приобщение населения к участию в политике, которое непосредственно предшествует падению тоталитарных и авторитарных режимов.

     Мораль и право. Политика взаимодействует с такими социальными регуляторами как мораль и право. Общее в этих формах социальной регуляции предопределено едиными причинами их происхождения и основным назначением - регулированием внутриобщественных отношений, поддержанием необходимого уровня общественной организованности и стабильности. Но существуют и отличия как между политикой и моралью, так и между политикой и правом. Так, право и политика возникают значительно позже морали как потребность в регулировании отношений в социально-неоднородном обществе именно в силу недостаточности регулятивной роли морали. Иерархичность и сложность организации современного общества требуют сохранения политических и правовых регуляторов. Но хотя мораль не может заменить собой другие формы социальной регуляции, политика и право не могут обойтись без морали, которая устанавливает критерии гуманности для политических и правовых норм. "Встроенность" морали в политику зависит от характера политического режима, от норм политической этики непосредственных субъектов политики.

     Потребность во взаимодополнении  предопределяется и другими отличиями  морали и политики. Если мораль  опирается на силу общественного  мнения и убеждения, совесть, то политика может использовать как убеждение, так и на принуждение, в том числе силу государства. Мораль же не приемлет насилия. Различаются и критерии оценки общественных процессов и поведения. Мораль исходит из категорий добра и зла, сущего и должного, политика такими основаниями считает пользу, выгоду или вред. Наконец, если в моральных нормах выражены универсальные общественные ценности, то в политических как общие, так и групповые ценности, которые могут носить ситуативный характер. Ситуативность может предопределяться текущими прагматичными интересами групп, находящихся у власти.

     Политика и право. В обыденном сознании политику и право иногда отождествляют. Хотя они и взаимообусловлены, но все же представляют собой различные формы регуляции.

Они отличаются:

по своему содержанию: содержание права ограничено правовыми нормами, политика может выходить за рамки  действующих законов;

по критериям оценки поведения: законно или незаконно - в праве, польза или вред - в политике;

механизмом обеспечения: право поддерживается силой юридических санкций государства, политика может опираться на силу как закона, так и убеждения, внушения, стимулирования, на способность институтов власти и лидеров обеспечивать себе непосредственную поддержку населения;

по критерию открытости: право публично, политика же, наряду с публичными, открытыми формами  регулирования общественных отношений, может быть и "теневой", не афиширующей  себя;

динамикой изменений: право  по сравнению с политикой более  консервативно, т.к. требует определенных законодательных процедур для закрепления новых норм;

по форме выражения: формами  выражения права являются нормативно-правовые акты, прецеденты, правовые обычаи, договоры. Чаще всего право фиксируется  в письменной форме. Формы выражения политики более разнообразны и могут не фиксироваться письменно: политико-юридические документы, программы и уставы партий и движений, идеологические концепции, заявления политических лидеров, политические действия.

Автономность политики и права является относительной. Право имеет политическое содержание. Оно используется как для оформления общезначимых политических отношений, институтов и ценностей, так и для закрепления господства определенных социальных групп и классов. В то же время право выступает важнейшим источником легитимации политической власти, ограничивает политическую активность определенными рамками.

 Политика и экономика

Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики  и политики (Аним. 6). Экономика выступает  важнейшим фактором, определяющим политическую жизнь. Эта зависимость получила всестороннее обоснование в марксизме. К. Маркс исходил из того, что государство, политические отношения ("надстройка") определяются характером экономических отношений и уровнем развития производительных сил ("базис"). Эта идея была развита В.И. Лениным. Известно ленинское определение политики как "концентрированного выражения экономики". Позиция однолинейного экономического детерминизма, представленная в марксизме, не позволила отметить относительную автономность политики и объяснить ряд исторических примеров, которые не укладываются в эту схему (например, как на основе рабовладельческого способа производства возникла демократическая форма правления в древних Афинах). Мировой опыт показывает, что общества, находящиеся на одной ступени развития производительных сил, обмена и потребления, могут иметь разные типы политической системы, отличаться социальной структурой. Например, современная рыночная экономика может сочетаться как с демократической, так и с авторитарной властью. Наконец, политика может быть детерминирована и другими факторами: культурными, географическими и природными, технологическими, особенностями социальной структуры общества и исторического развития.

Вместе с тем влияние экономических отношений на политику существует, хотя оно и не всегда бывает заметным в повседневной жизни:

Политические интересы людей прежде всего детерминированы  их экономическими интересами. Например, одни будут заинтересованы в снижении налогов, другие - нет. Одни хотят сократить социальные расходы в государственном бюджете, другие - нет. Соответственно разные социальные группы будут выступать с различными требованиями, программами. Наконец, экономическое интересы "заставляют" бизнес-элиту финансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений.

Экономическая нестабильность и кризисы  порождают кризисы доверия к  существующей власти, являются причинами  ее смены, роста неконвенциональных форм активности и даже революций (рис.).

Внешняя политика государства строится с учетом интересов национальной экономики. Об этом свидетельствует  практика давления западных правительств на правительства стран - экспортеров  нефти с целью понижения цен  на сырье либо практика обеспечения  в других регионах мира интересов собственных транснациональных корпораций.

Обратное влияние политики на экономику  проявляется в следующем:

стабильность политической ситуации влияет на стабильность экономической  жизни, делает страну привлекательной  для инвестиций; политическая нестабильность приводит к бегству капитала за рубеж, к "утечке мозгов";

реализация научно-технической  политики влияет на рост производительности труда, воздействует на условия и  содержание труда работников;

во влиянии через реализацию экономической функции государства;

политика изменяет экономическую  среду посредством обоснования  новых концепций экономического развития и их воплощения в экономических  реформах.

Вопрос о том, насколько политический фактор (в качестве которого в первую очередь выступает государство) может присутствовать в экономике, является спорным. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Командование экономикой с помощью директив оборачивается ростом теневой экономики, дефицитом товаров, потерей экономической заинтересованности, что в конечном итоге заканчивается кризисом общественной системы. Но столь же опасен и "дикий рынок", лишенный внешнего регулирующего начала. Следовательно, существует необходимость поддерживать порядок и урегулированность экономических отношений, сдерживать негативные проявления рынка средствами политики.

 

4. Политика как социальное явление. Политическая власть

Телеологический - власть как достижение определенных целей и получение  результатов.

Структуралистский - власть как особые отношения между тем, кто управляет, и тем, кто подчиняется.

Конфликтологичный - власть как возможность  принятия решений, которые регулируют распределение благ в конфликтных  ситуациях.

Реляционистский - власть как между  личными отношениями, которые дают возможность одному индивиду изменять поведение другого.

Признаки, структура, суть, содержание, форма и функции политической власти

Признаки политической власти:

1. легальность власти означает  ее законность, юридическую правомерность.  Легальная власть действует  на основе четко фиксированных нормативно правовых актов.

2. легитимность власти - это добровольное  признание ее справедливой, прогрессивной  большей частью населения.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"