Виды государственной службы: общее и особенное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование видов государственной службы, необходимо рассмотреть каждый из них, то есть что такое государственная гражданская, военная и правоохранительная службы.
Особое внимание хотелось бы обратить на характеристики видов государственной службы, определяя общее и особенное между ними.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и виды государственной службы 5
1.1.Государственная гражданская служба 5
1.2.Правоохранительная служба 16
1.3.Военная служба 28
1.4. Нормативно-правовая база, регулирующая виды государственной службы 37
Глава 2. Государственная, правоохранительная и военная служба: общее и особенное. 39
2.1. Соотношение государственной гражданской службы с правоохранительной и военной службой 39
2.2. Общее и особенное между военной и правоохранительной службой 41
Заключение 45
Библиографический список 47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГМС.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

Должностные лица, имеющие право увольнения военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

При наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию.

 

 

1.4. Нормативно-правовая база, регулирующая  виды государственной службы

Нормативно-правовое регулирование государственной гражданской службы:

Поступление на государственную гражданскую службу и прохождение государственной гражданской службы регулируется следующими нормативными правовыми актами:

    • Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"16
    • Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"17

Также существует Федеральный закон «О государственной правоохранительной службе РФ».18

В свою очередь военная служба регулируется Федеральным законом "О военной службе Российской Федерации" (проект).19

 

Глава 2. Государственная, правоохранительная и военная служба: общее и особенное

2.1. Соотношение государственной гражданской службы с правоохранительной и военной службой

Соотношение государственной гражданской службы с видами милитаризированной – общая численность гражданских служащих – около 600 – 700 тыс. Правоохранительная служба – около 2 млн.человек. Около 4 млн. военнослужащих, которые складываются из военнослужащих Минобороны, внутренних войск МВД, ФСБ, ФПС (пограничники) и т.д.

Особенности милитаризованной службы:

Милитаризированная служба направлена на осуществление охранительной деятельности: обеспечение личной, государственной безопасности.

Если гражданская служба – всегда в органах, то милитаризированная (военная, правоохранительная) служба может проходить как в органах, так и в строевых формированиях, отрядах, батальонах.

Военная и правоохранительная (милитаризованная) служба предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья и физической подготовке служащих, которые проверяются при приеме на службу и в процессе службы. Обязанность поддерживать уровень подготовки – обязанность поддерживать определенное физическое состояние и навыки обращения со специальным снаряжением. А для осуществления профессиональных обязанностей гражданскому служащему нет необходимости поддерживать физическую форму (регистрационные подразделения ГИБДД и т.д.).

Сокращенные сроки пребывания на службе. Для основной массы милитаризированных служащих предельным сроком является 35-45 лет в зависимости от вида службы. (35 для поступления (в органы внутренних дел), 45 – предельный срок пребывания). Дальше возможно продление, но планка установлена. Предполагается, в 45 лет трудно поддерживать физическое здоровье и т.д.

Существенно больший, по сравнению с гражданскими служащими, объем социальных гарантий: медицинские, образовательные, жилищные, пенсионное обеспечение. Конституционный Суд разъяснил, что в пенсиях нет принципа равенства, но это правильно, так как более тяжелые условия службы компенсированы государством.

Более жесткая иерархия и больше единоначалия.

Если на государственной гражданской службе служащим присваиваются классные чины, то на милитаризованной службе – воинские (для воинских должностей) или специальные звания (для правоохранительной службы). При этом для милитаризированной службы воинские звания и специальные звания имеют большее влияние на условие прохождения, чем классные чины на ГГС. На воинских и специальных званиях основаны объем полномочий, а также существенная часть социальных гарантий. Если для ГГС классные чины – дополнительный элемент, то для МС значение звания и должности равнозначно.

В отличие от ГГС служащие на МС могут находиться, не замещая должность государственной службы. Милитаризованные служащие могут проходить службу вне должности. То, что для ГГС немыслимо в принципе. Пример: обучение в специализированных военных образовательных учреждениях (системы МЧС или МВД). Или в случае нахождения в распоряжении командира, или освобождения от должности в связи с организационно-штатными мероприятиями).

В соответствии с законом «О системе ГГС» также утверждены реестры должностей военной и правоохранительной службы. Фактически их нет. Структура должностей внутри конкретного органа, где проходит военная или альтернативная службы, утверждается по ведомству. Применительно к военной службе вообще трудно все должности свести в единую систему.

Более жесткие запреты на занятие иной деятельностью, кроме профессиональной служебной. Для Милитаризованных служащих – общий запрет на занятие любой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, иной творческой.

Правоохранительная служба.

Из всех трех видов государственной службы правовое регулирование правоохранительной службы является максимально децентрализованным. Оно максимально раздроблено. Единого закона нет. Проект закона подготовлен, обсужден, внесен в 1 чтении.

В отсутствие единого акта о правоохранительной службе нормативное регулирование строится по критерию разновидности правоохранительной службы.

Соответственно в условиях децентрализации основная часть нормативного регулирования ложится на подзаконные акты, причем регулирование осуществляется актами президента.

 

2.2. Общее и особенное между военной и правоохранительной службой

Военная и правоохранительная служба — это виды государственной службы, связанной с охранительной деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка.20

Для военной и правоохранительной службы характерен ряд признаков.

