Государственная служба в Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении и анализе деятельности государственной власти и их должностных лиц в Великобритании. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику понятия государственного управления: описать его природу и сущность;
- рассмотреть государственное управление с точки зрения системного подхода;
- характеризовать государственную службу с общей точки зрения;
- исследовать государственное управление и гражданскую службу в Великобритании;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственное управление как система и государственная служба
1.1 Природа и сущность государственного управления………………………..5
1.2 Системность государственного управления……………………………….13
1.3 Государственная служба: понятие, виды и её основные принципы……..19
Глава 2. Государственное управление и гражданская служба в Великобритании
2.1 Общая характеристика Великобритании как государства………………..28
2.2 Анализ системы государственного управления в Великобритании……...34
2.3.Развитие гражданской службы в Великобритании………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников…………………………………………...44

Файлы: 1 файл

kursovaya (1).docx

— 77.49 Кб (Скачать файл)

           Великобритания официально называется Соединённым королевством  Великобритании и Северной Ирландии. Это островное государство на северо-западе Европы,   занимает остров Великобритания также северо-восточную часть острова Ирландия, острова Англси, Уайт, Нормандские, Оркнейские, Гебридские, Шетлендские и ряд более мелких. Западные берега Великобритании открыты водам Атлантического океана, а восточные и южные, обращенные к Западной Европе, омываются Северным морем и неширокими проливами Ла-Манш и Па-де-Кале. Площадь составляет 244,1 тысяч км2. Население  около 60,5 млн. чел. (2011). Столица Великобритании  —  город Лондон. Государственный язык – английский.

          В административном отношении Великобритания делится на графства и города с правами графств. В особую административную единицу выделен Большой Лондон (в составе 32 районов).20

           Великобритания – парламентская монархия. Единого конституционного акта не имеет; неписаная конституция Великобритании складывалась на протяжении ряда столетий и состоит из парламентских законов (так называемое статутарное право), судебных прецедентов и конституционных соглашений или обычаев. Статутарную основу конституции Великобритании составляют несколько важнейших актов: Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628 г ., Хабеас корпус акт 1679 г., «Биль о правах» 1689 г., Вестминстерский статут 1931, Акт о народном представительстве 1948 г., Акт о реформе палаты лордов 1968 г., Акт о народном представительстве 1969 г. и другие.

           Глава  государства ‒ король (королева). Королевская власть является пожизненной и передаётся по наследству прямым потомкам монарха по мужской линии, а в случае их отсутствия ‒ по женской линии, согласно старшинству. Король (королева) считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженными силами, светским главой государственной англиканской церкви и главой Содружества. Юридически королю принадлежит право назначения премьер-министра, министров, судей, дипломатов, офицеров армии, флота и авиации, епископов и архиепископов, губернаторов, заключения международных договоров, объявления войны и заключения мира. Король считается составной частью парламента, так называемым King (Queen) in parliament, и в силу этого созывает парламент на сессии, которые открываются его тронной речью, распускает палату общин, санкционирует законопроекты, принятые парламентом; обладает правом помилования, жалует пэрство, баронство, рыцарство и другие почётные звания, издаёт так называемые акты-приказы в Совете, жалованные грамоты, указы и т.д. Однако в действительности английский король ‒ лишь номинальный глава государства (царствует, но не управляет); королевские полномочия и прерогативы почти полностью находятся в руках исполнительной власти ‒ кабинета министров.

            Формально высшим органом королевского правления считается Тайный совет, в состав которого пожизненно входят особо почётные лица (свыше 300 чел.). Практически 150 лет не функционирует.21

             Высший орган законодательной власти ‒ парламент, который состоит из короля, палаты лордов и палаты общин. Эти составные части парламента считаются независимыми друг от друга, так как они строятся на различных принципах, имеют отдельные резиденции и различные полномочия; однако для принятия законов необходимо, как правило, совпадение их мнений. Общенациональное представительное учреждение В. ‒ нижняя палата ‒ палата общин, которая состоит из 630 депутатов (511 от Англии, 36 от Уэльса, 71 от Шотландии и 12 от Северной Ирландии). В палате общин, избранной в 1970, 330 мест заняли консерваторы, 287 ‒ лейбористы, 6 ‒ либералы, 7 ‒ независимые и представители небольших политических групп. Срок полномочий палаты общин 5 лет. По закону избранным в палату общин может быть каждый британский подданный, достигший 21 года, однако исключения из этого декларированного правила довольно широки. Не могут быть избранными в палату общин пэры, духовенство, некоторые категории пенсионеров, банкроты, лица, осуждённые за определённые виды преступлений, судьи, гражданские служащие, лица, отбывающие службу в вооруженных силах и полиции, душевнобольные. Депутат парламента получает жалованье в размере 3250 ф. ст. в год. Избрание депутатов палаты общин проводится по униноминальной (1 депутат от каждого округа) мажоритарной системе относительного большинства: избранным считается тот кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. Для выдвижения кандидата необходимо заявление об этом нескольких избирателей и внесение залога в 150 ф. ст. (залог не возвращается, если кандидат соберет менее общего количества голосов, поданных по данному избирательному округу). Активное избирательное право предоставляется всем правоспособным британским подданным обоего пола, достигшим 18 лет, проживающим в пределах избирательного округа в течение 3 мес., за исключением пэров, уполномоченных по выборам, душевнобольных, лиц, лишённых избирательных прав по суду. Избирательные списки публикуются 15 марта каждого года. Голосование является тайным; допускается голосование по почте и по доверенности.22

