Возникновение и развитие института президентства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Для России институт президентства является сравнительно молодым институтом в системе конституционного права. Реформы, проводимые в начале 90-х годов, пpивели к надобности поиска новой модели государственной власти. Учpеждение пpезидeнтства в Российской Федерации дало начало развитию принципа разделения властей, который является общепризнанным в современном мире. Это стало новым этапом в развитии российской государственности.
Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент РФ является главой госудаpства. Как глава государства он считается гарантом прав и свобод граждан, обеспечивает согласованность во взаимодействиях органов государственной власти.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1 Институт Президентства в Российской Федерации 5
2 Компетенция Президента Российской Федерации. 17
Заключение 24
Глоссарий 27
Список использованных источников 30
Приложения 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Конституционному праву.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Глава государства подписывает  и обнародует федеральные законы. Это существенное  полномочие завершает  законодательный процесс и придаёт  законам обязательную силу. Такая  процедура обеспечивает разделение властей.

На Президента также возложена обязанность oбращения с ежегодными посланиями о положeнии в стране, об оснoвных направлениях внутрeнней и внeшней пoлитики государства. В России в виде таких посланий глава государства излагает свою точку зрения относительно развития внутренней, внешней политики и будущего страны в целом.

2.2. Полномочия в сфере назначения  должностных лиц.

В соответствии с пунктом «а»  ст. 83 Конституции, Президент с согласия Государственной Думы вправе назначать  Председателя Правительства Российской Федерации. Кандидатура рассматривается Думой и принимается путём большинства голосов от общего числа депутатов. Согласие даётся в форме постановления. Государственная Дума имеет право отклонить кандидатуру, предложенную Президентом, тогда новый кандидат на пост Председателя Правительства должен быть внесён главой государства в течении 2-ух недель.

Согласно пункту «в» настоящей  статьи, на Президента также возлагается  решение об отставке Правительства  РФ. Несмотря на интересную характерную  особенность назначения Председателя Правительства с согласия Думы, само Правительство в целом Президент может отправить в отставку самостоятельно. Из этого следует, что Президент России лично участвует в деятельности Правительства и является персонально ответственным лицом за всю его работу. Это подтверждает пункт «б» ст. 83 Конституции, в котором закреплена возможность председательствования главы государства на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Президент и Правительство вообще очень тесно связаны между  собой. Их взаимодействие находит подтверждение в пункте «д» настоящей статьи, Президент имеет право назначать на должность и освобождать от неё заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. Такое решение можно назвать совместным ввиду того, что указанные назначения на должности и освобождения от них осуществляются Президентом России только по предложению Председателя Правительства.

Президент также вправе представлять Государственной Думе кандидата  на должность Председателя Центрального банка РФ и вносить представление об отрешении его же от должности. Данные полномочия Президента закреплены в пункте «г» ст. 83 Конституции. Однако само назначение и отрешение от этой должности  проводится Государственной Думой. Такая постановка является гарантом Центрального банка от остальных органов государственной власти.

Чтобы гарантировать независимость  всем членам судейского корпуса, а прежде всего судьям Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов  РФ, а также Генеральному прокурору  РФ, следует руководствоваться пунктом «е» ст. 83 Конституции. В нём закреплено, что порядок назначения данных лиц на должности производится только по представлению Президента Российской Федерации. В соответствии с пунктом «ж», «з» ч.1 ст. 102 Конституции, назначение на должность судей указанных судов (в случае с Генеральным прокурором и освобождение от неё) всегда производится Советом Федерации. Непосредственно Президентом могут быть назначены судья других федеральных судов.

Ряд должностных лиц, которые подробнее  описаны в пунктах «к», «л», «м» ст.83 Конституции, назначаются и освобождаются лично главой государства. В число таких лиц входят полномочные представители Президента, дипломатических представителей страны в иностранных государствах и международных организациях. Также Президент наделён правом назначения и освобождения от должностей высшее командование Вооружённых Сил РФ, а также он может осуществлять утверждение военной доктрины страны. Это объясняется тем фактом, что Президент России является Верховным главнокомандующим Вооружённых Сил Российской Федерации.

На основании пункта «ж» Президент  может формировать и возглавлять  Совет Безопасности РФ в соответствии с федеральным законом. Совет  безопасности, как совещательный  орган, готовит решения, касающиеся государственной безопасности. Такие решения оформляются указами Президента России.

