Федеральное Собрание РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 14:52, реферат

Описание работы

Конституция Российской Федерации учреждает Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч.1 ст.11). Поскольку эта статья помещена в главе «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ1.
Также согласно статьи 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации, а также является постоянно действующим органом.

Содержание работы

Введение
Понятие Федерального Собрания как органа государственной власти Российской Федерации
Порядок формирования и структура Федерального Собрания Российской Федерации
Порядок формирования Государственной Думы и ее структура
Порядок формирования Совета Федерации и его структура
Основные функции и полномочия Федерального Собрания Российской Федерации
Полномочия Государственной Думы
Полномочия Совета Федерации
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 42.83 Кб (Скачать файл)

- Комиссию Совета Федерации  по делам молодежи и спорту;

- Комитет Совета Федерации  по экономической политике, предпринимательству  и собственности;

- Комитет Совета Федерации  по промышленной политике;

- Комиссию Совета Федерации  по естественным монополиям;

- Комитет Совета Федерации  по природным ресурсам и охране  окружающей

среды;

- Комитет Совета Федерации  по аграрно-продовольственной политике;

- Комитет Совета Федерации  по делам Севера и малочисленных  народов;

- Комиссию Совета Федерации  по информационной политике;

- Комиссию Совета Федерации  по контролю за обеспечением деятельности

Совета Федерации.

- Комиссию Совета Федерации  по национальной морской политике.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты.

 

3 Основные функции  и полномочия Федерального Собрания  Российской Федерации

 

К основным функциям Федерального собрания Российской Федерации относятся следующие функции:

- представительная функция  Федерального Собрания Российской  Федерации;

- законодательная функция  Федерального собрания Российской  Федерации;

- контрольная функция  Федерального Собрания Российской  Федерации.

Как представительный орган Федеральное Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т.е. граждан Российской Федерации. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с законом.

Другая конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом Российской Федерации. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т.е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоит всесилие парламента, т.е. возможность в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.

В своей статье «Федеральное собрание России: перспективы совершенствования организации и деятельности»1 доктор юридических наук, профессор С.А. Авакьян отмечает, что применительно к Федеральному Собранию Российской Федерации есть основания говорить о следующих функциях:

- представительство народа;

- законодательствование;

- участие в верхнем  руководстве делами страны;

- участие в формировании  государственного аппарата;

- парламентский контроль;

- функции помощи и методического  объединения применительно ко  всем представительным органам  власти в государстве.

 

Полномочия Государственной Думы

 

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов ;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности, а также:

- принятие федеральных  законов;

- Бюджетные полномочия;

- Внешнеполитическая сфера;

- обращение в Конституционный  Суд Российской Федерации;

- назначение на должность  и освобождение от должности  членов Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами Государственная Дума принимает постановления по следующим вопросам:

а) об одобрении проекта закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, о принятии федерального закона;

б) о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

в) о недоверии Правительству Российской Федерации;

г) о доверии Правительству Российской Федерации;

д) о назначении на должность и об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

е) о назначении на должность и об освобождении от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов;

ж) о назначении на должность и об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

з) об объявлении амнистии;

и) о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации;

к) о запросе в Конституционный Суд Российской Федерации;

л) о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;

м) о парламентском запросе;

н) по другим вопросам своей компетенции.

Федеральные законы и Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

 

Полномочия Совета Федерации

 

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении его полномочий в качестве члена Совета Федерации и прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации - представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, по представлению Председателя Совета Федерации.

