Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:27, реферат

Описание работы

Социально-экономические и политические реформы в России, вызванные системным кризисом, потребовали коренного пересмотра приоритетов, определение новых парадигм общественного развития. Подобная "смена курса" всегда сопровождается экономическими, социальными, психологическими потрясениями для большей части населения страны, поскольку трансформируется политическая система, правовые институты, политическое и правовое сознание масс.
Современное российское общество продолжает идти по пути социально-экономических и политико-правовых реформ, осуществляя переход к рыночной экономике, к демократическим нормам и отношениям, что с неизбежностью углубляет процесс социальной дифференциации, усиливая общественные, национальные и другие противоречия.

Содержание работы

Введение
Глава I. Политический конфликт: некоторые вопросы теории
§ 1. Политический конфликт
§ 2. Этнополитический конфликт
Глава II. Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве
Глава 3. Этнополитические конфликты в современной России
§ 1. Истоки этнополитической ситуации в России
§ 2. Специфика этнополитического устройства, конфликтогенные факторы и этнополитические конфликты в постсоветской России
Вместо заключения
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 92.15 Кб (Скачать файл)

Далеко не все этнополитические конфликты происходят вследствие причин чисто этнических, но вследствие полиэтнического  состава населения как бывшего  СССР, так и нынешней России, почти  любой внутренний конфликт приобретает  этническую окраску. Поэтому грань  между социальными, этническими  и политическими конфликтами  очень зыбкая. Так же в современной  России одна из форм конфликтов нередко  включает в себя другую и подвергается трансформации, этническому или  политическому камуфляжу.

Россия за годы реформ и демократических  преобразований не смогла выработать свою собственную концепцию национальной безопасности, в которой бы не ущемлялись права малых народов, и гарантировались  их безопасность, суверенитет и территориальная  целостность. Не сложилась идея, которую  принято называть национальной идеей.

Вместо заключения

Вопросы, связанные с изучением  этнополитических конфликтов традиционно  вызывают значительный исследовательский  интерес, что связано с большой  актуальностью и практической значимостью  этих исследований. В современном  мире постоянно отмечается возрастание  роли и значения этнического (конфессионального) фактора в политической жизни, порождающего многочисленные противоречия, тесно  связанные с неравномерным социально-экономическим, политическим, культурным развитием  стран и целых регионов ойкумены.

Порождаемые условиями современной  действительности внутриполитические проблемы, связанные с крайне неравномерным  социально-экономическим, политико-правовым развитием современной России, заставляют задуматься о коренных причинах и  условиях их формирования и сложности  преодоления. Ситуация в значительной степени осложняется еще и  рядом объективных факторов, вызванных  особенностями реализации государственной  политики на федеральном уровне (чрезмерная концентрация политической жизни в  Администрации президента РФ, "вертикальное" реформирование партийной и избирательной  системы и др.). Таким образом, в условиях современной российской политики актуальной становится проблема поиска путей преодоления отдельных  негативных тенденций, в частности, конфликта интересов центра и  регионов (особенно национальных) и  выработки долгосрочной и перспективной  для сторон стратегии партнерства.

Рассматривая современные этнополитические реалии, можно сделать вывод о  наличии в России некоторых оснований, свидетельствующих о наличии  этнократии в отдельных национальных субъектах, хотя это явление ими  нередко излишне гиперболизируется. В качестве примеров чаще всего приводят "режимы" М. Шаймиева в Татарстане, М. Рахимова в Башкортостане, К. Илюмжинова в Калмыкии. Рассматривая политическую ситуацию в данных республиках, говорят  о "перепредставленности" татар, башкир, калмыков в структуре политической элиты регионов, их монополизме в  экономике и политике. В перспективе  неравномерность этнического представительства  может стать одним из конфликтогенных  факторов.