Подводя итог, хочется отметить, что  в соответствии со ст. 83 Конституции, глава государства полностью  формирует Администрацию Президента Российской Федерации. Благодаря этому  органу Президент России имеет возможность исполнять все возложенные на него Конституцией и федеральными законами функции и полномочия.

2.3. Другие полномочия.

Президент наделён обширными полномочиями во всех сферах государственной власти. К примеру, он тесно взаимодействует  с судебной властью, формируя судейский корпус и гарантируя ему независимость. Тем не менее, Президент России не имеет права вмешиваться в деятельность судебных органов.

Важны полномочия, касающиеся безопасности и обороноспособности государства. Ведь основной задачей Президента является защищённость интересов граждан, общества и России в целом от внутрeнних и внeшних пoтeнциaльных угроз. Здесь важно правильно определить объекты безопасности. К ним стоит отнести права и свободны личностей, мaтeриaльныe, а также духовные ценности общества, его конституционный строй, территориальная целостность страны и её cувeрeнитeт. А вот основной субъект – это само государство, которое осуществляет функции по обеспечению безопасности благодаря высшим органам власти.

Президент России имеет право ввести военное положение на территории всей страны или в отдельных местностях, сообщив об этом Совету Федерации и Думе. Угроза безопасности может появиться и в связи с внутренними причинами. В этих случаях чрезвычайное полoжение вводится Президентом на территoрии всей страны или в oтдeльных её мeстнocтях.

Являясь руководителем внешней  политики страны, Президент имеет  право вести переговоры и подписывать  международные договоры Российской Федерации. Он может подписывать  ратификационные грамоты, основываясь на законах о ратификации международных договоров. Подпись Президента должна быть скреплена печатью и дополнена подписью министра иностранных дел. В соответствии с пунктом «г» ст. 86 Конституции глава государства принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей, которые были при нём аккредитуемы.

К компетенции Президента также  относится решение вопросов гражданства  и предоставления политического  убежища (пункт «а» ст. 89 Конституции). Награждение государственными наградами, присвоение почётных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий тоже входит в компетенцию Президента Российской Федерации. Глава Правительства также осуществляет помилование. Все полномочия главы государства по этим вопросам строго регламентируются Конституцией и федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.85 Президент имеет  право использовать согласительные процедуры при возникновении  разногласий. Это выражается в совместном обсуждении спорных вопросов, в поиске компромиссов. Основной задачей является поиск выгодного и приемлемого для обоих сторон варианта. Однако, если такой вариант не был найдет, Президент имеет право представить разрешение спора в соответствующий суд. Чаще всего таким судом является Конституционный Суд, в некоторых случаях – третейский.

В полномочия главы государства  входит приостановление действий актов  органов исполнительной власти субъектов  Российской. Отметим, что приостанавливаются только действие тех актов, которые  противоречат Конституции, федеральным  законам, международным обязательствам РФ или же нарушают права и свободы человека и гражданина. Однако, Президент имеет право приостановления действий тех актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но не имеет возможности приостановления действий актов их органов законодательной власти.

Президент наделяется правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Прежде всего, надо обратить внимание на то, что Президент вправе приостановить действие только такого акта органа исполнительной власти субъекта Федерации, который противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушает права и свободы человека и гражданина.

Следует заметить, что Президент  вправе приостанавливать действие только актов oрганов испoлнитeльнoй власти субъектов Федерации, но он не может приостановить дeйствиe aктoв их oрганoв зaконодaтeльнoй влacти.

Заключение

Поводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что учреждение института президентства в России стало новым этапом в развитии государственности. В данный момент Президент занимает особое место в политической жизни государства. Уже более 20 лет функционирует институт Президентства в нашей стране. За это время особых изменений в выборном законодательстве не произошло. Был внесён ряд важных положений: была введена чёткая норма сроков полномочий Президента; кандидатам гарантировали равный статус; был увеличен перечень, подаваемых документов кандидатом на пост Президента; утвердился порядок самовыдвижения кандидатов.

