Идеи общественно-политического устройства России в сочинениях В. Н.Татищева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

О Василии Никитиче Татищеве как историке, написавшем «Историю Российскую» существует большое количество исследований, но нас интересует совершенно другой вопрос, касающийся его личности, а именно общественно-политические и экономические взгляды Татищева на прошлое и современное ему развитие Российской империи. В XVIII столетии о его взглядах судили лишь через призму восприятия « Истории Государства Российского», « Духовной» и других его сочинений, не учитывая тот факт, что многие из них были написаны с оглядкой на царскую власть.Лишь в XIX веке приступили к выявлению, публикации и разработке огромного количества, сохранившихся материалов. Первым опытом краткой биографии Татищева была работа В.Н. Берха, который основывал её на архивных материалах Берг- коллегии и Екатеринбургского горного начальника.

Содержание работы

Введение 3-4
1.Биография. Становление взглядов. 5-7
2.1.Политическое воззрение. Теория «Естественного договора» 8-9
2.2.Вопрос о проекте государственного устройства и участие
Татищева в событиях 1730 года. 10-20
3.1.Просвятительская деятельность 21-22
4.1.Защита экономических интересов дворянства в воззрениях
Татищева 23-25
4.2.Представления о «вольности купечества» с точки зрения
Татищева 26-29
Заключение
Примечания
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Новосибирский государственный университет

Гуманитарный факультет

Кафедра отечественной истории

 

 

 

Березкин Андрей Николаевич

 

Идеи общественно-политического устройства России в сочинениях В. Н.Татищева

 

Курсовая работа студента 1-го курса

в семинаре по отечественной истории

 

 

Научный руководитель:

Ст. преп. кафедры отечественной истории доц. А. А. Бродников

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2014

 

Оглавление.

 

      Введение                                                                                             3-4

   1.Биография. Становление взглядов.                                              5-7

2.1.Политическое воззрение. Теория «Естественного договора»  8-9                   

2.2.Вопрос о  проекте государственного устройства  и участие 

Татищева в событиях 1730 года.                                                          10-20

3.1.Просвятительская  деятельность                                                   21-22

4.1.Защита экономических  интересов дворянства в воззрениях 

Татищева                                                                                                  23-25

4.2.Представления  о «вольности купечества» с  точки зрения 

Татищева                                                                                                  26-29

Заключение

Примечания

Библиография     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Историография вопроса.

О Василии Никитиче Татищеве как историке, написавшем «Историю Российскую» существует большое количество исследований, но нас интересует совершенно другой вопрос, касающийся его личности, а именно общественно-политические и экономические взгляды Татищева на прошлое и современное ему развитие Российской империи. В XVIII столетии о его взглядах судили лишь через призму восприятия « Истории Государства Российского», « Духовной» и других его сочинений, не учитывая тот факт, что многие из них были написаны с оглядкой на царскую власть.Лишь в XIX веке приступили к выявлению, публикации и разработке огромного количества, сохранившихся материалов. Первым опытом краткой биографии Татищева была работа В.Н. Берха, который основывал её на архивных материалах Берг- коллегии и Екатеринбургского горного начальника. В этой работе было достаточно подробно освещено пребывание Татищева в Швеции и на Урале.Во второй половине XIX века, к 200–литию Василия Никитича, в связи с обнаружением ранее не известных рукописей вышел ряд крупных работ таких исследователей как М.П. Погодина, П.П. Пекарского. В 1885 году вышло в свет первое научное издание « Духовной»  подготовленное А. Остерманом, в нем были исправлено огромное количество ошибок публикации 1773 года. Очень скоро после этого, в 1887 году Н.А. Попов опубликовал « Разговор о пользе наук и училищ», который по праву является одним из замечательнейших памятников общественно- политической и философской мысли XVIII века. 

Труд Н.А. Попова « Татищев и его время», по мнению А.И. Юхта, является единственным монографическим опытом биографии В.Н. Татищева в отечественной историографии [10стр.] в данной монографии подробно освещены все основные этапы государственной деятельности Василия Никитича, научные и публицистические Татищева рассматриваются лишь в одной главе. Монография содержит в себе большое количество архивных данных. В монографии был собран большое количество фактического материала, и с этой точки зрения она до сих пор не утратила своего значения. Но материал во многом односторонний, рассматривающий в основном административную деятельность Татищева, так как основным источником архивных данных, используемых Н.А. Поповым,  была Коллегия иностранных дел. В целом же можно отметить, что данная монография носила скорее описательный характер, так как при наличии большого количества фактической информации, она в малой степени проанализирована и имеет малую долю оценочности.

 В 70-х годах XIX века появляется обширный очерк о государственной и научной деятельности Татищева К. Бестужева- Рюмина, в которой было справедливо подчёркнуто, что в основном  научная деятельность Василия Никитича была тесно связана и определена его практической деятельностью. В очерке также освещаются и те неблагоприятные условия, в которых протекала  деятельность Татищева, он  никогда не был полностью самостоятелен, его деятельность носила очаговый характер, так как он мог притворять свои планы в жизнь лишь на подведомственных ему территориях. При этом он очень часто становился жертвой политических интриг, непонимания со стороны властей и недостатка  в  помощниках. Автор глубоко анализирует произведения Татищева, особенно « Разговор о пользе наук и училищ», отмечая, что оно является выдающимся для своего времени, и говорит о его авторе как о человеке замечательного ума, большого дарования и обширного многостороннего образования. В дореволюционной литературе очерк К. Бестужева- Рюмина считался лучшей работой о В.Н. Татищеве. Следует указать, что в оценке научной деятельности Татищева, огромного значения проделанной им работы в « Истории Российской», « Лексиконе» и других произведениях для формирования научных представлений по истории и географии России автор опирался на труды С.М. Соловьева и Н.А. Попова. В очерке подчёркивается, что практическая, общественно-политическая и научная деятельность Татищева была проникнута патриотическими идеями [12стр.] Но и в этой работе слабо разработан вопрос о политических взглядах Татищева, А.И. Юхт считает, что это может быть связано с жесткими правами цензуры того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Биография. Становление взглядов.

Я считаю, что не в коей мере нельзя рассматривать политические, социальные, экономические да и просто человеческие качества личности, не учитывая историю его происхождения, факторы оказавшие влияния на него на самых ранних этапах жизни. В следствии этого обратимся к биографии Василия Никитича.

Дату своего рождения указал сам Василий Никитич, оставив запись на французской грамматике: « 1720 году октября в 21 день, в Кунгуре, по сей грамматике начал учиться фрунцузски артиллерии капитан Василий Никитич сын Татищев, от рождения своего 36 лет 6 – ти месяцев и дву дней». Из этого следует, он родился 19(29) апреля 1686 года. Отец его Никита Алексеевич принадлежал к средним слоям потомственного дворянства.  Как утверждает Корсаков, Татищевы происходили из древнего смоленского дворянства.

Они находились в родстве с царицей Прасковьей Федоровной Салтыковой, женой Ивана, старшего брата Петра Великого. При дворе царицы Прасковьи Василий Никитич подробно познакомился с вотчинно-царским старорусским бытом и впервые в обществе царицы, отличающейся обрядовым боголепием, запало в практический ум Татищева отрицательное отношение к суеверию, святотатству и пустосвятству.

Никита Алексеевич Татищев, получивший в 1678 году чин жильца, остался беспоместным. Люди его положение несли службу при дворе по очереди, либо в походах в « государственном полку». Основной формой вознаграждения являлся оклад, состоящий из денег и из земельных пожалований временного пользования. Земельные владения Татищевых располагались в Московских и Псковских уездах, после Чигиринского похода Никита Алексеевич и его брат Фёдор получили 300 частей земли и перешли в разряд  псковских дворян, оставаясь дворцовыми служащими.  В 1693 г. сыновья Никиты Алексеевича Иван и Василий Татищевы были пожалованы в стольники и взяты ко двору Ивана Алексеевича. С этого момента начинается служба Василия Никитича государству.

Братья Татищевы – Иван, Василий и Никифор – получили, по-видимому, домашнее образование. Корсаков упоминает об обучении Татищева в московской артиллерийской школе, которой заведовал граф Я.В. Брюс. Развивающиеся будущие его отношения с Брюсом оказали огромное влияние на его дальнейшую ученую и служебную карьеру. Незадолго до 1704 г. Иван и Василий потеряли мать, а отец женился второй раз. Сыновья не приняли мачеху, и это было одной из причин, почему на службу отправились оба сына одновременно, они были зачислены в Азовский драгунский полк. Василий Никитич участвовал во взятии Нарвы в 1704 г., в Полтавской битве 1709 г., в Прутском походе 1711 г.

Хорошо известна разносторонность интересов и занятий Татищева. Его энциклопедизм – это результат упорной учебы в течение всей жизни. Известен тот факт, что где бы ему ни приходилось бывать, везде он покупал книги: В Германии, Польше, на Аландских островах, в Швеции, Дании. Также следует отметить, что широкий государственный кругозор был Василию Никитичу как бы задан с детства. Сызмальства ему были свойственны и весьма многих раздражающая независимость суждений, взглядов, чувство собственного достоинства. С молодых лет Татищев начинает увлекаться философскими книгами. Кроме того, проявляет большую тягу к географии и истории, считая, что эти две науки взаимосвязаны. Брюс, ценивший в Татищеве ум и образованность, энергию и распорядительность, интерес к научным занятиям, вполне доверял ему. Во время Аландского конгресса 1718 – 1719 гг., на котором велись переговоры со Швецией о мире, Татищев находился при руководителе русской делегации Брюсе в качестве офицера связи. Он возил бумаги Брюса в Петербург и по его поручению лично докладывал Петру I о ходе дел на конгрессе.

Весной 1716 г. Татищев по распоряжению генерал-фельдцейхмейстера (начальника артиллерии) Я.В. Брюса был переведен в артиллерийский полк с прежним чином поручика и жалованьем в размере 12 рублей в месяц. С этого времени вплоть до начала 1720 г. Татищев выполнял различные поручения Брюса. В январе 1717 г. Татищев руководил постройкой оружейного завода в Петербурге. Весной того же года он послан в Гданьск и Торунь, где занимался вопросами, связанными с ремонтом материальной части полковой артиллерии пехотных дивизий А.И. Репнина и А.А. Вейде, обеспечением обмундирования личного состава.

В 1724 году Татищев отправляется в командировку в Швецию для лучшего изучения горного дела и приглашения ученых в будущую Академию наук. Возвратился в Россию Татищев тогда, когда на престоле фактически находился «всесилный Меньшиков». Начинается активная общественная деятельность. Именно в это время Татищев проявляет свои позиции по отношению к абсолютизму – он принимает участие в событиях января – февраля 1730 года. Затем, уже при правлении Анны Иоанновны появляются его философско-поучительные произведения-рассуждения. Все последующие годы своей жизни Татищев отдаёт служению отечеству на различных административных постах в Российской Империи. Централизованное Русское государство складывалось в условиях постоянной внешней угрозы. Любой внутренний раздор сурово наказывался татарской конницей, а позднее также польскими и шведскими вторжениями.[7стр.] Поэтому подчинение личных интересов государственным постепенно стало нормой жизни и мышления целых поколений российского общества. К таким людям в полной мере относился жизненный путь Василия Никитича. Очень часто, не получая поощрения со стороны власти он старательно работал во благо государства.

Говоря о философских взглядах В.Н. Татищева, следует обратить внимание на зарождения Просвещения в обществе современном ему. Татищев был сторонником теории естественного права; он ссылался на Гроция, Пуфендорфа, Вольфа. Вместе с тем он отрицательно отзывался о сочинениях Макиавелли, Гоббса, Локка. Но нельзя не учитывать и тот факт, что Василий Никитич входил в так называемую «ученую дружину Петра», где просвещённые люди своего времени не просто предавались умствованиям.  В их основные задачи входило: во-первых, обосновать проводимые и намеченные абсолютизмом мероприятия; во-вторых, популяризовать и разъяснить реформы; в-третьих, защищать их от посягательств реакционной оппозиции и критиковать её политические идеи.

Татищев всю свою жизнь оставался последовательным сторонником петровских идей, но, в тоже время, он не являлся простым исполнителем чьей-либо воли, он умело вносил новшества, его взгляды не были статичными, они продолжали изменяться на протяжении всей жизни; и не смотря на меняющихся правителей, стремился хоть отчасти выплатить эти идеи в тех ведомствах, где мог осуществлять командные функции.

Конец своей  жизни Василий Никитич провел в деревне Болдино Дмитровского уезда, без права выезда. Оскорбленный и отлученный от дел, он продолжает свой труд. Не имея возможности прямого влияния на происходящее в государстве, Василий Никитич работает над своими трудами по истории, пишет в Академию Наук, также пытается упорядочить свои политические проекты, философские рассуждения. 15 июня 1750 года Татищев скончался. Он оставил нам огромное наследие, которое и по сей день является чрезвычайно ценным как для российской истории в целом, так и для изучения политических, экономических и философских составляющих российского общества  XVIII столетия.

 

 

 

 

 

 

 

2.1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ. ТЕОРИЯ «ЕСТЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА».

Татищева в исторической литературе именуют идеологом дворянского движения, и это не случайно. Татищев считает дворянство основным сословием России, отдавая ему право на управление государством, его защиты: «Дворянство… есть главный и честнейший стан государства, зане оно есть природное для обороны государства воинство и для расправы министерство или градоначальство, хотя и никому того из подлости дослужиться и равномерную честь получить не препятствует, но природное во всей Европе предпочитаемо»[32]. также сторонниками абсолютизма были современниками Татищева были Ф. Прокопович, А.Кантемир.

Татищев утверждает об исключительной важности для дворянина государственной службы, делая акцент на военную и гражданскую службы: «Разность услуг шляхетских есть троякая, яко военная, гражданская и придворная…

Военная услуга нам, яко шляхетству, по природе первая должна быть… Всяк бесспорно сказать может, что гражданская услуга в государстве есть главная, ибо без доброго и порядочного внутреннего правления ничто в добром порядке содержано быть не может».[35]

   Свои воззрения  Татищев основывает на теории «Естественного права» которое подтверждал необходимость и разумность сословного деления общества. В ведении дворянства – управление государством, руководство его защитой, за это получение монопольного права владения землей и крестьянами; купечества – торговля и промышленность; крестьян – усердный труд [38].

Татищев считает необходимым юридически закрепить деление на  истинное шляхетство и «подлые сословия», в связи с этим он предлагает в «Произвольному разсуждению…» следующие действия: «Чтобы подлинное шляхетство известно было, того ради всему во всем государстве сделать роспись, не включая тех, которые из солдат, гусар, однодворцев и подьячих, хотя бы многие деревни имели».[39]    

Информация о работе Идеи общественно-политического устройства России в сочинениях В. Н.Татищева