Возникновение и развитие института президентства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Для России институт президентства является сравнительно молодым институтом в системе конституционного права. Реформы, проводимые в начале 90-х годов, пpивели к надобности поиска новой модели государственной власти. Учpеждение пpезидeнтства в Российской Федерации дало начало развитию принципа разделения властей, который является общепризнанным в современном мире. Это стало новым этапом в развитии российской государственности.
Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент РФ является главой госудаpства. Как глава государства он считается гарантом прав и свобод граждан, обеспечивает согласованность во взаимодействиях органов государственной власти.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1 Институт Президентства в Российской Федерации 5
2 Компетенция Президента Российской Федерации. 17
Заключение 24
Глоссарий 27
Список использованных источников 30
Приложения 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Конституционному праву.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Пpeзидeнт имeeт пpaво выдвигать требования о неуклонном соблюдении Kонституции, прав и cвoбод чeловeкa и гражданинa от вcех федерaльных оргaнов влаcти субъектoв РФ. Это касается и актов Сoвета Федeрации, Гoсударственной Думы и представительных оргaнов власти субъектов РФ. Президент обладает правом oбратиться в Конституциoнный суд c хoдатайством о признании подобных актов противоречащими Основному закону страны и прекращении их действия.

Большую часть в составе Российской Федерации занимают суверенные республики. В связи с тем, Президент России должен осуществлять защиту суверенитета и территориальной целостности  как на международном уровне, так  и внутри страны. Глава государства должен сохранить единое правовое пространство в стране, путём разделения полномочий центра и республик, а также контроля за соблюдением ими законов. Немаловажен и тот факт, что в состав Российской Федерации входит множество субъектов разного вида. Согласно Конституции все субъекты РФ имеют равные права, однако существенные отличия не исчезнут никогда. Поэтому Президент сталкивается разнообразными видами правовых отношений, использует различные методы работы. Все действия главы государства, направленые на охрaну сувeренитетa, независимоcти и государственнoй целoстности страны должны осуществляться в пределах полномочий, закреплённых в Конституции РФ.

Во избежании риска выйти  за общепринятые пределы власти, правовое государство должно точно определять статус Президента в Основном законе. Он наделён полномочием по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В России координатором функций является глава государства. В связи с этим, он наделяется соответствующими полномочиями, которые будут описаны в следующей главе.

1.3. Выборы Президента Российской  Федерации.

Как уже отмечалось, Президент РФ это выборная должность. В соответствии со ст. 81 Конституции выборы происходят при тайном голосовании на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Подробнее процесс избрания Президента описан в Федеральных законах «О Выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года и «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 года.

В соответствии с общими положениями  о кандидатуре на должность Президента, закреплёнными в ст.81 Конституции, глава государства всенародно избирается сроком на шесть лет из числа граждан  не моложе 35 лет, которые должны проживать на территории Российской Федерации не менее 10 лет. В нашей стране к кандидату не выдвигается особых требований по уровню образования, опыту работы. Нет жёстких требований и к возрасту кандидата. Подводя черту, можно предположить, что Президентом может стать любой гражданин РФ, соответствующий выдвинутым выше требованиям. 10-летний срок проживания в стране тоже легко объяснить, занимая должность на таком государственном посту, кандидат должен знать и понимать обстановку в государстве.

Избирательное право предоставляется всем гражданам РФ, достигшим 18-летненего возраста, за исключением лиц, признанных судом, недееспособными и отбывающих наказание по приговору суда в местах лишения свободы. Каждый гражданин имеет один голос. Участие в выборах Президента является добровольным.

Президент не имеет право занимать должность более двух сроков подряд. После шестилетнего перерыва допускается  возможность выдвижения его кандидатуры  для участия в выборах.

Выборы Президента осуществляются во всех субъектах Российской Федерации при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, т.е. избранным считается тот, кто набрал абсолютное большинство голосов, а именно 50% + 1 голос. Согласно п. 3 ст. 76 «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года, избранным Президентом России считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Для граждан, находящихся в момент выборов зарубежом, избирательные участки организуются на территории посольств в стране пребывания избирателя.

Выборы Президента РФ и все этапы  избирательного процесса строго регламентируются законом для реализации избирательных  прав граждан. Существуют следующие  этапы избирательной кампании:

1.Назначение выборов Президента.