Тем самым, вся система института  Президентства планомерно развивается. Его появление в России стало  началом большой реформы всей исполнительной власти. Институт Президентства  справился с изменением политических систем, стал более прочным и стабильным, не потеряв свой значимости для государства. И несмотря на то, что российский институт Президентства имеет много сходств с подобными институтами демократических стран, всё же есть ряд признаков, которые не встречаются в конституциях зарубежных государств. Такие признаки не могут исключить узурпирование власти, зато в Конституции закреплён ряд либеральных мер, ограничивающих превышение должностных полномочий президента. Необходимо чётко обусловить правовое определение института Президентства. Следует конкретизировать область полномочий Президента, разграничить компетенцию высших органов власти.

Президент Российской Федерации имеет  существенную политическую силу, которая  воздействует на государственную власть в целом, существенно действует на внутреннюю и внешнюю политику государства. Свои полномочия глава государства применяет самостоятельно. Однако Конституция оставляет право участия других государственных органов в механизме государственной власти. Это в очередной раз подтверждает, что в российской государстве узурпация фактически невозможна. Независимо от наделения Президента большими полномочиями, он обязан согласовывать ряд решений с высшими государственными органами.

В прежней Конституции, действовавшей до принятия Конституции Российский Федерации, действовало другое построение президентской власти. Президент перестал быть главой исполнительной власти. Теперь он не входит ни в одну из трёх государственных властей. В связи с этим, поменялось взаимодействие с Правительством и системой исполнительной власти. Никаких кардинальных изменений такие перемены принести не могут, так как Россия является президентской республикой, что означает сосредоточение основных полномочий главы государства и главы правительства в руках Президента. Главным отличием президентской республики является отделение исполнительной власти от других ветвей, взаимодействие между ними осуществляется посредством взаимных cдeржeк и прoтивoвесов. Исходя из этого следуют характерные признаки президентских республик такие как, например, избрание Президента и Парламента народом; Парламент не имеет полномочий «уволить» главу государства (вне процедуры импичмента), а сам Президент, в свою очередь, не может единолично распустить парламент(исключения составляют лишь случае, предусмотренные Конституцией).

Существует множество признаков, характеризующих президентскую  республику. Россия приняла опыт зарубежных стран, позаимствовав у них некоторые  подходы к управлению страны. Но всё же российскому институту президентства ещё далеко до совершенства. Считаю, что для успешного функционирования данного института со всеми ветвями государственной власти, Президент не должен стоять «выше» структур публичной власти. Глава государства просто должен тесно взаимодействовать с ними.

Целью работы было, разобраться в  истории возникновения института  Президентства в Российской Федерации  и охарактеризовать современную  модель президентства в обществе. Положение в системе органов  государственной власти закреплено мнением народа, а также было подтверждено практикой некоторых демократических стран. Институт Президентства является самым молодым из государственных институтов. Его введение положило начало развитию нового этапа в организации власти. Советская форма управления существенно изменилась. Любой институт должен способствовать развитию общества и совершенствованию текущей модели правления. А институт Президентства должен развивать гражданско-политическую идеологию, постоянно внедряя новые предложения и прочее. России нужен кардинальный пересмотр некоторых действующих законов, новая информационная пoлитикa. Нужно помнить, что Российская Федерация – это большое многонациональное государство, у которого очень большой потенциал. Развивать его можно только в том случае, если планомерно уходить от старых устоев управления и не следовать «слепо» западному примеру.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Голосование

главная стадия избирательного процесса, проходит в один или два тура, осуществляется лично путём подачи избирательного бюллетеня.

2.

Законодательные органы государственной  власти

образуемые непосредственно народом, подотчетные и ответственные  перед ним государственные органы, уполномоченные народом и осуществляющие в его интересах государственную  власть.

3.

Избирательная кампания

(предвыборная кампания)

совокупность агитационных мероприятий, осуществляемая кандидатами на выборные должности и их партиями в избирательной  борьбе, с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей  на предстоящих выборах.

4.

Избирательно право

урегулированная Конституцией и законами деятельность органов и групп  избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

5.

Парламент

высший представительный и законодательный  орган государственной власти.

6.

Правительство РФ

высший орган федеральной исполнительной власти, т.е. это коллегиальный орган  общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране.

7.

Президент

глава российского государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

8.

Референдум

всенародное голосование (опрос) по существенным вопросам государственной, общественной, политической жизни.

9.

Убежище дипломатическое

предоставление какому-либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического или консульского представительства, а также на иностранном военном корабле.

10.

Убежище территориальное

предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследования по политическим мотивам на своей территории.

Информация о работе Возникновение и развитие института президентства