           Верхняя палата парламента Великобритании — палата лордов — архаическое учреждение, состоит из светских и духовных пэров (свыше 1000 чел.). Светские пэры подразделяются на 3 группы: наследственные пэры и пэрессы Англии, Шотландии. Великобритании и Соединённого Королевства, которые не отказались от своего титула, согласно Акту о пэрстве 1963; пожизненные пэры и пэрессы, назначенные короной, согласно Акту о пожизненном пэрстве 1958; лорды по апелляциям, назначенные, согласно Акту об апелляционной юрисдикции 1876, для осуществления судебных полномочий палаты лордов. В категорию духовных пэров входят архиепископы Кентерберийский и Йоркский, епископы Лондона, Дарема и Уинчестера, а также 21 епископ англиканской церкви, занимающие места в палате лордов по старшинству.

           Формально парламент обладает абсолютным верховенством, так как не существует никаких юридических ограничений его полномочий, фактически же принятие законов и бюджета осуществляется правительством. Правовое положение палат парламента различно. Финансовые законопроекты (билли) могут быть внесены только в палату общин, и для их принятия не требуется согласия палаты лордов. В отношении других биллей за палатой лордов сохраняется право отсрочки их окончательного одобрения. Таким образом, хотя палата лордов занимает в законодательном процессе подчинённое положение, при известных обстоятельствах она играет роль тормоза в отношении законопроектов, принятых в палате общин. Порядок прохождения законопроектов в обеих палатах примерно одинаков, однако председатель палаты общин — спикер — обладает широкими полномочиями и оказывает решающее воздействие на весь ход работы палаты, в то время как лорд-канцлер, председательствующий в палате лордов, этих полномочий лишён. Король обладает правом окончательного отклонения закона (так называемое абсолютное вето), но с начала 18 в. это право не применяется. Законодательная инициатива почти полностью осуществляется правительством.

           Правительство  Великобритании состоит из 80—100 человек. В него входят: департаментские министры (некоторые из них именуются государственными секретарями), возглавляющие определённые ведомства; недепартаментские министры, занимающие так называемые традиционные должности (лорд-председатель совета, канцлер герцогства Ланкастерского, лорд-хранитель печати, генеральный казначей), и министры без портфеля; лорд-канцлер и главы судебных ведомств; государственные министры, назначаемые в помощь департаментским министрам; так называемые "младшие" министры (заместители государственных секретарей и парламентские секретари, которые замещают "старших" министров в парламенте). Подавляющее большинство министров является членами палаты общин, небольшая их часть представляет правительство в палате лордов. Правительство возглавляет премьер-министр. Как правило, на эту должность назначается лидер партии, располагающей большинством в палате общин, фактически с начала 18 века высший орган исполнительной власти Великобритании — кабинет министров, который сосредоточивает в своих руках все важнейшие полномочия по осуществлению внутренней и внешней политики. Хотя кабинет не может издавать нормативные акты, фактически он осуществляет всю нормотворческую деятельность. Состав кабинета подбирается лично премьер-министром, и в него входит лишь часть министров, занимающих наиболее важные посты в правительстве. Законодательством Великобритании образование кабинета министров не предусмотрено.23

            Таким образом, характеристика  Великобритании как государства  была рассмотрена на основе  трех главных признаков государства.  Сейчас Великобритания – высокоразвитое  государство, одно из самых  развитых в Европе, с монархической  формой правления, является родиной  современной парламентской демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ системы государственного  управления в Великобритани

         Основы относительно децентрализованной открытой модели гражданской службы, действующей сегодня в Великобритании, были заложены еще в средние века. Тем не менее, до второй половины XIX века в стране не существовало института постоянной профессиональной гражданской службы, система экзаменов или конкурсов отсутствовала, процветал непотизм. Долгое время «сглаживались» развитым самоуправлением господством общего права, но XIX веке неэффективность такой архаичной системы управления стала очевидной.24

Масштабная реформа государственной  службы началась с программного доклада  Норткота - Тревельяна британскому  парламенту в 1854 году и шла очень  медленно, встречая серьезное сопротивление. В процессе реформы была унифицирована  система государственной службы (введены три класса служащих –  администраторы, исполнители и клерки), на службу пришли высококвалифицированные  кадры. Завершением как правило  считается введение в 1870 году открытых конкурсных экзаменов, проводимых под  наблюдением центральной экзаменационной  комиссии (Комиссии по делам гражданской  службы).