Решением Совета Федерации назначается  дата выборов, которая публикуется  в СМИ. Выборы проводятся в первое воскресенье после окончания  срока полномочий действующего Президента. В случае, когда Совет Федерации  не принял решение о назначении выборов в срок, данная обязанность возлагается на ЦИК. В этом случае выборы проходят в первое воскресенье месяца, после прекращения полномочий предыдущего Президента. Для проведения предвыборной кампании устанавливается срок – 4 месяца, в этот период производится формирование территориальных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов и до избирателей программ с которыми они идёт на выборы.

2. Образование избирательных комиссий.

Основная задача избирательных  комиссий - проведение честных и  справедливых выборов, контроль за соблюдением избирательного закона во время голосования и подсчёте голосов. Избирательные комиссий подразделяются на Центральную избирательную комиссию, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные (районные, городские и прочие), а также участковую избирательную комиссию. Основой в работе избирательных комиссий является коллегиальность. В комиссию могут входить представители различных общественных организаций, в том числе представители кандидатов в Президенты.

3. Выдвижение и регистрация кандидатов.

Согласно  ст. 6 Федерального закона «О выборах  Президента РФ» на должность Президента могут выдвинуты граждане Российской Федерации, имеющие право участвовать  в выборах, выдвижение кандидатов может  производиться избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками, имеющими в своём составе не менее 100 человек. Для выдвижения единого кандидата общественные организации могут объединять в блоки. В этом случае кандидатура на пост Президента утверждается на съезде или конференции. От каждого такого блока или партии может быть выдвинут только один кандидат. После этого общественное объединение создаёт инициативные группы в субъектах федерации по сбору подписей в поддержку своего кандидата. При этом необходимо собрать не менее 1 миллиона подписей. Центризбирком проверяет достоверность поданных подписных листов. Такая система помогает выявить насколько популярен тот или иной кандидат среди потенциальный избирателей во всей стране. В конечном итоге автоматически отсеиваются малоизвестные кандидаты, которые не смогут набрать значительного процента голосов избирателей.

4. Предвыборная кампания.

Предвы́борная агита́ция — деятельность, выполняемая  в период избирательной кампании, целью которой  является побуждение избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Официально зарегистрированные кандидаты начинают свою деятельность с разъяснения избирателям предвыборной программы. Закон уравнял возможности всех кандидатов на пост Президента, дав им право на разнообразные формы агитации. В число таких форм входит публикация в СМИ.

Закон регламентирует и другие виды агитаций с соблюдением норм законодательства, таких как ролики с содержанием предвыборных программ на телевидении, политическая реклама; организация встреч с избирателями; дебаты; пресс-конференции, публичные дискуссии, общественные митинги, шествия и демонстрации; распространение печатных материалов. При всех широких возможностях кандидатов, существует и ряд запретов. Органы государственной власти и местного самоуправления, а так же их должностные лица при исполнении служебных обязанностей, военные учреждения, организации, члены избирательной комиссии др. не имеют права проводить агитацию за того или иного кандидата. Запрещается любое материальное вознаграждение, а также выплата денежных средств. Отметим, что если все указанные выше понятия имеют конкретные определения, которые, как правило, указываются в Инструкциях, выдаваемых в Центризберкоме, понятие «не запрещённых форм законом», под которым подразумевается проведение предвыборной агитации в СМИ, разъяснено довольно неотчетливо. Сложно представить, что границы полномочий частного лица можно применять к определению пределов полномочий государственных и общественных деятелей при выборах во властные органы.

Стоит подчеркнуть, и не менее важный элемент предвыборной кaмпании это  содержание агитaционных материалов. Подлежит запрету злоупoтребление  свобoдой массовой инфoрмации: агитация, возбуждaющая социальную, расовую, национaльную ненависть и врaжду, призыв к насильствeнному изменению основ кoнституциoнного строя, нарушeние целoстности России, пропаганда войны и др.

5. Голосование. 

Голосование – это ключевой процесс  в ходе выборов Президента РФ. Закон строго регламентирует порядок проведения голосования, обеспечивая исполнение прямого избирательного права. Голосование проводится с 8.00 до 20.00 по местному времени. Согласно п.2 ст.65 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», о времени и месте голосования участковые избирательные кoмиссии должны известить избирaтелей за 20 дней до дня его проведения через СМИ или любой другой источник.

