Абсолютизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:17, контрольная работа

Описание работы

Если отвечать на вопрос: ” Какое место в истории России занимает абсолютизм? ” - то прежде всего мы должны обратить внимание на время его возникновения и след, который абсолютизм оставил после себя в истории нашей страны. Отвечая дальше на вопрос можно отметить, что в эпоху абсолютизма произошли коренные изменения не только в политической и экономической системе общества ,но и в социальной ее структуре .Абсолютизм вывел Россию на новый исторический этап, на одну ступень стали выше по своему юридическому содержанию законы, сформировывается новая система права.

Содержание работы

Понятие абсолютизма
Предпосылки возникновения абсолютизма
Реформы Ивана IV
Орловский край в 16 в.

Файлы: 1 файл

контрольая по истории.docx

— 29.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

  1. Понятие абсолютизма
  2. Предпосылки возникновения абсолютизма
  3. Реформы Ивана IV
  4. Орловский край в 16 в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Если отвечать на вопрос: ” Какое место в истории  России занимает абсолютизм? ” - то прежде всего мы должны обратить внимание на время его возникновения и  след, который абсолютизм оставил  после себя в истории нашей  страны. Отвечая дальше на вопрос можно  отметить, что в эпоху абсолютизма  произошли коренные изменения не только в политической и экономической  системе общества ,но и в социальной ее структуре .Абсолютизм вывел Россию на новый исторический этап, на одну ступень стали выше по своему юридическому содержанию законы, сформировывается новая система права.

1 Понятие абсолютизма 

Абсолютизм- понятие, характеризующее форму государственного правления и способ организации политической власти в стране с монархическим режимом. означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица - монарха. связан с чрезвычайно высокой степенью централизации государственного управления. Для характеристики этой формы правления употребляется и понятие "абсолютной монархии". допускает в отличие от деспотических, тоталитарных режимов наличие латентных (скрытых) ограничений власти: экономических (существует известный плюрализм собственности), социальных (наличие многообразной социальной структуры и особенно наследственной аристократии), политических (абсолютизм способен к политической динамике, т.е. к расширенному политическому воспроизводству), идеологических (абсолютизм не видит в существовании идеологического многообразия смертельной для себя угрозы). Концепцию абсолютизма монархического разрабатывали Р.Филмер, Ф.Бэкон; идею абсолютизма государственного - Т.Гоббс, Ж.Боден.

2 Предпосылки возникновения абсолютизма

Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху  юридически принадлежит вся полнота  государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Абсолютная монархия представляет собой государственную  форму диктатуры класса феодалов.

Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных, политических предпосылок.

Возникновение абсолютной монархии в России относится ко второй половине XVII в. В это время возникают буржуазные отношения. Возрастает соответственно и роль посадского населения в политической жизни страны, появляются первые мануфактуры. В XVII в. их было около 30, а к 1725 г. − уже свыше 200.

В начальный период становления  абсолютизма в России монарх в  борьбе с боярской аристократией  опирается и на верхи посада. В XVII в. наблюдаются и определенные противоречия между феодалами и  посадским населением. Так, Соборное уложение 1649 г. удовлетворило требование посадского населения о ликвидации конкурировавших с посадом так  называемых «белых» слобод, принадлежавших светским и духовным феодалам.

В своих челобитных верхи  посада требовали у монарха оградить их от конкуренции иноземных купцов. Русское купечество было заинтересовано в установлении абсолютизма для  успешной борьбы с проникавшими в  страну иностранными торговцами.

Нарождавшийся абсолютизм в  целях реализации своих внешних  и внутренних задач поощрял развитие торговли и промышленности, особенно в первой четверти XVIII в. Проблема обеспечения возникающих мануфактур рабочей силой решалась путем приписки к ним государственных крестьян. Кроме того, разрешалось покупать крестьян с землей при обязательном условии использования их труда на мануфактурах.

В результате развития товарно-денежных отношений возникла возможность  содержать громоздкий бюрократический  государственный аппарат, в том  числе и многочисленную армию.

Хотя в этот период и  происходил процесс зарождения буржуазных отношений, основы феодализма еще не были подорваны. Господствующей системой по-прежнему продолжало оставаться феодальное хозяйство. Однако оно все больше вынуждено было приспосабливаться  к рынку, к товарно-денежным отношениям. В XVII в. происходит возрастание роли поместного хозяйства в экономике  страны и соответственно подъем политического  значения дворянства. В период становления  абсолютизма монарх опирался на дворянство в борьбе с боярской и церковной  оппозицией, выступавшей против усиления царской власти. Абсолютизм делал  все, чтобы консолидировать класс  феодалов, укрепить тем самым свою социальную базу. Этому во многом способствовали начатое еще Соборным уложением 1649 г. уравнение в правовом положении  поместья и вотчины, завершенное  в 1714 г. Указом Петра I «О единонаследии», а также отмена местничества в 1682 г. и издание в 1722 г. Табели о рангах. В результате светские феодалы были превращены в единое сословие, получившее при Петре I название «шляхетства», а в дальнейшем именуемое дворянством. Все командные должности в  государст­венном аппарате замещались представителями дворянства.

Укрепление господства феодалов, а также положения купечества шло за счет нещадной эксплуатации трудящихся масс и приводило к  обострению классовой борьбы в стране. Восстания крестьян, выступления  низов посадского населения, борьба угнетенных народов − все это  заставило господствующий класс  перейти к созданию абсолютной монархии, при которой он мог эффективнее  подавлять любые выступления  народа. Для этого абсолютистское государство широко использовало армию, полицию, суд и другие государственные  органы. Обстоятельством, способствовавшим окончательному становлению абсолютизма, была борьба внутри самого господствующего  класса феодалов, между духовными  и светскими феодалами, между  боярами и дворянами.

Установление абсолютизма  в России было вызвано и внешнеполитическими  причинами: необходимостью борьбы за политическую и экономическую независимость  страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной  к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия. Так, двадцатипятилетняя Ливонская  война (1558−1583 гг.) закончилась поражением России, а абсолютная монархия в  результате Северной войны (1700−1721 гг.) блестяще справилась с решением этой проблемы.

Абсолютизм в России возник и развивался в специфических  условиях существования крепостного  права и сельской общины, подвергнутой уже значительному разложению. Определенную роль в становлении абсолютизма  сыграла и политика царей, направленная на усиление своей власти.

Таким образом, возникновение  абсолютной монархии в России было вызвано всем ходом общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим положением России в то время.

Абсолютизм в России возник во второй половине XVII в. Именно с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился без них. Однако еще происходили государственные совещания с представителями отдельных сословий по различным вопросам: о ценах на товары, о денежной системе, об условиях договора о торговле с армянскими купцами, о местничестве и т.д. (1660, 1662, 1667, 1682 гг. и т.д.). Укреплялась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал менее зависимым от дворянского войска, которое, например, в 1681 г. насчитывало лишь 6 тыс. человек. В то же время постоянное войско состояло из 82 тыс. стрельцов, рейтаров, драгун, солдат.

Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая  доходы от своих вотчин, сбора, подати с покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с  развитием торговли. Важное значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия на изготовление и продажу водки, пива, меда. Это давало возможность создавать и содержать все увеличивающийся государственный аппарат.

С ослаблением экономической  и политической роли бояр снизилось  значение Боярской думы. Изменился  и ее состав, пополнившийся дворянами. Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской думы лишь 28 принадлежали к старым боярским родам, остальные же были выходцами из дворян и даже купечества. Боярская дума редко  созывалась, ее место стала занимать так называемая «Тайная» или «Ближняя»  дума из небольшого числа близких  царю лиц, с которыми он решал основные вопросы. Об упадке Боярской думы свидетельствовало  и резкое увеличение числа именных  указов, изданных царем без совещания  с Думой. Царь Алексей Михайлович издал 588 именных указов, в то время  как указов, одобренных Боярской думой, было лишь 49.

  1. Реформы Ивана IV.

 Реформы коснулись и организации верхнего эшелона управления. Было несколько ограничено местничество. Суть его состояла в том, что при назначении служилых людей на те или иные должности учитывалась, прежде всего, их «порода» — происхождение, а не личные заслуги. Потомки должны были находиться друг с другом в тех же служебных отношениях — начальствования, равенства, подчинения — что и предки.

Указ 1550 г. ввел два ограничения  местничества. Первое касалось молодых  аристократов. Их нельзя было в 15—18 лет (а с 15 лет начинали службу) назначать  воеводами, а дать низкое назначение тоже было невозможно: «поруха» чести. Было решено, что служба молодых  людей на невысоких должностях не считается прецедентом. Произошло  явное «огосу¬дарствление» местничества.

В 1555—1556 гг. было принято  Уложение о службе. Определялось, с  какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне; если вотчины  или поместья феодалов были большими, то владелец должен выводить с собой  вооруженных холопов.

Как уже отмечалось, власть на местах издавна принадлежала наместникам (в уездах) и волостелям (в волостях). Они получали эти территории в  «кормление». В пользу кормленщика  шли судебные пошлины. Таким образом, кормления были системой вознаграждения за службу: должности наместника и волостелей на определенный срок получали в вознаграждение за участие в военных действиях. Эта система не была эффективной. Теперь кормления отменялись, деньги, которые шли кормленщикам, отныне взимало государство в качестве налога. Из этого централизованного фонда можно было платить «помогу» служилым людям.

В 1550 г. был принят новый судебник. Судебник закреплял создание в Московском государстве «праведного» (справедливого) суда, контролируемого «лучшими людьми» из данного сословия на местах. Однако до создания постоянных верховных сословно-представительных учреждений дело не дошло.

Целям укрепления государственной  власти должна была служить реформа  церкви. Царь хотел получить санкцию  церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению  ее привилегий и земель.

Общерусская церковная реформа  была проведена на Стоглавом соборе, названном так по сборнику его  постановлений, состоявшему из ста  глав («Стоглав»). Собор открылся 23 февраля 1551 г. в царских палатах в торжественной  обстановке. На нем присутствовали помимо высших духовных чинов сам царь, князья, бояре и думные дьяки.

Собору предстояло заняться самыми различными сторонами церковной  жизни — обсудить меры по укреплению дисциплины среди духовенства, унификацию обрядов, моральное состояние служителей церкви, проблему церковного землевладения и привилегий церкви.

Собор унифицировал церковные  обряды. Так, он официально узаконил под  страхом анафемы двуперстное сложение при совершении крестного знамения и «сугубую аллилуйю». Между прочим, на эти решения позднее ссылались старообрядцы в оправдание своей приверженности старине.

Продажа церковных должностей, взяточничество, ложные доносы, вымогательства стали столь распространенными  в церковных кругах, что Стоглавый  собор вынужден был принять ряд  постановлений, несколько ограничивающих произвол как высших иерархов по отношению  к рядовому духовенству, так и  последнего по отношению к мирянам. Пошлина с церквей отныне должна была собираться не десятниками, злоупотреблявшими  своим положением, а земскими старостами и десятскими священниками, назначаемыми в сельских местностях.

Таким образом, система реформ, предпринятых фактическим правительством в конце 40—50-х гг. XVI века, по самой своей сути была изначально связана с идеей ограничения царской власти «мудрым советом», то есть той или иной формой представительства, выражающей, в отличие от кастовой Боярской думы, интересы служилой массы и верхов посада.

Реформы «Избранной рады»  привели к крупным военным  и внешне¬политическим успехам. В чем же они выразились? Первым успехом стало завоевание (или присоединение) Казанского ханства. Несколько лет понадобилось потом для того, чтобы были покорены подвластные Казани народы (черемисы, мордва, чуваши, башкиры). В 1556 г. была присоединена Астрахань; таким образом, все среднее и нижнее Поволжье (как и вся область на реке Каме) вошло в состав Московского государства. Этими военными успехами были открыты для колонизации огромные пространства плодородных и малонаселенных земель. В 80-е гг. XVI века здесь возникают новые города — Самара, Саратов, Царицын, Уфа.

Достигнув блестящих успехов  на востоке, Иван IV обратил свое внимание на запад. Здесь он поставил цель: пробиться  к побережью Балтийского моря для установления непосредственного  сообщения России со странами Средней  и Западной Европы. Препятствием на этом пути лежали владения Ливонского ордена. В 1558 г. царь послал свои рати на Ливонию. Война сначала была удачной (взяли Нарву, Юрьев и около 20 ливонских  городов), но потом повела к тяжелым  военно-политическим осложнениям и  неудачам. Не желая подчиниться московскому  царю, магистр Ливонского ордена Кетлер отдался под покровительство и защиту Великого князя Литовского, а Ревель с Эстляндией признали над собой власть Швеции. Таким образом, Ливонская война повлекла за собой войну с Литвой и Швецией. Царь Иван, однако, решил продолжить борьбу, и в 1563 г. его войска опустошили литовские владения и взяли древний город Полоцк.

Информация о работе Абсолютизм