Формирование многопартийности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 22:12, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является анализ формирования и развития российской партийной системы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие, признаки, функции политических партий;
• изучить сущность и типологию партийных систем;
• проанализировать развитие многопартийности в начале 90-х гг.;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ 6
1.1 Понятие, признаки, функции политических партий 6
1.2 Партийные системы: сущность и типология 17
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ МНОГОПАРТИЙНОСТИ 24
2.1. Развитие многопартийности в начале 90-х гг. 24
2.2. Партийное строительство в постсоветский период 30
ГЛАВА 3. ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 45
3.1. Классификация современных политических партий 45
3.2. Фракционный состав Государственной Думы 6 созыва 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66

Файлы: 1 файл

Диплом ..doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, политические партии - это универсальный политический институт, связывающий государство и граждан и обеспечивающий представительство различных социальных интересов в государственных институтах.

Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной.

Основные принципы создания и деятельности политических партий показаны на рис. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Основные принципы создания и деятельности политических партий

 

Макс Вебер в истории партий выделил три этапа: партии как аристократические группировки, партии как политические клубы и современные массовые партии.[8]

Считается, что двумя основными причинами появления массовых партий были:

а) распространение избирательных прав, которое вынуждало к расширению объема влияния;

б) организационное развитие рабочего класса.

Последнее вело к тому, что: организующийся вне парламента пролетариат, создавал массовые партийные организации; в свою очередь этот процесс вынуждал к конкуренции традиционные группировки, которые массовости пролетарских партий должны были противопоставлять преобразования своих структур в том самом направлении.

Политические партии с оформлением партийных билетов, взносов, членства в партии и дисциплиной появились в Европе с возникновением массового организованного рабочего движения. Первой массовой и постоянно действующей партией была либеральная партия в Англии (с 1861 г.). Причинами возникновения массовых политических партий послужило распространение всеобщего избирательного права. Каждая партия создавалась для защиты определенных интересов населения (как правило, экономических или национальных).

Существующие сейчас политические партии по организационной структуре можно отнести к двум основным типам: организационно оформленным и организационно неоформленным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Типы партий по организационной структуре

 

Общее, что присуще всем современным партиям, наличие партийного аппарата. То есть организованной группы людей, для которых партийная политическая деятельность является профессией.

В наиболее полной мере сущность политических партий проявляется в функциях, среди которых первостепенное значение имеют:

а) Функция социального представительства. Всякая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные слои и группы, является их представителем на политической арене. В этой связи она имеет в качестве одной из центральных задачу из всего многообразия самых различных интересов этих групп выявить, сформировать и обосновать их совокупный политический интерес, равно как и четко представить его в политико-властной сфере.

Функция социального представительства и выявление совокупного политического интереса объединенных в тех или иных партиях социальных слоев и групп находит свое наиболее концентрированное выражение в партийных программах и доктринах. Последние представляют собой не что иное, как своего рода «декларации партий о намерениях», официальные документы, в которых партии во всеуслышание заявляют о том, ради чего и для кого они создаются, какие преследуют цели, и какие средства собираются использовать для их достижения.

б) Функция политической социализации граждан, т.е. их политического просвещения, формирования необходимых свойств и навыков участия в политико-властных процессах, а также влияния на них с помощью тех или иных конвенциональных (конституционно оговоренных и законодательно закрепленных) акций и процедур.

С этой целью партии ведут широкую пропагандистскую деятельность среди различных слоев и групп населения, информируют его по наиболее актуальным проблемам общественной жизни, обращают внимание на причины важнейших конфликтов и всякого рода напряжений и предлагают пути их преодоления, делают ситуацию, сложившуюся в обществе, более понятной для неискушенных в политике рядовых граждан.

в)  Функция социальной интеграции. В силу того, что любая партия в условиях демократически организованного общества может прийти к власти, только получив большинство на выборах, она с необходимостью стремится объединить вокруг своей программы самые различные слои населения.[9]

Причем стержнем этого объединения выступает не отрицание существующего строя и связанных с ним «строевых» системных ценностей, а признание его в качестве вполне легитимного (т.е. законного) и справедливого, но с необходимостью нуждающегося в реформировании, в том числе в смене приоритетов и акцентов государственной политики (как внутренней, так и внешней).[10]

Это особенно характерно для партий, находящихся в системной оппозиции к правительству и парламенту, которые через эту призму критикуют правящую партию (или коалицию таких партий), стремясь сменить их у руля власти по итогам новых выборов.

г)  Прагматическая функция, связанная не столько с борьбой за власть, сколько с процессами ее отправления и удержания. Речь идет об искусстве умелого пользования и распоряжения властью с тем, чтобы сохранить ее сверх конституционного срока приобретения, т.е. не потерять на новых выборах.

Из этих целей вытекают такие задачи партии, как необходимость координации действий с органами государственной власти: как в центре, так и на местах. Особенно это касается взаимодействия и контроля двух элитных партийных «фракций»: «фракции» законодателей-парламентариев, с одной стороны, и «фракции» исполнителей – министров, т.е. правительства, другой. Именно от того, как проявят себя эти две «фракции», в значительной мере определяется успех (или неуспех) данной партии на очередных выборах.

