Государственная промышленная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности промышленной политики РФ.
Задачи исследования:
1) изучит сущность промышленной политики;
2) рассмотреть технологию выработки промышленной политики;
3) обосновать необходимость новой промышленной политики;
4) провести анализ проблем промышленного развития России.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.93 Кб (Скачать файл)

Системный подход к пониманию промышленной политики означает также, что государство  должно предусматривать соответствующую  поддержку не только конкретным хозяйствующим  субъектам, но и формировать приоритеты реализации промышленного потенциала, структурных преобразований, учитывать  территориальные особенности экономического развития, инициировать формирование и развитие благоприятной институциональной  среды. При разработке промышленной политики на базе системного подхода особое внимание необходимо обратить на согласованность и взаимный учет требований, предъявляемых к другим видам государственной политики, а также их требований к формированию целей, принципов, форм и методов реализации промышленной политики.

 


 

 


 




 

 


 

 




 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Цели промышленной политики

 

 

1.2 Модели, методы проведения современной промышленной политики

 

 

Отечественные исследователи широко обсуждают  такие модели, как «жесткая» и  «мягкая» промышленная политика. Под  первой из них обычно понимается политика, целью которой является создание и развитие приоритетных отраслей экономики. Она предполагает опору на бюджетное  субсидирование и кредитование предприятий  приоритетных отраслей, механизмы косвенного субсидирования компаний, протекционистский  курс во внешней торговле. В отличие  от «жесткой» «мягкая» промышленная политика направлена на содействие росту  конкурентоспособности национальных компаний производителей и поддержку  инвестиционных проектов, позволяющих  частному бизнесу повысить уровень  эффективности,

    В странах ЕС используются вертикальные и горизонтальные модели промышленной политики[8]. Вертикальная модель, соответствующая, по нашему мнению, «жесткой модели» промышленной политики, предполагает стимулирование конкретных производств или отраслей при использовании в качестве инструмента господдержки всевозможных льгот. Считается, что она наиболее характерна для слаборазвитых стран. Горизонтальная модель и соответствующая ей «мягкая» промышленная политика ориентируются на создание общих для всех отраслей возможностей развития производства. Она распространена в экономически развитых странах, в том числе в государствах Евросоюза.

Сегодня, когда инновационное развитие объявлено  важнейшим приоритетом, грамотная  промышленная политика должна быть направлена на создание высокотехнологичного, интеллектуального ядра промышленности.

Достаточно  отчетливо начинают проявляться  положительные тенденции улучшения  технологической структуры промышленности. Это имеет особое значение для  страны, ибо сформировавшаяся на сегодняшний  день аномальная технологическая многоукладность привела к колоссальному отставанию экономики как целостного организма от ведущих стран мира в технологическом развитии. Данное явление получило название «голландской болезни», итогом которой является перераспределение ресурсов в рамках экономики страны в целом с высокотехнологичного уровня на низкотехнологичный.

Современная промышленная политика в России должна основываться на учете понимания  нового места нашего государства  в меняющемся мире. Принципиальные особенности современной промышленной политики, которые, по нашему мнению, должны быть учтены как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровнях и которые определяют основные отличия от традиционного понимания промышленной политики, заключаются в следующем[10]:

- объектом  современной промышленной политики  являются не только отдельные  отрасли, производства, корпорации, но также и производители товаров  и услуг. Это могут быть не  только производственные предприятия,  но и отдельные предприниматели  и т. д.;

 - субъектом промышленной политики является государство современного типа, рассматриваемое как абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом, включающая в себя правительственный аппарат и совокупность граждан, имеющая четко определенные границы и существующая только на основании признания другими странами[4];

- государственная промышленная политика сегодня формируется как национальная промышленная политика. Равноправными участниками ее разработки и реализации выступают не только государство и бизнес, но и научные и общественные организации, институты. Таким образом, термин «национальная» политика означает более широкое участие в ее разработке и реализации, наряду с государственными чиновниками, частного бизнеса, экспертного сообщества, политических партий, других институтов гражданского общества[14];

- все  большее размывание отраслевых  границ за счет диверсификации  в новые виды товаров, активизации  деятельности по инсорсингу-аутсорсингу, а также кооперации с компаниями из других отраслей привело к формированию экономики отраслей, тесно связанных между собой;

- определяющая  роль в процессе отмеченного  выше «перепроектирования» принадлежит формированию нового технологического ядра, конвергенции технологий, связанной с реализацией принципиально новых возможностей за счет перекрестного использования информационных, био- и нанотехнологий, возрастающего влияния ускоренного технологического развития на сферу потребления. ;

- успех  проведения промышленной политики  во многом определяется продуманным  механизмом ее реализации.

 Можно  отметить, что этот механизм, так  же, как и само понятие промышленной  политики, претерпел значительные  изменения. Еще в 1990-е гг. основная  модель механизма реализации  промышленной политики в нашей  стране представляла собой механизм  развития наукоемких отраслей, механизм  реструктуризации традиционных  отраслей и компенсационный механизм. Изменившиеся условия и новые  требования к современной промышленной  политике предопределяют необходимость  использования не только названных,  но и разработки новых механизмов  ее реализации. Среди них выделим наиболее значимые: реализация приоритетных промышленных проектов различного масштаба; кластерный подход к построению промышленной политики, который является не только средством достижения таких ее целей, как структурные изменения, модернизация экономики, повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности, но и мощным инструментом регионального развития; частно-государственное партнерство (ЧГП).

Помимо  отечественных моделей механизма  реализации промышленной политики необходимо учитывать, что в современном  мире все более пристальное внимание обращается на создание условий для  формирования механизмов экономического саморазвития, на повышение значимости управления знаниями и концепций  инновационной деятельности как центрального элемента промышленной политики. Такой подход позволяет использовать накопленный потенциал знаний для формирования интеллектуального ядра промышленности и такой ее структуры, которая будет адекватна технологической, отраслевой и институциональной структурам развитых стран. А это является важным условием востребованности продукции на отечественном и мировом рынках.

Содержанием промышленной политика должна стать  организация и поддержка промышленных кластеров – точек роста будущей  конкурентоспособности экономики  территории. В рыночной экономике  прообразами кластеров являются широко представленные в хозяйственной  практике технопарки, инкубаторы (инфраструктурные составляющие кластера), промокруга (соединяющие крупный и малый бизнес по циклу производства). Кластеры (дословно сгустки) представляют собой естественные образования, возникающие по инициативе «снизу», исходящей от крупных предприятий или сообществ предприятий, или «сверху» - от органов власти и управления территориями. Согласно Майклу Портеру, они представляют группу географически соседствующих компаний и организаций, связанных общей сферой деятельности и взаимодополняющих друг друга.

С точки  зрения промышленной политики, принципиальные отличия кластера от иных территориальных  образований состоят в следующем[10]:

- географически  сконцентрированное сочетание компаний, в том числе принадлежащих  смежным отраслям. Фундамент кластера  образуют сильные компании, проверенные  рынком;

- широкий  состав участников. Это, как правило, поставщики, сервисные организации, научные центры, центры компетенций, специализированные банки, учебные заведения, курсы повышения квалификации, государственные структуры, малые предприятия;

- бизнес-климат  территории (тесные связи, интенсивный  обмен идеями и информацией  о новых технологиях, использование  лучших управленческих практик).

Мировой опыт показывает, что создание кластеров  представляет собой затратный процесс, в котором примерно половину объема финансирования принимает на себя государство (за счет федерального и регионального бюджетов). Но данная практика не исключает применения новых механизмов финансирования. Прежде всего, возможно привлечение банками средств населения с длительными сроками заимствования вкладов, а также дальнейшее развитие механизмов аутсорсинга и субконтрактинга.

Для организации  промышленных кластеров необходимо наличие на территории крупных современных  исследовательских университетов, способных составить конкуренцию  зарубежным образовательным учреждениям  на рынке образовательных услуг  и инновационных разработок.

Основа  кластеризации промышленности территории – основанный на инновациях модернизационный процесс. Структурно он охватывает технические, технологические, организационно-управленческие и институциональные нововведения. В наибольшей степени кластерные принципы промышленной политики применимы к технологической модернизации. Под технологическим кластером предлагается понимать сообщество различных предприятий, организаций на определенной территории, объединенных задачей опережающего роста приоритетных видов экономической деятельности в условиях повышения инновационной активности. (Например: если в России к инновационно-активным можно отнести только 6% промышленных предприятий, то в США – 30%, а в Германии — 30% торгового оборота непродовольственных товаров). Такие сообщества, на наш взгляд, имеют одну существенную отличительную особенность. Используемые ими технологии могут применяться в разных видах деятельности, что способствует становлению инновационного процесса не в отдельной фирме, а в целевом секторе промышленности территории[7].

Выбор технологических  кластеров на территории – методически  не сложная, слабо проработанная  проблема, решение которой, видимо, должно увязываться с наличием предпосылок  для развития территориального потенциала критически важных технологий, а также  сервисных видов деятельности, обслуживающих  высокие технологии и создающих  на их основе новое оборудование. Базовыми компаниями кластера на территории могут  рассматриваться крупные национальные компании – операторы глобальных рынков (ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром», ОАО «ММК» и др.), а также предприятия инфраструктуры сетизации крупного бизнеса (финансовой, производственной, торговой, инновационной).

В процессе реализации кластерного подхода  к развитию промышленности необходимо уделить особое внимание формированию горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между участниками процесса производства товаров и услуг и субъектами инновационной деятельности

 

 

 

1.3 Необходимость промышленной политики в России

 

 

Определенная  стабилизация российской экономики, достигнутая  в начале 2000-х гг., произошедшая, прежде всего за счет благоприятных цен на энергоносители, не привела и не могла привести к решению ключевой проблемы хозяйственного развития на современном этапе – обеспечения устойчивости экономического роста без ущерба для национальной безопасности страны. Десятилетие реформ, основанных на институциональных рыночных преобразованиях, не привело к формированию в России внутренних источников роста – основного экономического двигателя развития на средне - и особенно долгосрочную перспективу. Как отмечалось в Послании Президента РФ Федеральному  Собранию страны (май 2003 г.), «экономический фундамент, хотя и стал заметно прочнее, но все еще неустойчив и очень слаб» [1].

Эти результаты служат еще одним подтверждением исторического опыта России, уроков экономических реформ в развитых и развивающихся зарубежных странах, которые однозначно указывают на активную промышленную политику государства  как главную институциональную  и хозяйственную основу успешных системных преобразований. Промышленность является решающей сферой  для подъема  экономики в целом, и именно на ее росте должны быть сосредоточены  усилия всех ветвей власти и основных экономических структур. В промышленности создается основной объем ВВП, кроме того, промышленность определяет технический уровень других отраслей хозяйства и социальной сферы, и, следовательно, ее положительная динамика предопределяет все общественное развитие (к примеру, состояние материальной базы социальной сферы – здравоохранения, образования, культуры и спорта) и следовательно качество их услуг, полностью зависит от уровня развития промышленности и поставок в эти сферы качественного оборудования. К тому же состояние и динамика отечественной промышленности в решающей степени определяют перспективы обороноспособности страны. Кроме того, развитие промышленности обусловливает НТП страны, обеспечивает материальную базу научных учреждений в свою очередь стимулирует направления дальнейшего развития науки  и ее прикладных применений; внедрение научно – технических разработок. Помимо всего прочего, состояние и динамика промышленности играют решающую роль в определении места страны в международной экономической системе.

Информация о работе Государственная промышленная политика России