Государственная социальная помощь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей социальной политики Российской Федерации является
достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства- неравенство связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.
Развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности государства осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели - предоставление человеку минимума средств к существованию - к более высоким целям- избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и цели государственной социальной помощи .………… 6
1.1. Законодательство о государственной социальной помощи ………….. 6
1.2. Понятие государственной социальной помощи .............………………12
1.3. Цели государственной социальной помощи ...................………………21
Глава 2. Виды и размер государственной социальной помощи…………….28
2.1. Виды государственной социальной помощи ……………………………28
2.2. Размер государственной социальной помощи ...............………………...34
2.3. Периоды оказания государственной социальной помощи .……………..46
Глава 3. Получатели государственной социальной помощи .....……………..49
3.1. Получатели государственной социальной помощи ..........……………….49
3.2. Порядок назначения государственной социальной помощи………….56
3.3. Отказ в назначении государственной социальной помощи…………..58
Заключение………………………………………………………………………62
Литература…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

дипломная работа по гос. соц. помощи.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

Такое широкое толкование   уровня жизни характеризует экономическое  положение населения. В более  узком смысле он означает уровень     удовлетворения     потребностей     и соответствующий ему уровень  доходов. Поэтому чаще всего в  качестве обобщающего показателя уровня жизни населения, удовлетворения его материальных  и духовных  потребностей рассматривают реальные доходы населения. Они характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также других обязательных платежей.

Важный показатель уровня жизни - минимальный прожиточный  минимум.    Минимальный  прожиточный  минимум  является своеобразной точкой отсчёта бедности. Бедные, или малоимущие, -это люди, чей месячный доход на одного члена семьи меньше минимального прожиточного минимума.

      Как указывалось  выше, российское общество 90-х годов  крайне дифференцированно по  уровню материального положения   различных слоев и групп. Поляризация  достигла невиданного размаха. Разрыв в доходах 10% наиболее и наименее обеспеченного населения за 5-6 последних лет увеличился с 4 до 15 раз. Почти 2/3 населения имеют доходы ниже среднего

уровня, миллионы людей  постоянно недоедают, к числу  последних относятся и малоимущие, доля которых с конца 80-х годов увеличилась в 2 раза. Ныне 24% населения ( 35,9 млн. человек ) получают доходы ниже прожиточного минимума.

     Среди малоимущих  прежде всего частично или  полностью нетрудоспособные, многие  из которых не имеют близких  родственников,  пенсионеры,  инвалиды,  многодетные  семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.

     Такое   положение,   естественно   вызывает   беспокойство миллионов людей, что каким-то образом пытается учитывать политическая власть.

     Регулирование уровня жизни населения является одним из основных направлений деятельности любого государства Ведь крайняя степень неравенства способна привести  к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил, гибели людей  Поэтому в цивилизованных обществах политические   структуры   стремятся   смягчить   социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей.

Следовательно, основной целью государственной социальной помощи является поддержка малоимущих групп населения: семей и одиноких граждан, которые проживают на сегодняшний день за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым.

Второй целью оказания государственной социальной помощи является адресное и рациональное использование бюджетных средств.

Прежде всего необходимо остановиться на том, что государство  не в состоянии оказывать государственную  социальную помощь всем желающим, она  должна иметь конкретного адресата, то есть тех  людей,  которым  на  сегодняшний  момент  наиболее необходима данная помощь В соответствии с Федеральным законом “ О государственной социальной помощи” социальная помощь  выплачивается  только  малоимущим   семьям  или малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход  которых  ниже  величины  прожиточного  минимума, установленного   в соответствующем субъекте Российской Федерации, т.е. людей действительно в ней нуждающихся

 

 Глава 2. Виды  и  размер  государственной   социальной  помощи

2.1. Виды государственной социальной помощи

        До  принятия  Федерального  закона  “ О государственной  социальной  помощи”,  одним  из  первых  нормативных  актов  регулирующих  оказание  населению  социальной  поддержки,   стало Положение  о республиканском   (федеральном ) и территориальных фондах   социальной   поддержки   населения,   утверждённое Постановлением Правительства от 19 февраля 1992 года №121.