Вместе с тем, проблема этнического  представительства во власти, особенно в многонациональных государствах, невнимательное отношение к "национальному  вопросу" в перспективе может  привести к возникновению напряженности  и этнополитических конфликтов, урегулирование которых представляет до настоящего времени большую практическую сложность. В этой связи оставлять вопросы  этнического представительства  без внимания, в надежде на саморегуляцию, бесперспективно с точки зрения сохранения политической стабильности, особенно в обществе с невысоким  уровнем политической культуры, к  которым относится и Россия.

Говоря об этносоциальных отношениях в ходе реализации власти, следует  отметить, что этнополитические конфликты  возникают только тогда, когда субъект  власти действует против интересов  объекта (особенно тогда, когда субъект  и объект власти гетерогенны в  этическом и даже социальном аспектах). Вместе с тем, конфликт между субъектом  и объектом власти предполагается как  бы изначально, что характеризует  саму сущность власти, с той лишь разницей, что в обществах с  высоким уровнем развития политической культуры средства достижения необходимого для власти результата будут более  приемлемы для различных этнических групп.

В современных условиях осознание  этническими группами своих интересов, их агрегация и артикуляция становятся более возможными, это объективно связано с ростом общей политической культуры, этнического самосознания в процессе этнополитической мобилизации. Можно предположить, что интересы этноса лежат, прежде всего, в сложившейся  системе самовоспроизводства, жизнеобеспечения и перспектив развития, сохранения прав на этническую территорию, язык и  культуру, реальное достижение которых  становится возможным только тогда, когда из объекта власти, он трансформируется если не в субъект, то, по меньшей  мере, в активного политического  актора.

Отстаивание своих интересов становится более перспективным и успешным в том случае, если этнос активно  участвует в процессе формирования власти, используя, в первую очередь, имеющиеся демократические институты  и структуры гражданского общества.

Опыт региональной политики в РФ свидетельствует о неоднозначности  участия разных этнических групп  в электоральном процессе. В Удмуртии, например, несмотря на активность удмуртов в выборах всех уровней, им не удается  до настоящего времени быть адекватно  представленными в органах исполнительной и законодательной власти, что  характерно для большинства финно-угорских республик России. Власть активно  ориентирует этнос на поддержку  различных партий власти и проводимую государственную политику, которая  иногда противоречиво сказывается  на нем самом. Этнос в существующих условиях вынужден принимать предлагаемые правила игры в силу зависимости  от власти. Причины такой ситуации могут заключаться не только в  политическом инфантилизме удмуртского  этноса, его отставании в социально-экономическом  и культурном развитии Губогло М.Н. Феномен Удмуртии. Парадоксы этнополитической трансформации на исходе XX века. М., 2001. С. 261.. Политики заинтересованы в  электоральной поддержке этноса, но не заинтересованы в самостоятельности  его требований к власти, и такой  подход не будет адекватным при преодолении  конфликтов, которые могут иметь  место в современной России, в  которой до настоящего времени отсутствует  внятная государственная идеология  в сфере регулирования межнациональных  отношений.

В этих условиях приоритетным направлением реализации государственной национальной политики должен стать поиск путей  взаимодействия и способов учета  и реализации интересов общества, исходя не только из его социальной, но и этнической структуры. Однако российские политики в полной мере либо не осознали важности и необходимости подобного  направления в своей работе, либо сознательно игнорируют, забывая  при этом, что неразрешенные конфликты  могут стать спусковым механизмом общесистемного кризиса. Желание излишне  поспешно реформировать окружающую российскую действительность в социальной и политической сферах, наметившиеся тенденции в области укрупнения регионов (которые в перспективе  могут стать механизмом активации  центробежных сил) не содействуют становлению  в России подлинного гражданского общества.

Вместе с тем, только в демократическом  обществе могут быть выработаны объективные  условия для подлинно партнерских  отношений между всеми этническими  группами, населяющими Россию. Для  исправления ситуации в сфере  межнациональных отношений власть должна сформулировать и четко обозначить принципы ее взаимодействия со всеми  народами и создать необходимые  политико-правовые условия для равномерного социально-экономического и этнокультурного  развития всех народов. Только формирование правового государства и гражданского общества могут изменить ситуацию в  сфере межнациональных отношений, только тогда на основе подлинного равенства этнические группы от конфликтов могут перейти к позитивному и конструктивному диалогу, основанному на взаимном уважении.

