Формирование многопартийности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 22:12, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является анализ формирования и развития российской партийной системы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие, признаки, функции политических партий;
• изучить сущность и типологию партийных систем;
• проанализировать развитие многопартийности в начале 90-х гг.;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ 6
1.1 Понятие, признаки, функции политических партий 6
1.2 Партийные системы: сущность и типология 17
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ МНОГОПАРТИЙНОСТИ 24
2.1. Развитие многопартийности в начале 90-х гг. 24
2.2. Партийное строительство в постсоветский период 30
ГЛАВА 3. ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 45
3.1. Классификация современных политических партий 45
3.2. Фракционный состав Государственной Думы 6 созыва 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66

Файлы: 1 файл

Диплом ..doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, изменения политических ориентиров и организационной структуры партий подготовили почву для межпартийного взаимодействия в качественно новых условиях, где основным стимулом партийно-политических перегруппировок служила не абстрактно понимаемая общность программных устремлений, а прагматизм и политический расчет.

События 19 августа 1991 года и последовавший за ними роспуск компартии послужили толчком для образования самостоятельных политических партий, прообразы которых долгое время существовали внутри КПСС в виде платформ и идейно-политических течений.

В результате крайне правый и крайне левый фланги политического спектра России сомкнулись, вытеснив традиционно находившихся в «центре» либералов на один из флангов, а конфигурация политического пространства страны, в отличие от классической, приняла вид не прямой линии, а «подковы» или даже кольца.

Политический кризис 1993 г. и последовавшие за ним досрочные выборы в Федеральное Собрание, в ходе которых впервые был опробован механизм партийного представительства при формировании нижней палаты парламента - Государственной Думы, резко изменили расстановку сил в политическом спектре страны.

12 декабря 1993 г. в России впервые после 1917 г. состоялись многопартийные парламентские выборы. О своем желании участвовать в выборах заявили 35 избирательных объединений, из которых лишь восемь смогли преодолеть 5%-ный барьер и сформировать фракции в Государственной Думе.

Период работы I Государственной Думы сопровождался такими процессами, как: дальнейшая «атомизация» политических сил, размежевание демократов с «партией власти», фактический переход последней на позиции «центризма» и вытеснение ею из «центристской» ниши всех конкурентов, переход «старых центристов» на антиреформистские позиции, деление обеих частей «непримиримой» оппозиции (коммунистической и «державнической») на оппозицию «респектабельную» («левоцентристов») и радикальную («внесистемную»).

Можно по-разному интерпретировать итоги выборов в Государственную Думу II созыва, но реально они оставили на политической арене страны четыре политические силы: антиреформистов-коммунистов, антиреформистов-»державников», демократов и «партию власти». Остальные политические силы в условиях подготовки к президентским выборам были поставлены перед необходимостью выбора между этими лагерями. И если избирательная кампания в Государственную Думу (во всяком случае, на первых порах) способствовала дроблению политических сил, то система президентских выборов, напротив - их консолидации.

В Государственной Думе III созыва большинство депутатов входили в состав центристского большинства. В 2000 году Госдума приняла внесенные президентом В. Путиным решения об изменении порядка формирования Совета Федерации (вместо руководителей исполнительной и законодательной властей регионов в палату были делегированы их представители), ввела единый налог на доходы физических лиц в размере 13 % (ранее действовала прогрессивная шкала).

В думской выборной кампании 7 декабря 2003 г. приняли участие 22 избирательных объединения. Большинство из них также являлись партиями-»однодневками». 5%-ный барьер удалось преодолеть только трем партиям («Единство», КПРФ, ЛДПР) и одному партийному блоку — «Родина». Неожиданное поражение потерпели «Яблоко», СПС (Союз правых сил) и Аграрная партия.

Становление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Она пока далека еще от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки и ревнители западной демократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают, регистрируются, порой даже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, кто их поддерживает. И в этом - главная беда многих группировок, претендующих на право называться партиями.

Но ясно одно - возрождение России требует не просто взаимодействия партий, но и взаимодействия просто политических сил. Они должны сотрудничать друг с другом на разумных условиях.