В соответствии с этим положением средства республиканского и территориальных фондов должны расходоваться по следующим направлениям:

- предоставление натуральной  помощи в виде предметов первой  необходимости ( продуктов питания,  одежды обуви ) бесплатно или  по льготным ценам;

- оказание социальных  услуг, в том числе на дому;

- организация бесплатного  питания;

- предоставление дотаций  на приобретение лекарств, протезно-ортопедических  изделий (в соответствии с медицинскими  показаниями, на оплату коммунально-бытовых  услуг;

- оказание материальной  помощи в виде дополнительных  выплат;

- обеспечение ночного  проживания бездомных граждан;

- развитие социально-трудовой  реабилитации и профессиональной  ориентации;

- создание собственных  предприятий с целью организации  рабочих мест для граждан с  ограниченной трудоспособностью  производства предметов первой  необходимости, других изделий для оказания натуральной помощи, пополнения финансовых ресурсов фондов;

- содействие в предоставлении  кредитов на строительство жилья  на льготных условиях, оказание  материальной   помощи в приватизации  жилья;

- обеспечение текущей  деятельности фондов;

- другие мероприятия,  направленные на социальную защиту

населения. Таким образом, социальная помощь населению, предусмотренная

льготных  условиях,  оказание  материальной  помощи  в приватизации жилья;

    -   обеспечение   текущей  деятельности  фондов;

    - другие  мероприятия   направленные  на  социальную  защиту населения.

    Таким  образом,  социальная помощь  населению,  предусмотренная  вышеуказанным  положением  предусматривала  различные  виды  её  оказания.

     В  настоящее   время  виды  государственной   помощи  значительно  сужены.  Так,  например,  нет  таких   видов  оказания  социальной  помощи  как оказание  социальных  услуг,  в  том  числе на дому, организация бесплатного питания и др., но  тем  не  менее такие мероприятия ещё проводятся в рамках благотворительных акций помощи нуждающемуся населению. Однако это не означает, что в настоящее время государственная социальная помощь будет оказываться в значительно меньших размерах, так как Федеральный закон “ О государственной социальной помощи” предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться её получателями как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

     В соответствии  со ст. 12 закона различают следующие  виды оказания государственной  социальной помощи:

- денежные   выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты );

- натуральная помощь ( топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие  виды натуральной помощи).

    Денежные выплаты  могут оказываться в виде социальных  пособий, субсидий, компенсаций и других выплат.

     Под социальным  пособием  понимается - безвозмездное  предоставление гражданам определённой  денежной суммы за счёт средств   соответствующих   бюджетов   бюджетной   системы Российской  Федерации.

Данным   пособиям   присущи   следующие   характерные признаки:

- безвозмездность выплаты  пособий;

Безвозмездность выплаты пособий  означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в  соответствующий бюджет, откуда они  выплачивались. Следовательно получатели пособий могут их расходовать по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.

- выплачивается в фиксированных  законом размерах;

В Федеральном законе “ О государственной социальной помощи” не указывается определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает предельный размер данной помощи.  Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко; проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в  соответствующем  субъекте  Российской  Федерации,  определяется  законодательством  субъекта  в  пределах  разницы  между  суммой  величин  прожиточных  минимумов  и  общим  доходом  членов  малоимущей  семьи  или  малоимущего  одиноко  проживающего  гражданина.   Таким  образом  размер  государственной социальной  помощи  в  целом  зависит  от  доходов  её  получателей,  и  сумма  помощи  не  может  превышать  минимального  прожиточного  минимума. 

      - являются  материальной  поддержкой граждан;

Как  известно  в  настоящее  время  в  России  проживает  большое  количество  населения  находящегося  за  чертой  бедности,  у  которых  не  хватает  материальных  средств  даже  на  приобретение  еды,  лекарств.  одежды  и  др. жизненно  важных  средств.  Для данной  категории людей государственная социальная  помощь  в виде  выплаты   пособий     является

значительной  материальной  поддержкой.

    - выплачиваются  за счёт средств соответствующего  бюджета;

Федеральный закон “ О государственной социальной помощи” точно указывает из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий. В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы нашей страны или дополнительных источников в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

     Под субсидией понимается  имеющая целевое назначение оплата  предоставляемых гражданам материальных  благ или оказываемых услуг.

     Одним из отличительных  признаков субсидий является  их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою очередь граждане, которым предоставлены субсидии не могут расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены.

     Компенсация - возмещение  гражданам произведённых ими  расходов, установленных законодательством.

     Компенсация   в   отличии   от   пособий   и   субсидий предоставляется  гражданам за уже произведённые ими расходы, то  есть  компенсация  имеет  обратный  характер.  Случаи предоставления компенсаций должны прямо устанавливаться законодательством.

