Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 08:24, шпаргалка

Описание работы

1. Политология как научная дисциплина.
...
86. Государственная власть в Российской Федерации
87. Конституция Российской Федерации как нормативная основа политики
88. Политическая модернизация в России
89. Группы интересов современной России
90. Основные направления развития политической системы Российской Федерации

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 838.50 Кб (Скачать файл)

Выделяют также и религиозный, и национальный, и расовый подходы в понимании сущности государства, в рамках которых будут доминировать религиозные, национальные, расовые интересы в политике конкретного государства.

 

33. Основные атрибуты и функции государства

 

Центральным институтом политической системы общества является государство.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.

Термин «государство» употребляется  в двух значениях: как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом  высшей власти, и как организация  политической власти, содействующая  преимущественному осуществлению  конкретных интересов в пределах определенной территории.

Признаки государства:

1) наличие публичной власти, распространяющейся на всю территорию страны и на всех проживающих там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения: чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и др.);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной и т. п., а также для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию и т. д.);

4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

5) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

Основные атрибуты государства

 

Территория – материальная основа государства, пространство, на которое распространяется его юрисдикция.

Население – совокупность людей, проживающих на территории данного государства и подчиняющихся его власти.

Публичная власть – органы, выполняющие функцию управления.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Внутренние функции  государства: социальная, хозяйственно-организаторская, организационно-правовая, функция социализации личности.

Внешние функции государства: защита национальных интересов своего государства; уважение национальных интересов других стран; налаживание сотрудничества с другими странами; обеспечение безопасности народов страны, поддержание мира и др.

Функции государства и его органов  в развитых странах мира сводятся к тому, что государство не командует, не решает непосредственно хозяйственных  задач, а воздействует на различные сферы жизни общества через законы, координирует, контролирует, помогает, определяет ориентиры общего движения, приоритеты. Главнейшая задача государства – выявление потребностей людей, их приоритетов, после чего в соответствующую отрасль производства вкладываются деньги, а результат деятельности приносит пользу как производителям, так и потребителям.

 

34. Формы государства

 

Территория, население, власть – это  характеристики государства, которые  отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации.

Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма государства определяет, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов.

Формы государства

 

1. По форме правления (порядку образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношениям друг с другом и населением) государства подразделяются:

– на монархические;

– республиканские.

Монархии различают абсолютные, конституционные (парламентские), дуалистические. В абсолютных монархиях (ОАЭ, Катар) монарху принадлежит вся полнота  законодательной, исполнительной, судебной власти. В конституционных монархиях (Великобритания, Испания, Япония, Швеция) власть монарха ограничена представительным органом власти – парламентом, выполняющим законодательные функции. В дуалистических монархиях имеются как бы две независимые высшие власти: монарх и парламент. Республики существуют парламентские (Италия, Германия, Финляндия, Индия), президентские (США, Мексика, Бразилия, Аргентина) и смешанные (Франция).

2. По форме государственного устройства (территориальная структура государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами) государства делятся:

– на унитарные;

– федеративные;

– конфедеративные.

Унитарное государство характеризуется отношениями «правительство – территориальная администрация». Полномочия местных руководителей определяются центральными органами, их деятельность подконтрольна центру. В унитарном государстве имеется единая конституция, единое гражданство, единое право (Греция, Ирландия, Люксембург).

Федеративное государство – это союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Эти образования называются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление (штаты, края, области и т. д.). При федеративном устройстве территория государства не является единым целым в политико-административном отношении, субъекты федерации наделяются учредительной властью, имеют право на собственную конституцию, собственную правовую и судебную систему. Федеративными государствами являются США, Германия, Мексика, Россия и др. Конфедерации – это государственно-правовые объединения юридически независимых государств. Цель подобного объединения – решение совместных задач в области экономики, обороны, культуры и т. д. Создаются совместные органы управления. Является неустойчивой формой территориального устройства, так как взаимосвязи входящих в конфедерацию субъектов слабы и неустойчивы (Сирия и Египет в 1958–1961 гг. образовали Объединенную Арабскую Республику).

