Демократический политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 13:38, контрольная работа

Описание работы

В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождением этого термина. Он происходит от греческого слова «demokratia», состоящего в свою очередь из двух слов «demos» -- народ и «kratos» -- власть, правление. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие». Похожее толкование этого определения дал американский президент Линкольн в своей геттисбургской речи в 1863 году: «правление народа, избранное народом и для народа».

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по политлогии 2013.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

В период античности демократия тяготела к коллективистской модели. Она была основана на общей заинтересованности свободных граждан в сохранении рабовладения, которое было преимущественно  совместным, общинным. Демос в переводе с древнегреческого - не только "народ", но именно "граждане", т. е. все неграждане (рабы, граждане других городов) не считались гражданами данного поселка и права участвовать в принятии решений не имели. Для античной демократии характерно фактическое отождествление народа с большинством населения, а также неограниченная власть большинства над меньшинством и беззащитность личности по отношению к государству. Убедительными примерами этого может служить приговор к смерти выдающегося мыслителя Сократа, изгнание философа Анаксагора. Эта демократия тяготела к вырождению в охлократию - власть толпы, а затем - в деспотию.

Теория демократии Руссо  исходит из принадлежности всей власти народу, образованному путем добровольного  слияния изолированных, атомизированных индивидов в единое целое. Образование народа означает полное отчуждение "каждого из членов ассоциации со всеми его правами в пользу всей общины". С этого момента личность утрачивает свои права. Они становятся ей не нужны, т. к. государство (рассматриваемое как единое целое, как живой организм) заботится о своих членах, а граждане обязаны, в свою очередь, думать о благе государства.Подход к государству как к единому, живому организму исключает противоречия, конфликты в отношениях между государством и индивидами, устраняет почву для протеста граждан против власти, появления частных интересов. Если же частный интерес возникает, он рассматривается как патология и поэтому подавляется.

Сам народ неделим. Он обладает единой, общей волей и неотчуждаемым суверенитетом, который понимается как осуществление общей воли. Власть народа ничем не ограничена. "Если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом, а это означает не что иное, как то что его силой принудят быть свободным". (Ср.: лозунг, "украшавший" Соловецкий лагерь в 20-х гг.: "Железной рукой загоним все человечество к счастью").

Тоталитарная направленность теории демократии Руссо получила дальнейшее развитие в марксизме, особенно в  ленинской и сталинской теориях демократии, а также реализовалась на практике в моделях "социалистической демократии", которые сохранились в коммунистических государствах до нашего времени сохраняя важнейшие принципы тоталитарной концепции Руссо, социалистическая демократия существенно изменяет их политический и социальный контекст. Общая воля - сначала рабочего класса, а после построения социализма и всего народа, осознаваемая первоначально марксистсколенинской партией, которая привносит его в сознание масс, осуществляется через систему Советов (органов народовластия).

В Советах реализуются  такие принципы коллективистской демократии, как полновластие, прямая демократия (собрания, наказы избирателей, демократический  централизм, предполагающий жесткое  подчинение решениям большинства), недопустимость идеологического и политического инакомыслия, оппозиции и др.

Коллективистские теории демократии имеют ряд общих черт. Это - отрицание автономности личности, рассмотрении ее как составной части  целостного организма (народа, нации, класса); первичность народа (по отношению к личности) в осуществлении власти, принятии решений, определяющих поведение каждого гражданина; однородность народа по своему составу, устраняющая почву для конфликтов между индивидами и государством; неограниченность, абсолютность власти большинства (которая отождествляется с народом) над меньшинством, в том числе отдельной личностью.

Теории коллективистской демократии показали свою практическую несостоятельность или по меньшей  мере несовместимость с демократией  в ее современном понимании. Попытки их осуществления неизбежно приводили к тоталитаризму, подавлению индивидуальной свободы, террору против инакомыслящих. Оказалось, что власть народа (класса, нации) не может быть реальной без гарантий индивидуальной свободы и других прав личности, без признания и институционального закрепления ее роли как первичного источника власти.

Идея автономии личности и ее первичности по отношению  к народу, его воле является определяющей для индивидуалистических, либеральных  концепций демократии. В отличие от коллективистских теорий, "нерасчленявших государство", общество и личность; в индивидуалистических концепциях личность выделяется из общества и государства. Основное внимание уделяется созданию институциональных и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих всякое подавление личности властью.

Эти и другие черты  либеральной демократии свидетельствуют  о том, что она сделала большой  шаг на пути освобождения человека, уважения его достоинства и основных прав. В то же время эта модель демократии, представленная в своем классическом варианте, далека от идеала народовластия и обоснованно подвергается критике.

Демократия западного  образца "выросла" из либеральной  политической системы и наследует  ее основополагающие организационные  принципы конституционализм, разделение властей, индивидуальная свобода, автономия меньшинства и т. п. Но она отличается от классического либерального государства. Ее главные особенности определяются тем, что она строится на синтезе различных идей, концепций и форм организации, пытается сочетать либеральные ценности с идеями, заимствованными у социалистического, христианского и других движений, учитывает реалии постиндустриального общества. Отсюда и название современной демократии - плюралистическая. В важнейшем вопросе демократии - понимании народа - она занимает как бы промежуточное положение между индивидуалистическими и коллективистскими теориями демократии. Плюралистическая концепция исходит из того, что не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом обществе. Именно в группе, а также межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. Каждый человек - представитель многих групп: семейной, профессиональной, этнической, религиозной, демографической, региональной и т. д. С помощью группы личность получает возможность выразить и защитить свои интересы.

Что касается народа, то он не может выступать субъектом  политики, поскольку представляет собой сложное, внутренне противоречивое образование, состоящее из различных, конкурирующих в борьбе за власть, групп. Назначение демократии - стимулировать многообразие, плюрализм в обществе, предоставить всем гражданам возможность объединяться, открыто выражать свои интересы, находить с помощью взаимных компромиссов их равновесие, выражаемое в политических решениях.

Общие черты плюралистической концепции демократии.

1) Группа - центральный  элемент демократической политической  системы, гарант прав и свобод граждан. Сама личность при этом отходит на второй план, хотя ее статус первичного субъекта власти не отрицается.

2) Рассмотрение соперничества  и баланса групповых интересов  как основы демократической власти, ее динамики.

3) Распространение системы сдержек и противовесов не только в институциональной сфере, но и в социальной области.

4) Расширение сферы  деятельности государства, которое  становится не "ночным сторожем", а арбитром, сохраняющим равновесие  соперничающих интересов и обеспечивает  саморегулирование общества.

5) Поддержка государством  социально ущемленных групп и  индивидов, с целью повышения  их жизненных шансов и укрепления  социальной справедливости.

6) "Распыление" власти  среди множества групповых элит - главных проводников влияния  масс на политику.

7) Формирование демократической  культуры, рассматриваемой как условие  цивилизованного характера борьбы  интересов личностей и групп  и относительно безболезненного  разрешения социальных конфликтов.

С плюралистическими  концепциями совместима теория и практика социального государства.

В плюралистических концепциях демократия рассматривается как  форма правления, позволяющая различным  социальным группам свободно выражать свои интересы и обеспечивающая баланс сил между этими группами, исключающая  монополию на власть одной из групп.

Недостатки плюралистических концепций.

1) Идеализация, преувеличение  групповой идентификации граждан.  В странах Запада лишь часть  населения активно задействована  в группах интересов. Поэтому  построенная по плюралистическим  рецептам модель демократии не будет демократией большинства. В западных демократиях большинство населения политически пассивно, но это не означает, что его интересы не выражаются активными представителями групп. Поэтому, хотя плюралистическая демократия далека от идеала прямого народовластия, она все же приближает власть к народу, дает возможность желающим участвовать в принятии решений.

2) Игнорирование или  недостаточный учет неравенства  политического влияния различных  социальных групп на власть  и прежде всего приоритетного влияния бизнеса, бюрократии, профсоюзов, военно-промышленного комплекса.

3) Углубление противоречия  между равенством и свободой, ограничение свободы в пользу  равенства. Это означает нарушение  основополагающих либеральных прав  личности и прежде всего права на частную собственность и предпринимательство.

4) Плюралистическая демократия  консервативна, поскольку для  принятия решений она требует  согласия всех заинтересованных  групп, что труднодостижимо на  деле, особенно в периоды политического  реформирования. Но в целом многие плюралистические идеи имеют фундаментальное значение для современной западной демократии, которая в известном смысле является либерально-плюралистической.

 

Список использованной литературы

1. Политология: Учебник для вузов/  В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 2002.

2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение  в политологию. - М.: Аспект Пресс, 2009.

3. Политология в вопросах и  ответах. Учебное пособие/ А.А.  Горелов. Москва - 2009.

4. Современные политические режимы: структура, типология, динамика

(учебное пособие). А.П. Цыганков

 


Информация о работе Демократический политический режим