Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:37, реферат

Описание работы

Целью написания данного реферата является комплексная характеристика понятия «Форма правления».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..с. 3
1. Проблема классификации форм правления………………………………..с. 5
2. Классификация Аристотеля………………………………………………….с.5
3. Спарта как пример аристократии…………………………………………...с. 9
4. Афины, как пример полисной демократии……………………………….с. 17
5. Классификация Макиавелли……………………………………………….с. 18
6. Иные точки зрения по вопросу классификации форм правления……….с. 19
7. 7. Современное понятие формы правления. Виды форм правления…...с. 21
8. Заключение………………………………………………………………….с. 30
Список литературы……………………………………………………………с. 31

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии Форма правления.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Эта классификация  составлена на основе четырёх критериев:

- количество правителей или избирателей,

- виды способов борьбы за власть,

- виды борющихся групп и место или арена их борьбы,

- виды пороков или недостатков каждой формы правления.

Из этих четырёх  критериев самым важным является второй критерий, т. к. виды социального  конфликта и социального контроля – это главная основа для строительства  социальных структур.

Таблица 2.

Количество правителей или избирателей

Один тиран.

Привилегированное меньшинство.

Большинство.

Династическая семья. Самозванцы.

Все граждане.

Способы борьбы за власть.

1. Вооружен-ный  захват власти.

2.Граждан-ская  война.

Выборы в  привилегированном собрании.

Выборы в  народном собрании.

1.Передача престола по наследству без борьбы.

2.Дворцовые  перевороты

Всенародные выборы. Ограниченный конституцией конфликт между  тремя ветвями власти.

Виды борющихся  групп и место, арена их борьбы.

1.Группы мятежников  в армии.

2. Клики внутри  бюрократии.

Фракции в сенате, боярской думе, ЦК, Политбюро, на сходке преступных авторитетов.

Группы в  народном собрании, на общинном сходе, на сходке преступни-ков.

1. Группы гвардейцев  во главе с представителями  династии.

2.Сомозванцы.

1.Партии на  выборах. 2.Фракции в парламенте.

Виды пороков  или недостатков каждой формы  правления.

1.Произвол и  злоупотребления тиранов.

2.Вред от  гражданских войн

1.Вырожде-ние  олигархов.

2.Восстания  бесправного большинства

1.Злоупот-ребления  демагогов.

2.Нельзя построить  на большой территории

1.Вырожде-ние династии.

2.Отсутствие  отбора правителей.

1.Слишком много  правителей и депутатов.

2.Слишком долго  они принимают решение.


 

Из пяти форм правления самой наилучшей является представительная демократия, т. к. она  не имеет пороков, а имеет лишь мелкие недостатки. Но построение представительной демократии является самой сложной задачей. Чтобы преодолеть эти мелкие недостатки в случае чрезвычайных обстоятельств – войны, стихийного бедствия или массовых беспорядков – президенту дают чрезвычайные полномочия на ограниченный срок. В случае неудачи подобного строительства представительной демократии общество скатывается к архаичным формам правления – тирании или олигархии, что и случилось в 1917 году при большевиках. Наихудшими из пяти форм правления являются охлократия и тирания, причём охлократия даже хуже тирании. Примером охлократии является сходка преступников или толпа негодяев, которые всегда готовы громить и убивать. Тирания была изобретена в странах Древнего Востока, аристократия – Ликургом в Спарте, непосредственная демократия – в Афинах, наследственная монархия в форме обычая о престолонаследии, о передаче престола старшему сыну или старшему брату – в Московском княжестве, представительная демократия – в Англии и США.

Россия –  это уникальная страна, где в течение 20 в. власти пробовали вводить все пять форм правления по очереди. До 1905 г. при Николае 2 в России была наследственная монархия. С 1905 г. до февраля 1917 г. русские пытались построить представительную демократию, с этой целью был создан русский парламент, многопартийная система, гарантированы политические свободы и свободные выборы, но не была принята конституция, и право назначения членов правительства осталось в руках императора, а не парламента. С марта по ноябрь 1917 г. было установлено двоевластие Временного правительства и Советской власти, были проведены выборы в Учредительное собрание, которое должно было выбрать форму правления. В октябре 1917 г. большевики захватили власть, и Ленин построил олигархию, где привилегированным слоем стала «ленинская гвардия» вместо дворянства, противники большевистской олигархии были физически уничтожены в ходе гражданской войны и чекистского террора. Большевики уничтожили охлократию батьки Махно на Украине. Сталин в тридцатые годы построил тиранию, при этом снова произошла смена элит – замена на вершине власти «ленинской гвардии» на номенклатуру. Хрущёв восстановил олигархию, устранив Берию, как нового претендента в тираны. Заслуга Горбачёва состоит в том, что он расшатал олигархию до основания. Ельцин разрушил олигархию и установил представительную демократию. Путин уничтожил охлократию и очаг гражданской войны в Чечне, а затем установил более консервативный и авторитарный вариант представительной демократии, навёл порядок после реформ Ельцина.

США и Британия, как лидеры мирового развития в 20 в. проводили политику свержения тиранических и олигархических правительств и построения представительной демократии по всему миру. Свержение тирании Саддама Хусейна в Ираке – это последний пример такой прогрессивной политики.

7. Современное понятие  формы правления. Виды форм правления.

Понятие "форма  государственного правления" (или  просто "форма правления") отвечает на вопрос, кто "правит" в государстве, то есть кто осуществляет в нем  высшую (верховную) власть.

Характеристика  формы правления требует обратить внимание на следующие моменты:

- строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);

- характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;

- порядок образования;

- степень участия населения в формировании.

Существует  две основные формы государственного правления - монархия и республика.

Монархия - единовластие, единодержавие (от греч. "монос" - один и "архе" - власть, то есть "моноархия") - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия12.

Типичные черты  монархической формы государственного правления:

а) существование  единоличного носителя верховной государственной  власти;

б) династическое  наследование верховной власти;

в) пожизненная  принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения  монарха от власти ни при каких  обстоятельствах;

г) власть монарха  предстает как непроизводная  от власти народа (власть приобретается "милостью Божией");

д) отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства (по Воинскому уставу Петра I государь - "самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен").

Форма правления зависит, прежде всего от типа общества. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В государствах буржуазного типа сохранились лишь формальные черты монархического правления. Вместе с тем монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой государственного правления, несомненно, имеющей ряд позитивных качеств, не утративших значения для современности. Так, в 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. Монархические настроения существуют и в современной России.

В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные ~ восточные деспотии, основанные на азиатском способе  производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).

С точки зрения полноты власти монарха можно  выделить такие виды монархии, как  абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная)13.

В условиях абсолютной монархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парламента - законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха. Примером абсолютной монархии в настоящее время является Саудовская Аравия. Такой монархией долго была Российская Империя (до издания царем законов 1906 г.). Абсолютной монархии присущ авторитарный режим.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государства этой формы правления функционируют в демократическом режиме14.

Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархии организация высших органов  государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. (При этом, однако, монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.) Такой монархией была, например, царская Россия после создания в ней Думы. В настоящее время - Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн и некоторые другие страны. Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

а) власть монарха  ограничена во всех сферах государственной  власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;

б) исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

в) правительство  формируется из представителей партии, победившей на выборах;

г) главой государства  становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

д) законы принимает  парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

Характерным примером парламентарной монархии является Великобритания.

Более широкое  распространение, чем монархия, имеет  в современном мире республиканская  форма правления.

Республика (от лат. "res publica" - общественное дело, всенародное) - форма государственного правления, при которой высшая государственная  власть осуществляется коллегиально выборными  органами, избираемыми населением на определенный срок.

Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:

а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;

б) наличие выборного  главы государства;

в) избрание органов  верховной государственной власти на определенный срок;

г) производность  государственной власти от суверенитета народа: "respublica est res populi" ("государство - всенародное дело");

д) юридическая  ответственность главы государства.

Современная республика может быть президентской и парламентской.

Для президентской  республики характерно:

а) соединение в  руках президента полномочий главы  государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

б) президент  избирается населением или его представителями  на выборах (выборщиками);

в) президент  самостоятельно (не исключен парламентский  контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом;

г) президент  наделен такими полномочиями, которые  в значительной степени позволяют  ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента15.

Типичный пример президентской республики - США.

Главной отличительной  особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:

а) верховная  власть принадлежит парламенту, избираемому  населением;

б) президент  является главой государства, но не главой правительства;

в) правительство  формируется только парламентским  путем из числа депутатов, принадлежащих  к правящей партии (располагающей  большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;

г) правительство  ответственно перед парламентом;

д) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

е) наличие должности  премьер-министра, который является главой правительства и лидером  правящей партии или партийной коалиции;

ж) правительство  остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;

з) президент  как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право  роспуска парламента, назначает главу  правительства, является главнокомандующим  вооруженными силами и т. д.

Парламентскими  республиками являются Италия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.

Некоторые страны относят к "полупрезидентским" (президентско-парламентским) республикам (Франция, Финляндия, Россия).

Информация о работе Формы правления