Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 08:24, шпаргалка

Описание работы

1. Политология как научная дисциплина.
...
86. Государственная власть в Российской Федерации
87. Конституция Российской Федерации как нормативная основа политики
88. Политическая модернизация в России
89. Группы интересов современной России
90. Основные направления развития политической системы Российской Федерации

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 838.50 Кб (Скачать файл)

 

24. Политико-правовая традиция арабского востока

 

В начале VII в. население Аравии переживало смену эпох. Распадались древние государства, перемещались торговые пути, смешивались старые и новые социальные группы. Родоплеменной строй постепенно сменялся феодальным. Традиционные племенные культуры теряли значение под натиском идей монотеистических религий (иудаизма и христианства). В этих исторических условиях складывалась новая мировая религия – ислам. Источниками вероучения ислама являются:

– Коран – запись проповедей, наставлений и изречений Мухаммеда (пророка – основателя ислама);

– Сунна – рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда.

Коран и Сунна – основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (шариат).

Мухаммед проповедовал религиозное  единство арабов, братство верующих, необходимость  соблюдать элементарные общепризнанные нормы морали. Коран и Сунна предписывают безусловную покорность властям. У мусульман нет иерархически организованного сословия духовенства, аналогичного католическому или православному, но есть «люди религии». К ним относятся проповедники, знатоки и учителя богословия, теории и практики мусульманского права, кади и муфтии, вершившие суд по шариату, служители мечетей, руководители общин, братств. «Люди религии» (мусульманское духовенство) имели громадное влияние на массу верующих, считали своим правом и обязанностью контролировать и направлять политику халифов, султанов, эмиров, других носителей светской власти.

В исламе существует ряд направлений  и течений, каждое из которых притязало  на истинное исповедание религии. Суннизм – ортодоксальный ислам, сторонники которого признают законность Сунны. Шиизм – течение в исламе, основанное на вере в то, что преемниками Мухаммеда могут стать только его прямые потомки.

Принципы ислама как политической доктрины

 

1. Теократизм – утверждение превосходства духовной власти над светской.

2. Обоснование необходимости общественного и политического неравенства.

3. Богоустановленность верховной власти правителя.

4. Покорность и смирение.

Соотношение философии, религии и  политики в исламе обозначил среднеазиатский  политический мыслитель Аль-Фараби (870–950). Широкую известность Фараби принесли его комментарии трудов Аристотеля. Аль-Фараби предполагал, что истина постигается философией посредством «доказательных рассуждений». В трудах Фараби предпринимается попытка изложить проект идеального общества (города-государства).

Своеобразную концепцию развития государства разработал выдающийся арабский историк Ибн-Хальдун (1332–1406). Идеи Ибн-Хальдуна о государстве сложились под влиянием Аристотеля. Ибн-Хальдун различал общество и государство, стремился выявить их соотношение и закономерности развития. В соответствии с его концепцией люди создали общество для совместного добывания средств к жизни, поскольку способность одного человека недостаточна для удовлетворения его потребности в пропитании. Разделение труда – первейший фактор объединения; люди объединяются также для защиты от внешней угрозы.

 

25. Политико-правовая традиция сша

 

Политико-правовая традиция США представляет собой совокупность политических взглядов, представлений, идей и концепций американских политических мыслителей и политических деятелей. Особенность американской политической мысли состоит в том, что она сложилась под воздействием взглядов и теорий английских и французских политических мыслителей и политиков XVII—XVIII вв., возникла и развивалась в процессе борьбы американского народа за независимость, создание и упрочение Соединенных Штатов Америки.

Американские мыслители были одновременно и просветителями, и выдающимися  политиками. Они явились идейными вдохновителями Американской революции 1775–1783 гг. и основателями США. Это авторы конституций отдельных штатов, Декларации независимости 1776 г., Статей конфедерации 1777 г., Конституции США 1787 г. и др.

Среди основоположников американской политической мысли и традиции – Бенджамин Франклин (1706–1790), Томас Пейн (1737–1809), Джордж Вашингтон (1732–1790) – первый президент США (1789–1797), Джон Адамс (1735–1826) – второй президент США (1797–1801), Томас Джефферсон (1743–1826) – третий президент США (1801–1808), Джеймс Мэдисон (1751–1836) – четвертый президент США (1809–1817), Александр Гамильтон (1757–1804) и другие американские просветители. Они заложили основы американского конституционализма, политическую доктрину независимости североамериканских колоний, явились теоретиками американского конфедерализма и демократизма, сформулировали видение общественного договора и естественных прав человека, разработали свое понимание политической истории как процесса, в котором народные массы играют важную роль и имеют право на свободу, решительно отказались от институтов рабовладения и работорговли.

