Государство, личность, общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

Государство, общество и личность являются объектом и главными взаимосвязанными источниками предмета теории государства и права. Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, связанные с государством и правом. Предметом исследования являются закономерности возникновения, становления, развития государства и права. Чтобы понять современное развитие российского права и принципы государственного строительства целесообразно подробное рассмотрение отдельных проблем, аспектов и вопросов государства, общества и личности в нем.

Содержание работы

Введение
Глава I. Государство, личность и права человека
1.1 Взаимосвязь государства и личности
1.2 Исторический характер прав человека
1.3 Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации
Выводы по первой главе
Глава II. Правовой статус личности
2.1 Понятие и сущность правового статуса личности
2.2 Принципы правового статуса личности
2.3 Гарантии прав и свобод человека
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 53.69 Кб (Скачать файл)

В отличие от первого поколения  прав и свобод, в основе которого лежали традиционные либеральные ценности и постулаты защиты человека и  гражданина от государства, полной свободы  и независимости их от государства. Второе поколение прав и свобод, существование которого ограничивается хронологическими рамками конца XIX – первой половины XX в., формируется  и покоится в основном на их ценностях  и постулатах. А именно – на неолиберальных воззрениях на государственно-правовую жизнь вообще и гражданина в частности.

Основной упор во втором поколении прав и свобод делается не на индивидуальных и политических правах и свободах, а на социальных, экономических и культурных. Это  такие права и свободы как  право на труд и свободное распоряжение своими способностями к труду, право  на образование, право на участие  в культурной жизни общества, доступ к культурным ценностям и др.[8]

Второе поколение прав и свобод, в отличие от первого  поколения «негативных» прав и свобод, именуется «позитивными» правами  и свободами».

При этом подразумевается, что  последние, в отличие от первых, не только противопоставляются государству, но, наоборот, предполагают его активное и разностороннее участие в обеспечении этих прав и свобод.

Такого рода радикальное  переосмысление прав и свобод в связи  с их отношением к государству  произошло, естественно, не сразу и  не без весьма весомых причин, приведших, в конечном счете, едва ли не к полной замене в этом вопросе «минуса» на «плюс» и наоборот.

Таким образом, для радикального переосмысления первого и глубокого  осмысления второго поколения прав и свобод существовали весьма важные, обусловившие процесс дальнейшего развития теории и практики реализации данных юридических феноменов, условия и причины. Причем не только внутренние, но и внешние.

Появление во второй половине XX в. третьего поколения прав и свобод, получивших название коллективных, в  общетеоретическом плане стало  результатом осмысления нового этапа  их развития, ассоциирующегося с процессом  глобализации, соответственно, переосмысления предыдущих этапов их эволюции.

К данному поколению относятся  такие права, как право наций  и народа на самоопределение, право  на мир, на экономическое развитие, право на здоровую окружающую среду  и др.

Появление третьего поколения  прав – это свидетельство осознания  как человечеством в целом, так  и отдельными общностями солидарных интересов, пренебрежение которыми может прервать нормальное развитие человечества, народа, социальной группы. Это ответ на вызов исторического  развития, «когда войны приносят неисчислимые бедствия человечеству, разрушают устойчивое развитие международного сообщества, государства и народов».[9]

Осмысление и переосмысление прав и свобод человека вплоть до современного, «глобалистского» этапа их развития важно не только в связи с их «разнесением» по отдельным поколениям и «привязкой» к тому или иному  этапу развития общества и государства, но и по другим основаниям.

Наряду с общей теорией  прав человека и механизмов обеспечения  и защиты этих прав определенной «корректировки»  под воздействием процесса глобализации требуют и другие теоретически и  практически важные положения, касающиеся прав человека. В частности это  относится к традиционно сложившемуся представлению о соотношении  таких явлений и категорий, как  права и свободы человека, с  одной стороны, и равенство носителей  этих прав и свобод – с другой.

В «эпоху глобализма», в отличие  от прежних этапов развития общества, свобода как «способность человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями»[10], а вместе с ней и равенство как «равное положение людей в обществе, выражающееся в одинаковом отношении к средствам производства и в пользовании одинаковыми политическими и гражданскими правами»[11], ассоциируются и предопределяются все в большей степени по мере развития процессов глобализации не только национальными государственными, социальными, экономическими и иными факторами, но и наднациональными институтами и процессами.

Что касается равенства как  явления и категории, то в отличие  от свободы здесь нет, каких бы то ни было формальных ограничений, но практически во всех сферах жизни  общества всегда существовали и существуют его фактические ограничители.

Глобализация, как об этом свидетельствуют исследования, отнюдь не решает проблему социального, а тем  более материального равенства  людей. Скорее, наоборот. Она не только консервирует старые проблемы социально-экономического, а вместе с ними, как следствие, - политического и фактически правового  неравенства, но еще больше усугубляет их, нередко доводя возникающие при  этом противоречия до крайности.[12]

 

Выводы по первой главе

Говоря о невозможности  достижения полного материального, социального или иного равенства, нельзя упускать из виду не только возможность, но и необходимость установления и поддержания в современном  обществе формально-юридического равенства, равенства перед законом. Равно  как и нельзя допускать крайностей в области материального или  иного неравенства, как это имеет  место в постсоветской России, где узкая группа субъектов владеет, пользуется и распоряжается целыми отраслями «приватизированной»  госсобственности, а десятки миллионов  добропорядочных граждан находятся  на уровне биовыживания.

Подобная ситуация, порожденная  глобализацией, наряду с другими  аспектами теории и практики прав человека, несомненно, заслуживает  к себе особого внимания, более  глубокого изучения и осмысления, а вместе с тем – отдельного рассмотрения.

 

Глава II. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ.

2.1 Понятие и  сущность правового статуса личности

Полное и реальное представление  о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового  статуса личности.

Во-первых, эта категория  носит собирательный, универсальный  характер. Она как бы вбирает в  себя правовые статусы: гражданина: иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного переселенца.

Во-вторых, данная категория  отражает индивидуальные особенности  человека и реальное положение его  в системе многообразных общественных отношений.

В-третьих, права и свободы, составляя основу правового статуса  личности, не могут быть реализованы  без других его компонентов: без  корреспондирующих правам юридических  обязанностей, без юридической ответственности  в необходимых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и  дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения  человека.

В-четвертых, категория правового  статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в  целостном, системном виде, дает возможность  проводить сравнение статусов, открывает  пути дальнейшего их совершенствования.

Правовой статус личности - это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние  во взаимоотношениях с обществом  и государством.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре  правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и  закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.

Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена  особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда  страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.

Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует  фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен  в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный  порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной  отраслью правовой системы - гражданским, трудовым, административным правом и  др.

Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового  положения отдельных категорий  людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права  и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

Индивидуальный статус характеризует  особенности положения конкретного  человека в зависимости от его  возраста, пола, профессии, участия  в управлении государственными делами и т. п.[13]

В определении правового  статуса личности имеют значение не только закрепленный за человеком  фактический объем прав и свобод, но и те начала, на основе которых  осуществляется их использование.

Эти начала и составляют принципы правового статуса личности.

Итак, принципы правового  статуса личности - это признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых, осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, его обязанностей.

2.2 Принципы правового  статуса личности

В Конституции закреплены следующие принципы правового статуса  личности, непосредственно связанные  с основными, исходными началами утверждаемой в государстве концепции  прав человека.

1. Права, свободы и обязанности  человека и гражданина реализуются  на основе равноправия. Это  главный принцип, характеризующий  правовой статус личности.

Равенство всех перед законом  и судом означает, что закон, его  предписания в равной мере обязательны  для всех его адресатов, что суд  в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями, и не принимать во внимание не предусмотренные законом  особенности лица, обращающегося  за судебной защитой или отвечающего  перед судом за свои действия, например недееспособность, состояние в гражданстве, возраст и пр.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что  они признаются за всеми людьми в  равной мере, не допускается дискриминация  в пользовании правами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального  статуса. Конституция фиксирует  широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.

Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Равенство прав, свобод и  обязанностей человека и гражданина равноправие, Конституция понимает как равенство возможностей, а  не как фактическое равенство, которое  в жизни недостижимо.

2. Права, свободы и обязанности  человека и гражданина основываются  на их гарантированности.

Этот принцип получает правовое выражение в различных  формах и как общее начало, которое  свойственно всему объему прав и  свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Как общее начало правового  статуса личности указанный принцип  закреплен в ряде статей Конституции. Так, в ст. 2 устанавливается в  качестве одной из основ конституционного строя, что признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина обязанность государства. В ст. ст. 17, 19 предусмотрено, что в  Российской Федерации признаются и  гарантируются права и свободы  человека и гражданина.

Субъектом, который, прежде всего, гарантирует права и свободы, является государство. Статья 80 Конституции  закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепление их гарантий посредством законодательной деятельности.[14] Главная задача государства состоит в формулировании, обеспечении и защите прав и свобод человека. Только такое государство может считаться легитимным и правовым.

Информация о работе Государство, личность, общество