Список источников и  литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ, принята  на референдуме 12 декабря 1993 г. // Справочная правовая система  "ГАРАНТ-СтройМаксимум. Практика  ФАС округов". Версия от 10.04.2007.

2. Федеративный договор  (Москва, 31 марта 1992 г.) // Справочная  правовая система "ГАРАНТ-СтройМаксимум.  Практика ФАС округов". Версия  от 10.04.2007.

Литература:

1. Абдулатипов Р.Г. Национальный  вопрос и государственное устройство / Р.Г. Абдулатипов. - М., 2000. - 246 с.

2. Аклаев А.Р. Проблема  насилия в межнациональных конфликтах. // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения  Ч.2. - М., 1993

3. Анцупов А.В. Конфликтология. / А.В. Анцупов, А.Р. Шипилов. - СПб., 1998. - 388 с.

4. Ачкасов В.А. Этническая  идентичность в ситуациях общественного  выбора / В.А. Ачкасов // Журнал  социологии и социальной антропологии. - 1999. - №1-С.22-25.

5. Бабосов Ю.М. Основы  конфликтологии / Ю.М. Бабосов. - М., - 2000. - 365 с.

6. Бромлей Ю.В. Очерки  теории этноса / Ю.В. Бромлей - М., - 1983. - 432 с.

7. Вагенленер Г. Эскалация  на Ближнем Востоке: политическая  и психологическая проблематика  одного конфликта / Г. Вагенленер. - М., - 1998. - 245 с.

8. Глухова А.В. Типология  политических конфликтов / А.В. Глухова. - Воронеж, - 1997. - 230 c.

9. Губогло М.Н. Языки  этнической мобилизации / М.Н.  Губогло. - М., 1998. - 326 с.

10. Авксентьев В.А., Шаповалов  В.А. Современная этнополитическая  конфликтология: от простоты к  сложности // Политическая конфликтология  перед новыми вызовами. Воронеж, 2001. С.56.

11. Амелин В.В. Этнополитические  конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности. / В.В.  Амелин // Теоретический философский  журнал. - 1997. - №1. - С.8-13.

12. Губогло М.Н. Феномен  Удмуртии. Т.1: Парадоксы этнополитической  трансформации на исходе XX века / М.Н. Губогло, С.К. Смирнова. - М.: Институт этнологии и антропологии  РАН, 2001. - 496 с.

13. Гумилев Л.Н. Этногенез  и биосфера земли / Л.Н. Гумилев. - М., 1989. - 178 с.

14. Дарендорф Р. Конфликт  и свобода. // Реферативный журнал. - М., 1974.

15. Дарендорф Р. Современный  социальный конфликт. // Иностранная  литература. 1994, №5.

16. Дарендорф Р. Элементы  теории социального конфликта. // Социс. 1994. № 5.

17. Дмитриев А.В., Дружинин  Е.С., Рукавишников С.В. Кризис, конфликт, согласие: начало социологии конфликта. - М., 1992;

18. Дмитриева А., Кудрявцев  В., Кудрявцев С. Введение в  общую теорию конфликтов (Юридическая  конфликтология. Ч. 1.). - М., 1993. - 216 с.

19. Дробижева Л.М. этнополитические  конфликты. Причины и типология. // Россия сегодня: трудные поиски  свободы. - М., 1993

20. Дуглас М. Джонсон.  О программе разрешения межнациональных  конфликтов // Кентавр - 2002. - март-апрель. - 83.

21. Емельянов С.М., Практикум  по конфликтологии. СПб., 2000. - 234 с.

22. Запрудский Ю.Г. Социальный  конфликт (политологический анализ), Автореферат диссертации доктора  философских наук, Ростов на Дону, 1992;

23. Здравомыслов А.Г. и  Матвеева С.Я. Межнациональные  конфликты в России // Общественные  науки и современность. 1996. №2. С.153-164.

