Формы участия граждан в политической жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы участия, которое подразумевает не только
политическое участие граждан в жизни страны, но и другие деятельностные
аспекты, рассматривается как одна из важнейших характеристик
современного общества. В основе этого понятия лежит представление,
согласно которому без широкого участия, соответственно, обеспечение
шансов для участия граждан в принятии решений невозможно достижение
общественного согласия, более того, самопроизводство гражданского
общества.

Содержание работы

Ведение …………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Взаимосвязь формы участия граждан в политической жизни с
политическим режимом ………………………………………………………… 7
Глава 2. Мотивы участия граждан в политической жизни …………………. 18
2.1. Мотивы граждан ………………………………………………………. 18
2.2. Абсентеизм в политике ………………………………………………. 20
Глава 3. Формы участия граждан в политической жизни ………………... 25
3.1. Формы политического участия ……………………………………… 25
3.2. Демократия и формы политического участия …………………..… 28
Заключение ……………………………………………………………………. 32
Список источников и литературы …………………………………………….. 34

Файлы: 1 файл

Формы участия граждан в политической жизни. Итог.pdf

— 393.82 Кб (Скачать файл)
Page 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет истории, философии и права
Кафедра отечественной истории
Курсовая работа
Формы участия граждан в политической жизни
Направление: педагогическое образование
Профиль: История и Обществознание
Выполнила: ст. 2 курса, гр. И-21
Журавлѐва Дарья Геннадьевна
________________________
(подпись)
Научный руководитель:
Черненко Елена Викторовна
д.и.н., профессор
Оценка_________________
«__»______________2015 г.
_______________________
(подпись)
Омск, 2015

Page 2

2
Оглавление
Ведение …………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Взаимосвязь формы участия граждан в политической жизни с
политическим режимом ………………………………………………………… 7
Глава 2. Мотивы участия граждан в политической жизни …………………. 18
2.1. Мотивы граждан ………………………………………………………. 18
2.2. Абсентеизм в политике ………………………………………………. 20
Глава 3. Формы участия граждан в политической жизни ………………... 25
3.1. Формы политического участия ……………………………………… 25
3.2. Демократия и формы политического участия …………………..… 28
Заключение ……………………………………………………………………. 32
Список источников и литературы …………………………………………….. 34

Page 3

3
Введение
Особая актуальность данного исследования обусловливается наличием в
политической практике как возможностей контроля общественности за
властью посредством конвенциональных форм политического участия, так и
множеством примеров распространения насилия, политической коррупции,
неповиновения граждан закону.
Актуальность проблемы участия, которое подразумевает не только
политическое участие граждан в жизни страны, но и другие деятельностные
аспекты, рассматривается как одна из важнейших характеристик
современного общества. В основе этого понятия лежит представление,
согласно которому без широкого участия, соответственно, обеспечение
шансов для участия граждан в принятии решений невозможно достижение
общественного согласия, более того, самопроизводство гражданского
общества.
В условиях системных изменений, происходящих в российском обществе,
роль рассматриваемого политического института может являться еще более
значимой, так как одним из условий становления демократического режима в
России является институциональное оформление политического участия.
На сегодняшний день наиболее широкую теоретическую базу для изучения
проблемы политического участия предоставляют работы западных, в
частности американских, политологов и социологов. В зарубежной
литературе разработаны и обобщены способы и методы этого изучения,
высказаны прогнозы о характере проявлений политического участия в
различных социально-политических условиях. Так, к примеру, категории
политического участия как деятельности группы лиц, руководствующихся
политическими интересами, посвящены работы С.Вербы, М.Гоэла,
Г.Алмонда, Р.Даля, Р.Кловарда, М.Конвей, Л.Милбрайта, Р.Миллса,
С.Липсета, Ф.Гринстайна, Н.Ний, Ф.Пивена и др. Данные исследования

Page 4

4
включают в себя анализ широкого спектра различных способов участия (или
неучастия) субъекта в политике (как на индивидуальном уровне, так и через
посредничество социальных институтов) и опираются на мощную
эмпирическую базу. В целом феномен политического участия получил в
современной мировой литературе достаточно всестороннюю разработку с
точки зрения структуры, форм, уровней, методов, идеологических и
социальных аспектов, эффективности.
В истории изучения проблематики политического участия в нашей стране
можно выделить два основных этапа — до и после 1991 г. В работах первого
периода, написанных в традиционном для советского обществоведения
ключе, данная проблематика получила некоторое косвенное освещение — в
рамках исследований политической активности трудящихся и личности в
социалистическом
обществе.
Политическое участие как элемент
политического поведения нашло толкование в работах А.И.Ковлера,
И.А.Маркеловой, В.В.Смирнова, посвященных критическому анализу
исторических, политологических, социально-философских теорий Западной
Европы и Америки. Эти работы написаны главным образом в философском
аспекте. Проявления политического участия рассматривались в указанный
период преимущественно через социальные группы и почти всегда — как
позитивное явление, нарастающее по мере развития социалистического
общества. Принципиальный недостаток работ на данную тему заключался в
концептуальной заданности научных результатов, базировавшихся во многом
на статистике, оторванной от реального политического процесса.
В постсоветской России, в условиях демократизации политической сферы,
появились работы, в которых нашли отражение взгляды западных, в первую
очередь американских, политологов на рассматриваемую тему. В
отечественной науке стало утверждаться понятие ―политическое участие‖ в
его современной трактовке. Была начата разработка таких аспектов участия,
как политическое поведение отдельных социальных групп (студентов,

Page 5

5
пенсионеров, военнослужащих, безработных), характер, формы, механизм,
эффективность участия граждан в общественном управлении на различных
уровнях, процесс политической социализации, партийно-организационного
структурирования общества и т.п.
К трудам, интерпретирующим и популяризирующим различные аспекты
политического участия, можно отнести работы отечественных политологов,
социологов, философов С.Андреева, А.Демидова, Г.Котанджяна, Ю.Левады,
Р.Матвеева и др. Это в основном монографии и статьи, излагающие
концепции западных авторов, а также учебные пособия, объясняющие суть
современного понимания политического участия. Данным работам в той или
иной степени присущи компилятивность, вторичность. В исследованиях,
основанных на анализе различных аспектов политической жизни в
современной России, выявляются новые условия и возможности
политического участия, содержание формирующихся политических
интересов, характер участия в политическом процессе некоторых
социальных групп населения (чаще всего молодежи), делаются попытки
оценить масштабность и эффективность форм политического участия и т.п.
Объектом данного исследования являются формы участия граждан в
политической жизни.
Цель данной работы: раскрыть формы участия граждан в политике, их
виды и значение.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
Определить взаимосвязь формы участия граждан в политической
жизни с политическим режимом;
Определить мотивы участия граждан в политической жизни;
Дать характеристику активным и пассивным формам участия граждан в
политической жизни.

Page 6

6
В данной работе были использованы такие методы, как анализ, синтез,
сравнение.
Синтез был использован для сопоставления политического режима и форм
участия граждан в политике. Метод сравнения использовался для изучения
форм участия граждан в политической жизни. Анализ был использован для
выявления мотивов участия граждан в политической жизни.
Обоснованные в работе положения и выводы могут быть использованы
для дальнейшего научного исследования проблем политического участия
граждан в политике, политологического анализа электоральных процессов в
российском обществе, в разработке учебных курсов по политологии в
высших учебных заведениях.

Page 7

7
Глава 1. Взаимосвязь формы участия граждан в политической жизни с
политическим режимом.
«Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и
средств осуществления политической власти. В более широком плане это
понятие включает всю функциональную характеристику политической
системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических
элементов, формирующих определенный облик политической власти
1
.
Политический режим определяется многими параметрами. Среди них
важнейшими являются:
степень участия народа в формировании политической власти;
гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с
правами государства;
степень реального участия народа в политической жизни, наличие
механизмов прямой демократии;
характеристика реальных механизмов осуществления власти в
обществе;
положение средств массовой информации, степень гласности в
обществе и прозрачности государственного аппарата;
реальное соотношение между законодательной, исполнительной и
судебной властями;
положение политических
партий,
движений, общественных
объединений граждан в политической системе; функционирование системы
социального представительства;
политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых
структур государства (армии, полиции, органов государственной
безопасности и т.д.);
1
Ковлер А.И., Отв. ред.: Гулиев В.Е.: Исторические формы демократии: проблемы
политико-правовой теории. – М: Наука, 1990. – 56 с

Page 8

8
доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и
т.п.) при осуществлении политической власти;
учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
наличие механизмов политической и юридической ответственности
должностных лиц, включая самых высших
2
.
Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в
политических исследованиях обычно выделяют три основные формы
политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический
3
.
1)Демократия — это политическая система, в которой политическая власть
осуществляется свободно выражающим свою волю большинством граждан.
Понятие «демократия» означает, как известно, «народовластие». При всей
многозначности и неопределенности этого понятия можно выделить общие
признаки демократии как современного конституционного строя и режима
функционирования политической системы:
признание народа источником власти, сувереном в государстве;
периодическая выборность и сменяемость центральных и местных
органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и
гражданина.
Особое значение для полноценного функционирования демократической
политической системы имеет гарантированность прав граждан на участие в
управлении государством – избирательного права, права на создание
политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права
2
Ковлер А.И., Отв. ред.: Гулиев В.Е.: Исторические формы демократии: проблемы
политико-правовой теории. – М: Наука, 1990. – 113 с.
3
Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. –
1997. – № 4. – С. 12.

Page 9

9
на информацию и т.п.; принятие решений большинством и подчинение
меньшинства большинству при их осуществлении; демократический
контроль общества над силовыми структурами (вооруженные силы, полиция,
органы безопасности и т.п.), используемыми только по прямому
предназначению и строго в рамках законов; доминирование методов
убеждения, согласования, компромисса; сужение методов насилия,
принуждения, пресечения; реальное осуществление принципов правового
государства, в том числе принципа разделения властей
4
.
В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия
может быть подразделена на прямую, плебисцитарную и представительную
5
.
Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в
процессе подготовки, обсуждения и принятия решений. Историческим
примером осуществления такой формы можно назвать античные полисные
демократии. В современных условиях эта форма демократии встречается на
уровне местного самоуправления, а также в деятельности различных
небольших коллективов. К прямой демократии относят также наделение
избранных представителей так называемым императивным мандатом,
предполагающим обязанность голосовать строго в соответствии с наказом
избирателей
6
.
Плебисцитарная демократия в отличии от прямой предполагает право
граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные
4
Ковлер А.И., Отв. ред.: Гулиев В.Е.: Исторические формы демократии: проблемы
политико-правовой теории. – М: Наука, 1990. – 59 с
5
Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. –
1997. – № 4. – С. 15.
6
Ковлер А.И., Отв. ред.: Гулиев В.Е.: Исторические формы демократии: проблемы
политико-правовой теории. – М: Наука, 1990. – 63 с

Page 10

10
правительством решения. При этой форме участие основной массы
населения в процессе принятия решения сведено к голосованию
(плебисциту).
Наиболее распространенная в современных государствах форма
демократии – представительная демократия
7
. Граждане выбирают в органы
власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения.
Чаще всего представители получают так называемый свободный мандат, т.е.
право принимать решения по своему усмотрению, с учетом интересов не
только избирателей собственного округа, но и всей страны в целом.
Доминирование в современном мире представительной демократии
обусловлено не только размерами современных государств, но и, прежде
всего, сложностью подавляющего большинства принимаемых решений,
требующих высококвалифицированного подхода. Однако там, где это
возможно, в демократическом обществе широко практикуются и прямая и
плебисцитная формы.
Особенно
это касается
уровня
местного
самоуправления, а также решения вопросов ценностного характера.
Для России и других постсоциалистических стран актуальными являются
проблемы перехода к демократии, а также оценки режимов, складывающихся
на этом пути
8
. Сложность перехода к демократии в этих странах обусловлена
тем, что происходит глубокое преобразование всей общественной системы,
включая экономическую, социальную, политическую и духовную сферы.
Анализируя уже накопленный опыт, исследователи отчетливо выделяют два
главных пути общественных и политических преобразований:
7
Ковлер А.И., Отв. ред.: Гулиев В.Е.: Исторические формы демократии: проблемы
политико-правовой теории. – М: Наука, 1990. – 76 с
8
Левада Ю.А., Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет
мониторинга. — М., 2008. – 154 с.

Page 11

11
1. быструю политическую и экономическую либерализацию западного
образца, так называемую шоковую терапию (восточноевропейские страны,
СССР и большинство постсоветских государств);
2. так называемая китайская модель, суть которой состоит в сохранении
авторитаристских черт, сильной власти центра и ее активном использовании
для поддержания политической стабильности и проведения радикальных
экономических реформ.
В любом случае в демократическом режиме граждане имеют возможность
активно участвовать в политической жизни.
2)Тоталитаризм— политический режим, при котором государство
полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека.
Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех
других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной
диктатуры и др.
Тоталитаризм возник в XX в. как политический режим и как особая модель
социально-экономического
порядка,
характерная
для
стадии
индустриального развития, и как идеология, дающая четкие ориентиры
развития «нового человека», «нового экономического и политического
порядка»
9
. Это своего рода «реакция» масс на ускоренное разрушение
традиционных структур, их стремление к единению и консолидации перед
лицом пугающей неизвестности.
В таком состоянии массы становятся легкой «добычей» различного рода
политических авантюристов (вождей, фюреров, харизматических лидеров),
которые, опираясь на фанатизм своих единомышленников, навязывают
населению свою идеологию, свои планы решения возникших проблем.
9
Зоркая Н. Интерес к политике как форма политического участи. Мониторинг
общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 4. С. 13.

Page 12

12
Характерные черты тоталитаризма
10
:
идеологизация всей общественной жизни при монопольном господстве
«единственно верной» идеологии (классовой, расовой, националистической),
жестокое подавление всякого инакомыслия;
господство предельно централизованного политического движения во
главе с массовой партией тоталитарного типа. Эта партия срастается с
государством («партия-государство») и сосредотачивает всю полноту власти
в обществе. Партия-монополист становится ядром всей политической
системы;
запрет на всякую политическую оппозицию; господствующая партия
контролирует создание и функционирование любых общественных
объединений;
тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью
всеохватной системы пропаганды и агитации, формальной коллективистско-
демократической мобилизации и мобилизированного участия (в выборах,
манифестациях и т.д.), в политическом сознании целенаправленно
формируется представление о единстве власти и народа;
монопольный государственный контроль над экономикой, средствами
массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни
граждан, бытовыми и даже брачно-семейными отношениями;
доминирование в управлении методов насилия, принуждения, террора;
наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы
безопасности, армия, милиция и т.д.). Слепая вера и страх – главные ресурсы
тоталитарного управления;
предельная централизация государственной власти, сакрализация
(обожествление) ее носителей, культ вождей.
10
Абашева Е.А., Буняева К.В. Об уровнях и формах политического участия граждан в
системе местного самоуправления. Управление городом: теория и практика. 2013. № 4
(11). С. 36.

Page 13

13
Возникновение тоталитарных режимов было вызвано рядом предпосылок.
Среди них наиболее общими считаются сложность перехода ряда стран к
индустриальной стадии развития при слабости и неукорененности
демократических институтов, атомизация общества в результате быстрого
разрушения доиндустриальных социальных структур и институтов,
неспособность правящих элит решать проблемы модернизации с помощью
механизмов права и свободного рынка
11
. Как отмечает И.Н.Рассоха, в каждом
случае роль и место этих факторов, их сочетание различны. Но их успешное
использование тоталитаристскими силами стало возможным только в
чрезвычайных обстоятельствах, близких к национальной катастрофе.
Таковыми стали первая мировая война, а затем жестокий мировой
экономический кризис конца 20-х годов. Именно страны, наиболее сильно
затронутые историческими катаклизмами, оказались в конце концов во
власти тоталитаристских сил.
В зависимости от господствующей идеологии и особенностей
политической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм,
фашизм и национал-социализм
12
.
Коммунизм (социализм) стал исторически первой и классической формой
тоталитаризма. В нем черты тоталитаризма представлены в наиболее полном
виде. Вместе с тем необходимо учитывать, что коммунизм вырос из вековой
мечты человечества о всеобщем равенстве, социальной справедливости и
разумно организованной общественной жизни. В коммунистической
идеологии содержатся гуманные, имеющие общечеловеческий характер
11
Абашева Е.А., Буняева К.В. Об уровнях и формах политического участия граждан в
системе местного самоуправления. Управление городом: теория и практика. 2013. № 4
(11). С. 36-38.
12
Левада Ю.А., Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет
мониторинга. — М., 2008. – 154 с.

Page 14

14
ценности. К тому же с середины 50-х годов произошла либерализация этого
режима, и он почти не прибегал к массовым репрессиям.
Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем
тоталитарные черты были выражены не в полной мере. В государстве
влиятельные позиции сохранили король, аристократия, офицерский корпус и
церковь. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько
радикальное строительство нового общества, сколько возрождение
итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка,
твердой государственной власти.
Национал-социализм как реальный политический и общественный строй
утвердился в Германии в 1933 г. Это весьма консолидированный
тоталитарный режим, многое заимствующий у советского коммунизма, в
частности формы организации тоталитарной партии и государства. Главной
целью он провозглашал мировое господство арийской расы, для достижения
которого стремился к крайней милитаризации и безудержной военной
экспансии, к геноциду в захваченных странах и территориях.
Таким образом,
главные различия основных
разновидностей
тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм,
возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных
предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).
Необходимо иметь в виду, что тоталитаризм – это не только определенная
диктаторская политическая система. Тоталитаризм как тенденция к
заорганизованности жизни общества, ограничению личной свободы и
подчинения индивида государственному и иному социальному контролю в

Page 15

15
той или иной степени проявляется и в странах Запада, что делает борьбу за
совершенствование демократии актуальной в любом обществе
13
.
3)Авторитарный
политический
режим
можно
определить
как
неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую
политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и
общества во внеполитических сферах
14
.
Признаки авторитарного режима:
автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор,
военная хунта, олигархическая группа);
неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет
действия принципов выборности государственных органов и должностных
лиц, подотчетность их населению;
игнорируется принцип разделения властей, глава государства,
исполнительная власть доминируют, роль представительных органов
ограничена;
монополизация власти
и
политики, недопущение
реальной
политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных
политических институтов может быть следствием незрелости гражданского
общества);
отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или
ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в
экономику;
13
Левада Ю.А., Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет
мониторинга. — М., 2008. – 128 с.
14
Зоркая Н. Интерес к политике как форма политического участи. Мониторинг
общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 4. С. 14

Page 16

16
в качество методов государственного управления доминируют
командные, административные, в то же время отсутствует террор,
практически не применяются массовые репрессии;
отсутствует единая идеология;
права и свободы личности главным образом провозглашаются, но
реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);
личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с
властью;
силовые структуры обществу практически неподконтрольны и
используются подчас в политических целях.
В последние десятилетия интерес к авторитаризму возрос в связи с тем,
что аналитики разглядели в нем определенные реформаторские и
модернизаторские возможности
15
. Кроме того, выдвигались идеи о том, что
переход от тоталитаризма к демократии легче осуществить через
промежуточный авторитарный режим. В таком случае авторитаризм
определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом.
Утверждают, что он вполне совместим с экономическим, социальным,
культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом.
Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью
обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок,
мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач.
Можно сделать вывод, что демократия ассоциируется со свободой,
равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием
граждан в политической жизни и делах государства. При тоталитарном
режиме
существуют
требования
беспрекословного
подчинения
вышестоящему руководству; жесткая вертикаль власти и как следствие
15
Зоркая Н. Интерес к политике как форма политического участи. Мониторинг
общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 4. С. 16

Page 17

17
отсутствие возможности у граждан участвовать в политической жизни . При
авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит
декларативный характер. В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не
существует тотального контроля над всеми общественными организациями.
В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит
вреда системе. Существуют определенные личные права и свободы, но они
носят ограниченный характер.

Page 18

18
Глава 2. Мотивы участия граждан в политической жизни.
2.1.Мотивы участия
Участие граждан в политике является неотъемлемым атрибутом
современного демократического общества. Оно дает людям возможность
быть субъектами политики, влиять на решения важнейших общественных
проблем и определять условия своего существования
16
.
Говоря о политическом участии, мы имеем ввиду политическую
деятельность обычных граждан, а не лиц, обладающих государственной
властью или занятых выполнением своих должностных управленческих
функций. К политическому участию не относится профессиональная
деятельность людей, входящих в состав представительных, исполнительных,
судебных,
силовых
структур
власти;
политическое
участие
профессиональных политиков и чиновников имеет место только в тех
случаях, когда они действуют как рядовые граждане, например, участвуют в
процедуре голосования
17
.
Политическое участие - это добровольная деятельность граждан, она не
является для них обязательной и тем более принудительной. По этой причине
многие формы активности в советском обществе не считались западными
советологами (специалистами по СССР и другим социалистическим странам)
политическим участием
18
.
Альтернативой политическому участию выступает абсентеизм - уклонение
от участия в политической жизни в силу отсутствия интереса к политике.
16
Гидденс Э. Последствия современности. – М.: Праксис, 2011. – 34 с
17
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов-на-Дону: Издательство
«Феникс», 1996. - С.111-123.
18
Левада Ю.А., Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет
мониторинга. — М., 2008.

Page 19

19
Мотивы политического участия.
В политической науке, как отмечает известный британский специалист в
области политического участия Г. Пэрри, сложились три основных
объяснения феномена участия. Наиболее распространенным является т.н.
инструментальная модель политического участия. Политическое участие -
это инструмент влияния на принятие политических решений, с помощью
которого граждане реализуют свои цели. Основной мотив участия в политике
- реализация индивидуальных и групповых интересов; участвуя в политике,
люди добиваются от государственной власти таких решений и действий,
которые им выгодны.
Согласно данным многочисленных исследований в разных обществах,
выделены следующие основные виды мотивов политического участия
19
.
1. Мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности.
Для определенного типа людей политика просто интересна как особое
занятие. Соответственно, они и избирают его в качестве сферы приложения
своих сил.
2. Познавательные мотивы. Политическая система дает человеку
устойчивую картину мира. Это удобная объяснительная схема, к тому же
доступная далеко не всем. Соответственно, она выглядит престижной и
привлекает любознательных людей, особенно в детском и подростковом
возрасте. Политические знания дают преимущество над сверстниками,
которые хуже ориентируются в политике.
3. Мотив власти над людьми. Он не нуждается в специальных
комментариях. 4. Идеологические мотивы. Это устойчивые мотивы,
основанные на совпадении собственных ценностей человека, его идейных
19
Зоркая Н. Интерес к политике как форма политического участи. Мониторинг
общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 4. С. 25.

Page 20

20
позиций
с идеологическими ценностями политической
системы.
Побуждаемый такими мотивами человек участвует в политике для того,
чтобы реализовать свои идейные ценности.
5. Мотив преобразования мира. Это очень сильный мотив, связанный с
пониманием несовершенства существующего мира и настойчивым
стремлением улучшить его. Как правило, мотивы этого рода свойственны
людям, которые намереваются профессионально заниматься политикой. Для
них политика и есть инструмент преобразования мира.
6. Традиционные мотивы. Очень часто люди участвуют в политике
потому, что так просто принято в их местности, среди родственников, друзей
и знакомых.
7. Меркантильные мотивы. Политика, как и иная сфера деятельности,
представляет собой, на определенном уровне, оплачиваемый труд.
Соответственно, для определенных людей занятие политикой — просто
способ заработать, начиная от расклейки предвыборных листовок, кончая
получением должности партийного функционера.
8. Ложные псевдомотивы. Это те квазимотивы, которые активно
формирует пропаганда любой политической системы — начиная от «За
Родину, за Сталина!», до требований «отстоять ценности истинной
демократии». Разумеется, это далеко не полный список мотивов.
Это приведены
основные, наиболее распространенные мотивы
побуждающие граждан к участию в политической жизни.
2.2. Абсентеизм в политике
Абсентеизм - одна из форм сознательного бойкотирования избирателями
выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против

Page 21

21
существующей формы правления, политического режима, проявление
безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей
20
.
Можно выделить два основных вида абсентеизма: пассивный абсентеизм -
низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения,
порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него,
и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по
политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на
референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских
выборах и т.п
21
.
Политический абсентеизм представляет собой отчуждение определенных
социальных групп и индивидов от властных институтов: от власти как
таковой, от ее практик, от конкретных лиц и учреждений, от властной
мифологии и процедур, легитимирующих власть, одна из форм
сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в
них; это есть пассивный протест населения против существующей формы
правления, политического режима.
В последние годы осмысление феномена абсентеизма ведется в основном
французскими, английскими и российскими социологами
22
. Ими проводятся
сравнительные исследования, научные семинары и т.д. Одной из причин
неучастия активных избирателей в голосовании является отсутствие
информации, необходимой для принятия решения в пользу одного из
кандидатов. Большое количество кандидатов и безадресный, обезличенный
характер проведения рекламных предвыборных кампаний (наружная и
телевизионная реклама, распространение листовок в местах концентрации
20
Бушенѐва Ю.И. Абсентеизм как фактор избирательного процесса в современной России:
Дис.канд. полит. наук. – СПб., 2007. – 132с.
21
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов-на-Дону: Издательство
«Феникс», 1996. - С.117.
22
Гидденс Э. Последствия современности. – М.: Праксис, 2011. –138 с

Page 22

22
людей) не позволяют значительной части избирателей получать
необходимые сведения о личной жизни, общественной и профессиональной
деятельности кандидатов, их убеждениях и гражданской позиции. Личное
обращение к избирателям обеспечивает стопроцентное распространение
информации, помогает людям составить более полное представление о
кандидатах и понять, кто из них заслуживает наибольшего доверия, однако и
такого не происходит. Еще одним фактором является многочисленность и
частота проведения избирательных кампаний в последний период
российской истории породили еще одну причину абсентеизма, которую
можно назвать усталость от выборов т.е электоральная усталость.
Представители различных слоев населения в неформальных беседах часто
говорят, что им «надоели выборы». Уклонение от участия в голосовании на
выборах становится все более распространенным явлением политической
жизни современной России
23
. Особое значение оно приобретает на уровне
региональных и муниципальных выборов, которые приходится признавать
несостоявшимися из-за низкой явки избирателей.
В советский период высокий уровень участия обеспечивался
авторитарными методами, не последнюю роль в этом играли
коллективистские ценности. Сращивание партийного и государственного
аппаратов определило участие в общественной жизни как необходимое
условие профессиональной самореализации. Трансформировавшиеся в
результате перестройки принципы государственного устройства изменили
ситуацию, и уровень неучастия значительно вырос. После конституционного
закрепления демократической формы государства явка на выборы
23
Ковлер А.И., Отв. ред.: Гулиев В.Е.: Исторические формы демократии: проблемы
политико-правовой теории. – М: Наука, 1990. – 256 с

Page 23

23
федерального уровня составляет не более 2/3 от числа зарегистрированных
избирателей
24
.
Выборы президента РФ отмечаются наиболее высоким процентом явки
избирателей. Это связано не только с набором его полномочий, но и с
особенностями политической культуры, которая обусловливает стремление к
сильной личности во главе государства и авторитарному стилю управления.
Тот факт, что на выборах Государственной Думы явка всегда ниже по
сравнению с президентскими выборами, объясняется низким уровнем
доверия к политическим партиям,
неверием в возможность
представительного органа власти решать какие-либо важные вопросы
самостоятельно.
Показатели явки на выборы не дают полной картины о доле
действительных, активных абсентеистов среди населения. Необходимо
учитывать ситуативность принятого решения участвовать или не участвовать
в голосовании. Среди абсентеистов, заранее принявших решение не
участвовать в выборах, около 80% действительно не пришли на
избирательный участок. Однако в общем числе не участвующих доля этой
группы весьма невелика: на парламентских и президентских выборах она
составила 20–22%, остальные же не пришедшие на голосование не заявляли о
своѐм неучастии. На основе этих данных можно предположить, что среди
абсентеистов немало тех, кто принял решение не участвовать в голосовании в
последний момент под действием случайных обстоятельств и по причине
отсутствия понимания значимости выборов, а значит, их выбор следует
трактовать скорее как бездействие, нежели как действие
Абсентеистов объединяет низкий уровень доверия к политическим
институтам и процессам, сильные сомнения в возможности повлиять на ход
24
Левада Ю.А., Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет
мониторинга. — М., 2008.

Page 24

24
политического
развития
государства
25
. Большинство
абсентеистов
отличаются социальной пассивностью, но есть среди них и те, кто, игнорируя
законные формы участия, выбирает не конвенциональные. Эта часть
абсентеистов представляет собой протестную силу, и в случае социальных
кризисов и конфликтов может приобрести черты политического экстремизма.
К негативным последствиям для политической системы абсентеизм может
привести в случае его масштабности в государстве, так как он парализует
важнейшие демократические процессы. При этом размывается смысл
демократии как формы государства, в которой народ сам выбирает и
контролирует выбранную им власть.
25
Бушенѐва Ю.И. Абсентеизм как фактор избирательного процесса в современной России:
Дис. канд. полит. наук. – СПб., 2007. – 134 с.

Page 25

25
Глава 3. Формы участия граждан в политической жизни.
3.1. Формы политического участия
Политическое участие представляет собой разновидность политической
деятельности. Политическое участие - это деятельность граждан с целью
влияния на принятие политических решений и их осуществление
26
.
Формы политического участия многообразны. Наиболее популярными
являются:
массовые манифестации (митинги, демонстрации, забастовки,
пикетирования);
голосование на выборах и референдумах;
участие в деятельности политических партий и групп давления;
выражение своего мнения о тех или иных политических событиях или
решениях через СМИ, письма и обращения в органы государственной
власти, наказы депутатам, контакты с государственными служащими;
контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов
власти и т.д.
Самой распространенной формой политического участия является участие
в выборах. В некоторых странах доля участвующих в национальных выборах
доходит до 90 процентов, в большинстве стран развитой демократии она
обычно колеблется от 50 до 80 процентов. Остальные виды участия лишь в
очень немногих случаях охватывают более 25 процентов граждан.
В силу многообразия форм и характеристик политического участия, его
можно классифицировать по различным основаниям
27
. Политическое участие
бывает:
26
Абашева Е.А., Буняева К.В. Об уровнях и формах политического участия граждан в
системе местного самоуправления. Управление городом: теория и практика. 2013. № 4
(11). С. 30.

Page 26

26
1) легальным (участие, разрешенное законом) и нелегальным
(запрещенные законом формы политической деятельности, например,
терроризм, или не разрешенные властями акции протеста);
2) индивидуальным и коллективным,
3) постоянным (оно свойственно политическим активистам) и
эпизодическим (обычно ограничивается участием в выборах);
4) традиционным (направленное на сохранение политической системы и
поддержание стабильности) и инновационным (ориентированное на
изменения и реформы);
5) на местном, региональном или высшем уровнях политической системы;
и т.д.
Разные мотивы побуждают к разным вариантам политического участия.
Обычно принято выделять "мобильные" (активные) и "иммобильные"
(пассивные) формы политического участия. Среди активных форм
выделяется, как минимум, шесть основных вариантов
28
.
Во-первых, это простейшие реакции (позитивные или негативные) на
импульсы, исходящие от политической системы, ее институтов и их
представителей, не связанные с необходимостью высокой личной активности
человека.
Во-вторых, участие в действия, связанных с делегированием собственных
полномочий. Наиболее яркий пример - электоральное поведение.
В-третьих, личное участие в деятельности политических организациях,
посещение собраний и других мероприятий.
27
Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. –
1997. – № 4. – С. 37.
28
Гидденс Э. Последствия современности. – М.: Праксис, 2011. – 120 с

Page 27

27
В-четвертых, выполнение не разовых поручений, а уже постоянных
конкретных политических функций в рамках институтов политической
системы или оппозиционных ей.
В-пятых, прямое действие - выход с товарищами на митинг, помощь в
строительстве баррикады, участие в политических столкновениях и т. п. В-
шестых, активная, в том числе руководящая деятельность во вне-
институциональных политических движениях, направленных против
существующей политической системы, добивающихся ее смены или
конечной перестройки. Часто это участие (лидерство) в толпе, идущей на
слом политической системы.
Среди "иммобильных" (пассивных) форм политического участия
выделяются четыре основные формы
29
.
Во-первых, это полная включенность из политических отношений,
обусловленная низким уровнем общественного развития.
Во-вторых, политическая включенность как результат излишней
бюрократизированности самой господствующей политической системы,
низкой эффективности обратной связи между этой политической системой и
гражданским обществом в целом, разочарование людей в политических
институтах.
В-третьих, политическая апатия как форма неприятия политической
системы, навязанной людям извне - например, в результате проигрыша
войны и завоевания страны неприятелем.
В-четвертых, политический бойкот как выражение активной враждебности
к политической системе и ее институтам.
29
Гидденс Э. Последствия современности. – М.: Праксис, 2011. – 129 с

Page 28

28
Политическое участие - многоуровневая система рекрутирования граждан
в политику. Она начинается с простейших, элементарных форм участия, и
развивается до высших уровней - политических лидеров.
3.2. Демократия и политическое участие
Правление должно
осуществляться народом. В этом суть
демократического идеала
30
.
Выборы являются необходимым условием демократии, но они отнюдь не
дают гарантии демократического правления. До падения коммунизма в
Советском Союзе регулярно проводились выборы, в которых принимали
участие более 90% избирателей. Но, конечно же, его нельзя было считать
демократией, так как здесь существовала только одна партия. И
мажоритарная, и плюралистическая модели демократии полагаются, хотя и в
разной степени, на голосование
31
. Однако обе модели считают, что граждане
могут участвовать в политике и другими способами. Например, они
предполагают, что граждане обсуждают проблемы политики, формируют
группы интересов, контактируют с политиками, участвуют в избирательных
кампаниях политических партий, выставляют свои кандидатуры на выборах
и даже протестуют против решений власти.
Мы определяем политическое участие как «такие действия частных
граждан, посредством которых они стремятся повлиять на власть и политику
или поддержать их». Это определение охватывает как традиционные, так и
нетрадиционные формы политического участия
32
.
30
Ковлер А.И., Отв. ред.: Гулиев В.Е.: Исторические формы демократии: проблемы
политико-правовой теории. – М: Наука, 1990. – 45 с
31
Левада Ю.А., Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет
мониторинга. — М., 2008.
32
Зоркая Н. Интерес к политике как форма политического участи. Мониторинг
общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 4. С. 38.

Page 29

29
Традиционное участие — достаточно рутинное поведение, которое
использует установленные институты представительной власти, осо­бенно
участие в избирательных кампаниях определенных кандидатов и голосование
на выборах.
Нетрадиционное участие — относительно необычное поведение, которое
бросает вызов установленным институтам или доминирующей культуре или
отвергает их (и таким образом оказывает стрессовое воздействие на
участников и их оппонентов).
Голосование и обращение к политикам с письмами являются примерами
традиционного политического участия; проведение сидячих забастовок в
общественных зданиях и скандирование лозунгов под окнами официальных
лиц — примеры нетрадиционного поведения. Политические цели еще более
четко прослеживаются в терроризме
33
. Терроризм в век массмедиа можно
определить как «вооруженную пропаганду», использующую насилие для
того, чтобы передать политическую информацию. Терроризм следует
рассматривать как экстремальную форму политического участия.
Политические демонстрации могут быть традиционными (шествия с
транспарантами перед клиниками, где проводятся аборты) или
нетрадиционными (сцепление рук с тем, чтобы воспрепятствовать входу в
здание). Различные формы нетрадиционного участия используются для
получения политических выгод группами, не обладающими достаточными
ресурсами, которые, однако, действуют в рамках существующей системы.
Голосование и другие методы традиционного участия важны для
демократического правления. Не менее важны и нетрадиционные формы
участия.
33
Левада Ю.А., Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет
мониторинга. — М., 2008.

Page 30

30
Традиционное участие. Могут ли граждане повлиять на политику
государства, действуя через его институты: встречаясь с политическими
деятелями, поддерживая кандидатов, голосуя на выборах? Этот вопрос
является практическим тестом на демократию для любой страны. Граждане
не должны рисковать своей жизнью и собственностью, участвуя в политике,
и им не обязательно нужно прибегать к акциям прямого действия, чтобы
власть услышала их мнение. Цель демократических институтов состоит в
том, чтобы сделать политическое участие традиционным — дать
возможность обычным гражданам с помощью относительно рутинного, не
представляющего угрозы поведения заставить государство прислушаться к
их мнению, интересам и потребностям.
В демократической стране группа, собравшаяся у государственного здания
или здания муниципалитета, чтобы обратить внимание на свою позицию по
какой-то проблеме — например, проблеме роста налогов, — не является чем-
то необычным
34
. Такая демонстрация относится к формам традиционного
поведения. Группа не бессильна, и ее члены не рискуют личной
безопасностью. Но насилие может вспыхнуть между противостоящими
группами. В таких случаях обстоятельства часто определяют, каким станет
организованный
протест,
традиционным
или
нетрадиционным.
Традиционное политическое поведение подпадает под две главные
категории: а) действия, которые демонстрируют поддержку политики
государства, и б) те, что стараются изменить политику или повлиять на нее.
Современные демократические режимы в большинстве случаев создают
возможности для разнообразных форм политического самовыражения. По
своей природе и функциональному назначению они сориентированы на
политическое участие граждан и создаются под его влиянием. Интенсивность
политического участия зависит также от потенциальных возможностей
34
Ковлер А.И., Отв. ред.: Гулиев В.Е.: Исторические формы демократии: проблемы
политико-правовой теории. – М: Наука, 1990. – 226 с

Page 31

31
граждан: уровня доходов, свободного времени, образования, доступа к
информационным источникам и т. д. К примеру, исследования западных
политологов показывают, что имеющие более высокое образование и
преуспевающие граждане больше склонны проявлять политическую
активность по сравнению с другими группами
35
.
35
Ковлер А.И., Отв. ред.: Гулиев В.Е.: Исторические формы демократии: проблемы
политико-правовой теории. – М: Наука, 1990. – 131 с

Page 32

32
Заключение
Понятие политическое участие охватывает две формы политической
деятельности:
1 Пассивное политическое участие: а) участие в голосовании на всех
выборах и референдумах; б) иметь право быть избранным во все
общественные выборные органы.
2 Активное политическое участие: а) участие в формулировании
правительственной политики и последующем ее осуществлении, замещение
должности и выполнение всех государственных обязанностей на всех
уровнях
управления;
б)
принятие
участия
в
деятельности
неправительственных организаций и ассоциаций, связанных с общественной
и политической жизнью страны.
Под политическим поведением понимается совокупность реакций
социальных субъектов на деятельность политической системы. Политическое
поведение проявляется в форме политического участия и абсентеизма. В
зависимости от типа политической системы в ней преобладает автономное
или мобилизационное участие.
Политическое участие обусловлено множеством факторов: интересами,
степенью социально-экономического равенства, институционализацией,
мотивами участников политической деятельности, мотивами. Предпочтения
избирателей определяются особенностями первичной политической
социализации, идентификацией
с
определенными
политическими
субъектами, конфессиональной принадлежностью, социальным статусом,
полом, возрастом.
Своеобразной формой политического поведения является политический
протест. Его формами являются: митинги, забастовки, петиции, пикеты,
демонстрации, политический терроризм.

Page 33

33
В противоположность политическому участию выступает абсентеизм,
который означает полную утрату интереса к деятельности политической
системы, политическим нормам и, соответственно, полное устранение от
участия в политической жизни. К причинам, обусловливающим абсентеизм,
относятся ресоциализация, утрата доверия к традиционным политическим
институтам, нормам и ценностям, крайне высокой или крайне низкой
степенью удовлетворенности личных интересов.
Участие в политической жизни является непосредственным показателем
самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих
прав, выражением по­нимания человеком своего социального статуса и
возможностей. Именно участие индивида в политике в конечном счете
показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только
интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям
рядового гражданина, обычного человека.

Page 34

34
Список источников и литературы
Источники:
1. Институт выборов и электоральное поведение россиян (12.01.2006)
//http://bd.fom.ru/report/cat/est_el/dd0600110#tb0600101, свободный.
2. http://elibrary.ru Научная электронная библиотека
Литература:
Абашева Е.А., Буняева К.В. Об уровнях и формах политического участия
граждан в системе местного самоуправления. Управление городом: теория и
практика. 2013. № 4 (11). С. 36-38.
Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2005. – 390 с.
Бушенѐва Ю.И. Абсентеизм как фактор избирательного процесса в
современной России: Дис. … канд. полит. наук. – СПб., 2007. – 180 с.
Гидденс Э. Последствия современности. – М.: Праксис, 2011. – 343 с
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов-на-Дону:
Издательство «Феникс», 1996. - С.111-123.
Зоркая Н. Интерес к политике как форма политического участи. Мониторинг
общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 4.
С. 13-20.
Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества //
Полис. – 1997. – № 4. – С. 6–32.
Ковлер А.И., Отв. ред.: Гулиев В.Е.: Исторические формы демократии:
проблемы политико-правовой теории. – М: Наука, 1990. – 256 с
Левада Ю.А., Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать
лет мониторинга. — М., 2008.

Информация о работе Формы участия граждан в политической жизни