 

35. Государственная политика: сущность, виды, механизмы разработки

 

Государственная политика – это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

План действий государственных  органов для решения общественных проблем включает следующие элементы: разработка политической стратегии  и целей; оценка затрат по альтернативным программам; их обсуждение, консультирование; выбор и принятие решения; мониторинг выполнения и т. д.

Основные цели государственной  политики:

защита граждан, их деятельности и  принадлежащей им собственности; обеспечение  социальной активности; создание условий  для производства товаров и услуг, необходимых для населения.

На основе комплексного анализа  проблем, учета их специфики и  факторов, влияющих на проблемы, определяются цели и задачи политики, что позволяет  выбрать основные направления и  разработать совокупность мероприятий  для решения той или иной проблемы. Одновременно формируется механизм реализации государственной политики, обеспечивающий выполнение поставленных целей и задач.

Сложность и масштабность процесса развития государственной политики обусловливают участие в ней  многих организаций и отдельных личностей, но наиболее важную роль играют:

1) законодательные (представительные) органы власти;

2) исполнительные органы власти;

3) группы интересов и группы давления.

Существуют различные модели разработки государственной политики.

Модель «сверху – вниз» — решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводятся до нижних уровней.

Модель «снизу – вверх» — формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются общественные группы и организации.

«Смешанная» модель объединяет эти два подхода, когда существуют механизмы привлечения к разработке политики граждан и государственных служащих при сильном централизованном управлении.

Обычно государственную политику разделяют по направлениям в  зависимости от характера и содержания проблем и вопросов, которые необходимо решать органам власти в определенной сфере общественной жизни. Выделяют следующие виды государственной политики: экономическую, социальную, топливно-сырьевую, административную, экологическую, иностранную, военную, национальной безопасности, кадровую, демографическую, культурную, информационную, аграрную, правовую, научно-техническую и т. д.

При составлении планов социально-экономического развития государства мероприятия  разрабатываются по следующим направлениям:

– финансовая, денежная и ценовая политика;

– структурная политика;

– аграрная политика;

– социальная политика;

– региональная экономическая политика;

– внешнеэкономическая политика.

 

36. Монархическая форма правления

 

Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Монархия (в переводе с греческого – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, шаха, императора и т. д.).

Признаки монархии:

– власть передается по наследству;

– осуществляется бессрочно;

– не зависит от воли населения.

Монархии бывают неограниченными , в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных – Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т. п.).

Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Монархии различают:

– абсолютные;

– конституционные (парламентские).

В абсолютных монархиях (Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Оман, Саудовская Аравия) монарху принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной, судебной власти. Монарх соединяет функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами, верховного судьи, в исламских странах также и духовного лидера. Правительство назначается монархом и выполняет его волю. В конституционных монархиях (Великобритания, Испания, Япония, Швеция, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Кувейт, Марокко, Непал) власть монарха ограничена представительным органом власти – парламентом, выполняющим законодательные функции.

В конституционных монархиях развитых стран институты представительной демократии действуют без ограничений. Власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Все законы принимает парламент. Правом вето (право на отказ главы государства подписать и ввести в действие законопроект) монархи не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед главой государства, а перед законодательным собранием. Таким образом, реальное управление страной осуществляет правительство, а глава государства выполняет свои функции в тесном согласии с ним. Монарх остается лишь символом нации , воплощающим единство страны. Однако на протяжении своего правления монарх знакомится с важнейшими документами правительства и часто выступает его советником. Прежде чем назначить нового премьер-министра, монарх проводит консультации с лидерами ведущих партий страны. В целом конституционная монархия является вполне жизнеспособной формой правления и обеспечивает стабильность общества.

 

37. Президентская республика

 

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Признаки республики:

– выборность власти;

– срочность;

– зависимость от воли избирателей.

В зависимости от того, кто формирует  правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются:

– на президентские;

– парламентские;

– смешанные.

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия, Алжир, Египет, Конго, Камерун, Перу, Сальвадор и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"