Государственная Дума Российской Федерации и ее функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 23:39, реферат

Описание работы

Парламент Российской Федерации закреплен как законодательный орган. Это означает, что он является федеральным органом государственной власти, который имеет право издавать федеральные нормативные акты, которые обладают высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными актами, кроме Конституции Российской Федерации. Федеральное Собрание принимает все виды федеральных законов, которые не могут противоречить федеральной Конституции и отдельным ее нормам.
Ведущую роль в законотворческой деятельности принадлежит Государственной Думе. Однако Дума осуществляет и иные функции, которые и станут предметом рассмотрения в данной работе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….3
Структура Государственной Думы………………………………….…..4
Председатель Думы………………………………………………… 4
Совет Думы………………………………………………………….10
Депутатские объединения и группы……………………………….14
Комитеты и комиссии…………………………………………….…19
Функции Государственной Думы………………………………………27
Назначение Председателя Правительства Российской
Федерации…………………………………………………………………..28
Доверие Правительству Российской Федерации…………………30
Назначение Председателя Центрального банка…………………..30
Назначение Председателя Счетной палаты……………………….32
Назначение Уполномоченного по правам человека…………...…33
Объявление амнистии………………………………………………35
Импичмент…………………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………….….41
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

государственная дума и ее фенкции.docx

— 66.39 Кб (Скачать файл)

Практика показала, что  достаточно широкие в данном случае полномочия Президента Российской Федерации  могут еще более расширяться  за счет использования института  «исполняющих обязанности» («и.о. Председателя Центрального банка», «и.о. Генерального прокурора»), назначаемых на должность и освобождаемых от должности указами Президента Российской Федерации. Подобная практика вряд может быть признана конституционной, поскольку ведет к фактическому ограничению конституционной компетенции парламента.

 

2.4  Назначение  Председателя Счетной палаты

Председатель Счетной  палаты назначается Государственной  Думой сроком на шесть лет. Председателем  Счетной палаты может быть гражданин  Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов. Председатель Счетной  палаты не может состоять в родственных  отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации  и Председателем Государственной  Думы, Председателем Правительства  Российской Федерации, Руководителем  Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем  Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Председателем Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации. Председатель Счетной палаты не может  быть также депутатом Государственной  Думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие  определенные направления деятельности Счетной палаты, охватывающие, как  правило, совокупность доходных или  расходных статей федерального бюджета. Аудиторами могут быть назначены  граждане Российской Федерации, имеющие  высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов. Государственная  Дума назначает шесть аудиторов  сроком на шесть лет. Постановление  Государственной Думы о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

2.5  Назначение  Уполномоченного по правам человека

Согласно числу полномочий Государственной думы относится назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) появился в Швеции как институт государственной защиты прав и свобод граждан и получил  широкое распространение (в том  или ином виде этот институт существует в более чем 100 странах мира). В  некоторых государствах омбудсмен  действует при парламенте, в других (в частности, в России) – как  самостоятельный институт защиты прав и свобод граждан.

Федеральный конституционный  закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был  принят 26 февраля 1997 г. и вступил  в силу с 4 марта 1997 г. Согласно этому  закону, должность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  учреждается в целях обеспечения  гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и  уважения государственными органами, органами местного самоуправления и  должностными лицами. Средствами, указанными в законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Деятельность Уполномоченного  дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. При осуществлении своих полномочий Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Уполномоченный назначается  на должность и освобождается  от должности Государственной Думой. На должность Уполномоченного назначается  лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее  познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный не может являться депутатом  Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной  службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного  объединения, преследующего политические цели. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного  более чем на два срока подряд.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут  вноситься Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями в  Государственной Думе. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование, включается в список для тайного голосования  двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной  Думы, что требует чрезвычайно  высокого уровня согласия депутатов  и депутатских объединений.

Уполномоченный назначается  на должность и освобождается  от должности большинством голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы тайным голосованием. Хотя Федеральный  конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривал назначение Уполномоченного в течение месяца после принятия закона, фактически на это потребовалось более года.

2.6  Объявление амнистии

В Конституции Российской Федерации указано, что амнистия относится к компетенции Государственной Думы. Амнистия – это полное или частичное освобождение от уголовной ответственности и (или) наказания лиц, совершивших преступления, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким.

В соответствии с Уголовным  кодексом Российской Федерации, амнистия объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Амнистию не следует путать с помилованием, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в компетенции Президента Российской Федерации. Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким. С лица, отбывшего наказание, помилованием может быть снята судимость.

Постановления об амнистии, принимаемые Государственной Думой, достаточно сложны по юридической технике  и обычно подразделяются на два акта: собственно постановление об амнистии, определяющее основания амнистии и круг лиц, подпадающих под амнистию, и постановление «о порядке применения амнистии», уточняющее условия ее применения к отдельным категориям лиц.

К сожалению, есть примеры  и другого рода, когда федеральные  органы государственной власти решали вопросы амнистии в обход Государственной  Думы. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 1 декабря 1995 г. № 1211 «О правовых гарантиях участникам незаконных вооруженных формирований в Чеченской  республике, добровольно прекративших противоправные действия» предусматривалось  образование Комиссии по рассмотрению заявлений участников незаконных вооруженных  формирований на территории Чеченской  Республики, добровольно прекративших противоправные действия. При этом на комиссию возлагалось рассмотрение заявлений о невозбуждении уголовных дел и принятие совместно с правоохранительными органами Чеченской Республики соответствующего решения. Указ распространялся на граждан, незаконно владеющих оружием, и не распространялся на лиц, совершивших тяжкие преступления. Очевидно, что в данном случае фактически имела место амнистия, предпринятая Президентом Российской Федерации в обход полномочий Государственной Думы.

2.7  Импичмент

Предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его  от должности может быть внесено  по инициативе не менее одной трети  от общего числа депутатов Государственной  Думы. Это предложение должно содержать  конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту Российской Федерации, а также обоснование  его причастности к этому преступлению.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюдения процедурных  правил и фактической обоснованности обвинения, а также в Верховный  Суд Российской Федерации для  дачи заключения о наличии в действиях  Президента Российской Федерации признаков  преступления. Специальная комиссия избирается Государственной Думой  в составе Председателя, его заместителя  и 10-12 членов комиссии. Председатель комиссии избирается Государственной Думой  путем открытого голосования  большинством голосов от общего числа  депутатов палаты. Члены комиссии избираются палатой по представлению  фракций и депутатских групп  общим списком большинством голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы. Состав комиссии формируется  с учетом равного представительства  фракций и депутатских групп.

Специальная комиссия проверяет  обоснованность выдвинутого против Президента Российской Федерации обвинения, соблюдение кворума, необходимого для  выдвижения обвинения, правильность подсчета голосов и других процедурных  правил, установленных Регламентом  Государственной Думы. Специальная  комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о  фактах, положенных в основу предложения  о выдвижении обвинения, рассматривает  соответствующие документы, а также  представителя Президента Российской Федерации. Комиссия большинством голосов  принимает заключение о наличии  фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, и о соблюдении процедуры  выдвижения такого обвинения.

Проект постановления  о процедуре обсуждения предложения  о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации вместе со списком  приглашаемых экспертов и других лиц вносятся специальной комиссией  в Совет Государственной Думы. Проект постановления должен включать предложения о продолжительности доклада, содокладов, выступлений депутатов Государственной Думы; о времени, отводимом на вопросы депутатов Государственной Думы к докладчику, содокладчикам и членам специальной комиссии; о списке приглашаемых экспертов и других лиц, а также о последовательности и продолжительности их выступлений.

Совет Государственной Думы направляет проект постановления не позднее чем за три дня до дня заседания Государственной Думы депутатам Государственной Думы, Президенту Российской Федерации и вносит проект постановления на рассмотрение Государственной Думы.

Далее предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации и заключение специальной  комиссии рассматриваются на заседании  Государственной Думы. По решению  палаты заседание может быть объявлено  закрытым. Палата большинством голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы может обратиться к средствам  массовой информации с предложением о прямой трансляции обсуждения данного  вопроса. По решению палаты может  быть установлена общая продолжительность  обсуждения предложения о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации.

После принятия постановления  о процедуре обсуждения предложения  о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации с докладом выступает председатель специальной  комиссии; содоклады делают депутат  Государственной Думы, уполномоченный депутатами палаты, внесшими предложение  о выдвижении обвинения, а также  Президент Российской Федерации  или полномочный представитель  Президента Российской Федерации в  Государственной Думе. Члены специальной  комиссии, имеющие особое мнение по заключению специальной комиссии, вправе выступить с содокладами по вопросам, являющимся предметом их особого  мнения. По окончании доклада и  содокладов депутаты Государственной Думы вправе задать вопросы докладчику, содокладчикам и членам специальной комиссии в пределах отведенного палатой времени.

В обсуждении предложения  о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации принимают  участие депутаты Государственной  Думы, а также приглашенные для  этого эксперты и другие лица. Преимущественное право на выступление имеют представители  фракций и депутатских групп. После прекращения обсуждения представителям фракций и депутатских групп  предоставляется слово для выступления  по мотивам голосования в течение  не более пяти минут каждому.

Информация о работе Государственная Дума Российской Федерации и ее функции