д)  Функция воспроизводства и рекрутирования политической элиты для всех уровней системы организации государственной власти. По причине того, что смена «властного караула» в условиях демократии происходит только по итогам выборов, претендующая на власть партия должна быть готовой к тому, чтобы в случае победы на этих выборах «посадить» во «властные кресла» свою команду, т.е. высших руководителей системы государственного руководства и управления страной. (При смене администрации президента США, например, тотчас же меняются более двух тысяч высших чиновников этого государства).[11]

Таким образом, основные функции политических партий можно представить в виде следующей схемы (рис. 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Функции политический партий в современном обществе

 

Партии, как правило, не однородны и имеют внутри себя фракции - группы выдвигающие программы несколько отличные от общей, основной программы партии. Существование в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах.

Таким образом, функционирование политических партий как субъектов политической системы задействует различные сферы общественного бытия – политическую, идеологическую, экономическую, социальную, духовную и др. и требует, с одной стороны, создания прочного нормативного фундамента деятельности партий, а с другой стороны – обеспечения действенных правовых гарантий от чрезмерного государственного вмешательства в политическую структуру современного гражданского общества. Баланс между двумя этими противоположными моментами отражает двойственную природу политической партии, которая, с одной стороны, «предстает как институт гражданского общества, т.е. как структурный элемент сферы частных отношений, не зависящих от государственной власти, а с другой – она выступает как часть государственно-политической системы.… От умения партии найти правильный баланс между частнопартикулярными и общезначимыми составляющими в своих программных установках и в своей практической деятельности во многом зависит ее политическая судьба»[12]. Именно этим можно объяснить определенную сложность комплексного правового регулирования деятельности политических партий в современных условиях.

Важное значение в этом плане имеют вопросы регулирования статуса политических партий как участников парламентской деятельности. Именно на этой стадии, пройдя через процедуру выборов, политическая партия, оставаясь  институтом гражданского общества, приобретает новое качество – парламентской партии. «Известное положение «без политических партий нет парламентаризма» верно как в отношении способа формирования парламента – путем выборов на многопартийной основе, так и его организации и деятельности, решающая роль в которых принадлежит парламентским организациям партий»[13]. Тем самым деятельность политической партии в парламенте опосредует всю ее предшествующую деятельность и в качестве субъекта политического процесса, и в качестве субъекта избирательного процесса, выступает их важнейшей целью и своеобразным итогом. На этом этапе происходит легитимация политической партии в качестве государственно-властного начала, как структурной части законодательного и представительного органа государства, тем самым партия приобретает возможность оказывать реальное воздействие на осуществление государственной власти.

Нормальное функционирование парламента в целом и каждой из его палат в отдельности возможно только в том случае, если права парламентских партий не ущемляются, если они имеют реальную возможность участвовать как в организации парламента, так и в реализации всех его полномочий. Это – необходимое условие перевода политической борьбы в легальные парламентские рамки, формирования и деятельности всех парламентских партий, как правящих, так и оппозиционных. Данный вопрос напрямую связан с выделением основных направлений правового регулирования деятельности политических партий в парламенте и выявлением границ такого регулирования, т.е. пределов вмешательства государства во внутрипартийную жизнь.

 

1.2  Партийные системы: сущность и типология

 

Политические партии, которые имеют реальные возможности участвовать в формировании государственных органов, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, в совокупности составляют партийную систему общества. Устойчивые связи и отношения пар­тий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти образуют партийные системы. Взаимодействуя друг с другом и с государством, партии так или иначе влияют на при­нятие решений, выявляя тем самым свое место в политической жизни.

Партийные системы это совокупность определенных партий, взаимоотношений между ними, государством и политическими институтами. Три основных показателей партийных систем:

                 число партий;

                 наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции;

                 уровень соревновательности между партиями.

Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким фор­мам организации политической власти, где либо совсем не су­ществует партийных объединений, либо их наличие носит сугубо декларативный характер (как это было, например, в СССР, Алба­нии или происходит и сейчас на Кубе, в Северной Корее)[14].

Таблица 1.1

Классификация партийных систем

Тип партийной системы

Основания классификации

Однопартийные системы

Это абсолютно политическая монополия  одной партии, добившейся ликвидации не только легальной оппозиции, но и других партий

Двухпартийная система

Только две из многих партий, конкурируя, долгое время сменяют друг друга у власти. При двух партийной системе создается относительно стабильное правительство. При нем же возникают серьезные затруднения для формирования новых партий. Например, в США -  демократическая и республиканская, в Великобритании – консервативная и лейбористская.

Многопартийные системы

 

У многочисленных партий есть равное право для участия в выборах законодательной власти, а также в разделении функций партий и государства. Любая партия может стать у власти, но никогда не превратится в партию власти. Многопартийность является благоприятной для общества, поскольку располагает механизмом цивилизованного прихода партии к власти, а через их конкуренцию обеспечивает выдвижение альтернативных вариантов развития общества.

Информация о работе Формирование многопартийности в России