Демократический политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Гражданские качества личности не наследуются, а формируются в процессе ее взаимодействия с обществом, группами, другими индивидами. Расширение политического участия, включение в политику все новых слоев населения, рост интереса к политике представляет сегодня глобальную тенденцию мирового развития. Вхождение в сложный мир политики новых поколений предполагает формирование у них определенного отношения к политическим целям и ценностям, которые они застают в конкретном обществе.
Цель данной контрольной работы – рассмотреть типы личностей в политике и факторы их политического поведения; охарактеризовать понятие «политическая социализация», выделить ее основные уровни, факторы, типы и стадии; дать сравнительный анализ отношения личности и политики в различных политических идеологиях.

Файлы: 1 файл

КР Политология 19 в.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

 

Перечисленные сильные  стороны либеральной демократии свидетельствуют о том, что она  стала крупным шагом вперед на пути освобождения человека, уважения его достоинства и основополагающих прав. В то же время эта модель демократии, представленная в своем классическом варианте, весьма далека от идеала народовластия и обоснованно подвергается критике.

Практическим ответом  на недостатки классической либеральной демократии явились рабочее, социалистическое, коммунистическое и другие движения, а также новые, во многом противоположные либерализму демократические концепции и попытки воплотить их в жизнь.

 

3.2. Коллективистская  демократия

Преодолеть недостатки либерального государства и осуществить  подлинное народовластие пытаются концепции и реальная модель коллективистской демократии. Этот тип демократии теоретически достаточно детально разработан. Попытки  же его практического осуществления, сделанные прежде всего в странах государственного социализма, не увенчались успехом. И все же они значительно обогатили теорию и практику демократии (хотя в большей степени негативным опытом), оказали значительное влияние на современные политические системы Запада.

Отметим общие достоинства  и недостатки коллективисткой демократии.

Сильные стороны

Слабые стороны

1) Коллективизм в трактовке  народа, признание народа единым  однородным целым, имеющим объективные,  существующие еще до своего  осознания общий интерес и волю;

2) Отсутствие противоречий  внутри народа, рассмотрение политической  оппозиции как патологии или  врага, подлежащего насильственному  устранению;

3) Коллективистское понимание  свободы как активного равноправного  участия гражданина в делах  всего государства и общества;

4) Тоталитарность, всепроникающий  абсолютный характер власти, на  деле осуществляемой вождями,  отождествляемыми с народом (классом,  нацией), полная беззащитность меньшинства,  в том числе отдельной личности;

5) Устранение самой  проблемы прав человека, поскольку целое - государство - и без того заинтересовано в благополучии своих собственных составных частей;

6) Всеобщая политическая  мобилизация, преимущественно прямое  участие граждан в управлении, рассмотрение представительных  органов и должностных лиц не как самостоятельных в пределах закона и ответственных за принятые решения руководителей, а лишь как проводников воли народа, его слуг;

7) Декларирование социальной  демократии, перенесение главного  акцента с юридического провозглашения политических прав на обеспечение социальных условий для участия граждан в управлении.

1) Попытки осуществления  коллективистских теорий неизбежно  приводили к появлению нового  господствующего класса - номенклатуры, к тоталитаризму, подавлению всякой  индивидуальной свободы, террору против инакомыслящих.

2) Власть народа (класса, нации) не может быть реальной  без гарантий индивидуальной  свободы и других прав личности, без признания и институционального  закрепления ее роли как первичного  источника власти.

3) Так называемая общая  воля, "классовый", "национальный" или "общенародный" интересы  представляют собой вымысел, миф,  оправдывающие политическое господство  одного лица или группы в  том случае без равноправного  участия отдельных свободных  личностей.


 

Несмотря на неудачность своих практических попыток, идейное и политическое движение за коллективистскую демократию критикой классовой ограниченности либерального государства, постановкой целого ряда важнейших политических проблем  и практическим опытом грандиозного по своим масштабам и замыслам социального эксперимента оказало большое воздействие на развитие политической мысли и эволюцию либеральной формы правления в странах Запада.

 

3.3. Плюралистическая  демократия

Плюралистическая теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей на организованные группы интересов. Демократия, в этой трактовке, - это правление народа, действующего через конкурирующие групповые интересы.

Отметим общие достоинства  и недостатки плюралистической демократии.

Сильные стороны

Слабые стороны

1) Заинтересованная группа - центральный элемент демократической  политической системы, гарантирующей  реализацию интересов, прав и  свобод личности. Сама личность  при этом оттесняется на второй  план, хотя ее статус как первичного  субъекта власти и не отрицается;

2) Общая воля как  результат конфликтного взаимодействия  различных групп и их компромиссов;

3) Соперничество и  баланс групповых интересов - социальная основа демократической  власти, ее динамики;

4) Сдержки и противовесы  распространяются не только на институциональную сферу, но и на социальную область, где ими выступают группы-соперники;

5) "Разумный эгоизм", личный и групповой интересы  как генераторы политики;

6) Государство - орган,  ответственный за нормальное  функционирование всех секторов общественной системы и поддерживающий в обществе социальную справедливость;

7) Диффузия, распыление  власти между разнообразными  центрами политического влияния:  государственными институтами, партиями, группами интересов и т.д.;

8) Наличие в обществе ценностного консенсуса, предполагающего признание и уважение всеми участниками политического соревнования основ существующего государственного строя, демократических правил игры, прав личности, закона;

9) Демократическая организация  самих базисных групп как условие адекватного представительства интересов составляющих их граждан.

1) Идеализация действительности, преувеличение групповой идентификации  населения, участия граждан в  группах интересов.

2) Игнорирование или  недостаточный учет неравенства  политического влияния различных общественных групп и прежде всего приоритетного влияния на власть бизнеса, бюрократии, профсоюзов, военно-промышленного комплекса.

3) Для принятия решений  требуется широкое согласие всех  заинтересованных групп, что трудно  обеспечить на деле, особенно в периоды политического реформирования.

4) Сохраняющееся в  современных демократиях социальное  неравенство в значительной мере  противоречит представлениям теории  плюралистической демократии о  гармоническом равновесии интересов  различных общественных групп.


 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно заключить, что демократический режим обладает следующими чертами:

1. Источником власти в государстве  является народ. Он избирает  власть и наделяет ее правом  решать любой вопрос, опираясь  на собственное мнение.

2. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

3. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.

4. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренцию политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его.

5. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.

Эффективность участия граждан  в управлении государственными делами предполагает высокий образовательный  и культурный уровень населения, сформировавшееся критическое мышление, самодисциплину, устоявшиеся моральные начала. Из этого можно заключить, что демократия не может появиться сразу, как говорится, "на ровном месте". Это сложный процесс преобразований общества и государства.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием демократического государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. Это также сложный процесс, для которого необходимо время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Тавадов Г. Т. Политология: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 416с.

2. Демидов Н. М. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.

3. http://www.politnauka.org/library/dem/karl-shmitter.php - Карл Т.Л., Шмиттер Ф. Что есть демократия?

4. Нигматуллина И.В., Семенова А.Н. Политология. Учебное пособие для студентов ВЗФЭИ. Издательство «Башкирского территориального института профессиональных бухгалтеров» – Уфа, 2002. – 129 с.

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Демократия

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Прямая_демократия

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Представительная_демократия

8. Лекции по политологии Авторский коллектив: Г. М. Заболотная, В. Г. Богомяков, А. Я. Кириницкий Российский образовательный портал DISTANCE.RU 2006 – 66с.

9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Плебисцитарная_демократия

10. В.П. Пугачев А.И.Соловьев ВВЕДЕНИЕ  в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2000. - 378 с.

11. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М. РОССПЭН. 2003.

12. Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 240 с.

13. http://www.ecsocman.edu.ru:8100/db/msg/71608.html - Глобализация и проблемы развития демократических институтов в России. // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна: ООО «Феникс+», 2001 В.И.Пантин

        14. http://ru.wikipedia.org/wiki/Либеральная_демократия

                                                                                                                                                                                           




Информация о работе Демократический политический режим