Государственная служба в Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении и анализе деятельности государственной власти и их должностных лиц в Великобритании. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику понятия государственного управления: описать его природу и сущность;
- рассмотреть государственное управление с точки зрения системного подхода;
- характеризовать государственную службу с общей точки зрения;
- исследовать государственное управление и гражданскую службу в Великобритании;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственное управление как система и государственная служба
1.1 Природа и сущность государственного управления………………………..5
1.2 Системность государственного управления……………………………….13
1.3 Государственная служба: понятие, виды и её основные принципы……..19
Глава 2. Государственное управление и гражданская служба в Великобритании
2.1 Общая характеристика Великобритании как государства………………..28
2.2 Анализ системы государственного управления в Великобритании……...34
2.3.Развитие гражданской службы в Великобритании………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников…………………………………………...44

Файлы: 1 файл

kursovaya (1).docx

— 77.49 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                         Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Государственное  управление как система и государственная  служба

1.1 Природа и сущность  государственного управления………………………..5

1.2 Системность государственного управления……………………………….13

1.3 Государственная служба: понятие, виды и её основные принципы……..19

Глава 2. Государственное  управление и гражданская служба в Великобритании

2.1 Общая характеристика  Великобритании как государства………………..28

2.2 Анализ системы государственного управления в Великобритании……...34

2.3.Развитие гражданской службы в Великобритании………………………..39

Заключение……………………………………………………………………….42

Список использованных источников…………………………………………...44

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

                                               

                                               

                                                ВВЕДЕНИЕ

        В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления и без государственных служащих. Государственный аппарат – это, прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления или правящего режима. Именно государственные служащие  выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства. Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности с качеством государственного управления.

        Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом.

         В связи с этим особенно актуальным становится вопрос изучения и осмысления концептуальных основ административной организации, и в частности государственной службы, которая выполняет основные задачи государственного управления.

         Объектом исследования в данном случае выступает государственное управление и гражданская служба в Великобритании.

          Предметом исследования являются особенности и взаимоотношения государственного управления и гражданской службы в Великобритании.

          Цель данной работы заключается в изучении и анализе деятельности государственной власти и их должностных лиц в Великобритании.

         Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать общую характеристику  понятия государственного управления: описать                   его природу и сущность;

- рассмотреть государственное управление с точки зрения системного подхода;

-   характеризовать  государственную службу с общей  точки зрения;

- исследовать государственное  управление и гражданскую службу  в       Великобритании;

           Информационная база, которая использовалась при написании данной курсовой работы следующая:

-  научно-теоретическая литература  по менеджменту, государственному  управлению;

- периодическая литература (журналы)  с описанием политического положения  различных стран;

            Структура работы следующая: введение, дающее краткую характеристику содержания работы, основная часть, включающая в себя главы с соответственными параграфами, описывающими теоретическую и практическую части, заключение, библиографический список.

 

 

               

 

 

Глава 1. Государственное управление как система и государственная служба

    1. Природа и сущность государственного управления

 

        Приступая к изучению содержания государственного управления, необходимо определить, что же такое управление? В широком смысле понятие управление означает управление чем-либо или кем-либо. Однако ограничится данной трактовкой недостаточно, поэтому возникает, потребность раскрытия содержания данного руководства.

         Так, например, в психологии понятие  управление означает  функцию систем различной природы, обеспечивающую сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.11

         В теории менеджмента управление  – это процесс планирования, организации,  мотивации и контроля, необходимый  для того, чтобы сформулировать  и достичь целей организации.  22

         Всевозможных трактовок данного  понятия огромное количество, но  одно ясно наверняка: управление  реально тогда, когда есть два  основных элемента – объект, на  которого направлено воздействие,  и субъект, который осуществляет  данное воздействие.

          Термин «государственное управление»  широко используется как в  науке, так и обыденной жизни.

         В определении понятия государственное управление должно быть теоретически выражено общее и специфическое, характерное для его сущности как политико-административного воздействия государственных властных институтов на общество. В соответствии с этим подходом можно сформулировать следующую дефиницию: государственное управление – это сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества. 3

          В политической  науке имеется множество определений  и подходов к понятию « государственное  управление».

          Термин «государственное управление» характеризует как научную дисциплину, так и область практической деятельности, связанную с  проблемами государственной организации и регулирования общественной жизни. Это воздействие государства можно разделить на два уровня: политическое управление (что делать и почему) и «собственно» государственное управление (как делать и при помощи чего).

         Отправной точкой для распознания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

         Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка.

 

         Например, необходимы государственные программы для обеспечения минимального уровня жизни нуждающимся или для получения необходимого уровня образования и профессиональной подготовки. Кроме того, известно, что в экономике существуют сферы, где рынок оказывается несостоятельным (естественные монополии, общественные товары, неполные рынки, информационная асимметрия, безработица, инфляция) и где без государственного вмешательства не обойтись. Границы государственного управления в развитых странах определяются на основе принципа субсидиарности (от лат. Subsidiarius вспомогательный), согласно которому вышестоящая организационная единица предоставляет нижестоящей простор для действий и берет на себя только те компетенции, которые нижестоящая не в состоянии осуществлять. Поэтому изучение государственного управления предполагает поиск и оценку возможностей тех общественных институтов, которые могут взять на себя функции государственного регулирования. С другой стороны, эта оценка включает понимание специфики именно государственного управления, его целевую направленность на производство общественных благ, непосредственную связь с политикой.

         Общественная обусловленность государственного управления вытекает из его практики как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Вместе с каждодневными жизненными потребностями на государственное управление влияют также политические цели, что служит упорядочиванию развития в интересах всего общества. Тем самым государственное управление является актом государственного вмешательства. Оно вторгается в ткань общества и само определяется общественными отношениями, как материальными, так и культурными. Это предполагает, что его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемых государством общественных процессов, с другой от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.

        Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (т.е. соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентации, данных публичной властью. Четкость выражения целей с учетом приоритетов и требуемых результатов предполагает заинтересованность государственных структур в сохранении стабильности, в соответствии принимаемых решений действующему законодательству, росте компетенции аппарата своих административных учреждений, а также решении других задач, направленных на повышение эффективности управления, реализацию принципа социальной справедливости, рациональное расходование ресурсов.

         Таким образом, природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласования разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.4

         С научных позиций рациональное объяснение социальной природы и содержательной сущности государственного управления предполагает его всестороннее рассмотрение и как системы, и как процесса.

          Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов осуществления властно-управленческого воздействия на общественную жизнедеятельность, выражаемого обычно в правовых формах, и включает организационные структуры государственного аппарата (государственные органы), систему государственной бюрократии (персонал государственной службы), совокупность реализуемых функций и используемый при этом комплекс методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п.5

          Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти, регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит последовательная смена общественных состояний, событий и явлений. Тем самым выполняется известная совокупность действий, приводящих к определенной динамике управленческих результатов. Процесс государственного управления направлен на исполнение и проведение в жизнь принятых законов и политики, провозглашаемой высшей публичной властью, и связан прежде всего с формированием и осуществлением необходимых государственных программ. Например, министерство финансов выделяет деньги на трансферты регионам или на конкретные государственные программы согласно утвержденному парламентом бюджету. Или правительство провозгласило политику приватизации и чиновники министерства государственного имущества и его территориальные органы проводят аукционы по продаже государственной собственности.

         Такой подход к управлению означает, во-первых, необходимость и правообеспеченность намечаемых действий; во-вторых, согласованность масштабов предполагаемых мер с объемами реальных ресурсов; в-третьих, выбор мер воздействия, адекватных конкретной ситуации; в-четвертых, объективный контроль выполнения намеченных действий исключительно с точки зрения достижения предполагаемых результатов. Отсюда сущность государственного управления раскрывается через его окружающую среду, ресурсы, выполнение решений и контроль.

        Изучение социальной среды, в которой происходит осуществление государственного управления, на которую оно влияет и которая также оказывает на него обратное воздействие, означает поиск ответов на вопросы о том, каковы основные характеристики гражданского общества и способы влияния последнего на властноуправленческую деятельность государства. Фактически это проблема соотношения публичной власти, государственной администрации (бюрократии), гражданского общества и взаимодействия политических институтов в процессах формирования и реализации государственного управления.6

          Гражданское общество — не что иное, как свободная и относительно независимая от государства общественная жизнь, включающая не только экономическую сферу, но и источники культурной и самодеятельной инициативы людей. Демократизация является классическим шагом по пути к автономии гражданского общества относительно государственного аппарата. Различные течения общественной мысли доказывают, что не может быть демократии, если гражданское общество неавтономно по отношению к государственному аппарату. Однако это хотя и необходимое, но само по себе еще не достаточное условие демократии. При этом полная автономия гражданского общества относительно государства практически невозможна, по крайней мере как на данном этапе, так и в обозримом будущем социальной эволюции. Более того, гражданское общество в современном понимании - это не набор институтов, находящихся за пределами государства, а форма их соединения в единый способ гражданской жизни, и прежде всего связи между общественностью и практиками хозяйствования. В современных условиях устанавливаются качественно новое переплетение и взаимообусловливание структурных и функциональных характеристик гражданского общества, создается новая конфигурация его отношений с государством, не укладывающаяся в ложе старых представлений о совокупности независимых от государства социальных субъектов и каналов коммуникации. Власть исходит не только от государства и основана не только на принуждении. Она имеет множество корней, когда переплетаются государственные и негосударственные институты, и действует не только сверху вниз, но и снизу вверх.7

Информация о работе Государственная служба в Великобритании