Абсолютизм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

При выполнении данной работы ставится цель изучить правовое положение населения в период абсолютной монархии в России.
Для достижения поставленной цели решается ряд задач, а именно:
рассматривается правовое положение дворянства в период абсолютной монархии;
характеризуется правовое положение городского населения;
анализируется правовое положение крестьянства в период абсолютной монархии.

Файлы: 1 файл

роабота.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Положение крепостных крестьян было крайне тяжелым. Помещики имели  право своих крестьян продавать, дарить, менять, закладывать и т. д. 13 декабря 1760 г. был принят Указ «О приеме в Сибирь на поселение от помещиков, дворцовых, синодальных, архиерейских, монастырских, купеческих и государственных крестьян, зачетом их за рекрут»32, касающийся освоения Сибири и связанный с укреплением хозяйственной и военной мощи России. Однако указ 1760 г. носил своеобразный уголовно-правовой характер. В порядке вотчинной юстиции помещик сам определял состав преступления своего крепостного, наказанием за которое являлась пожизненная ссылка в Сибирь, подтверждающая наиболее уродливые стороны крепостнического быта: Указ дозволял разлучать детей с родителями.

Пиком, или апогеем, крепостного права в сфере уголовной юрисдикции (права производить суд) помещиков стал Указ от 8 января 1765 г. «О праве помещиков отдавать неугодных им крестьян в каторжную работу»33. Указ предоставлял право помещику по своему усмотрению ссылать неугодных крестьян на каторгу и в любое время возвращать их обратно. Крестьян могли наказывать батогами, кнутом, розгами, применять к ним разного рода пытки, то есть крепостное состояние крестьян было доведено до такого уровня, когда оно практически ничем не отличалось от рабства. Только крестьян, обвиненных в убийстве, судил государственный суд.

Это — максимум того, что было дозволено помещикам  по закону на протяжении всего времени существования крепостного права в России. В этом проявление исключительности и вместе с тем крайнего произвола карательной власти крепостников, дарованной в период расцвета российского дворянства34.

Таким образом, по итогам данной главы можно сделать вывод о том, что вступление России в стадию абсолютизма сопровождалось и консолидацией класса эксплуатируемых. Консолидация класса эксплуатируемых – громадного большинства населения России – проходила противоречиво.

Наряду с исчезновением  старых мелких сословных групп возникали внутри крестьянства новые группы и подгруппы. Деление шло по линии принадлежности крестьян тому или иному владельцу, т.е. по субъекту права собственности на крестьянина.

Глава 4. правовое положение священников. религия

 

Еще в 1649 г. был образован светский Монастырский приказ, суду которого подлежали все церковные лица и зависимое от них население. Государство стремилось полностью подчинить церковь своей юрисдикции. Борьба была жестокой: в 1677 г. Монастырский приказ был упразднен, но в 1701 г. восстановлен с более широкими полномочиями. Он стал фактически высшим административно-судебным учреждением, контролировавшим и управлявшим духовенством, церковными вотчинами и их населением.

 В 1700 г. в России  упраздняется патриаршество. В  1721 г. была создана Духовная коллегия, стоящая в ряду других коллегий и вскоре переименованная в Синод. Тем самым подчеркивалось особое положение этой коллегии, близость ее статуса к Сенату (полное название органа: Святейший Правительственный Синод). Однако расширения компетенции Синода не произошло, из нее изымались наиболее важные гражданские и уголовные дела, связанные с церковными проблемами. Но политическая, административная и экономическая самостоятельность церкви охранялась, особенно на уровне местных органов.

 В 1726 г. была сделана  неудачная попытка разделить  синод на два департамента: первый, состоящий из членов Синода, находящихся на жалованье (не получавших доходов от епархий), должен был управлять богослужебно-каноническими делами церкви. Второй, состоящий из светских чиновников должен был решать судебные и административно-хозяйственные вопросы церковного управления. Это был проект бюрократизации церковного управления.

 В 1744 г. архиерейские  домовые правления (исполнительные  органы архиереев в епархиях) преобразуются в консистории. В них входили светские чиновники-секретари, в присутствии находилось пять духовных лиц. Реорганизация местных церковных органов была произведена по аналогии с реорганизацией Синода.

 Новые политические  взаимоотношения абсолютистского государства и церкви требовали правовой регламентации имущества церкви и правового статуса духовенства. Необходимо было решить вопросы об административной власти епископов, местных органов управления и церковных судов. Важным фактором в этом урегулировании стала секуляризация церковных земель в 1762- 1764 годах.

