Гражданское общество и правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

История политических учений представляет собой процесс развития соответствующей формы общественного сознания, подчиненный определенным закономерностям. Политические учения разных эпох обусловлены влиянием созданного идеологами предшествующих эпох запаса теоретических представлений на последующее развитие политической идеологии.

Файлы: 1 файл

Istoria_politicheskikh_ucheny.docx

— 65.65 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

 

 

Кафедра «Философия, история и политология»

 

 

 

 

СУРС

по политологии

Контрольная работа №2 по теме «Гражданское           общество и правовое государство»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                  Проверил:

студентка гр. ПС-32         преподаватель

Суховило Д.А.          Тетерюков Н.К.

 

Гомель 2013

 

Содержание

 

 

Введение

История политических учений представляет собой процесс развития соответствующей формы общественного сознания, подчиненный определенным закономерностям. Политические учения разных эпох обусловлены влиянием созданного идеологами предшествующих эпох запаса теоретических представлений на последующее развитие политической идеологии.

Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений. Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности.

 

Представления о власти и властителе в ранней античности и на Древнем Востоке

В своем возникновении политическая мысль повсюду у древних народов-древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и других - восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире.

Земные порядки, согласно мифологическим представлениям, - неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение.

Божественный первоисточник существующих социальных и политических порядков - основная идея и тема древних мифов, но в них по-разному решается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями. Различные версии этой связи, по существу, обусловлены своеобразием того строя и тех порядков, мировоззренческое оправдание которых дается в том или ином мифе. Так, по древнекитайскому мифу о божественном происхождении и характере земной власти, именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными силами. Вся власть сконцентрирована, по этим воззрениям, в особе верховного правителя в виде его личной потенции и внутренней силы,  в остальные должностные лица и государственный аппарат в целом - лишь проводники личной власти  правителя.

В Египте, Вавилоне, Индии встречается несколько иная версия мифа, по которой боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжали оставаться вершителями земных дел и людских судеб.

        Некоторое своеобразие свойственно религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый, истинный бог находится в особом, договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем (верховным законодателем, правителем и судьей). В обычных условиях отправление власти осуществляется людьми от имени бога, но в экстраординарных ситуациях он действует и непосредственно (через откровения, чудеса и т.п.).

     В Древней Персии не было  еще более или менее разработанного  политико-правового учения. В целом здесь доминировали представления о преимуществах единоличной власти, что, по существу, означало оправдание политической практики восточного деспотизма. Борьба в мире двух противоположных начал - добра и зла - является основным положение учения Заратустры.  Государство, согласно зороастризму, должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда. Монарх - служитель добра» должен защищать подданных от зла и, борясь против зла в государстве, насаждать добро. Государство под началом такого властителя будет постепенно ограничивать силу зла, и расширять власть добра. Заратустра призывает к взаимной любви, прошению и миру.

         Политическая мысль в Древней Индии развивалась под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений. С этим связано и то главенствующее положение, которое на протяжении многих веков занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни древнеиндийского общества. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников, именуемых в целом Ведами.

С критикой ряда основных положений брахманистской идеологии в

VI в. до н.э. выступил Сиддартха, прозванный Буддой (Просветленным). Он отвергал мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие, согласно Будде, зависят от собственных усилий людей. Буддисты считают, что миром управляет природная закономерность, естественный закон. Тем самым буддисты отвергали мысль о свободной воле, присущей личности. Человеческое бытие - это страдание, заведомо определенное законами абсолюта.

Существенную роль в истории философской и политической мысли К и - тая сыграло учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Оно трактовалось как большая семья.

В противоположность конфуцианству представители древнекитайского легизма   выступили с обоснованием управления, опиравшегося на законы и суровые наказания (4-3 вв. до н.э.). На этом основано их понимание взаимоотношений между населением и государственной властью. Легисты требовали сурово карать за мелкие проступки.

Учитывая популярность идей конфуцианства, были предприняты попытки легистской интерпретации ряда его идей. В результате уже ко II в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия.

 

 

 

Политические учения в Древней Греции

 

 Государственность в Древней Греции возникла в начале I тысячелетия        до н.э. в форме самостоятельных и независимых полисов - отдельных городов-государств, включавших в себя городскую территорию и прилегающие сельские поселения. В древнегреческих полисах повсеместно развертывалась ожесточенная борьба за власть, которая находила свое выражение в борьбе за учреждение одной из форм правления - аристократии, олигархии  или демократии.

В истории возникновения и развития древнегреческих политических воззрений выделяются три периода. Ранний период (IX-VIвв. до н.э.) связан со временем становления древнегреческой государственности. В нем наблюдается заметная рационализация политических представлений (в творчестве Гомера, Гесиода и особенно  знаменитых "семи мудрецов"- Фалеса, Питтака, Периандра, Бианта, Солона, Клеобула, Хилона) и формируется философские подходы к проблемам государства (Пифагор, Гераклит). Второй период      (V в. - I пол. IV в. до н.э.) - время расцвета древнегреческой философской и политической мысли, выразившейся в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. Третий (II пол. IV в. - II в. до н.э.) - период эллинизма, время начавшегося, упадка древнегреческой государственности и попадания греческих полисов под власть сначала Македонии, а затея Рима. Воззрения периода представлены в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

Знаменитый афинский реформатор и государственный деятель Солон издал законы (594 г. до н.э.), которые изучаются до сих пор. С идеей необходимости преобразования общественных и   политических порядков на философских основах выступили Пифагор (580-500 гг. до н.э.) и   Гераклит (530-470 гг, до н.э.). Идеалом пифагорейцев   являлось государство, в котором господствовали бы справедливые законы, в котором господствовали бы справедливые законы, наихудшим злом они считали анархию (безвластие). Эти же идеи развивал в 5 в. до н.э. Демокрит, который считал "лучшими" тех, кто обладал высокими умственными и нравственней качествами. Огромное значение законности и справедливости придавал Сократ (470-399 гг. до н.э.). Говоря о разумно-справедливых законах государства, он утверждал, что править должны знающие.

Дальнейшее развитие и углубление античной политической мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384-322 гг., до н.э.). Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Учения Платона и Аристотеля оказали заметное влияние и на воззрения   Полибия (210-128 гг. до н.э.) - видного греческого историка и политического деятеля. Историю возникновения государственности и последующей смены государственных реформ Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по "закону природы". Всего, согласно Полибию, имеется шесть основных форм государства: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Мыслители Древней Греции внесли весьма существенный вклад в развитие политических воззрений, теоретическую разработку проблем государств, что не потеряло своего значения и сегодня.

 

 

 

Основные направления политической мысли Древнего Рима

Значительное влияние взгляды греческих мыслителей оказали на древнеримских авторов. С конца III в. до н.э. и во II в. до н.э. в римском обществе пробуждается тяга к греческой культуре, начинается наплыв в Рим греческих ученых, художников и философов. В своих теоретических построениях римские авторы, использовали естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике и политической справедливости, фордах государства, смешанной форме правления и т.д. Но это не было простым заимствованием положений своих предшественников, а применение их с учетом римской действительности (высокое развитие рабовладения и отношений товарного производства, кризис полисного устройства государства и старой полисной идеологии, превращение Рима в мировую державу, переход от республики к империи и т.д.). Большого внимания заслуживают взгляды Марка Тулия Цицерона, римского оратора и государственного деятеля, теоретика риторики и классика латинской художественной и философской прозы. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам, государства. Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа, не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, но одновременно также и как согласованное правовое общение определенное правовое образование, общий правопорядок. Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других, круговороту этих форм, поискам наилучшей формы и т.д. Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в “характере и воле” тех, кто правит государством.

В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Много внимания в творчестве Цицерона уделено восхвалению добродетелей истинного государственного деятеля и идеального гражданина.

Интересы социальных низов Римской империи - рабов и разорившейся части свободного населения города и деревни впервые были выражены ранним христианством. В новой религии восставшие рабы и угнетенные народы искали оправдания своим социально-политическим требованиям. Осуждение существовавшего государства было неразрывно связано с учением о приходе мессии. Широко распространившись, эта религия стала казаться опасной и не мокла не вызвать настороженного, а в известной степени и враждебного отношения со стороны государства. 

В начале IV в. возник прочный союз империи с христианством. Император Константин пришел к мысли, что вместо того, чтобы бороться с христианской церковью, лучше использовать ее в интересах государства.  Постепенно христианство перестало быть религией рабов и угнетенных, по мере присоединения имущих слоев к данной религии она стала господствующей.

Основные черты политической мысли западноевропейского феодального общества

 

   В истории Западной Европы  феодализм занял громадную, более  чем тысячелетнюю эпоху (V—XVI вв.). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты феодального общества являлись решающими факторами, определяющими содержание и социальную направленность политических идей западноевропейского средневековья.

Эволюция феодального строя  включает в себя три крупных исторических этапа:

I этап - раннефеодальный (конец V в. - сер. ХШ в.) - феодализм только еще  консолидируется и упрочивается  как новая общественно-экономическая  формация, государство сначала организуется  в больше, но весьма слабо интегрированные в единое целое монархии, а потом распадается на конгломераты раздробленных политических образований;

II этап - пора полного развития  феодального строя, фаза его расцвета (сер. XI в.- конец XV в.). Для этого периода  типичны централизованные сословно-представительные монархии;

III этап - позднее средневековье (конец XV- нач. ХVIII в.) - полоса заката, упадка феодализма и зарождение капиталистических отношений, государство на этом этапе строится по преимуществу как абсолютная монархия.

Отличительной чертой политических идей того времени являлось сильное влияние на них христианской религии и римско-католической церкви. Переход от античного мировоззрения к христианскому и сопровождавшая его «переоценка ценностей» включали в себя пересмотр воззрений на сущность и предназначение человека и его деятельности. При этом особым значением наделялось истолкование библейских текстов. Обосновывая политические притязания церкви, ее идеологи утверждали, что могущество государей происходят от церкви, она же получила свой авторитет непосредственно от Христа. Отсюда проистекает безусловная обязанность христианских государей подчиниться главе христианской церкви.

Информация о работе Гражданское общество и правовое государство