Виды государственной службы: общее и особенное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование видов государственной службы, необходимо рассмотреть каждый из них, то есть что такое государственная гражданская, военная и правоохранительная службы.
Особое внимание хотелось бы обратить на характеристики видов государственной службы, определяя общее и особенное между ними.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и виды государственной службы 5
1.1.Государственная гражданская служба 5
1.2.Правоохранительная служба 16
1.3.Военная служба 28
1.4. Нормативно-правовая база, регулирующая виды государственной службы 37
Глава 2. Государственная, правоохранительная и военная служба: общее и особенное. 39
2.1. Соотношение государственной гражданской службы с правоохранительной и военной службой 39
2.2. Общее и особенное между военной и правоохранительной службой 41
Заключение 45
Библиографический список 47

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГМС.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

Сотрудниками полиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава полиции.

Сотрудники полиции могут проходить службу не на должностях рядового или начальствующего состава в случаях:

    1. нахождения в распоряжении органов внутренних дел;
    2. нахождения за штатом;
    3. прикомандирования к органам государственной власти, а также к иным организациям.

Сотрудникам полиции выдаются служебные удостоверения установленного Министерством внутренних дел Российской Федерации образца и специальные жетоны с личным номером.

Сотрудники полиции имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации.

Сотрудники полиции имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения, указанных оружия и специальных средств определяется министром внутренних дел Российской Федерации.

Обусловленные особенностями службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников полиции устанавливаются федеральными законами и компенсируются соответствующими льготами.

Согласно статье 17.1 закона о полиции устанавливаются специальные звания сотрудников полиции.6

Специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными. При прекращении службы к имеющимся специальным званиям сотрудников полиции добавляются слова "в отставке".

Порядок присвоения и лишения специальных званий сотрудников полиции определяется федеральным законом.

Порядок присвоения специальных званий рядового и начальствующего состава органов внутренних дел урегулирован ст. ст. 22 - 33 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и главой 12 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и некоторыми другими нормативно-правовыми актами.7

Сотрудник полиции выполняет обязанности и пользуется правами милиции, предусмотренными настоящим Законом, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью.

Сотрудник полиции на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан:

    • оказывать помощь, в том числе первую до врачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни;
    • в случае обращения к нему граждан с заявлениями о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения сотрудником полиции таких событий принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица по подозрению в его совершении, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайшее подразделение полиции.

Для выполнения служебных обязанностей сотрудник полиции может использовать права полиции, предусмотренные Законом о полиции.8

Сотрудник полиции принимает меры к пресечению правонарушений независимо от территории их совершения. Одной из таких мер признается составление протокола об административном правонарушении.

Полномочия сотрудников местной полиции, в том числе оперативно-начальствующего состава, идентичны правам и обязанностям, предоставленным Законом РФ сотрудникам полиции.

Для выполнения служебных обязанностей сотрудник полиции может использовать права полиции, предусмотренные Законом РФ о полиции, вне зависимости от того, какую он должность занимает и какова, соответственно, его по этой должности компетенция.

На службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников полиции обязанности.9

Не могут быть приняты на службу в полицию граждане, имеющие либо имевшие судимость.

Не могут быть приняты на службу в полицию граждане, лишенные на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать должности сотрудников полиции, в течение указанного срока.

Военнообязанные, принятые на службу в полицию, в том числе слушатели и курсанты образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, готовящих кадры для полиции, снимаются с воинского учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Данное положение закона закрепляет то, что в органах полиции возможно лишь правоохранительная служба, то есть исключается военная служба.

Сотрудники полиции принимают присягу сотрудников органов внутренних дел.

Специфика службы в полиции Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус сотрудников полиции в трудовых отношениях. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности требование о соблюдении возрастных критериев при замещении государственных должностей государственной службы.

Несмотря на то что, на службу в полицию принимаются граждане РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, законом предусмотрены некоторые требования к кандидатам на должность сотрудника полиции. Поэтому специальными подразделениями органов внутренних дел кандидаты, принимаемые на службу (учебу) в милицию, предварительно изучаются. При этом выясняется состояние здоровья кандидата, соответствие имеющегося у него образования и специальной подготовки требованиям, предъявляемым к должности, на которую он принимается, деловые, личные и нравственные качества (п. п. 4.2, 4.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

Сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности проходят военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации о прохождении военной службы с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, обусловленных спецификой выполняемых ими обязанностей.

Обязанности, права и льготы гражданского персонала органов федеральной службы безопасности определяются законодательством Российской Федерации.

Сотрудники органов федеральной службы безопасности в своей служебной деятельности руководствуются федеральными законами и не могут быть связаны решениями политических партий, общественных движений и общественных организаций.

Сотрудникам и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности. Сотрудники органов федеральной службы безопасности не вправе совмещать военную службу с иной оплачиваемой деятельностью, кроме занятий научной, преподавательской и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению служебных обязанностей (за исключением случаев, когда это вызвано служебной необходимостью.

Сотрудники органов федеральной службы безопасности при исполнении служебных обязанностей являются представителями федеральных органов государственной власти и находятся под защитой государства. Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на то федеральными законами, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.

Воспрепятствование исполнению сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей, оскорбление, сопротивление, насилие или угроза применения насилия по отношению к нему в связи с исполнением указанным сотрудником служебных обязанностей влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Защита жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества сотрудника органов федеральной службы безопасности и членов его семьи от преступных посягательств в связи с исполнением им служебных обязанностей осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда.

Сведения о сотрудниках органов федеральной службы безопасности, выполнявших (выполняющих) специальные задания в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия указанных сотрудников и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 5 июля 2003 года № 613 определяются правовая основа и порядок прохождения гражданами Российской Федерации правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы госнаркоконтроля) является видом государственной службы граждан Российской Федерации, замещающих должности правоохранительной службы в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России) и его территориальных органов.10

Прохождение службы в органах госнаркоконтроля осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок ее прохождения, а также в соответствии с Положением.

Сотрудниками органов госнаркоконтроля являются граждане, проходящие службу в органах госнаркоконтроля, которым в порядке, установленном Положением, присвоены специальные звания.11

Сотрудники могут проходить службу не на должностях в Госнаркоконтроле России и его территориальных органах в случае:

  1. нахождения в распоряжении органов госнаркоконтроля;
  2. нахождения за штатом;
  3. прикомандирования к федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и организациям.

Сотрудникам выдаются служебные удостоверения, а также могут выдаваться служебные знаки. Образцы служебных удостоверений и служебных знаков, а также порядок их выдачи утверждаются председателем Госнаркоконтроля России.

Федеральная государственная гражданская служба в органах госнаркоконтроля является видом федеральной государственной службы граждан, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Госнаркоконтроле России и его территориальных органах, которые вводятся в пределах их штатной численности, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вопросы организации федеральной государственной гражданской службы граждан, замещающих государственные должности федеральной государственной гражданской службы в Госнаркоконтроле России и его территориальных органах, регулируются законодательством Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.

Гражданам, принятым на службу в органы госнаркоконтроля, и сотрудникам присваиваются специальные звания.

Перечни должностей сотрудников младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий утверждаются председателем Госнаркоконтроля России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и данным Положением.

Перечень должностей сотрудников высшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.

При увольнении сотрудника со службы в органах госнаркоконтроля с правом получения пенсии к специальному званию добавляются слова "в отставке".

Таким образом, можно сделать вывод, что вопросы правоохранительной службы нуждаются в четком законодательном урегулировании.

1.3.Военная служба

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.12

Она имеет высокую значимость для всего общества. К ней применимы следующие общие принципы государственной службы в Российской Федерации:

    • федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • законность;
    • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
    • равный доступ граждан к государственной службе;
    • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
    • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
    • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
    • профессионализм и компетентность государственных служащих;
    • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.13

Информация о работе Виды государственной службы: общее и особенное