Гражданское общество и правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

История политических учений представляет собой процесс развития соответствующей формы общественного сознания, подчиненный определенным закономерностям. Политические учения разных эпох обусловлены влиянием созданного идеологами предшествующих эпох запаса теоретических представлений на последующее развитие политической идеологии.

Файлы: 1 файл

Istoria_politicheskikh_ucheny.docx

— 65.65 Кб (Скачать файл)

Прогрессивная политическая и правовая мысль получила в XVII веке распространение и на противоположном отАнглия и Франции берегу океана, в британских колониях, на атлантическом побережье Северной Америки. Идеи Дж. Локка, Ж.Ж. .Руссо, Ш.Монтескье и других мыслителей вдохновили Т.Джефферсона и Т.Пейна.

 

 

 

Основные направления и развития политической мысли в конце XVIII-XIX веках

В концеXVIII- нач.XIX вв. капиталистическая цивилизация в Западной Европе утверждается и развивается под воздействием двух основных факторов: влияния Великой французской революции и промышленного переворота, сменившего мануфактурное производство крупной машинной индустрией.

Началось создание новой политико-правовой системы: упрочнение буржуазных свобод и прав; принятие соответствующих кодексов и конституций; развертывание деятельности буржуазных партий; создание институтов конституционализма и политического представительного государства.

В политической жизни преобладало стремление буржуазии к свободе, прогрессу, законности. Поэтому ведущим направлением буржуазной политической идеологии данного периода является либерализм.

Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма. Кант считал, что каждый человек обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью. Основным законом этики Кант провозгласил формальное внутреннее повеление - категорический императив.

Большой вклад в развитие политической мысли нового времени внес Георг Вильгельм Гегель, который попытался вывести социально-политические отношения на уровень самых широких обобщений, охватывающих все сферы и стороны человеческой жизни. С точки зрения Гегеля ход истории со всеми ее особенностями определяет «всеобщий и для себя сущий дух, мировой дух»,  который воплощает в себе все мыслимые достоинства высшего совершенства. Его политический идеал – конституционная монархия.

Идеологом либерализма был Бенжамен Констан(1767-1830). В центре его внимания была проблема соотношения личности и государства. Он полагал, что человеку свойственна свобода, из которой, в свою очередь, проистекают   фундаментальные права гражданина. Распределение властей он конструировал следующим образом:

  1. Королевская власть;
  2. Исполнительная власть;
  3. Власть наследственной палаты пэров или «представительная    власть постоянная»;
  4. Власть выборной нижней палаты;
  5. Судебная власть.

Один из представителей английской либеральной буржуазии Иеремия Бейтам (1748-1832) обосновал программу демократизации политических и правовых институтов с помощью, так называемой теории утилитаризма.     I первой половине XIX в. возникло одно из ведущих направлений буржуазной философии - позитивизм, послуживший методологической основой соответствующих теорий политики и государства. Основатель позитивизма - Огюст Конт (1798-1857). Конт рисовал новую социально-политическую систему, которая, на его взгляд, соответствовала расцвету промышленной эпохи. Эту   систему он называл социократией.

 

 

 

Основные этапы становления и развития политической мысли в Российском государстве

Формирование государственности у восточных славян проходило на протяжении длительного времени в процессе разложения первобытно-общинного строя и зарождения феодализма. Образование государства сопровождалось появлением и развитием политической идеологии.

Важнейшей идеологической акцией князей Киевской Руси было принятиев 988 г. христианства, которое с этого времени становится государственной религией.

К XI веку относится появление на Руси первого русского митрополита до этого они присылалисьиз Византии. С этого времени идет борьба за самостоятельность русский церкви.

Политические идеи Киевской Руси оставили свой вклад в летописях. Одна из знаменитейших - "Повесть временных лет" (1113 г.) - идеализирует единство Русской земли. Идея единовластия, получившая глубокую разработку в период образования Русского централизованного государства, пронизывает содержание замечательного произведения древнерусской литературы "Слово о полку Игореве".

Татарский разгром подвал черту под киевским периодом истории России.

Основы неограниченной монархии были заложены еще в период правления Василия II (1425-1462), который, расправившись с организованной оппозицией, впервые провозгласил себя государем.

Возвеличиванию Русского государства служила теория "Москва - третий Рим".

Царствование Иоанна Грозного завершает развитие русской теократии. Русская церковь не только стала подчиняться государству, она стала  составлять с ним одно целое.

XVI столетие отличаюсь неуклонной тенденцией сплочения и интеграции древнерусского общества. Особенно это видно на примере эпохи правления Ивана Грозного (1547-1584), одного из наиболее великих и трагических персонажей русской истории. Страна переживала сложный и противоречивый период развития. С одной стороны, она крепла в политическом и экономическом отношении, с другой - все более жестокой становилась социальная и идеологическая структура, возникал набирающий силу механизм самодержавного правления.

В  XVI в. в политических идеях Руси господствовали два основных направления: абсолютного самодержавия и ограниченной монархии.

В ХVII в. происходит преобразование сословно-представительной монархии в абсолютную. Этот процесс был завершен уже при Петре I. В русской публицистике и политических трактатах этого времени ведущее место занимает проблема верховенства царской власти. Эти идеи нашли свое отражение   в знаменитой переписке Ивана Грозного и князя Андрея Курского (1628-1583).

 

 

 

Основные направления современной политологии

Сложность и противоречивость политической жизни большинства стран в конце XIX - начале XX вв. заставили часть западных социологов по-новому взглянуть на государство и политику, обратить внимание на так называемые скрытые структуры власти.

Западная политология руководствуется в своих исследованиях следующими основными методологическими принципами:

1.Политика - это самостоятельная часть общественной жизни, связанная с организацией принудительной власти в обществе.

2.Связь между политикой и обществом должна быть обоюдной.

3.Политика должна обеспечивать маневрирование и реформирование общественных структур, помогать обществу приспосабливаться к новым потребностям, новым возможностям.

В современной политической науке Запада сложились следующие методологические  подходы к политике:

1.Институциональный;

2.Функциональный;

3.Социологический.

Эти направления выделялись по мере своего формирования. В настоящее время доминирует комплексный синтетический подход. Суть   институционального подхода  в том, что его представители рассматривают политическую власть как совокупность стабильных, долговременных институтов, большей частью закрепленных в законе, в правовых нормах.

Впервые было предложено использовать термин "институт" для обозначения того, что мы сейчас именуем органами государственной власти, французским социологом Морисом Ориу (1856-1929). Он разделял политические институты, т.е. то, что закреплено в праве, и социологические институты, к которым он относил традиции, моральные предписания. Впервые эту мысль стал развивать французский политолог Морис Дюверже, который утверждал, что партии - более важный политическим институт, чем государственные институты, и что государство и политические режимы функционируют в большей степени в зависимости от того, какие партии, какая партийная структуре лежит в основе государственных институтов.

Необходимость активного государственного вмешательства в экономику была разработана английским экономистом Джоном Кейнсом (1883- 1946). В последующем его идеи послужили основой многочисленных концепций "государства всеобщего благоденствия".

Регулятором политической жизни является государство, которое не только регулирует, но и фиксирует, закрепляет политические институты. Институционализм ставит на первое место каналы воздействия политических образований на общественную жизнь и на общество вообще. В этом его сила и его Слабость. Сила в том, что   все политические действия и образования возводятся в политические нормы, жестко и четко фиксируются. Слабость в том, что ииституционализм оставляет в тени механизм гражданского общества, то, как общество может воздействовать на политические институты.

Преодолеть указанные слабости институционализма пытается функционализм, разработанный преимущественно американской политологией, рассматривающей политику как систему взаимных функций и взаимных действий между политиками и обществом.

Функциональное направление в политологии начало развиваться преимущественно в США. Это произошло потому, что в этом государстве не было монархии, с самого начала его существования стали применяться демократические формы правления.

Интеллектуальным "крестным отцом" бихевиорализма считается Чарльз Г.Мерриам. Работа Мерриама "Новый аспект политики" (1925 г,) явилась мощной пропагандой идеи о большой значимости психологических параметров политического процесса. Эти идеи были развиты блестящим представителем чикагской школы политологии Гарольдом Лассуэллом (1902-1978).

     К концу 60-х годов, когда поведенческий  подход полностью господствовал в американской политической науке, в его собственных недрах возникла тенденция к пересмотру некоторых базовых положений. Появилось течение постбихевиорализма, основные идеи которого были изложены тогдашним президентом Американской ассоциации политических наук Дэвидом Истоном.

В начале XX в. широкое распространение получила идея о неспособности народных масс к управлению. Эта идея наша свое выражение в теории элит. Корни теории элит следует искать в давних политических концепциях, противопоставлявших вождя массам. В период романтизма консервативный английский философ Томас Картейль (I795-I88I) прославился известной работой "Герои, культ героев и героическое в истории", где он заявлял, что все исторические события были делом великих, исключительных личностей - героев, массы же представляли собой пассивный элемент, тормозящий процесс развития.

Истинными создателями теории элит были два итальянских ученых: Гайтана Москa (1858-1941) и Вальфредо Парето (1848-1923). Возникновение и существование элиты В.Парето объяснял психологическими свойствами людей. В основе человеческих поступков, по его мнению, лежат инстинкты, стремления, побуждения.

В 70 80-е годы в политической социологии получили распространение теории элитного плюрализма и неоэлитаризма. Неоэлитаристы Х.Зинглер, Т.Дай и другие считают, что для обеспечения свободы и прогресса элита необходима. Задача заключается в том, чтобы правила компетентная элита способная сдержать кал правый, так и левый радикализм. С этой целью предлагается совместить элитаризм с элементами плюралистической демократии. Отсюда концепция элитного плюрализма.

Начало 80-х годов дало новый всплеск технократических идей в связи о появлением новой техники - компьютерной. Такие концепции основаны на слепой вере в науку, уверенности в том, что совершенная технология автоматически способна решить все проблемы человечества. Однако именно варварское использование техники и природных ресурсов технократами привело к тому, что человечество оказалось перед лицом экологического и энергетического кризисов. Это обстоятельство, а также то, что политика, основанная на технократии, близка к тоталитарным способам правления, вызвало протест, который находит свое выражение в русле новых социальных движений (альтернативные, "зеленые" и т.д.).

 

Заключение

Политические учения прошли многовековой путь развития. Поначалу они были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир, как нечто, противостоящее человеку. Но уже в Древнем мире возникало стремление осмыслить государство и право как создание человеческого искусства, подчиненное общественным потребностям.

На всех этапах истории политических и правовых учений каждая из политико-правовых доктрин несла на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, политических симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышленников.

История политических учений свидетельствует о том, что важным показателем степени свободы и демократизма того или иного общества и государства является состояние политико-правовой мысли.

Растущее многообразие учений о государстве предопределяется тем, что эти учения по-разному отражают сложнейший по устройству, функциям, общественной роли механизм государства.

История политических учений показывает также, что теоретиками государства и права различных эпох разработан ряд выводов и положений, не выходящих за пределы эмпирической, описательной науки, но имеющих непреходящее значение для государственно-организованного общества, в том числе для современного.

  Таким образом, политическая мысль имеет многовековую историю. Политические проблемы продолжают существовать, жизнь порождает все новые и новые политические явления и процессы, а значит, и социальная значимость политической науки возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Л.В. Подъяловская - История политических учений. Конспект лекций. ─ Гомель, 1992.

 

 


Информация о работе Гражданское общество и правовое государство