24. Здравомыслов А.Г. Межнациональные  конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1997;

25. Здравомыслов А.Г. Межнациональные  конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1997;

26. Здравомыслов А.Г. Социология  конфликта. - М., 1996;

27. Здравомыслов А.Г. Социология  конфликта. - М., 1996;

28. Зеркин Д.П. Основы  конфликтологии: Курс лекций. - Ростов  на Дону, 1998. - 280 с;

29. Зеркин Д.П. Основы  конфликтологии. - Ростов-на-Дону., 1998;

30. Козер Л. Завершение  конфликта. // Социальный конфликт: современные  исследования. Реферативный сборник. - М., 1991.

31. Козер Л. Функции социального  конфликта. - М., 2000.

32. Козер Л. Функции социального  конфликта. - М., 2000. - 265 с.

33. Козер Л. Функции социального  конфликта. - М., 2000. - 265 с.

34. Козер Л. Функции социального  конфликта. - М., 2000;

35. Козер Л. Функции социального  конфликта. // Социальный конфликт  современные исследования. - М., 1991.

36. Козлов В.И. Проблематика "этничности" // Этнографическое  обозрение. - 1995. - №4. - 19-41 с.

37. Колосов В.А., Трейниш  А.И. Этнические ареалы современной  России: сравнительный анализ риска  национальных конфликтов // Полис. 1996. №2. С.47.

38. Конфликты в современной  России. - М., 1999. - 247 с.

39. Краткий энциклопедический  словарь. - М., 1993. - 58 с.

40. Кудрявцев В.Н. Основы  конфликтологии. - М., 1995;

41. Маценов Д.Н. Западные  политологи о межнациональных  отношениях в СССР // МЭиМО. - 2001. - № 8. - 101-112.

42. Мукомель В., Паин Э., Попов А. Союз распался - межнациональные  конфликты остались // Независимая  газета., 2002. - 10 января.

43. Ожиганов Э.Н. Причины  этнополитических конфликтов. - М., 1996. - 4 с

44. Ожиганов Э.Н. Причины  этнополитических конфликтов. - М:  Наука. 1996. - .88-101 с.

45. Политологический словарь. - М., 1994. - 34 с.

46. Попов А.А. Причины  возникновения и диалектика развития  межнациональных конфликтов. // Идентичность  и конфликт в постсоветских  государствах. - М., 1997;

47. Причины этнических  конфликтов. // РБК.27.11.2000. - http: demography. narod.ru/op_00113001.html.

48. Пугачев Б. Этноконфликты  и "русский фактор" // Россия: проблемы национальной государственной  политики // Обозреватель. 1993. №7. С.41.

49. Савва Е. В Этнополитический  конфликт: проблемы построения теоретической  модели. -

http://www.stavsu.ru/COFR/KONEL_CONF/SEC1/sav.html

50. Солдатова г.У. Психология  межэтнической напряженности. - М., 1998.

51. Старовойтова Г. Национальное  самоопределение: подходы к изучению  случаев. СПб., 1999. С.25.

52. Степанов Е.И. Методологическое  обеспечение конфликтологических  исследований. // Сб. Социальные конфликты,  №7.М., 1994;

53. Степанов Е.И. Конфликтология  переходного периода: методологические, теоретические, технологические  проблемы. - М., 1996;

54. Тишков В.А. О природе  этнического конфликта // Свободная  мысль. 1993. - №4. - 58 с.

55. Тишков В.А. Очерки  теории и политики этничности  в России. - М., 2000.

56. Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность. Социологические  очерки / Ж.Т. Тощенко. - М.: "Российская  политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2003. - 432 с.

57. Трансформационные процессы  в России и Восточной Европе  и их отражение в массовом  сознании. // Матер. междун. симп. 24-25 мая 1996 г.

58. Хантингтон С. Столкновение  цивилизаций и изменение мирового  порядка (отрывки из книги // Pro et Contra.) T.2. - 142с.

Информация о работе Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве