Анализ вовлечености молодежи в политику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ управления молодёжной политикой на муниципальном уровне района Южное Бутово г. Москвы.
В соответствии с целью данной курсовой работы можно определить следующие задачи:
- рассмотреть молодёжную политику на муниципальном уровне;
- проанализировать опыт реализации управления молодёжной политикой на муниципальном уровне (на примере муниципального района Южного Бутово г. Москвы)

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Молодёжная политика на муниципальном уровне: теоретические основы 6
1.1. Понятие и сущность, объект и предмет муниципальной молодёжной политики 6
1.2. Зарубежный опыт реализации молодёжной политики на примере европейских государств 8
Глава 2. Реализация управления молодежной политикой на муниципальном уровне в районе Южное Бутово г. Москвы 19
2.1. Муниципальные органы реализации молодёжной политики 19
2.2. Проблемы молодёжи в г. Москве на примере района Южное Бутово 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Molodezhnaya_politika_na_munitsipalnom_urovne_n.docx

— 70.31 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Молодёжная политика на муниципальном уровне: теоретические основы 6

1.1. Понятие и сущность, объект и предмет муниципальной молодёжной политики 6

1.2. Зарубежный опыт реализации молодёжной политики на примере европейских государств 8

Глава 2. Реализация управления молодежной политикой на муниципальном уровне в районе Южное Бутово г. Москвы 19

2.1. Муниципальные органы реализации молодёжной политики 19

2.2. Проблемы молодёжи в г. Москве на примере района Южное Бутово 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тенденции в молодёжной среде свидетельствуют о наличии определённого противоречия между успехами, декларируемыми государственными, региональными  и  муниципальными структурами в области молодёжной политики и реальными изменениями положения молодёжи. Современная молодёжная политика пока не может способствовать эффективной социализации молодого поколения,  решению проблемы формирования социально активной, ответственной, целеустремлённой личности как одной из своих главных задач. В этих условиях особое значение приобретает деятельность местного самоуправления, которое реализует основные направления социальной политики и становится всё более значимым явлением в общественной жизни гражданского общества, занимающимся вопросами развития, нравственного и физического формирования подрастающего поколения, их воспитания, социальной адаптации в обществе, защите прав и интересов несовершеннолетних. Молодёжная политика на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной политикой, предполагает учёт самых острых проблем молодёжи конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем. На муниципальном уровне должна быть сформирована целостная система социальной поддержки молодёжи, её обучения и трудоустройства, которая способствует развитию молодёжного и детско-юношеского движения и создаёт возможности регулирования молодёжной миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодых людей, поддержки молодых семей.

Знакомство с современными исследованиями показывает, что проблема формирования и реализации молодёжной политики, особенно на муниципальном уровне, изучена недостаточно. Научное исследование, осмысление, прогнозирование и планирование молодёжной политики приобретает сегодня особый смысл и значение, в том числе для большого числа возникших органов местного самоуправления. Разработка и реализация молодёжной политики, учитывающей как национальные и мировые тенденции общественного развития, так и стратегические ориентиры развития муниципальных образований, становится необходимой социальной инновацией, ключевым фактором развития территорий. Таким образом, мы можем говорить об актуальности темы данного исследования.

Объектом нашего исследования является молодёжная политика.

Предмет нашего исследования – молодёжная политика на муниципальном уровне в районе Южное Бутово г. Москвы.

Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ управления молодёжной политикой на муниципальном уровне района Южное Бутово г. Москвы.

В соответствии с целью  данной курсовой работы можно определить следующие задачи:

-   рассмотреть молодёжную политику на муниципальном уровне;

- проанализировать опыт реализации управления молодёжной политикой на муниципальном уровне (на примере муниципального района Южного Бутово г. Москвы)

Курсовая работа включает следующие разделы:

- Введение;

- Глава 1;

- Глава 2;

- Заключение;

- Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Молодёжная политика на муниципальном уровне: теоретическая часть.

