Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:27, реферат

Описание работы

Социально-экономические и политические реформы в России, вызванные системным кризисом, потребовали коренного пересмотра приоритетов, определение новых парадигм общественного развития. Подобная "смена курса" всегда сопровождается экономическими, социальными, психологическими потрясениями для большей части населения страны, поскольку трансформируется политическая система, правовые институты, политическое и правовое сознание масс.
Современное российское общество продолжает идти по пути социально-экономических и политико-правовых реформ, осуществляя переход к рыночной экономике, к демократическим нормам и отношениям, что с неизбежностью углубляет процесс социальной дифференциации, усиливая общественные, национальные и другие противоречия.

Содержание работы

Введение
Глава I. Политический конфликт: некоторые вопросы теории
§ 1. Политический конфликт
§ 2. Этнополитический конфликт
Глава II. Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве
Глава 3. Этнополитические конфликты в современной России
§ 1. Истоки этнополитической ситуации в России
§ 2. Специфика этнополитического устройства, конфликтогенные факторы и этнополитические конфликты в постсоветской России
Вместо заключения
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 92.15 Кб (Скачать файл)

В современных  конфликтологических теориях все  более прочно утверждается точка  зрения, согласно которой политические конфликты носят действительно  разрушительный для общества характер, либо в узких областях, либо в  особо неблагоприятных для его  дальнейшего социально-экономического и культурного развития ситуациях. В основном же, прежде всего в  странах, обладающих гибкой, развитой системой социально-политического  представительства (правовое государство, эффективно действующий парламент, сформировавшееся гражданское общество), выявление, развитие и урегулирование конфликтов дает возможность обеспечивать стабильную устойчивость и динамическое развитие политической системы, ее гибкую адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Поэтому в соотношении негативных и позитивных функций современного политического конфликта превалирующими становятся функции позитивные, конструктивные, созидательные.

Одна из таких  функций проявляется в том, что  созревший в недрах политической системы конфликт сигнализирует  обществу, властным структурам о возникших  противоречиях и конфликтном  расхождении позиций определенных индивидов и их групп, стимулирует  действия, способные преодолеть возникшие  разногласия в политическом процессе и поставить тем самым сложившуюся  ситуацию под контроль. В результате создаются предпосылки для управленческого  регулирования возникающих в обществе политических конфликтов.

Наиболее важной конструктивной функцией политического  конфликта является его способность  стать катализатором назревших  социально-политических изменений. Еще  одна позитивная функция политического  конфликта в том, что его развертывание  позволяет более четко определить свои позиции конкурирующим политическим силам Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону, 1998. С. 270..

Что касается классификации  политических конфликтов, то их можно  классифицировать по нескольким основаниям:

По областям развертывания  существующие в политическом социальном пространстве конфликты подразделяются на внутри - и внешнеполитические. Во внутриполитических конфликтах реализуются  конкурентные взаимодействия в борьбе за сохранение, удержание, упрочнение или ниспровержение власти - борьба между правящей элитой и оппозицией, между политическими партиями, между  законодательной и исполнительной, между центральной и между  региональной властями.

По качественным характеристикам  противостояний они разделяются  на "конфликты с нулевой суммой" и "конфликты с ненулевой суммой". Те конфликты, в которых позиции  враждующих сторон абсолютно противоположны и несовместимы, вследствие чего победа одной из них оборачивается поражением другой, могут характеризоваться  в качестве "конфликтов с нулевой  суммой". Примером здесь может  служить победа одного из претендентов на президентских выборах, исключающая  занятие президентской должности  другим претендентом. Те же конфликты, в которых существует хотя бы один способ достижения взаимного согласия путем компромисса, характеризуются  как конфликты "не с нулевой  суммой".

По соответствии со структурой и организацией системы власти и  ее реализации выделяются вертикальные и горизонтальные политические конфликты. К первому из этих классов относятся конфликты, возникающие между индивидами и группами, обладающими властью, политически господствующими, и индивидами и группами, лишенными доступа к власти, политически подчиненными первым, а также конфликты между центральными и местными властными структурами. К горизонтальным относятся конфликты, реализующие конкурентные взаимодействия между однопорядковыми субъектами и носителями властных полномочий: между законодательной и исполнительной структурами власти, между неправящими партиями и т.п.

По содержанию и характеру  нормативной регуляции или ее отсутствию политические конфронтации подразделяются на институционализированные и неинституционализированные конфликты. Первые из них развертываются в рамках деятельности существующих в обществе социальных институтов - развитая демократия, правовое государство, гарантированная  конституционными установлениями свобода  собраний, митингов, уличных шествий, деятельность политических партий, ассоциаций, объединений и т.п. Такие конфликты  воплощают в себе способность  индивидов, социальных групп и слоев  в своих политических притязаниях  и взаимодействиях с другими  подчиняться действующим в обществе правилам политической игры. В отличие  от них неинституциональные политические конфликты не вписываются в рамки  функционирующих в обществе социальных институтов, направлены на подрыв, ослабление или ниспровержение существующей в  обществе политической системы, действующих  в нем социальных институтов.

По степени открытости и публичности конфликтного взаимодействия конкурирующих сторон конфликты  подразделяются на открытые и скрытые (латентные). Открытые политические конфликты  воплощаются в явных, внешне фиксируемых  формах политического действия - участие  в выборах, политические забастовки и манифестации, акты политического  протеста, объявление импичмента и  т.п. В отличие от них латентные  конфликты в сфере политики воплощаются  в скрытых от широкой публики  видов политической конфронтации, таких, в частности, как заговор, подкуп высших должностных лиц, фальсификация  результатов выборов, политический шантаж и т.п.

По длительности (темпоральным характеристикам) политические конфликты  подразделяются на кратковременные  и долговременные. Примерами первых из них могут служить отставка правительства или отставка министра, вызванная протестами общественности в связи с его взяточничеством  или другими неблаговидными поступками. Примером второго является длящийся несколько десятилетий, то обостряющийся, то затухающий военно-политический конфликт между Израилем и группой арабских стран.

По формам проявлений конфликтных  политических противостояний они разделяются  на а) политическое пикетирование правительственных  зданий или посольств; б) политические митинги и манифестации; в) политические забастовки с требованиями отставки президента, правительства и т.п.; г) движение политического протеста; д) политическое неповиновение; е) политический путч; ж) политический переворот, завершившийся  свержением существовавшей до этого  власти; з) политическая революция - массовое политическое действие, приведшее к  слому прежней государственной  машины и коренной трансформации  политической системы; и) политический шантаж, т.е. угроза разглашения компрометирующих сведений о политических деталях11 Глухова А.В. Типология политических конфликтов. Воронеж. 1997. С. 125..

Каждый из типов и видов  конфликта, обладая определенными  особенностями, способен сыграть определенную, конструктивную или деструктивную, разрушительную роль в развертывании  политических процессов. Поэтому важно  знать эти особенности, чтобы  правильно ориентироваться в политической ситуации, как правило, весьма изменчивой, динамичной, и занимать продуманную политическую позицию.

§ 2. Этнополитический конфликт

Феномен этноса является довольно сложным и многогранным явлением. Научное осмысление термина "этнос" как специального понятия для  обозначения особой общности людей  произошло по существу лишь в последние  десятилетия. Но, несмотря на пристальное  внимание ученых к проблеме этноса, как в отечественной, так и  в мировой этнологии общепринятого  определения сущности и строения этноса.

Весьма обстоятельное  определение этноса дано в работах  академика Ю.В. Бромлея. В его понимании "собственно этнос может быть определен как исторически сложившаяся  на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями  культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований - самосознанием, фиксированным  в самоназвании - этнониме".1 Поэтому  этнос представляет только та культурная общность людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от аналогичных  общностей. Это осознание членами  этноса своего группового единства принято  именовать этническим самосознанием, внешним выражением которого является общее самосознание.

Проблема определения  этноса очень тесно связана с  проблемой идентификации, проблемой  восприятия "свой-чужой". Данная проблема имеет очень большое значение в современном мире. Практически  каждый человек имеет какое-либо представление, связанное с понятие  этноса, которое может и не иметь  конкретного словесного определения, а существовать на эмоциональном  уровне. При этом понятия этнос, нация, этничность зачастую смешиваются и  не имеют чего-либо общего с научными определениями. Для работы над проблемой  этнополитических конфликтов важно  иметь представление, как может  определятся этнос, а точнее этническая принадлежность.

Важной будет являться проблема того, что связывает людей  в единую общность - этнос, и какие  свойства, качества в людях могут  определять этничность. Реакция людей  на этническую (национальную) проблему во многом зависит от представлений, которые сформировались у них  лично или в ближайшем их окружении. Многие факторы могут быть внушены  извне, по крайней мере, на какое-то время. Для массового, бытового восприятия весьма характерна консервативность, то есть неспешность в принятии какого-либо понятия и расставании с уже  принятым. Соответственно, важным фактором будет и история рассмотрения проблемы типологизации этнических общностей.

Этническая группа обладает общими культурными чертами и  может быть определена как "самоосознающаяся" группа людей, придерживающаяся общих  традиционных установок, не разделяемых  другими группами, с которыми она  находится в контакте. Такие традиции включают народные религиозные верования  и обычаи, язык, понимание истории, представление об общих предках, месте происхождения. Так же определяет этничность и в наши дни: "Этничность - это свойство, принадлежащее тем, кто признается членом данного общества, обладающего общими культурными  чертами, в том числе общими предками и общей историей; это свойство, проявляющегося в результате взаимодействия с членами более широкого общества, имеющего другие культурные черты" Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. М., 1998. С. 231..

