Абсолютизм в Австрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:35, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение абсолютизма в Австрии. Нашими
задачами были:
1. рассмотрение абсолютистской политики в экономической сфере;
2. рассмотрение политики абсолютизма в социальной сфере;
3. рассмотрение политики унификации;
4. рассмотрение культурной политики;
5. рассмотрение роли ярких деятелей реформации в «создании» Новой
Австрии;

Содержание работы

| |Введение. |2 |
|1 |Экономическая политика. |3 |
|2 |Социальная политика. |6 |
|3 |Политика унификации. |10 |
|4 |Культурная политика. |14 |
|5 |Яркие деятели-реформаторы. |17 |
| |Заключение. |21 |
| |Список литературы.

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 65.97 Кб (Скачать файл)

путы сословных ограничений, преобразовать фискальную систему,  ликвидировать

крепостную зависимость  и повсеместное присутствие церкви.

    Соправительство  не удовлетворяло Иосифа –  он жаждал  все  и  сразу,  но

Мария-Терезия не желала ни с кем ссориться и хотела, чтобы ее все любили.

    Огромное  влияние на личность Иосифа II оказала смерть  любимой  жены  –

Марии  Пармской.  Он  стал  нелюдим,  избегал   общества,   заглушал   тоску

бесконечной работой. Он никогда так больше и не  женился.  В  конце  концов,

ИосифII решил, что может  полагаться только на себя, что только  вся  полнота

власти  даст  ему  возможность  реализовать  задуманное,  сбросить  гнетущую

неудовлетворенность.   Так   оформилась   концепция    абсолютной    власти,

повелительного императива. [2]

    Сделавшись  самовластным правителем, он придает  реформам стремительный и

всеобъемлющий характер.

    Прежде всего,  Иосиф подвергает коренному пересмотру  все государственное

устройство,  совершенно   изменив   принципы   формирования   администрации.

Чиновничество попадает  под  жесточайший  контроль;  иерархическая  лестница

теперь  преодолевалась  ступень  за   ступенью,   оклад   устанавливался   в

соответствии с должностью и т.д.

    Следующий  аспект — социальные реформы.  Они  коснулись  всех  сословий.

Положение крестьянства было одной из главных  забот  правительства  еще  при

Марии-Терезии. Верная своему принципу постепенности. Мария-Терезия  начала  с

ограничения барщины  и  оброков,  своеволия  помещиков.  Став  единовластным

правителем, Иосиф смело  пошел дальше.  Знаменитым  «Патентом  о  подданных»,

изданным  в  начале  1781  года,  он  объявил  крестьян  такими  же   своими

подданными, какими были и прочие сословия. Это означало  изъятие  крепостных

из юрисдикции помещиков,  признание  их  крепости  земле,  а  не  владельцу,

запрет на продажу  земли без крестьян и крестьян без земли.

    Окрыленный  успехом, спустя полгода, Иосиф  отменяет крепостное право   на

всей  территории  империи.  Несмотря   на   формальную   отмену   сословных

привилегий, аристократы  сохранили значительные  преимущества  и  составляли

высшие и первые ряды власти. Это  устраивало  Иосифа;  повязать  дворянство

службой как главным  источником существования, оторвать их, по  возможности,

от  земельных  гнезд,  лишить  их  экономической,   а,   следовательно,   и

политической независимости, с его точки зрения, было весьма полезно.

    Церковная,  административная и крестьянская  реформы  Иосифа  отличались

большим размахом и  отвагой. Поразительно,  что  все  это  было  задумано  и

организовано, по существу, одним человеком.

    Глубокая   перестройка   государства   невозможна   без   кардинального

преобразования судопроизводства и судебных установлений.  Речь,  разумеется,

не шла о придании независимости судебной власти, это  в намерения  Иосифа  не

входило, для  этого  он  был  слишком  монарх.  Но  вырвать  суд  из  тесных

сословных объятий  подчинить  его  общегосударственным  правилам  —  по  тем

временам и означало независимость.[2]

    Восемнадцатое   столетие   недаром   называлось   «веком   Просвещения».

Наименование это  носило и прямой, утилитарный смысл. Иосиф проявил себя  тут

в полной мере. Повсюду  открылось множество государственных  начальных  школ.

В Богемии, например, за 10 лет  число  учеников  только  в  сельских  школах

выросло  с  14  до  117  тысяч.  В  городах  учреждались  гимназии.  Учителя

окружались  почетом,  им  предоставляли   квартиры,   им   хорошо   платили.

Единообразные для  всех шкал и  гимназий  инструкции  требовали  от  учителей

ласкового обращения, уважения к детскому достоинству.