Эти мыслители и политики последовательно  отстаивали принципы народного суверенитета, всеобщего избирательного права, миролюбивой  внешней политики, приоритета личности по отношению к государству, верховенство закона, правового государства. Т. Джефферсон создал наиболее значительный документ Войны за независимость – «Декларацию независимости», принятую 4 июля 1776 г.

В конце XVIII – начале XIX вв. в американской политической мысли формируются три основных идеологических направления:

– радикализм, выражавший интересы неимущих или малоимущих;

– либерализм – идеология формирующегося среднего класса, мелкой и средней буржуазии;

– консерватизм – идеология крупной буржуазии и помещиков-плантаторов, использовавших труд рабов. Американские политические мыслители своеобразно трактовали многие положения западно-европейской естественно-правовой доктрины применительно к обстановке Войны за независимость и последующего конституционного оформления США: развитие идей народного суверенитета, выведение из права на революцию права на образование независимого государства, республиканское истолкование теории разделения властей. Ими был разработан ряд новых положений теории политики и права:

– о характере и преимуществе президентской республики как перед прямой демократией, так и перед монархией;

– о роли, месте, обязанностях и правах президента;

– о взаимоотношениях между штатами и федеральным центром;

– о системе сдержек и противовесов властей;

– о правах и обязанностях граждан («Билль о правах») и др.

 

26. Политический режим: понятие и типология

 

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Любые изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, который, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Политический режим – это  динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический  режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политический режим характеризуется системой методов осуществления государственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.

По политическому режиму судят  о подлинной картине принципов  организации политического устройства общества. Политический режим характеризует  определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Типы политических режимов:

– демократический – широкие гражданские права и свободы человека;

– тоталитарный – контроль государственной системы всех сфер жизни общества;

– авторитарный – непререкаемое подчинение власти.

Признаки политического  режима:

– степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

– соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

– гарантированность прав и свобод личности;

– характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

– степень реализации политической власти непосредственно народом;

– положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

– место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

– соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

– характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

– тип политического поведения;

– характер политического лидерства;

– учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

– доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

– степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

– принципы взаимоотношения общества и власти;

– политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);

– мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

– существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории «политический режим».

 

27. Демократический режим

 

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический.

Демократический режим – форма государственного устройства, при которой осуществляется правление народа. Признаки демократического режима:

– население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);

– решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

– существование гражданского общества с его развитой структурой;

– реальное осуществление правового государства;

– выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

– легитимность государственной власти;

– «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

– доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

– во всех сферах общественной жизни господствует закон;

– провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

– в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

– политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

– гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

– реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений). Демократические режимы определяют и различают не только структуры высших институтов – макроуровней власти, но и политические структуры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии:

1) с высокой степенью независимости подсистем – партий, профсоюзов, групп давления и т. п. (Англия, США);

2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия);

3) с малой автономией подсистем (например, Мексика).

Демократический режим является показателем  творчества народных масс, передовых  представителей общества и его руководства, степень прогрессивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части населения.

 

28. Исторические формы диктаторского правления

 

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. За время своего развития человечество выработало политические режимы, которые можно разделить на демократические и диктаторские. Диктаторские, в свою очередь, делятся на тоталитарные и авторитарные.

Диктатура (в переводе с латинского – неограниченная власть) – правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют государственную власть, используя ее без контроля со стороны граждан.

Характерные черты диктатуры:

– решающая роль исполнительной власти;

– зависимость судебной власти;

– формальное существование правовых норм, низкая правовая культура;

– ограничение гражданских прав;

– закулисный процесс принятия решения;

– маловластность представительных институтов.

Диктаторские формы правления  как способ осуществления политической власти известны с давних времен. Древние греки выделяли демократию (власть народа), тиранию (самовластие одного лица), олигархию (власть немногих).

Тирания и олигархия в античном обществе возникали, когда один человек или группа лиц хитростью или силой захватывали власть без согласия народа. Чтобы обеспечить себе поддержку народа, многие тираны боролись с аристократией (например, Афин Писистрат (IV в. до н. э.) проводил реформы в пользу землевладельцев и торговцев).

Тирании были характерны и для средневековой Италии. Например, в XV в. представитель богатейшего флорентийского рода Лоренцо Медичи имел почти неограниченную власть: прекратил действие всяческих правил и законов, правил при помощи «совета семидесяти», который им же был назначен.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"