    Кроме  денежных  выплат  государственная  социальная  помощь  может  оказываться   и  в  натуральном  виде.  При  этом  органам  исполнительной  власти  на  местах  Закон  даёт  самые  широкие  полномочия:  они вправе  оказывать помощь  как в виде  денежных  выплат ( социальные  пособия,  субсидии,  компенсации ),  так и в натуральной форме.  Очень часто

получается так, что  денег в бюджете не хватает, но местные власти, как правило, всегда имеют возможность помочь топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами  и т.п.

Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан  и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь.

Данный факт имеет  важное значение, так как в настоящее время с каждым годом дефицит бюджета увеличивается, и как следствие этого малоимущие граждане даже при наличии Закона о государственной помощи могут остаться без неё в результате того, что государственные органы будут ссылаться на нехватку денежных средств в бюджете.

    Видят политические деятели  и решение вопроса улучшения  положения малообеспеченных групп  населения, в привлечении дополнительных  средств. Одним из таких путей,  может смело считаться предоставляемая  нашей стране гуманитарная помощь.

    Гуманитарная  помощь, как известно, оказывается  тогда, когда необходимо поддерживать ( по разным причинам ) социально  незащищённые слои населения.  Как правило, это бывает во  время стихийных бедствий, войн, катастроф, а также на сложных  этапах социального и экономического развития. Сейчас такой период наступил и для России (повторно ).

Получением   и   распределением   гуманитарной   помощи занимается   созданная   в   соответствии   с   постановлением Правительства РФ, принятым 29 сентября 1997 года. Комиссия по вопросам    международной    гуманитарной    помощи    при Правительстве  России. Она же имеет право относить к гуманитарной помощи грузы, поступающие из-за рубежа на безвозмездной основе. .Это, как правило, продовольствие, товары  народного  потребления  первой  необходимости ( одежда,  обувь,  медикаменты,  медицинское оборудование).

Начиная с октября 1997 года и до сентября 1998 года для решения  острейших проблем  здравоохранения,  образования, поддержки инвалидов  и других социально незащищённых слоев населения Комиссия содействовала  направлению  более  30 миллионов  долларов в 64 региона страны. Основными донорами, поставщиками гуманитарной помощи, были США и Германия (60%). Получали помощь в основном учреждения социальной сферы. В первую очередь должны защищаться интересы малообеспеченных людей в Российских регионах.

Что касается гуманитарной помощи в форме лекарств, то часть их будет отпускаться бесплатно, часть - продаваться. Проблема в том, что иностранцы хотят лечить по своим стандартам, но это может привести к нежелательным последствиям - привыканию к данному лекарству.

Зерно, отданное нам безвозмездно, будет продаваться, а вырученные деньги поступят в Пенсионный фонд, а также будут расходоваться на другие нужды. Появиться таким образом возможность ликвидировать огромный долг Пенсионного фонда перед пенсионерами. Мясо в основном должно направляться в северные регионы.

Существуют   разработанные   стандарты   потребностей   в продуктах различных слоев населения. Приоритет при оказании помощи должен отдаваться нуждающимся многодетным семьям, инвалидам, одиноким пенсионерам. Органы соцзащиты на местах располагают сведениями о среднедушевых доходах, поэтому могут сами решать, кому помощь нужна в первую очередь. Но может быть принята и заявительная форма. Однако ясно: нельзя просто механически раздавать продукты, одежду. Нужно знать и каков конечный результат гуманитарной акции. Прежде всего необходимо   руководствоваться   прожиточным   минимумом, помогать тем кто имеет доход ниже этого минимума. Следует иметь в виду и то, что в списках нуждающихся  могут  не  значиться  те,  кто  только  сейчас,  стали  таковыми.                                                                                                                     В   1998  году  в  70  регионов  России  поступило  26  тыс. тонн  гуманитарных  грузов  на  сумму около 30  миллионов ЭКЮ (Приложение1).                                                                                            Гуманитарную  помощь  прислали  более 30  стран (Приложение2). Не  все из  них можно  отнести  к  числу  ведущих  государств  мира. В  списках стран-доноров,  фигурируют и  Азербайджан, Египет  и  даже  Литва. Основными  получателями  гуманитарной  помощи   среди  российских  организаций-реципиентов  являются  учреждения  социальной  сферы  около  60%. Ведь оказание   помощи   именно   этим   учреждениям   является приоритетным   в   деятельности   Комиссии.   Среди   грузов, полученных Россией, преобладали одежда и обувь ( 22,7% от общего количества ),  медицинская  аппаратура ( 16,1% ) и продовольствие (11,5%).

Информация о работе Государственная социальная помощь