Абсолютизм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

При выполнении данной работы ставится цель изучить правовое положение населения в период абсолютной монархии в России.
Для достижения поставленной цели решается ряд задач, а именно:
рассматривается правовое положение дворянства в период абсолютной монархии;
характеризуется правовое положение городского населения;
анализируется правовое положение крестьянства в период абсолютной монархии.

Файлы: 1 файл

роабота.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной  темы объясняется тем, что в России уже в первой четверти XVIII в. прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для решения этих задач было необходимо сокращение сферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь (на вновь присоединенные территории) и вглубь (юридическое оформление крепостного права и ужесточение его на всей территории страны), консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его привилегий.

Это еще больше обостряло  основное противоречие между господствующим классом крепостников и различными категориями крестьянства, составлявшего подавляющее большинство населения страны. Замедленность формирования буржуазии и на этой основе невозможность превращения ее в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводили к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра I и осуществленных им реформ. Они (реформы), с одной стороны, имели огромный исторический смысл, так как шли навстречу общенациональным интересам и потребностям, способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости; с другой - осуществлялись крепостниками крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Преобразовательная деятельность Петра I отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая важное значение развития торговли и промышленности, Петр I осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра I отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью.

Каждая из реформ вызывала сопротивление со стороны самых  различных социальных слоев. Бояре, утратившие свою роль с прекращением существования самодержавия, были недовольны тем, что их оттеснили худородные дворяне. Но и дворянству, права и привилегии которого значительно расширились, не нравилась пожизненная и тяжелая служба. Церковь была недовольна тем, что утратила свою политическую самостоятельность, господствующее положение в культуре и просвещении, что значительная часть ее доходов изымалась государством. Еще сильнее выражался протест народных масс. Именно они испытывали резкое усиление крепостного гнета и помещичьего произвола. К этому добавлялось общее недовольство новшествами, которые разрушали укоренившиеся традиции и средневековую косность патриархального уклада жизни.

Историки, да и не только, часто упрекают Петра I в том, что  его реформы осуществлялись на крепостнической основе, крепостническими методами и были направлены на сохранение и укрепление феодально-абсолютистского строя, сословной структуры общества, сословных прав и привилегий господствующего класса. Они сопровождались распространением крепостнических отношений на новые территории и новые категории населения, на все сферы экономической жизни. Да, это так. Но при этом делающие упрек как бы не замечают того, что иначе и не могло быть. Ведь не мог же Петр I ввести какую-либо иную формацию, как по объективным, так и по субъективным соображениям. Петр I работал с тем историческим материалом, который был у него в наличии, да и в первой четверти XVIII в. российское самодержавие еще не исчерпало свои возможности. Оно ставило и решало задачи большого общенационального характера. Поэтому, несмотря на все тяготы и повинности, которые принесло время Петра I горожанам, казакам, крестьянам, они всячески поддерживали положительные стороны петровских преобразований, а это, пожалуй, главное в контексте образования и развития абсолютной монархии в России в отличие от многих последующих реформ и реформаторов.

Объектом исследования выступает Россия периода абсолютной монархии, предметом – правовое положение населения в данный период.

При выполнении данной работы ставится цель изучить правовое положение населения в период абсолютной монархии в России.

Для достижения поставленной цели решается ряд задач, а именно:

  • рассматривается правовое положение дворянства в период абсолютной монархии;
  • характеризуется правовое положение городского населения;
  • анализируется правовое положение крестьянства в период абсолютной монархии.

Данная тема нашла  отражение в работах таких  авторов как Анисимов Е.В., Эйдельман Н.Я., Григорьев В.А., Медушевский А.Н., Павленко Н.И., Проценко Ю.Л., Троицкий С.М., Черкасов П.П., Чернышевский Д.В., Алтахов А.Ж., Бляхина О.Л., Жданов П.Д. и др.

В частности, Анисимов Е.В. рассматривает государственное преобразование и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. Григорьев В.А. анализирует эпоху просвещенного абсолютизма в России. Павленко Н.И. характеризует идеи абсолютизма в законодательстве XVIII века. Проценко Ю.Л. изучает образование и развитие абсолютной монархии в России.

Троицкий С.М. рассматривает  русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке, а также формирование бюрократии. Алтахов А.Ж. анализирует правовой статус крестьян Российской Империи в период абсолютной монархии. Бляхина О.Л. рассматривает правовой статус населения Российской Империи в период абсолютной монархии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. правовое положение дворянства в период абсолютной монархии

 

  • 1.1. Складывание дворянского сословия
  •  

    Начиная со второй половины XVII в. в России начался процесс правового единения класса феодалов, складывания единого класса-сословия — дворянства. Сословие — категория правовая, определяющая правовое положение определенной социальной группы, ее права и преимущества (или отсутствие тех или иных прав и преимуществ); переход из одного сословия в другое затруднен (а иногда и невозможен).

     Как было зафиксировано  в Табели о рангах, ко времени ее введения «многократно оказалось, что некоторые себя дворянами сами называют, а подлинно не суть дворяне, иные же своевольно герб приняли, которого предки их не имели. Того ради мы тем, до которых сие касается, чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойного поступка, и от того возпоследующего бесчестья и штрафования впредь остерегался»1. Петр I подтверждал, что «никому кроме нас, и других коронованных глав принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать» (пункт 16)2. Формирование этого сословия связано с упрочением абсолютной монархии и являло собой особый в правовом отношении слой феодального общества, исторически сложившийся в России к началу XVIII в. и окончательно юридически оформленный Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства от 21 апреля 1785 года3.

    Формирование классово-сословного строя произошло в результате распада некогда единого сословия служилых людей. Верхушка служилого сословия — служилые по отечеству, то есть по происхождению, превратились в дворян, ставших владельцами земель и крепостных (основной производительной силы феодального общества), главной социальной опорой царизма, а низы сословия служилых по отечеству — в так называемых однодворцев. Образование сословия дворян, пользовавшихся исключительными правами, было следствием не только протекавшего процесса дифференциации служилого сословия, углубления различий между его верхами и низами, но и результатом сознательной деятельности властей.

    Суть перемен в положении  верхней части служилого сословия состояла во введении нового критерия их службы. Вместо принципа происхождения, позволявшего знатным служилым людям занимать сразу высокое положение в обществе, армии и на службе, был введен принцип личной выслуги, условия которой определялись законодательством. Начало консолидации служилых людей по отечеству положил Указ об отмене местничества от 12 января 1682 года4. Согласно этому Указу, в основу служебных назначений был положен чин.

    Отмена местничества в 1682 г. явилась лишь началом преобразования государственной службы в России. Необходимо было упорядочить новую систему назначений, отрегулировать производство в чины таким образом, чтобы государственная служба не разобщала складывающуюся бюрократию — опору развивающегося абсолютизма5.

    Служебно-родовое местничество имело глубокие корни. Оно складывалось в период централизации Русского государства, когда на службу к московскому великому князю шли князья присоединенных к Москве княжеств вместе со своими боярами и дворянами. Чтобы не оскорбить достоинство вновь прибывших (а среди них были Рюриковичи и Гедиминовичи — потомки великого князя литовского Гедимина, княжеская ветвь которого на Руси была второй по знатности после Рюриковичей), при московском дворе складывается порядок, при котором при назначении на службу, даче поручений учитывалась знатность рода. Местничество регулировало служебные отношения между членами служилых фамилий.

     Обычаем определялась  сложная система местнического  счета. Место зависело от чести, происхождения служилого человека и его карьеры. Служилый человек, занимавший более высокое место, не мог служить под началом менее честного6.

    Таким образом, отмена местничества, разобщающего господствующий класс, в котором все больше и больше заявляло о себе дворянство, явилась важным шагом на пути реформ государственного управления, необходимость которых диктовалась складыванием в России абсолютной монархии.

     

    1.2. Закрепление положения дворянства в Табели о рангах

     

    Правовую базу для  нового класса-сословия — дворянства (шляхетства) создала Табель о рангах от 24 января 1722 г.7, которой принадлежит ведущее место в процессе юридического оформления дворянского сословия в России.

    В начале XVIII в. господствующий класс, разделенный на различные  сословные группы (боярство, дворянство, дворянство московское и городовое, дети боярские), был сплочен в единый класс-сословие. Тогда же вырабатывается и единый термин, обозначающий это сословие. Вначале было использовано польско-немецкое слово «шляхетство», но уже к 20-м годам оно заменяется старинным русским словом — «дворянство».

    Табель о рангах явилась  нормативным актом, который подвел итог преобразованиям государственного аппарата и законодательно закрепил новый порядок прохождения государственной службы. В основу нового порядка был введен принцип продвижения по службе не за имеющиеся в прошлом звания, а за подлинные заслуги в настоящем: не по отечеству чин, а за заслуги. Разделенная на военно-морскую, штатскую (гражданскую) и придворную, государственная служба вменялась в обязательность дворянскому сословию.

    На государственную службу дворянин Петровского времени зачислялся с пятнадцатилетнего возраста и должен был начинать ее рядовым солдатом в армии или матросом во флоте, с самых низших должностей в гражданских учреждениях. Учиться дворянину полагалось по закону только до пятнадцати лет, а дальше следовало служить8.

    Чтобы шляхетство не уклонялось от государственной службы, Петр I систематически устраивал смотры всех взрослых дворян, состоявших и несостоявших на службе, и дворянских недорослей, как именовались не достигшие узаконенного для службы возраста дворянские дети. На этих смотрах, производившихся в Москве и Петербурге, царь лично распределял дворян и недорослей по полкам и школам, подчеркивая в списках фамилии тех, которые годились к службе.

    Сознавая отсутствие добровольного тяготения шляхетства к государственной службе, Петр I не предоставлял дворянству права выбирать службу по собственному усмотрению. На смотрах дворян назначали на службу по способностям и по состоятельности каждого, причем была установлена известная пропорция службы в военном и гражданском ведомствах: из каждой фамилии на гражданских должностях могли состоять лишь треть наличных ее членов, записанных на службу9.

    Общее руководство сложным  устройством дворянской службы было возложено на Герольдмейстерскую контору — особый орган по надзору за дворянством при Сенате. Ее обязанностью было, коротко говоря, очищение дворянского сословия от самозванцев, оформление пожалования в дворянство и привлечение дворян на государственную службу.

    В январе 1722 г., почти одновременно с введением Табели о рангах, была учреждена должность герольдмейстера. Ему предписывалось иметь списки всех дворян, проживающих в Российской империи, которые (списки) должны быть снабжены данными о чинах, о готовности привлечения их (дворян) к военной и гражданской государственной службе, о возрастном цензе, о наличии в семье лиц мужского пола. Так как дворянское звание давало право на получение родового герба, предписывалось освоить и геральдическое дело.

    Кроме того, герольдмейстер обязан был всегда иметь резерв в случае чрезвычайной надобности при назначении на государственные должности. Он обязан был также организовывать и контролировать обучение экономическим наукам и управленческим делам представителей знатных и средних дворянских фамилий. Наконец, герольдмейстеру вменялось следить за возможным укрывательством дворян в процессе привлечения их на государственную службу10.

    Согласно Табели о  рангах, все должности в армии, на флоте, гражданской и придворной службе делились на 14 рангов. Высшим рангом на гражданской службе был чин канцлера, а низшим — чин коллежского регистратора, в армии соответственно — генерал-фельдмаршал и фендрик, несколько позже — прапорщик. Табель о рангах давала возможность отдельным выходцам из других сословий поступать на военную или гражданскую службу и по мере продвижения получать дворянское звание, сначала личное, а затем потомственное. Личное дворянство на гражданской службе получал чиновник, которому присваивался 14-й класс. Получившие личное дворянство были освобождены от телесных наказаний, от рекрутской повинности, от податей, но не имели права передавать дворянство своим детям, не могли иметь крепостных крестьян и участвовать в корпоративной жизни дворянства, то есть получившие личное дворянство обладали только частью льгот и преимуществ потомственного дворянства.

    Информация о работе Абсолютизм в России