Становление и развитие института Президентства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:30, контрольная работа

Описание работы

Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве.
Термин “президент” происходит от латинского praesidens, что означает “сидящий впереди”, т. е. председательствующий на собрании.

Содержание работы

Введение ............................................................................................................... 3
1. Становление и развитие института Президентства в РФ..............................5
2. Статус Президента Российской Федерации................................................... 8
3. Выборы Президента Российской Федерации................................................ 12
4. Полномочия Президента РФ............................................................................17
Заключение.............................................................................................................20
Список литературы................................................................................................22

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по КПР).docx

— 55.17 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение ............................................................................................................... 3

1. Становление и развитие института Президентства в РФ..............................5

2. Статус Президента Российской Федерации................................................... 8

3. Выборы Президента Российской Федерации................................................ 12

4. Полномочия Президента РФ............................................................................17

Заключение.............................................................................................................20

Список литературы................................................................................................22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Институт президентства  представляет собой  неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве.

Термин “президент” происходит от латинского praesidens, что означает “сидящий впереди”, т. е. председательствующий на собрании.

Исторически родиной президентства  были США, где президент в одном  лице являлся и главой государства, и главой правительства. Из США институт президентства распространился в страны Латинской Америки, а среди европейских стран первыми должность президента ввели одновременно Франция и Швейцария в 1848 г. Но самое широкое распространение этот институт получил в ХХ веке, в период распада колониальных империй и образования множества независимых государств, большинство из которых выбрали президентскую форму правления1.

           В начале своей эволюции институт президентства существенно отличался от современного. Он был создан с целью восстановить авторитет государственной власти и укрепить исполнительную власть, обеспечивающую соблюдение законов в стране2. В законе “О Президенте РСФСР” от 24 апреля 1991 г. было всего 11 статей. Некоторые из них аналогичны действующим сейчас, а другие утратили свое юридическое и практическое значение. В этом законом Президент был охарактеризован как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти в РСФСР.

           Конституция 1993 г. установила новую систему органов государственной власти. Была отвергнута американская модель президентской республики, где президент совмещает в одном лице пост главы государства и главы правительства. Выбор был сделан в пользу французской модели смешанной, полупрезидентской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами главой государства и главой правительства1.

           Таким образом, пост Президента является новшеством для Российской Федерации. Поэтому анализ института президентства в системе государственной власти России представляет собой актуальное направление в государственно-правовых исследованиях.

           Целью данной контрольной работы является рассмотрение таких вопросов как: становление и развитие института Президентства в РФ, статус Президента Российской Федерации, порядок проведения его выборов и полномочия Президента в различных сферах, особенности института президентства в России и его значение в политической жизни государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Становление и развитие института Президентства в РФ

 

          Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был чужд.

          В советском государстве в теоретической литературе (со слов И.В. Сталина) часто называли коллегиальным президентом Президиум Верховного Совета СССР. Однако такая трактовка сущности этого органа неправомерна. Президиум был органической частью единой системы Советов, наряду с которой не могло существовать никакого иного органа государственной власти. В соответствии с советскими конституциями все органы были производны от Советов и им подотчетны. Высказывавшиеся в то время идеи об учреждении института президента в СССР сначала в процессе всенародного обсуждения Конституции СССР 1936 г., а позже при подготовке новой Конституции были отвергнуты.

          Даже в условиях обновляющегося общественного строя, в годы перестройки, когда в повестку дня был поставлен вопрос о ликвидации монополии одной партии - КПСС, предложение об учреждении поста Президента СССР встретило значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако набиравшие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и в 1990 г. пост Президента СССР был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР.

          Вскоре аналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где решения об этом принимались Верховными Советами.

          В России институт президентства существует с 1991 года. Решение о введении этого института в российскую государственную систему было принято на общенародном референдуме, проведенном в апреле 1991 года, а 12 июня того же года всеобщим голосованием на этот пост был избран Б. Н. Ельцин.

           Его статус по Конституции 1978 г. имел существенные отличия от того, как определила правовое положение Президента Конституция 1993 г.

Эти отличия заключаются  в том, что Президент:

1) определялся как высшее  должностное лицо и глава исполнительной  власти (а не глава государства);

2) не обладал (как в  действующей Конституции 1993 г.) полномочиями  определять основные направления  внутренней и внешней политики;

3) не имел права роспуска  Съезда народных депутатов и  Верховного Совета;

4) не участвовал в назначении  членов Конституционного Суда, Верховного  Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, Председателя  Центрального банка; 

5) был обязан представлять  не реже одного раза в год  доклады Съезду народных депутатов  о выполнении принятых Съездом  и Верховным Советом социально-экономических  и иных программ (кроме ежегодных  посланий), причем Съезд мог потребовать  внеочередного доклада. 

           Помимо этого указы и распоряжения Президента мог отменить Съезд, а на основании заключения Конституционного Суда и Верховный Совет (причем последний был вправе приостанавливать действие указов и распоряжений до разрешения вопроса Конституционным Судом). Несмотря на то, что Президент являлся главой исполнительной власти, Совет Министров - Правительство было подотчетно Съезду, Верховному Совету и Президенту, а Съезд и Верховный Совет осуществляли контроль за деятельностью всех подотчетных им государственных органов.