Дальнейшее развитие многопартийной системы России будет определяться ситуацией в стране и, прежде всего, состоянием ее экономики. Так, судьба демократического движения будет зависеть от того, насколько быстро в стране начнется экономический рост. Если этого не произойдет в ближайшие же годы, то либеральная часть политического спектра России на долгое время будет выведена из игры, а власть в стране перейдет в руки консервативных сил того или иного оттенка, которые, однако, в силу неспособности предложить реальную альтернативу курсу нынешних властей, достаточно быстро дискредитируют себя в глазах подавляющей части населения. Взаимное же ослабление как реформистов, так и антиреформистов может иметь своим следствием только деидеологизацию «партии власти», фактическую ликвидацию на некоторое время действенной многопартийности и, соответственно, уменьшение роли партий в политической жизни России.

Если же экономический рост и стабильность будут достигнуты в близкой перспективе, то это создаст условия для существования и развития как реформистских, так и антиреформистских политических организаций. При этом в ближайшее десятилетие, вероятнее всего, сложится такая модель расстановки политических сил, при которой президент по своей политической позиции будет близок к реформистам, а в парламенте незначительное преимущество будет принадлежать умеренно-оппозиционным силам (правда, их антиреформизм должен быть скорее «инерционным», нежели агрессивным).

 

2.2. Партийное строительство в постсоветский период

 

Главные мотивы, которыми руководствовались учредители партий на этапе стихийной многопартийности - необходимость создания собственной политической базы и стремление занять идеологическую «нишу» в формирующемся политическом спектре. Первое явствует из анализа динамики партиобразования, пик интенсивности которого пришелся на апрель-июнь 1990 г. (время подготовки и проведения I Съезда народных депутатов РСФСР), а также социального состава партийного руководства, большинство членов которого являлись народными депутатами. О втором свидетельствует тот факт, что значительное число образованных в тот период политических партий в качестве своей политической основы избрали определенные идейно-политические течения: социал-демократизм, либерализм, национал-патриотизм (этнократизм), экологизм и т.д.

Наиболее заметные политические организации, созданные в это время, принадлежали к либеральному (демократическому) течению. Так, в мае 1990 г. была создана Социал-демократическая партия Российской Федерации, которая, несмотря на свое название, была программно близка к прочим демократическим партиям. Ряд весьма известных партий породила «Демократическая платформа в КПСС». Раньше всех к решению о необходимости создания собственной партии пришла наиболее радикальная часть «ДП в КПСС» во главе с Н.Травкиным, учредившая в мае 1990 г. Демократическую партию России. В том же году, после осознания бесперспективности попыток склонить на свою сторону делегатов ХХVIII съезда КПСС, о своем намерении создать собственную партию заявило большинство делегатов Всесоюзной конференции «Демплатформы» (16-17 июня 1990 г.). Учредительный съезд этой партии прошел в ноябре 1990 г. Партия получила название Республиканской (РПРФ; лидеры - В.Шостаковский, В.Лысенко, С.Сулакшин). Наконец, в августе 1991 г. участники «Демплатформы», не пожелавшие в 1990 г. покинуть КПСС, приняли участие в создании Демократической партии коммунистов России (в октябре 1991 г. переименована в Народную партию «Свободная Россия»; лидер - А.Руцкой) - в то время стоявшей на общедемократических позициях. Наконец, последними «выходцами» из КПСС можно считать инициаторов создания Движения демократических реформ (А.Яковлева, А.Собчака, Г.Попова, А.Вольского, С.Шаталина, Э.Шеварднадзе и др.), создавших в июле 1991 г. оргкомитет учредительной конференции Движения демократических реформ. ДДР замышлялось как своего рода «буфер» между «демократическими коммунистами», оставшимися в рядах КПСС, и прочими представителями демократического движения, к этому моменту перешедшими в жесткую оппозицию компартии[23].

