Государственная служба в Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении и анализе деятельности государственной власти и их должностных лиц в Великобритании. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику понятия государственного управления: описать его природу и сущность;
- рассмотреть государственное управление с точки зрения системного подхода;
- характеризовать государственную службу с общей точки зрения;
- исследовать государственное управление и гражданскую службу в Великобритании;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственное управление как система и государственная служба
1.1 Природа и сущность государственного управления………………………..5
1.2 Системность государственного управления……………………………….13
1.3 Государственная служба: понятие, виды и её основные принципы……..19
Глава 2. Государственное управление и гражданская служба в Великобритании
2.1 Общая характеристика Великобритании как государства………………..28
2.2 Анализ системы государственного управления в Великобритании……...34
2.3.Развитие гражданской службы в Великобритании………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников…………………………………………...44

Файлы: 1 файл

kursovaya (1).docx

— 77.49 Кб (Скачать файл)

        Окружающая социальная среда состоит из экономических, политических, правовых и культурных условий деятельности субъектов государственного управления и должна обеспечить политико-правовые рамки самой возможности, а также допустимых форм и методов, направлений и объектов государственного управления. Эти элементы включают конституцию и законы, определяющие государственное устройство, распределение полномочий между уровнями и ветвями власти, социальные права граждан и социальные обязательства государства, бюджетный процесс и налоговую систему, отношения собственности и т.п.

          Ресурсы государственного управления включают финансовые, имущественные, природные и иные ресурсы государства, которые можно выделить на целевое решение соответствующих задач, а также средства частных лиц, внешние и внутренние займы, другие негосударственные ресурсы, которые на законном основании могут быть направлены на эти цели. Определенная часть государственных финансовых ресурсов обособляется в виде различных фондов, программ. Качество распоряжения ресурсами предстает наиболее надежным показателем учета общенациональных интересов в процессе государственного управления. В свою очередь параметрами этого показателя являются соразмерность объявленных мер и имеющихся ресурсов, социально-приоритетное, целевое и подконтрольное их использование в процессе взаимоотношений представительных и исполнительных структур на общегосударственном, региональном и местном уровнях государственной власти.

          Выполнение решений включает множество конкретных действий, механизмов и процедур, санкционированных окружающей социальной средой и обеспеченных в той или иной степени ресурсами. Сюда входят: процессы принятия и реализации решений, связанных прежде всего с формированием и осуществлением государственных программ; технологии государственного управления, связанные с методами управления в кризисных ситуациях, информационно-коммуникативными процессами; организационно-экономическая поддержка традиций и культуры; предоставление налоговых льгот; выдача государственных заказов или осуществление государственных закупок и т.д. Сюда же относятся программы, проекты содействия, кредиты и займы, осуществляемые и предоставляемые международными организациями и отдельными государствами как следствие межправительственных соглашений. Это преимущественная сфера действий исполнительных органов государственной власти.

         Контроль включает правообеспеченные меры всестороннего и постоянного отслеживания и корректировки хода реализации различных мероприятий государственного управления, таких, например, как государственная целевая программа или ситуативное решение. Эти меры включают контроль и за принятием решений, и за их выполнением (по объемным показателям, по своевременности выделения и доведения до конечных получателей выделенных ресурсов, по результативности их использования и т.д.).

 В этой сфере происходит  достаточно сложное взаимодействие  законодательной, исполнительной  и судебной ветвей государственной власти.8

           Итак, получив представление о сущности  и природе государственного управления, мы получаем возможность понять  характер взаимодействия его  основных элементов, раскрывающий  смысл и назначение государственной  управленческой деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

    1. Системность государственного управления

        Прежде чем изучить системность  государственного управления, следует определить, а что же такое система и системный подход вообще?

          Системный  подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.9

          Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования.

        В государственном управлении задействованы множество государственных органов и общественных структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей, используются разнообразные и дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Государственное управление состоит из массы управленческих решений и действий. Только системность может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность.

         Согласно общеметодологическому подходу под системой понимается целостность элементов (компонентов, подсистем), находящихся в отношениях и связях между собой. Любая система – глобальная или простейшая, социальная, техническая или биологическая – имеет общие сущностные характеристики.

  1. Система существует в окружающей ее среде (внешней среде), функционирует лишь взаимодействуя, адаптируясь во внешней среде,

4  Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. - М.: Инфра - М, 2009. С. 12

  приспосабливаясь, реагируя на изменения, которые в ней происходят.

2.   Система состоит из элементов, компонентов, подсистем. Элементы в системе связаны между собой, изменение одного элемента, повлечет за собой изменение всей совокупности.

3.   Система образуется не от суммы элементов, а от целостности.

4.   Все системы являются изменяемыми, существуют во времени и пространстве.

5.   Каждая система имеет свое предназначение.

6.   Каждая система структурно оформлена. Структура есть строение системы, внутренняя форма ее организации.

Государственное управление относится к виду социальных систем, обнаруживая все видовые признаки:

1.    Социальные системы - наиболее сложные и значимые. Они образуются людьми, функционируют через деятельность людей, объектом их воздействия выступают  люди.

2.    Целеполагание, целенаправленность составляют сущностный признак социальной системы, определяют сложность управляющего воздействия как самой системы, так и на нее.

3.    Социальная система - это всегда организованная (в той или иной степени) целостность.

4.    Непременный атрибут социальной системы - стремление к самосохранению в имеющемся качестве, прямым следствием чего является адаптация социальной системы к внутренним и внешним воздействиям.

Системный подход к изучению государственного управления позволяет  представить его как функционирование нескольких сложных социальных систем. Условно назовем их:

-     система управляющая - государство как определяющий субъект управления;

-     система управляемая - компоненты общества, подверженные государственному воздействию как объекты управления;

-     система взаимодействия - различные институты государства и общества, реализующие связи: прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и пр.10

 

      Состояние системы государственного управления сказывается на всех общественных процессах, явлениях и отношениях, и если она плохо организована и сумбурно функционирует, то, в конечном счете, это приведет к нерациональной деятельности не только государственных и общественных институтов, но и  человека.

          Принципиальное теоретическое и методологическое значение для государственного управления имеет системное представление его компонентов, элементов и их взаимосвязей. Следует выделить три логические схемы, посредством которых раскрываются  различные аспекты системы государственного управления.

          Прежде  всего, имеется ввиду взаимосвязь  субъекта государственного управления  с управляемой общественной системой. Однозначно можно сказать, что  субъект государственного управления  не может существовать без  соответствующих управляемых объектов  и только в совокупности они  могут образовывать систему государственного  управления. Последняя призвана  обязательно охватывать: а) организацию  и функционирование субъекта управления – управляющую систему; б) структуру управляющей системы с общественной системой – управляемыми объектами; в) компоненты общественной системы или их отдельные проявления, которые создают во взаимосвязи структуру управляемой системы и непосредственно воспринимают государственно-управляющие воздействия, либо участвуют в их формировании.

         Развитие государственного управления должно приводить, с позиций системной философии, к тому, что все части среды, осуществляющие государственное управление, станут обладать свойством системности. В результате все процессы государственного управления становятся системными и все части среды, осуществляющие государственное управление, объединяются в систему государственного управления. Далее, все части системы государственного управления (напр., региональные), уже обладающие свойством системности, сами должны стать системами, т.е. все их части, в свою очередь, должны обладать свойством системности по отношению к той части системы государственного управления, к которой они отнесены. В свою очередь, сама система государственного управления должна быть системной, т.е. обладать свойством системности, позволяющим ей полноправно участвовать в тех системах среды жизнедеятельности, с которыми она взаимодействует: национальными, международными, планетарными, другими.

     В то же время по отношению к одним системам среды жизнедеятельности государственная система управления может быть системной, по отношению к другим – несистемной. Очевидно, что наиболее значимое содействие развитию государственной системы управления исходит от тех систем среды жизнедеятельности, в отношении которых функционирование данной системы системно. Очевидно также, что наиболее значимые угрозы разрушения государственной системы управления исходят от тех систем среды жизнедеятельности, в отношении которых данное государственное управление не системно.

 

      Итак, в рамках системной философии системность государственного управления описывается как его системность по отношению к каждой из частей среды государственного управления. Среда, в которой осуществляется государственное управление, как известно, постоянно изменяется. Другими словами, системность государственного управления не есть его свойство, обеспеченное однажды и навсегда. В связи с этим деятельность по обеспечению системности государственного управления является неотъемлемой частью государственного управления на всех этапах его жизненного цикла. По этой причине государственному служащему необходимо постоянно применять и развивать профессиональные знания, умения и навыки в сфере системной философии и других методологий и теорий, посвященных вопросам построения системного управления.11

 

         Принцип системности государственного управления: 

а) для формирования и осуществления государственного системного управления объект государственного управления необходимо представлять общей моделью системы;

б) для реализации государственного управления необходим субъект государственного управления;

в) для формирования и осуществления государственного системного управления субъект государственного управления необходимо представлять общей моделью системы;

г) для формирования и осуществления государственного системного управления совокупность «объект и субъект» государственного управления         необходимо представлять общей моделью системы;

д) для реализации государственного управления необходим результат государственного управления в виде государственного управленческого решения;

е) для формирования и осуществления государственного системного управления результат государственного управления в виде государственного управленческого решения необходимо представлять общей моделью системы;

ж) для формирования и осуществления государственного системного управления совокупность «объект и результат» государственного управления необходимо представлять общей моделью системы;

з) для формирования и осуществления государственного системного управления триаду «объект, субъект и результат» государственного управления необходимо представлять общей моделью системы.

 

          Также как и в общем случае для определенного класса задач государственного управления целесообразно составлять типовой регламент взаимосвязанного применения условий принципа системности государственного управления для данного случая. На основе типового регламента в большинстве случаев целесообразно определять свой, присущий данной совокупности проблемы, миссии, стратегии, целей управления, порядок применения условий данного  принципа системности.12

                 

        Таким образом, необходимым методологическим требованием при описании любой подсистемы государственного управления (и любого её звена) – от управляемого объекта (предприятия, организации, учреждения и т.д.) и до высшего уровня государственной власти выступает «схватывание»  всего многообразия взаимодействующих элементов и представление их в виде  единой взаимообусловленной конструкции (объективной системы).

 

 

 

 

 

 

 

    1. Государственная служба: понятие, виды и её основные  принципы

       В любом государственно организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства, формы правления, политической системы или правящего режима. Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества мира возлагают на свои государства.

Информация о работе Государственная служба в Великобритании