Но может ли этничность быть определена лишь на основании  общих культурных черт, ведь "наблюдаемые  черты не сохраняются в течение  времени в одной и той же форме"? В связи с этим ученые предлагали определять этническую группу, исходя из тех границ, которыми она  сама себя очерчивает, а не из культурного  содержания, находящегося в пределах этих границ: "Культурные черты, которые  обозначают эту границу, - писал он, - могут меняться; культурные характеристики членов (этнических групп) также подвержены трансформации; организационные формы  группы и те могут изменятся" Там  же. С. 231..

Таким образом, можно утверждать, что этнос обладает неким внутренним стержнем, не осознаваемым ни его членами, ни внешними наблюдателями, культурным стержнем, в каждом случае уникальным, который определяет согласованность  действий членов этноса и обнаруживает себя вовне через различные модификации  культурной традиции, являющиеся выражением некоторого общего содержания. Это  и служит внутренней причиной гибкости культурной традиции Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка (Отрывки из книги//Pro et Contra.) T. 2. С. 142. .

Культура - "цемент общественных отношений" не только потому, что  она передается от одного человека к другому в процессе политической социализации и контактов с представителями  других культур, но также и потому, что формирует у людей чувство  принадлежности к определенной общности, т.е. чувство идентичности. "В современном  мире культурные идентичности (этнические, национальные, религиозные, цивилизационные) занимают центральное место, а союзы, антагонизмы и государственная  политика складывается с учетом культурной близости и культурных различий, - отмечает С. Хантингтон. При этом этническая идентичность наиболее устойчива и  значима для людей для большинства  людей (особенно в условиях общественного  кризиса). Для отдельного человека именно этническая группа, к которой он принадлежит, представляется тем, что  важнее и больше его самого, что  во многом определяет пределы и направленность его жизненных стремлений, и что  будет существовать после него. Такое  одновременно сакральное и естественное восприятия своего этноса обусловлено  тем, что человек его не выбирает. Этническая принадлежность "задается" вместе с рождением, умением говорить на "родном" языке, культурным окружением, в которое он попадает и которое, в свою очередь, "задает" общепринятые стандарты поведения и самореализации личности. Для миллионов людей  этническая принадлежность - это само собой разумеющаяся данность, не подлежащая рефлексии, через которую они  себя осознают и благодаря которой  могут ответить сами себе "Кто  я и с кем я?"

Таким образом, этническая идентичность формируется стихийно, в процессе социализации личности. В то же время, осознание принадлежности к определенной этнической общности становится одним  из первых направлений социальной природы  человека Ачкасов В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора//Журнал социологии и социальной антропологию-1999.№1. С. 22. .

Наиболее сложный вопрос связан с самим феноменом этничности. Данное понятие по праву рассматривается  в качестве базового для исследования таких проблем, как предпосылки, причины и пути предупреждения межэтнических  конфликтов. В самой упрощенной форме  вопрос стоит так: провоцирует ли этничность конфликты? И, следовательно, зависит ли степень конфликтогенности  общества от уровня его полиэтичности? В поисках ответа на этот вопрос в начале 1990-х гг. особо модным было подвергать резкой критике "отечественную  теорию этноса" и обращаться к  активному освоению западных концепций  этничности. В тоже время это освоение было довольно болезненным процессом, особенно в отношении идей конструктивизма. Научное сообщество России довольно эмоционально встретило утверждение В.А. Тишкова о том, что этносы, как и формация, есть умственные конструкции, своего рода "идеальный тип", используемый для систематизации конкретного материала и существующий исключительно в умах историков, социологов, этнографов Савва Е.В Этнополитический конфликт: проблемы построения теоретической модели.-http://www.stavsu.ru/COFR/KONEL_CONF/SEC1/sav.html.

Очевидно предположить, что  многие свойства и качества зависят  от конкретной ситуации, и соответственно от места и времени, а также  складывающихся событий. Этничность, как  форма групповой идентичности, подвержена временным трансформациям, а значит, можно предположить, что существуют ее различные исторические вариацию. Отсюда, в частности, предположение  А.Г. Здравомыслова о том, что и  понятие "нация" обязательно предполагает сравнение национального "мы" с инонациональными значимыми "они" т.е. носит референтный характер Здравомыслов А.Г. Трансформационные  процессы в России и Восточной  Европе и их отражение в массовом сознании.// Матер. междун. симп. 24-25 мая 1996 г. М., 1996. С. 39..

Исследуя проблему этнополитических конфликтов, ученые ставят вопрос, являются ли они таким отрицательным явлением, которое необходимо по возможности  не допускать. Насколько они неизбежны  и что является причинами их возникновения.

Широкую известность получило исследование Л. Козера о функциях социальных конфликтов. Л. Козер подчеркивал, что "конфликт не всегда дисфункционален  для отношений, внутри которых он происходит; часто конфликт необходим  для достижения связей внутри системы". Причем Л. Козер отмечал именно функциональное значение внутрисоциальных конфликтов, то есть "конфликтов между различными группами одного и того же общества, для установления о поддержания  общественного единства" Козер  Л. Функции социального конфликта. М.,2000. С. 265..

Информация о работе Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве