Государственная промышленная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности промышленной политики РФ.
Задачи исследования:
1) изучит сущность промышленной политики;
2) рассмотреть технологию выработки промышленной политики;
3) обосновать необходимость новой промышленной политики;
4) провести анализ проблем промышленного развития России.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.93 Кб (Скачать файл)

- разработать  систему критериев социально-экономической  и технологической оценки инвестиционных  программ предприятий и их  отбора для реализации; 

-  разработать  механизм кредитования инвестиционных  мероприятий и его использования  как основного источника инвестиционных  ресурсов или использования других  финансовых источников;     

- спроектировать экономическую схему финансирования инвестиционных программ на основе долевого участия различных категорий инвесторов с учетом максимизации интересов государства;  

- разработать  систему экономической поддержки  инвестиционных программ и проектов, выполняемых с участием зарубежных  внешних инвесторов;           

- создать  постоянно действующую систему  контроля выполнения инвестиционных  программ с учетом ресурсов  государственной инвестиционной  программы;         

- создать  законодательную базу и механизм  наложения санкций за нарушение  договорных обязательств в сфере городских инвестиций.  Развитие промышленности в бывшем СССР осуществлялось в соответствии со “Схемой размещения производительных сил СССР” планомерно, с учетом эффективного использования природных и трудовых ресурсов, удобства транспортировки товаров от производителей к потребителям, выравнивания уровней развития экономики регионов. В результате ее реализации в настоящее время сложились определенная территориальная структура промышленности, технологическая и товарная специализация экономики субъектов федерации. На ее базе формируются межрегиональные товаропотоки, развитие которых осуществляется на основе изучения потребностей регионов в товарах и услугах внешних товаропроизводителей и финансовых возможностей потребителей с учетом максимизации эффективного товарообмена.     Представляется, что функцию регулирования структуры промышленности должны эффективно выполнять сами регионы России на основе рыночного движения товаров и заключения межрегиональных соглашений по товарообмену. Выполнение этих операций обеспечивается имеющейся первичной статистической информацией.    Наибольшего внимания в регионах заслуживает производство товаров, обеспечивающих собственные потребности. Это могут быть товары широкого ассортимента, относящиеся к развитию предприятий народнохозяйственной специализации региона, товары внутреннего потребления, в том числе мест ной промышленности. Работа с предприятиями, выпускающими эти товары, может строиться на основе прогнозирования платежеспособного спроса, таможенного регулирования экспорта при условии контроля за качеством и ценами на товары, регулирования внутрироссийского товарообмена. Эта функция полностью выполняется администрацией региона.       Для оценки степени удовлетворения потребности региона в товарах и услугах необходимы следующие меры:       

- проведение  социологических исследований соответствия  покупательной способности населения  и промышленных предприятий их  технологическим и физическим  потребностям; динамики покупательной  способности;           

- изучение  динамики изменения потребностей  в процессе развития экономики;            

- подготовка  нормативной базы потребления  и производства ряда товаров.            На этой основе могут быть разработаны индикативный план развития производства региона и внешних связей по удовлетворению платежеспособного спроса и система мер экономического регулирования соответствующих рынков.

 

Заключение

 

 

На основании  проведенного мной курсового исследования можно сделать следующие выводы.

В современных  условиях промышленная политика представляет собой составную часть стратегии  общественного развития, основанной на системе отношений между государственными и муниципальными органами власти, хозяйствующими субъектами, научными и общественными организациями  по поводу формирования структурно-сбалансированной, конкурентоспособной промышленности, интеллектуальное ядро которой представлено новейшим технологическим укладом. Механизм ее реализации предполагает систему правовых, экономических, организационных  и других мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного  комплекса, обеспечению его эффективного функционирования. Сущность промышленной политики заключается в обоснованном выборе ее субъектами приоритетных видов  деятельности и в оказании им эффективной  поддержки.

Промышленная  политика должна базироваться на системном  подходе, что означает, что государство  должно предусматривать соответствующую  поддержку не только конкретным хозяйствующим  субъектам, но и формировать приоритеты реализации промышленного потенциала, структурных преобразований, учитывать  территориальные особенности экономического развития, инициировать формирование и развитие благоприятной институциональной  среды.

К основным современным подходам к проведению промышленной политики можно отнести  реализация приоритетных промышленных проектов различного масштаба; кластерный подход к построению промышленной политики, который является не только средством  достижения таких ее целей, как структурные  изменения, модернизация экономики, повышение  конкурентоспособности, усиление инновационной  направленности, но и мощным инструментом регионального развития; частно-государственное партнерство (ЧГП).

Анализ  российской промышленности, проведенный во 2 главе показал, что России присуще многоукладность экономики, техническое отставание во всех отраслях промышленности, сырьевая ориентация на экспорте, неэффективное распределение государственных и частных инвестиций.

Инновационный потенциал российской промышленности, возможность перехода на инновационный  путь развития крайне низок, что связано  с отсутствием финансирования научных  разработок, недостатком кадров, отсутствие механизма реализации инноваций  в промышленности. В таком случае требуется активная государственная  политика в вопросах инновационного развития промышленности.

 

Список использованных источников

 

  1 Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ  «О промышленности» (с изменениями на 8 декабря 2011 года).

  2 Указ Президента России от 5 февраля 2010 года № 146 «О промышленной политике Российской Федерации» // РГ. - № 146. - 10 февраля 2010 года.

  3 Стратегия национальной промышленности России до 2020 г. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

  4 Военная промышленность Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146.

  5 Концепция строительства и развития промышленности Российской Федерации на период до 2020 года утверждена президентом РФ 19.04. 2010 г.

  6 Военная промышленность России на 2011-2013 годы.// Военное обозрение. - № 11. – 2011 г.

  7 Гацко, М.Ф. Правовое регулирование промышленности РФ / М.Ф. Гацко // Современное право, 2008. - N 4. - С. 26-31.

  8 Дамаскин, О.В. О правовом обеспечении промышленности / О. В. Дамаскин // Современное право, 2009. - N 1. - С. 130-131.

  9 Коновалов, А.  Промышленность для страны, а не наоборот / А. Коновалов // Огонек, 2009. - N 4. - С. 18-20

  10 Комягин, Д.Л.  Бюджетно-правовой аспект промышленной политики / Д. Л. Комягин // Законы России: опыт, анализ, практика, 2009. - N 8. - С. 99-103.

  11 Кувалдин, С. Промышленность для скромной державы / Станислав Кувалдин // Эксперт, 2009. - N 39. - С. 64-66, 68.

  12 Новая промышленная политика РФ / Под ред. М. С. Барабанова. - М., Центр анализа стратегий и технологий, 2010.

  13 Состав и структура промышленности РФ: проблемы и перспективы // Защита и безопасность. - № 2. – 2011 г.

  14 Храмчихин, А.  Промышленная политика России: цифры и факты / А. Храмчихин // Москва, 2008. - N 7. - С. 138-153.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственная промышленная политика России