Актуальным стал вопрос не только об идейном, но и об организационном сплочении сил, оппозиционных КПСС. В роли же реальной оппозиции коммунистическому руководству страны выступали именно демократические партии, в 1990 г. объединившиеся в единую коалицию на базе движения «Демократическая Россия» (учредительный съезд - в октябре 1990 г.). В состав движения на правах коллективных членов вошло около 30 организаций, в том числе и политические партии - СДПР, РПРФ, ПКД, РХДД, КДП-ПНС, ДПР, ХДСР и др. Отделения «Демократической России» были созданы более чем в 300 населенных пунктах Российской Федерации. Что интересно, заявленная численность «ДемРоссии» значительно превышало совокупную численность входящих в движение партий. Если в самую крупную из оппозиционных КПСС партий - ДПР - на начало 1991 г. входило не более 30 тысяч человек, а численность остальных колебалась в пределах нескольких тысяч (СДПР, РПРФ) и нескольких сотен (ПКД, КДП-ПНС, ХДСР и др.), то количество членов «ДемРоссии» достигало, по оценкам руководства движения, не менее 200-300 тысяч. Надо при этом отметить, что особой сплоченности в рядах участников «ДемРоссии» не было никогда. Входящие в нее политические партии были объединены не столько положительными задачами, сколько необходимостью противостояния Компартии. Руководство самого крупного из коллективных членов «ДемРоссии» - Демократической партии России - объявило о присоединении к движению без особого энтузиазма, только под нажимом низовых организаций. В апреле 1991 г. ДПР, РХДД и КДП-ПНС создали внутри «ДемРоссии» блок «Народное согласие», который по ряду позиций являлся оппонентом большинства членов руководства движения (блок, в частности, в отличие от остальных участников «ДемРоссии», выступал за сохранение СССР и подписание Союзного договора)[24] [26, с. 89].

Что касается конфигурации политического пространства России в описываемый период, то ее развитие заключалось в возникновении, расцвете и закате своеобразной «троецентрической» модели, характеризовавшейся борьбой трех основных политических сил: демократов, «непримиримой» («объединенной», «право-левой») оппозиции и «центристов» («конструктивной оппозиции»). Первый из этих лагерей сложился еще в предыдущий период (1990-91 гг.), второй начал складываться после августа 1991 г. из «обломков» КПСС, третий формировался из сторонников первого лагеря и частично из сил, ранее политически аморфных (вернее, готовых приспосабливаться к любому политическому режиму).

В течение 1992 г. неоднократно предпринимались попытки заново объединить распадающееся демократическое движение. Но сделать это официальное руководство «Демократической России» во главе с Л.Пономаревым, Г.Якуниным, И.Заславским, В.Боксером и др. было не в состоянии. Роль объединителя демократических сил одно время пыталось взять на себя т.н. Международное Движение демократических реформ, учредительный съезд которого прошел в декабре 1991 г. Однако и ему это оказалось не по силам - главным образом из-за репутации «партии перекрасившихся номенклатурщиков». Кроме того, МДДР проявило полную неспособность наладить хоть какую-нибудь работу, кроме заседаний своих центральных органов. Распад СССР и прогрессирующая автономизация бывших союзных республик окончательно перечеркнули перспективы развития движения. Не смогло стать объединителем демократов и образованное в феврале 1992 г. Российское движение демократических реформ. После того, как большинство делегатов учредительного съезда РДДР высказались в пользу института председательства, а не сопредседательства, и избрали на пост председателя движения Г.Попова, из РДДР вышли Республиканская партия РФ и Народная партия «Свободная Россия»[25].

Попытка объединить демократические организации путем «простого блокирования» была предпринята в конце марта 1993 г. - сразу после начала нового витка конфронтации между Съездом народных депутатов РФ и президентом, обострившейся в связи с подписанием Б.Ельциным указа об «особом порядке управления страной» (этим указом назначалось проведение референдума о доверии президенту и Съезду, а также приостанавливалось действие тех законов и постановлений Съезда, которые противоречили указам главы государства). Тогда был создан Общественный комитет демократических организаций России, в который вступили объединения, являющиеся коллективными членами «Демократической России» и «Новой России», а также ряд более мелких организаций. Проведя накануне референдума 1993 г. несколько митингов в поддержку президента, ОКДОР свел свою дальнейшую деятельность к проведению заседаний - а впоследствии сконцентрировал все усилия на работе в созванном по инициативе президента Конституционном совещании. При этом первыми организационно оформились не собственно коммунистическая, а социал-демократическая и «державная» составляющие КПСС. Первая - в лице Социалистической партии трудящихся (учреждена в октябре 1991 г. частью бывших членов КПСС во главе с Р.Медведевым, А.Денисовым, Л.Вартазаровой и др.). Вторая - в лице Российского общенародного союза (учрежден в один день с СПТ; лидеры - руководители фракции «Россия» на Съезде народных депутатов РСФСР С.Бабурин и Н.Павлов). Чуть позже от поражения КПСС оправились ортодоксальные коммунисты, образовавшие в ноябре 1991 г. Российскую коммунистическую рабочую партию (В.Тюлькин, В.Анпилов, Р.Косолапов и др.) и сталинистскую Всесоюзную коммунистическую партию большевиков (Н.Андреева). В декабре 1991 г. были созданы неокоммунистические Союз коммунистов во главе с А.Пригариным и Российская партия коммунистов во главе с А.Крючковым. Наконец, уже в феврале 1993 г., после отмены Конституционным судом той части президентского указа от 7 ноября 1991 г., которая запрещала деятельность первичных организаций КПСС, был проведен II «объединительно-восстановительный» съезд КП РСФСР, получившей название Компартии РФ (лидер - Г.Зюганов)[26].

Что касается непосредственно процесса партстроительства, то период подготовки к президентским выборам 1996 г. ознаменовался появлением ряда политических партий и движений, предназначение которых сводилось к роли «групп поддержки» того или иного претендента на пост главы государства.

Так, движение «Реформы - новый курс» (образовано в декабре 1995 г., лидер - В.Шумейко), Общероссийское движение общественной поддержки Б.Н.Ельцина на выборах Президента РФ (апрель 1996 г.; С.Филатов) и Социалистическая партия России (апрель 1996 г.; И.Рыбкин) были созданы исключительно с целью поддержки Б.Ельцина, движение «ВСЕ (Возрождение, Сила, Единство)» (январь 1996 г.) - для поддержки А.Тарасова, Русская социалистическая партия (апрель 1996 г.) - В.Брынцалова, Социалистическая народная партия России (апрель 1996 г.) - М.Шаккума[27]. Само собой разумеется, что эти созданные «под конъюнктуру» организации почти не имеют шансов на политическое выживание после окончания президентских выборов.

Самоорганизация политической партии предусматривала после возникновения в результате инициативы группы лиц первоначальное функционирование в качестве различного рода неформальных объединений (народных фронтов, клубов гражданских и правовых инициатив и т.д.). В процессе своего развития партия эволюционировала к более сложным организационно-правовым формам и завершающим этапом развития становилось ее конституирование в качестве самостоятельной политической единицы.

В рамках этого пути были возможны два варианта самоорганизации: рождение партии непосредственно из политизированного неформального движения (таким образом возникли Партия свободного труда, Русская партия, Партия возрождения) или создание ее на базе блока избирателей, с опорой на уже имеющиеся предвыборные структуры в регионах. По последнему сценарию были образованы наиболее крупные политические организации демократической ориентации: движение «Демократическая Россия (после выборов Съезда народных депутатов РСФСР в 1990 г.), партия «Демократический выбор России» и объединение «Яблоко» (после выборов в Федеральное Собрание в декабре 1993 г.)[28].

Общими признаками всех политических партий, возникших путем самоорганизации, являются слабая организационная устойчивость и высокая степень отождествления имиджа партии с имиджем ее лидера. Партии, выросшие из неформальных организаций, характеризуются, кроме того, сильной зависимостью организационного единства партии от межличностных отношений.

«Снизу», из неформального движения, партии образовывались преимущественно в 1988-91 гг. , когда политически активная часть общества видела в создании партий основное средство реализации собственных политических убеждений, отличных от официальной точки зрения.

Информация о работе Формирование многопартийности в России