1.1. Понятие и сущность муниципальной молодёжной политики.

 

Государственная молодёжная политика – это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства. [17, c. 7]

Муниципальная молодёжная политика — совокупность целей и мер по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодёжных объединений, движений и инициатив. Эта политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и в русле государственной молодёжной политики, придавая ей логическую стройность, системный и целостный характер и делая демократичными механизмы её реализации. Молодёжная политика разрабатывается и реализуется в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет, общая численность которых в России превышает 30 млн. чел. [2, c. 71]

Государственная молодёжная политика - это система мер, направленных на создание правовых, экономических, социальных, воспитательных и организационных условий для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав, участия молодёжи в системе общественных отношений и реализация своего экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества, с учётом возрастных особенностей. [16, c. 2]

Молодёжная политика – это пространство в котором взаимодействуют разные субъекты (молодёжные организации, государственные органы, политические партии) по поводу распределения власти как ресурса, которым молодёжь обладает, для реализации своих версий будущей страны, общества, личности. Молодёжь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества. [5, c. 3]

В своей работе я буду опираться на определение муниципальной молодёжной политики и придерживаться его в течении всей работы.

На основании Закона города Москвы «О молодёжи» от 28 января 2004 года №4 можно выделить следующие  цели молодёжной политики:

а) содействие нравственному, интеллектуальному и физическому  развитию молодых граждан;

б) создание условий для  участия молодых граждан в  системе общественных отношений;

в) помощь молодым гражданам  в решении социальных проблем;

г) профилактика негативных проявлений в молодёжной среде;

д) воспитание молодых граждан  в духе патриотизма, уважения к другим народам, к родному городу.

На современном этапе государственная молодёжная политика в Российской Федерации осуществляется: государственными органами и их должностными лицами;  молодёжными объединениями;  молодыми гражданами. Более подробно остановимся на органах исполнительной власти.

Компетенция федеральных  органов исполнительной власти, реализующих государственную молодёжную политику в Российской Федерации и осуществляющих государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность в указанной области, устанавливается Правительством Российской Федерации.

                             

                          Принципы молодёжной политики:

а) законность;

б) уважение к правам и  свободам граждан;

в) привлечение молодых  граждан к участию в формировании и реализации молодёжной политики;

г) гласность осуществления молодёжной политики;

д)дифференциация мер молодёжной политики с учётом возрастных особенной и потребностей молодых граждан в социальной поддержке;

е) межотраслевое взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении молодёжной политики;

ж) государственная поддержка  молодых семей.

Из доклада на Государственный совет молодёжи 2009 года, можно выделить следующие задачи управления молодёжной политики:

  1. Вовлечение молодёжи в социальную практику, её информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодёжи;
  2. Формирование целостной системы поддержки инициативной и талантливой молодёжи, обладающей лидерскими навыками;
  3. Гражданское образование и патриотическое воспитание молодёжи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодёжи;
  4. Обеспечение эффективной социализации молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Реализация основных направлений муниципальной молодёжной политики должна строиться так, чтобы укреплять целостность общегосударственной молодёжной политики. Основные направления, программы и проекты молодёжной политики целесообразно реализовать в едином пакете федеральных, региональных и местных программ социально-экономического развития соответствующей территории.

Реализация молодёжной политики на муниципальном уровне сопряжена с рядом проблем:

1. Сохраняются ведомственная  разобщенность и недостаточная координация в управлении молодёжной политикой. Например, отделы по молодёжной политике во многих муниципальных образованиях находятся в непосредственном подчинении заместителей глав администраций по социальным вопросам, которые, как показывает практика, в большинстве случаев не относят проблемы молодёжи к числу первоочередных.