Наиболее важные из них:

    • ее содержание — обеспечение безопасности граждан, общества и государства, защита основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка;
    • свой профессиональный долг эти служащие обязаны выполнять даже в условиях повышенного риска для собственной жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках;
    • наличие специальных правовых актов, регулирующих организацию и прохождение службы, правовое положение служащих;
    • наличие системы специальных званий и внешней атрибутики (форменной одежды, служебных знаков, погон и др.);
    • проведение специальных обязательных занятий в служебное время (огневая, строевая, физическая подготовка), обязанность служащих участвовать в сборах, учениях, соревнованиях и иных плановых мероприятиях;
    • более строгая дисциплина и единоначалие, которые предполагают установление строжайшей персональной ответственности за выполнение служебных обязанностей;
    • повышенные требования как при приеме, так и при прохождении службы (по возрасту, медицинским показаниям и др.). Так, на милитаризованную службу принимают с 18, а в ряде случаев — с 20 лет;
    • особые правила привлечения к юридической ответственности.

Военнослужащие и служащие правоохранительных органов могут проходить службу и не занимая должностей в государственных организациях. Это возможно в случаях: нахождения в распоряжении определенного ведомственного органа, командования; нахождения за штатом во время организационно-штатных мероприятий; прикомандирования к органам государственной власти.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» дается определение военной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.21

Военная служба осуществляется: в Вооруженных Силах РФ (т.е. в органах, учреждениях, войсках, подчиненных Министерству обороны РФ); во внутренних войсках МВД России; в железнодорожных войсках; в органах ФСБ России, пограничных войсках; в воинских формированиях системы МЧС России; в иных войсковых формированиях.

Для военной службы главная цель — защита страны от посягательств других государств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность, военный и экономический потенциал страны. Военнослужащие готовятся к обороне и осуществляют оборону, охраняют государственную тайну, государственную границу и другие важные для страны объекты. Значительная часть военнослужащих создает условия для выполнения главной задачи военной службы путем обучения, медицинского и жилищно-коммунального обслуживания военнообязанных и военнослужащих, борьбы с нарушениями законности и выполнения иной вспомогательной деятельности.

Отличие военной службы от любой другой публичной службы состоит в том, что она комплектуется не только на добровольной основе, но и на основе призыва. По этому критерию военная служба делится на два вида: службу по контракту и службу по призыву.

К гражданам, зачисляемым (поступающим) на военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образованию, уровню профессиональной подготовки, морально-психологическим качествам, выполнению нормативов физической подготовки.

Основная масса военнослужащих в отличие от гражданских государственных служащих служит не в органах государственной власти, а в воинских частях (формированиях). Значительное число военнослужащих занимает должности в учреждениях (образовательных, медицинских и др.).

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» дается также определение правоохранительной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваиваются специальные звания и классные чины.

Правоохранительную деятельность осуществляют служащие: подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности МВД России; таможенных органов РФ; противопожарной и иных служб МЧС России; органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; Федеральной службы судебных приставов; Федеральной службы исполнения наказаний; Государственной фельдъегерской службы РФ.

Правоохранительная служба призвана защищать права и свободы граждан и организаций, обеспечивать общественную безопасность, вести борьбу с преступлениями и административными правонарушениями.

Большинство сотрудников правоохранительных органов являются должностными лицами, представляя такую разновидность должностных лиц, как представители власти. Как представители власти сотрудники правоохранительных органов наделены широкими властными полномочиями, и в том числе правом применять принудительные меры, пресекать неправомерные действия (требовать прекращения неправомерных действий, доставлять, задерживать граждан, изымать имущество и документы, применять оружие и т.д.). Они имеют специальные удостоверения, знаки отличия, форменную одежду, а во многих случаях и огнестрельное оружие.

 

Заключение

Подводя итог курсовой работы по теме «Виды государственной службы: общее и особенное», хочется отметить что в соответствии с федеральным законом Российской Федерации «О системе государственной службы» различают следующие виды государственной службы:

  1. Гражданская.
  2. Военная.
  3. Правоохранительная.

Каждый из этих видов носят функциональный характер, обеспечивают выполнение всего объема государственно-важных задач и полномочий. Данные виды государственной службы позволяют комплексно и эффективно решать многочисленные и разные задачи и функции, повышать уровень профессиональной государственной деятельности, которая обеспечивает реализацию основных управленческих задач государственного масштаба.

Первый вид государственной службы включает в себя федеральную службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная и правоохранительная служба представляют собой определенный вид государственной службы, который непосредственно связан с охранно-представительской деятельностью государства, обеспечивает полную безопасность граждан, внутреннюю и внешнюю безопасность государства в целом и правопорядок в нем.

Выявляя общее и особенное между видами государственной службы следует сделать вывод. Каждый вид имеет свою особенность и специфику.

Правоохранительная и военная службы направлены на охранительную деятельность: обеспечение личной, государственной безопасности. А государственная гражданская служба представляет профессиональную служебную деятельность граждан, занимающих должности государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.

Каждый из видов государственной службы имеет свою нормативно-правовую базу. В соответствии с законами у государственной, правоохранительной и военной службах у них имеются реестры должностей.

Главными особенностями гражданской службы являются: сервисность, безличность, субординационный характер и стабильность. Гражданским служащим в своей работе надо ориентироваться не на процесс, а на результат. Тем временем военным служащим и служащим в правоохранительных органах необходимо ориентироваться ни только на результат, но и на сам процесс.

 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 года.
  2. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05. 2003 года № 58-ФЗ (в ред. от 06.07.2006 № 105-ФЗ).
  3. ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07. 2004 года № 79-ФЗ (в ред. от 02.03. 2007 № 24-ФЗ).
  4. ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» от 08.01. 1998 года № 8-ФЗ (в ред. от 25.07. 2002 № 112-ФЗ).

 

Литература:

Информация о работе Виды государственной службы: общее и особенное