К ведению Совета Федерации относятся:

- утверждение изменения  границ между субъектами Российской  Федерации;

- утверждение указов Президента  Российской Федерации о введении  военного положения и о введении  чрезвычайного положения;

- решение вопроса о  возможности использования Вооруженных  Сил Российской Федерации за  пределами территории Российской  Федерации;

- назначение выборов Президента  Российской Федерации;

- отрешение Президента  Российской Федерации от должности;

- назначение на должность  судей Конституционного Суда  Российской Федерации, Верховного  Суда Российской Федерации и  Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации;

- назначение на должность  и освобождение от должности  Генерального прокурора Российской  Федерации;

- назначение на должность  и освобождение от должности  заместителя Председателя Счетной  Палаты и половины состава  ее аудиторов;

- законотворческая деятельность, рассмотрение принятых Государственной  Думой федеральных законов, рассмотрение  принятых Государственной Думой  федеральных законов по вопросам ратификации и денонсации международных договоров, вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества, международная деятельность;

- согласование назначения  и отзыва дипломатических представителей;

- обращение в Конституционный  Суд Российской Федерации;

- назначение на должность  и освобождение от должности  членов Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Они принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

В статье «Федеральное собрание России: перспективы совершенствования организации и деятельности»1 доктор юридических наук, профессор С.А. Авакьян отмечает, что определенные заботы вызывает и порядок формирования Совета Федерации. Сегодняшний, третий, вариант формирования палаты несовершенен, что выявилось по разным направлениям:

1) члены Совета Федерации  стали полностью зависимы от  тех, кто их делегировал в палату, их в любое время смещают, причем  без объяснения причин, порой только для того, чтобы направить в палату «своего» и более удобного представителя;

2) палата стала пристанищем  политиков, не нашедших себе более  достойного места на федеральном  уровне, вытолкнутым из региональных  структур;

3) у палаты нет лица  и яркого стиля деятельности.

Заключение

 

Весной - летом 2005 года значительно обновилось федеральное избирательное законодательство и законодательство ряда смежных с ним отраслей права. Был принят Федеральный закон № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которым все депутаты Государственной Думы пятого созыва будут избираться исключительно по пропорциональной системе, а также Федеральный закон № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому устанавливаются единые даты голосования, упраздняется институт избирательных блоков, а также вносятся существенные изменения в внутрипарламентскую деятельность.

В ходе указанной работы по совершенствованию законодательства впервые в современной юридической истории Российской Федерации на уровне Федерального закона было закреплено понятие фракции депутатов Государственной Думы. Как известно, до принятия Федерального закона «О внесении изменений» содержание понятия «фракция» в Государственной Думе закреплялось исключительно в Регламенте Государственной Думы, т.е. в

подзаконном акте.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений» Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» дополняется ст. 7.1, в которой устанавливается, что фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов. Фракции в Государственной Думе регистрируются в соответствии с Регламентом.

Исходя из указанной дефиниции фракции, а также принимая во внимание весь комплекс поправок, предлагаемых Федеральным законом «О внесении изменений», можно утверждать, что в Государственной Думе пятого созыва фракция будет единственным депутатским объединением - депутатские группы как самостоятельные участники внутрипарламентной деятельности упраздняются. Принимая такое решение, законодатель руководствовался тем, что депутатские группы в современной их концепции являются в первую очередь объединениями депутатов-одномандатников и независимых депутатов. С учетом перехода на полностью пропорциональную избирательную систему на выборах в Государственную Думу, при которой все депутаты будут выдвигаться в составе списков исключительно политическими партиями, депутатские группы становятся лишним элементом.

При этом необходимо отметить, что вышеназванная новелла предусматривает «автоматическое» включение депутата в состав соответствующей фракции. Как известно, действующие нормы Регламента предусматривают исключительно добровольное вхождение депутата во фракцию после подачи соответствующим депутатом своего заявления.

Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что в дальнейшем в условиях перехода на полностью пропорциональную систему формирования Государственной Думы значительно возрастут материальные, политические, организационные затраты, необходимые политической партии для избирания кандидата. В случае если кандидат после избрания от одной политической партии переходит во фракцию другой партии, то избравшая его партия фактически несет значительные убытки, как политико-репутационные, так и материальные.

Информация о работе Федеральное Собрание РФ