  1. Объекты социальной инфраструктуры для молодёжи (например оздоровительные лагеря) находятся в разноведомственной подчинённости, что не способствует координации действий.
  2. Объём финансирования мероприятий в сфере молодёжной политики не позволяет решать даже самые острые вопросы. В этих условиях важнейшей задачей комитетов и отделов по делам молодёжи всех уровней является поиск источников финансирования. В ряде регионов привлечённые средства на молодёжную политику в 1,5-2 раза превышают бюджетное финансирование. Эти средства складываются из различных фондов, федерального финансирования, привлечённых средств соисполнителей по программам, в том числе балансодержателей объектов социальной инфраструктуры, поддерживаемой из бюджета.

Практика реализации молодёжной политики показывает, что наиболее перспективным является программно-целевой подход к реализации муниципальной молодёжной политики. Он предполагает развитие на муниципальном уровне системы ежегодных государственных социальных заказов в сфере молодёжной политики, которые распределяются на открытой конкурсной основе по итогам юридической, финансовой и социальной экспертизы.

Система социального заказа основана на существующих в пределах конкретной территории острых проблем развития молодёжи и необходимости их эффективного решения. Получение социального заказа предполагает, что представленные на конкурс проекты и программы имеют необходимое ресурсное обеспечение. В частности, экономические ресурсы предусматривают следующее: возможность федерального финансирования или получения гранта; самофинансирование за счёт разработки и осуществления самоокупаемых проектов, прежде всего на рынке информационных услуг; поиск спонсоров, заинтересованных в конечном результате. [5, c. 95]

1.2. Зарубежный опыт реализации молодёжной политики на примере европейских государств.

 

Основной причиной формирования молодёжной политики как отдельного направления социальной политики является трудность процесса социализации молодых людей в современных условиях. Некоторая часть молодых людей выпадает из общего процесса адаптации, пополняет ряды маргинальных элементов, становясь очагом социальной дестабилизации и преступности. Чтобы избежать или смягчить последствия появления многих социально-экономических дисфункций в молодёжной среде, проводятся социологические исследования на всех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном, с целью последующей разработке мер по решению выявленных проблем. [17, c. 95]

Молодёжная политика в европейских странах ориентирована как на молодёжь в целом, так и на проблемную её часть. Молодёжь условно разделяется на возрастные группы, что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста и социального положения. Общая цель молодёжной политики различных европейских государств - содействие бесконфликтной интеграции молодых людей в общество. За 10-12 лет пребывания в молодёжной возрастной группе необходимо получить образование, овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания, чтобы вступить в самостоятельную жизнь как полноценная сознательная личность.

Рассматривая деятельность европейских государств по реализации молодёжной политики, можно выделить достижения четырёх стран - Германии, Франции, Великобритании, Швеции, а также международные молодёжные программы, достаточно эффективно осуществляемые ЕС и Советом Европы.

Изучая опыт данных стран, можно выделить аспекты, которые  представляют интерес для стратегии молодёжной политики России.

Система структурирования молодёжной политики по уровням - общенациональному, региональному и местному - наиболее чётко выражена в Германии, где молодёжь (22 млн. чел, что составляет 25% населения) делится на "непосредственно молодёжь" (14-18 лет) и "молодых взрослых" (18-27 лет), так как приоритеты у этих возрастных групп различны.

В этой стране молодёжная политика реализуется на основе Конституции и федеральных законов "О помощи молодёжи и детям" (помощь семьям в воспитании, консультации, опека, социальная педагогика, ювенальные суды, организация работы с молодёжью) и "О защите молодёжи", а также ежегодной федеральной программы по молодёжной и детской политике (конкретные мероприятия по социализации молодёжи - социальное обеспечение, борьба с бедностью и безработицей, нравственное воспитание, интеграция иностранцев в немецкое общество, помощь молодым людям в "восточных землях"). До 60% расходов на реализацию молодёжных программ приходится на коммунальный уровень (около 10% коммунального бюджета), а 35% - на земельный. Это позволяет оказывать помощь молодым людям более адресно, с учётом локальных и региональных социально-экономических реалий и потребностей каждого члена общества.

Информация о работе Анализ вовлечености молодежи в политику