 Уже в первой  четверти XVIII в. определилось правовое  положение императора в церковной системе:

1) император стал источником  и носителем высшей власти  в православной церкви, власть церкви стала производной от государственной власти;

2) император осуществлял  свою власть в церкви в рамках  государственного законодательства;

3) Священный Синод  стал органом распорядительной  власти императора;

4) церковная организация  стала частью государственного аппарата, его ведомством. Как государственная, власть монарха была поставлена над церковью.

 Разработка положений  о церкви, осуществленная Уложенной  комиссией 1754 г., затронула ряд существенных вопросов о господствующем положении православной веры. Отход от православия, совращение в нехристианскую веру, богохульство оставались тяжкими преступлениями и наказывались смертной казнью.

 Правовой статус  других вероисповеданий и церкви  полагался ограниченным, их проповедь (не вероисповедание) запрещалась. Также ограничивалось распространение нехристианских вероучений, прежде всего, мусульманства.

 Приверженцы раскола  получали право на равный с  другими подданными суд. Облагались обычным (не двойным) подушным налогом, но вступление их в государственные должности ограничивалось. Распространение вероучения раскольников запрещалось.

 В области брачно-семейных  прав православные получали определенные привилегии. Вполне законным признавался брак, заключенный между лицами одного вероисповедания. Допускались браки православных с лютеранами, но дети от этого брака могли быть крещены только в православии. Все незаконнорожденные от православных дети считались православными. Наступление государства на имущественные права церкви выразилось уже в ограничении прав собственности церкви на землю и крепостных крестьян: духовные лица лишались права распоряжаться своим имуществом, за ними сохранялось лишь право сбора оброка. В 1764 г. была проведена секуляризация церковных и монастырских земель. Церковь лишалась вотчинных прав, свыше девятисот тысяч душ перешли в собственность казны и под давление Коллегии экономии.

 Из двадцати шести  епархий только три оставались  на прежнем материальном обеспечении, остальные переходили во второй и третий классы обеспечения. Из девятисот пятидесяти четырех монастырей оставалось триста восемьдесят пять, остальные закрывались. Только пятая часть доходов с прежних земель отводилась на содержание церкви.

 В "Наказе" Екатерины  II (1768 г.) наряду с тремя общественными  слоями (дворянство, "средний род  людей", крестьянство) духовенство не упоминалось как особое сословие, подчеркивался принцип свободы вероисповедания. Ограничено было и участие духовных лиц в работе Уложенной комиссии, высказывались даже предложения о полном упразднении Синода и замене его чисто государственным органом по делам церковного управления. Сокращалось влияние церковных судов и давалась четкая регламентация их полномочий, чисто юридические принципы вытесняли нормы церковные и нравственные. Многие правонарушения, касавшиеся церкви, приравнивались к должностным, общеуголовным и утрачивали черты квалифицированного преступления. 3ато причастность духовного лица к преступлению рассматривалась как отягчающее обстоятельство. Проекты, выработанные в Уложенной комиссии уложения, определили дальнейшее развитие законодательства о церкви: в 1773 г. была провозглашена свобода вероисповедания. При введении губернской реформы 1775 г. дела о суевериях передавались в совестные суды, с 1782 г. - в управы благочиния, подчиненные городским властям. Туда же передавались дела о волшебстве и богохульстве. С 1772 г. отменялись уголовные наказания за ересь.

 Нa разборе 1769 г.  многих духовных лиц, не имевших  должностей священно - и церковнослужителей, в возрасте от пятнадцати до  сорока лет призвали в армию.  Духовенство численно регулировалось по аналогии с государственной бюрократией: в 1786 г. хлебное жалованье было полностью заменено денежным, с 1791 г. началось пенсионное обеспечение священнослужителей.

 С 1783 г. вступление  в духовное звание было закрыто  для крепостных, в 1779 г. были отменены телесные наказания для духовных лиц.

 В начале XIX в. правительство  стремится создать собственный  идеологический аппарат и окончательно подчинить ему бюрократизированное духовенство. Церковных иерархов предполагалось устранить от управления церковью в центре и на местах, передав управление государственному органу. В 1817 г. создается Министерство духовных дел и народного просвещения. Министру передавались административные функции Синода, устанавливался контроль за его судебной деятельностью. Синод подчинялся Министерству духовных дел. Однако уже в 1824 г. министерство ликвидируется. Во второй четверти XIX в. в ведение обер-прокурора Синода передаются некоторые вопросы, ранее рассматриваемые самим этим органом. В 30-е годы в непосредственное ведение обер-прокурора переходит канцелярия Синода и комиссия духовных училищ. В 1836 г. создаются особая канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет, подчиненные обер-прокурору. Все исполнительные органы Синода оказались подчиненным одному лицу, а высший орган церковного управления оказался изолированными от местного аппарата, утратившим хозяйственные, финансовые и административные функции, перешедшие к светским органам и чиновникам.

Таким образом, государство  всегда стремилось организационно и административно подчинить себе церковь, сохранив ее в качестве идеологической системы и центра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По итогам проделанной  работы можно сделать вывод о  том, что процесс постепенного сближения правового статуса поместий и статуса вотчин завершился в начале XVIII в. полным слиянием этих институтов и даже заменой прежних терминов одним общим. Окончательное слияние вотчины и поместья произошло по Указу о единонаследии от 23 марта 1714 г. По нему правовое положение вотчины и поместья уравнивалось, они стали именоваться «недвижимыми вещами». Указ сыграл большую роль в укреплении положения дворянства, превратив их поместья в наследственную собственность. Вместе с тем он содержал и ряд ограничений в праве распоряжения земельной собственностью, против которых выступали дворяне

При Петре I исчезло прежнее  деление господствующего класса на многочисленные внутриклассовые сословные группы – бояр, дворян, детей боярских и т.д.

Табель о рангах, изданная Петром I, полностью устранила прежние сословные группировки внутри класса феодалов и ввела новое единое название для обозначения господствующего класса-сословия – шляхетства.

Консолидация дворянства в класс-сословие сопровождалась существенным усилением замкнутости этой социальной группы. Приобретение статуса дворянина было весьма сложным процессом.

Дворянство стало высшим сословием в России в XVIII веке. Манифест о вольности дворянства называет его «главным в государстве членом».

Замкнутым сословием  стало городское население, которое, подобно крестьянству, состояло из нескольких групп. Внутрисословное деление городских жителей было еще более социально контрастным.

Антиподом дворянства выступал класс крестьян, также сформировавшийся в сословие. Закончилась многовековая история холопства. В начале XVIII в. оно окончательно слилось с крестьянством. Исчезли и другие, более мелкие группы эксплуатируемых, вроде захребетников или монастырских детенышей. Теперь классу-сословию эксплуататоров противостоял класс-сословие эксплуатируемых – зависимые крестьяне. Закрепощение крестьянства завершилось в XVII в. Можно отметить четыре основные группы крестьяновладельцев: феодальное государство, церковь и ее организации, правящая династия как вотчинник, отдельные феодалы. Соответственно крестьяне делились на государственных, экономических, дворцовых, помещичьих. Эти группы состояли в свою очередь из более мелких.

Если сословие дворян не было единым и однородным, то в  значительно большей мере это  относилось к крестьянству. Консолидация крестьянства в класс-сословие не привела, как уже отмечалось, к устранению его деления на внутрисословные группы, порой значительно различающиеся по правовому режиму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Источники

 

  1. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства от 21 апреля 1785 года // Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.5. / Отв.ред. Е.И. Индова. - М.: Юридическая литература, 1987. – С. 23-53.
  2. Указ об отмене местничества от 12 января 1682 года // Эскин Ю.М. Очерки истории местничества в России XVI-XVII вв. – М.: Квадрига, 2009. – С. 44-47.
  3. Табель и рангах // Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.4. / Отв. ред. А.Г. Маньков. - М.: Юридическая литература, 1986. – С. 62-66.
  4. Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству от 18 февраля 1762 г. // Полное собрание законов Российской империи. - Т. XV. - № 11444. – С. 189 – 191.
  5. Новоуказные статьи о поместьях 10 марта 1676 г.//т КонсультантПлюс.
  6. Указ от 23 марта 1714 г. «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» (Указ о единонаследии) // Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т.Т.4 / Отв. ред. А.Г. Маньков. - М.: Юридическая литература, 1986. – С. 295-300.
  7. Устав Главного магистрата от 16 января 1721 г. // Реформы Петра I. Сборник документов / Сост. В.И. Лебедев. - М.: Гос.соц.-эк.изд-во, 1937. – С. 187-206.
  8. Грамота на права и выгоды городам Российской империи от 21 апреля 1785 г. (Жалованная грамота городам) // Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.5 / Отв.ред. Е.И. Индова. - М.: Юридическая литература, 1987. – С. 68-129.

Информация о работе Абсолютизм в России