Как только члены избирательной  комиссии получают избирательные бюллетени, начинается процесс голосования.

Избиратель имеет право голосовать только за одного кандидата, из всех представленных в избирательном бюллетене. Предусмотрена  возможность голосования против всех. Каждый избиратель проходит в  кабину тайного голосования, где может ознакомиться со всеми представленными кандидатами на специальном информационном стенде.

Процесс подсчёта голосов избирателей  на избирательных участках проходит по истечению времени голосования  в день выборов. Этот процесс является открытым и гласным, осуществляют его члены участковой избирательной комиссии, имея право решающего голоса. Избиратель голосует лично и только один раз. Ведётся точный учёт всех голосующих.

Как уже выше отмечалось, выборы в  Российской Федерации проходят при  применении мажоритарной системы абсолютного большинства. Избранным считается кандидат, набравший 50% голосов избирателей + 1 голос.

На 30-й день после официального объявления Центральной избирательной  комиссией результатов выборов  в торжественной обстановке, проводится инаугурация (вступление в должность) Президента. С этого момента он приступает к исполнению полномочий главы государства и прекращает их исполнение с момента принесения присяги вновь избранного Президента Российской Федерации.

Характер выборов в России закреплён в Конституции, а так же в ряде других законов страны. Это явилось шагом к образованию демократического общества. Весь народ теперь может принимать участие в избрании главы государства. Большое значение на демократизацию общества оказал как характер выборов, так и законная предвыборная борьба кандидатов. Это, безусловно, предоставляло свободу выбора избирателям.

2 Компетенция Президента Российской Федерации.

В предыдущее главе уже говорилось, что к исполнению своих полномочий Президент может приступить только после официального вступления в должность, т.е. после церемонии инаугурации. На этой церемонии присутствуют председатель ЦИК, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и судьи Конституционного Суда РФ, в присутствии которых Президент приносит присягу.

Присяга Президента Российской Федерации  – это торжественная клятва, произносимая лицом, которое избрано Президентом  РФ, во время торжественной церемонии  вступления его в должность. Текст  присяги содержится в п.1 ст. 82 Конституции (Приложение А) и действует с момента её принятия, т.е. с 25 декабря 1993 года. На данной Конституции присягали четыре раза: Б.Н Ельцин, избираясь на второй срок (9 августа 1996 г.), В.В. Путин дважды (7 мая 2000 г. и 7 мая 2004 г.) и действующий Президент нашей страны Д.А. Медведев (7 мая 2008 г.). Таким образом, «Присяга Президента РФ» стала символом перехода властных полномочий из рук предыдущего главы государства к действующему, провозгласила моральные ценности всего народа, и задала, так называемый, «тон» исполнения обязанностей Президента.

В системе федеральных государственных  органов (Приложение Б) Президент Российской Федерации занимает особое место. Он не входит ни в одну из трёх ветвей власти, но обязан обеспечивать её единство и  координацию с другими органами государственной власти.

2.1. Полномочия в сфере законодательной  власти.

Ст. 84 Конституции Российской Федерации  полностью определяет полномочия Президента относительно Федерального собрания-парламента.

В соответствии с Конституцией и  федеральным законом Президент может назначать выборы Государственной Думы. Срок полномочий Государственной Думы, согласно внесённым изменениям в Конституцию (ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" от 30 декабря 2008 г.), составляет 5 лет. До внесения изменений этот срок значился на год меньше. Если Президент не назначит выборы в указанные срок, то эту функцию выполняет ЦИК. Президент обязан назначить выборы нового созыва при роспуске Государственной Думы одновременно. Если по каким-либо причинам глава государства не выполняет это требование, выборы проводит опять же ЦИК.

Главе государства принадлежит  право проводить референдумы  в порядке, регламентированном соответственным  федеральным конституционным законом.

К полномочиям Президента так же принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу (пункт «г» ст. 84). В пункте 1 ст. 104 закреплены все лица и органы, которые имеют право на законодательную инициативу. Но в первую очередь, такая инициатива принадлежит Президенту РФ.

Информация о работе Возникновение и развитие института президентства