    Фискальную  и  экономическую  часть   следует   признать   существенной

составляющей реформ Иосифа,  ибо,  как  мы  отлично  знаем  по  собственному

опыту,  без  правильно  собираемых  налогов  казна   не   может   обеспечить

содержание непроизводительного  класса людей,  а  без  хорошо  продуманной  и

умело  организованной  экономической  деятельности   останутся   бедными   и

производительные слой общества. В обоснование  своей  реформы  Иосиф  писал:

«Не обращая внимания на обычаи и предрассудки,  надо  взглянуть  в  сущность

вещей. Почва  и  земля,  которые  природа  дала  людям  для  их  пропитания,

представляют собой  единственный источник,  из  которого  все  происходит,  к

которому все возвращается и  который  пребывает  во  веки  веков.  Из  этого

положения  вытекает  несомненная  истина,  что  с  земли,  главным  образом,

удовлетворяются государственные  потребности и  что  нельзя  делать  никакого

различия между владениями людей  любого  сословия.  Из  этого  следует  само

собою, что между  дворянскими и крестьянскими, государственными и  церковными

землями  не  может  быть  никакой  разницы,  и  что   каждый   должен   быть

плательщиком  сообразно  величине,  плодородию   и   местоположению   своего

участка». [2]

    Всячески  поощрялось открытие фабрик и  заводов, вплоть до привлечения   к

этому евреев, чего никогда  еще  не  было  ни  в  одном  государстве.  Втуне

лежащий капитал  надо  было  вовлечь  в  оборот,  и  для  этого  создавались

привлекательные условия.  Новых  предпринимателей  освобождала  от  военного

постоя,  им  выдавали  ссуды  под  ничтожный  процент,  успешно   работающие

фабриканты получали премии и награды, их рабочих освобождали  от  рекрутской

повинности.

    Чтобы окончательно  добить цеховую структуру,  император   стал  отбирать

земли, принадлежащие  корпорациям. В оправдание  в  этой  меры  Иосиф  привел

первый пришедший  ему на ум довод, не затрудняя  себя  подысканием  особенных

аргументов, - угодья-де использовались лишь  для  устройства  многочисленных

шумных цеховых  сборищ  и  пирушек,   нечего  пьянствовать,  надо  работать!

Деньги, вырученные от этих реквизиций, пошли  на  благое  дело  —  призрение

бедных.[2]

    Разумные  меры  в  регулировании  внутренней  торговли   —   ликвидация

таможенных  барьеров  между  провинциями,  прекращение  сборов   за   провоз

сельских продуктов  на городской  рынок,  за  проезд  по  городам  и  частным

владениям, запрещение монопольного установления цен —  привели  к  увеличению

ее объема.

    Таковы главные  реформы Иосифа II. Но еще он  занимался  переустройством

армии и рекрутского  набора,  организацией  медицинских  и  благотворительных

заведений, горными  разработками,  строительством  дорог  и  многими  другими

делами, всюду внося  присущий ему дух нетерпимости и  нетерпения.

                                 Заключение.

     В XVI—XVIII вв.  после  религиозных   войн  количество  самостоятельных

государственных образований  в Германии очень возросло (их стало  более  300),

утверждается  так  называемый  княжеский   абсолютизм.   Он   отличался   от

централизованных   абсолютных   монархий    Запада    (как    и    сословно-

представительных монархий) тем, что  сложился  не  в  рамках  всей  империи,

которая оставалась децентрализованной,  а  в  пределах  отдельных  княжеских

владений.  Заслугой  Габсбургов  как  абсолютистских  монархов   заключается

именно  в  том,   что   им   удалось   установить   крепкую,   авторитетную,

прогрессивную и справедливую власть в такой разобщенной стране как  Австрия.

Более  того,  они  добились  относительного  единства,  по   крайней   мере,

непосредственно австрийских  земель.  Но  и  интересы  зависимых  государств

принимались  в  расчет.  Хотя  нельзя  преувеличивать  заслугу  монархов   в

политике  относительно  провинций:  в  Венгрии  целенаправленно  сохранялись

исключительно  аграрные  отношения,  в  Чехии   привилегии   оставались   за

немецкими  землевладельцами.  Но  уже  при  Марии-Терезии  было  установлено

единое  таможенное  пространство  в  стране,   без   внутренних   границ   и

привилегированных   регионов.   Т.о.   создавалось   единое    экономическое

пространство,  что,   безусловно,   способствовало   развитию   торговли   и

промышленности. Но в  то же  время,  наряду  с  появлением  мануфактур,  цеха

ликвидированы не были. В этом плане прогрессивность  экономической  политики

абсолютистской монархии Габсбургов можно отрицать.

    Величайшим, на наш взгляд, шагом в истинно  просветительском  духе  было

освобождение крестьян от личной зависимости. Хотя крестьяне  и лишились  всех

прав на землю, но  с  экономической  точки  зрения  промышленность  получила

значительное пополнение рынка рабочих рук.

    В области  права также было сделано немало.  Новый  «Уголовный  кодекс»,

отмена  пыток,  отмена  сословных  привилегий  в  судебном  процессе   были,

безусловно, прогрессивными мерами, хотя и сохранялись  некоторые  пережитки,

такие как гонения  на ведьм и т.п.

    Безусловной  заслугой Иосифа II в религиозной   сфере  было  установление

широкой веротерпимости, наряду с  ограничением  влияния  и  прав  церкви.  В

современных условиях влияние католицизма оставалось  недопустимым,  т.к.  во

много ограничивало прогрессивные  тенденции,  проявлявшиеся  в  обществе.  Но

все же  многие  ученые  утверждают,  что  эти  реформы  были  не  более  чем

«косметической  операцией»,   игрой   на   публику.   А   широкое    влияние

католической церкви на массы играло якобы на руку правительству. [1] На  наш

взгляд, говорить таким  образом не совсем  правомерно,  т.к.  проанализировав

данные  реформы  невозможно  согласиться  с  их   декларативность:   влияние

католицизма действительно  было ограничено, и даже  просьбы  самого  папы  не

смогли отвернуть  Иосифа с выбранного пути реформ.

    В подобном  же тоне  говориться,  что   все  реформы  Марии-Терезии   были

направлены лишь на устранение  наиболее  очевидных  противоречий  феодальной

системы, с тем, чтобы  продлить  существование  последней;  а  «просвещенный

абсолютизм» в Австрии  действовал большей частью в интересах  господствующего

класса – дворян. [1] Такие высказывания противоречат  реальным  фактам.  Как

мы  рассмотрели  выше,  реформы  были  направлены   скорее   на   уменьшение

привилегий дворян и возвышения класса чиновников.  Просто  монархам  удалось

установить настолько  авторитетную власть, что дворяне  просто  не  имели  сил

противостоять им. Даже  чешское  дворянство,  интересы  которого  нарушались

наибольшим образом, отказалось от противодействия.

    Уменьшив  привилегии дворян  и  церкви  и  улучшив  положение   крестьян,

Габсбурги  все  же  упустили  из  виду   очень   важный   вопрос:   проблему

многонациональности Австрийской империи.  Их  политика  была  направлена  на

централизацию, в чем  они достигли определенных успехов. Но все же не  смогли

преодолеть децентрализаторских  тенденций,  что  впоследствии  проявилось  в

активном движении национальностей за отделение государств.

    Что касается  культурной политики  Габсбургов,  то  нельзя  не  заметит,

какой  культурный  и  научный  расцвет  начался  в  Австрии  в   то   время!

Абсолютистские монархи  покровительствовали  ученым  и  деятелям  искусства,

привлекали заграничных  ученых  и  учителей.  Именно  в  это  время  начинает

зарождаться национальное  самосознание  австрийского  народа.  Многим  этому

посодействовал Иосиф, введя немецкий язык в школы,  сделав  его  практически

государственным.

    Подводя  итог, можно сказать, что на  наш  взгляд,  политика  Габсбургов

практически во всем соответствовала  критериям  «Просвещенного  абсолютизма».

Да и многие ученые говорят о том,  что  абсолютизм  в  Австрии  был  истинно

просвещенным, единственным, пожалуй, в своем роде в  Европе.  Основными  его

особенностями  были:

        - Укрепление власти монарха   и  проведение  прогрессивных   реформ  в

          довольно разрозненной и многонациональной  стране;

        -  Забота  государей  не  столько  об   исполнении   гражданами   из

          обязанностей, сколько об их благосостоянии, о соблюдении  их  прав

          [2];

        - Опора не на широкие дворянские  круги как господствующий  класс,  а

          на равновесие сил между дворянством,  буржуазией и чиновничеством;

        - Практически полностью мирное  проведение реформ в жизнь,  отсутствие

          крупных социальных и политических  конфликтов.

                             Список литературы.

 

    1. Всемирная  история в 24-х томах. – т. 15. – Минск, 1999

    2. Зельдич  Ю.В. Иосиф II Габсбург – реформатор.//Звезда.-1998,-№2.

    3. Митрофанов  П. История Австрии. Ч. I (С древнейших  времен до 1972 г.)

       –  С-Пб., 1910

    4. Новая история  стран  Европы  и  Америки.  Первый  период.//Под  ред.

       Е.Е.Юровской  и И.М.Кривогуза. – М., 1997

    5. Пристер  Е. Краткая история Австрии.  – М., 1952


Информация о работе Абсолютизм в Австрии