          Решение об отставке Правительства принималось Съездом или Верховным Советом путем выражения недоверия Правительству, либо Президентом по своей инициативе с согласия Верховного Совета. В Конституции 1978 г. было также закреплено, что Верховный Совет давал согласие на назначение министров иностранных дел; обороны, безопасности и внутренних дел (ч. 3 ст. 108). Президент представлял Верховному Совету предложения об образовании, реорганизации и упразднении министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации (ч. 6 ст. 121.5). Принципиально иными были основания и порядок отрешения Президента от должности. Предусматривалась должность вице-президента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Статус Президента Российской Федерации

 

            Президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения1. Его особое положение отражено

в структуре Конституции, в которой описание системы государственных  органов начинается с главы о Президенте. Основы статуса Президента Российской Федерации закреплены в ст. 80 Конституции РФ. Президент является главой государства. В конституционном праве понятие главы государства точно и однозначно не определено. Конституции многих зарубежных государств вообще не используют этот термин, а полномочия главы государства могут определяться сложившейся конституционной практикой. Но обычно глава государства является лицом, воплощающим собой представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях2.

             Президент является гарантом Конституции РФ. Он контролирует соблюдение конституционных норм всеми органами государства. Он накладывает вето на законы, не соответствующие конституции, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Он наделен правом отменять распоряжения и постановления Правительства. Наконец, выполнять функцию гаранта Конституции он может не только лично, но и путем обращения в компетентные органы – прежде

всего суды. Президент вправе направлять в Конституционный Суд  запросы о

конституционности различных  нормативно-правовых актов и обращаться в

Конституционный Суд по вопросам толкования Конституции3.

         

         Особенность статуса Президента России заключается в том, что он не отнесен Конституцией ни к одной из ветвей власти. Поэтому, говоря о несовершенстве действующей Конституции, многие исследователи приводят в качестве аргумента то, что Президент выведен за рамки разделения властей, он возвышается над всеми ветвями государственной власти, и тем самым придается легитимность его всевластию1. Однако из положений Конституции не вытекает исключительности положения Президента в системе органов государственной власти. Он стоит над другими ветвями власти, не концентрируя при этом в своих руках полномочия других ветвей, а являясь лишь арбитром в отношениях с ними2.

           В молодых демократических странах, где институты гражданского общества и демократии еще недостаточно развиты и окончательно не оформились, проблема конституционного сотрудничества и взаимодействия властей становится особенно острой и болезненной. Вместо сотрудничества, нередко возникает противостояние властей, которое выражается в “холодной войне” между президентом и парламентом, что имело место и в России3.

            Вследствие таких серьезных конфликтов вся система власти становится нестабильной и нежизнеспособной. Но разделение властей призвано упорядочить работу государственных органов, а не прекращать ее даже на минимальный срок4. Поэтому существуют специальные механизмы, обеспечивающие координацию и согласованность деятельности всех органов государственной власти. Эти механизмы необходимы как раз для того, чтобы не допустить превращения разногласий в открытые конфликты, препятствующие функционированию государственных институтов, или в прямое противоборство с применением силы1.

            Президент располагает конкретными средствами для разрешения конфликтов и разногласий между государственными органами. Одним из эффективных и часто используемых на практике средств являются согласительные процедуры, которые дают возможности урегулирования отношений между различными органами государственной власти. Согласительные процедуры призваны обеспечить решение проблем, не прибегая к принуждению. Сущность таких процедур – в поисках компромиссных решений, удовлетворяющих все спорящие стороны, и в конечном счете в достижении взаимного согласия2.

            Непосредственные переговоры – наиболее часто применяемый вид согласительных процедур. В ряде случаев они помогают не только выйти из конфликтной ситуации, но даже предотвратить сам конфликт. Для преодоления возникших разногласий создаются смешанные комиссии, в состав которых входят представители спорящих сторон.

            Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. То, что Президент “представляет РФ”, означает, что он не нуждается в каком-либо удостоверении его полномочий. Он вправе признать от имени своего государства текст международного договора или дать согласие государства на обязательность для него договора.

            Президент прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока пребывания его в должности. Моментом истечения срока полномочий считается принесение присяги вновь избранным Президентом РФ.

           С момента объявления отставки самим Президентом его полномочия

автоматически досрочно прекращаются. Такой случай имел место в российской государственной практике, когда Президент Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил о своей отставке, и исполнение его полномочий временно было возложено на Председателя Правительства В. В. Путина.

            Отрешение Президента от должности автоматически влечет за собой прекращение исполнения им полномочий. Президент теряет при этом свою неприкосновенность и может быть привлечен к уголовной ответственности в обычном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Выборы Президента Российской Федерации

 

          Выборы Президента представляют собой важнейшее событие в политической жизни страны. Порядок проведения выборов Президента РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным законом “О выборах Президента Российской Федерации” от 17 мая 1995 г. Любой избирательный процесс в России также регулируется Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации” от 6 декабря 1994 г., положения которого применимы и к выборам Президента.

Информация о работе Становление и развитие института Президентства в РФ