Однако программа конкурсных экзаменов составлялась на основе методик  Оксфордского и Кембриджского университетов, что привело к кастовому характеру  государственной службы и господству не узких профессионалов как в  континентальной модели государственной  службы, а «дженералистов» - служащих с общим гуманитарным образованием.

Спустя сто лет в 1968 году, учитывая критику «кастового»  и «любительского» характера  государственной службы в стране, комитет по реформе государственной  службы под руководством лорда Фултона  разработал новую модель государственной службы, в основу которой была положена государственная служба в США. Однако из 158 рекомендаций, содержавшихся в докладе «Государственная служба», была реализована только одна – об упразднении классов и введении семи «ступеней» государственной службы.

С 1979 года премьер-министром  стала М.Тэтчер. Она начала административную реформу с сокращения расходов министерств  и ведомств, в том числе и  за счет увольнения части государственных  служащих. В 1988 году была сформулирована программа «Следующие шаги», в соответствии с которой все правительственные  учреждения были разделены на центры формирования политики и учреждения, исполняющие решения[8]. Последние  были преобразованы в квазиадминистративные  неправительственные организации  или даже корпорации, работающие с  центрами формирования политики на основе договоров. При этом государственная  служба как таковая (с сохранением  единой тарифной сетки, привилегий, пенсионного  обеспечения и другими) была сохранена  лишь для служащих центров формирования политики. Данная реформа, с одной  стороны, позволила сократить численность  государственных служащих, объем  их льгот и привилегий, повысить эффективность администрации. С  другой стороны, была разрушена целостная  система правительственных кадров, подорваны престиж и привлекательность  государственной службы, а заработная плата все равно осталась существенно  меньшей, чем в частном секторе.25

С началом двадцать первого  столетия в Великобритании происходит модернизация системы государственного управления, связанная с конституционной  реформой.

           Новое британское правительство Дэвида Кэмерона планирует осуществить масштабную программу реформ в ближайшие 18 месяцев. За первые полтора года коалиционное правительство консерваторов и либерал-демократов намерено принять по крайней мере 21 законопроект, которые кардинально изменят политический ландшафт в Великобритании, дадут жителям страны больше рычагов влияния на власть и позволят справиться с рекордным дефицитом госбюджета который составляет 12%. 

 
          Пятисот−дневная программа Кэмерона должна изменить Британию. Она содержит положения, внесенные либерал-демократами, в качестве платы за их участие в коалиции. Планируется масштабная парламентская реформа, которая, по словам вице-премьера либерал-демократа Ника Клегга, станет крупнейшим конституционным преобразованием за последние двести лет. Коалиционное правительство собирается предоставить избирателям право на отзыв парламентариев, расширить полномочия органов местного самоуправления, установить фиксированный срок работы парламента и провести референдум о переходе от мажоритарной к пропорциональной избирательной системе. Напомним, последний пункт был одним из главных условий либерал-демократов при формировании коалиции с партией Дэвида Кэмерона. Думается что, если британцы выскажутся в поддержку инициативы, политический ландшафт страны существенно изменится, так как небольшие партии смогут впервые получить значительное представительство в парламенте. Также референдумы планируется проводить по всем важным вопросам передачи полномочий от Лондона Брюсселю. 

 
           Как  минимум пять законопроектов  затронут казначейство. В частности,  новый глава британского казначейства  Джордж Осборн отстаивает разделение  финансовых институтов на розничные  и инвестиционные, а также возвращение  Банку Англии функций макроэкономического управления финансовой системой страны. В правительстве надеются, что этот комплекс антикризисных мер позволит Лондону уже в этом году сохранить до £6,2 миллиардов.  

 
         Приоритетом правительства на ближайшие годы обозначается сокращение дефицита и восстановление экономического роста. Новое правительство собирается сделать налоговую и льготную систему «справедливее и проще». Тори выступают за то, чтобы социальные налоги не становились помехой для создания рабочих мест. 

 
         Правительство  внесло предложения по реформированию  местного самоуправления и введению  новых удостоверений личности. Во  время летней сессии парламента  законодатели рассмотрели проекты  реформирования органа по контролю  над расходованием бюджета, системы  социального страхования и закон  о противодействии финансированию  терроризма. 

Информация о работе Государственная служба в Великобритании