Учереждение правительствующего Сената

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы является подробный анализ Сената- органа управления в России в 17-20 вв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

-Рассмотреть предпосылки создания Сената

- Проанализировать историю создания и развития Сената

- Рассмотреть его структуру, состав и функции

- Проанализировать компетенцию и функции должностных лиц

- Проследить эволюцию Сената

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 50.25 Кб (Скачать файл)

Введение

Одним из наиболее значимых периодов в истории России, оказавшем наибольшее влияние на формирование дальнейшего пути развития российского государства, является время правления Петра I, Великого.

Время Петра  Великого, или, иначе говоря, эпоха  петровских преобразований - важнейший  рубеж в отечественной истории. Историки давно пришли к выводу, что программа реформ созрела  задолго до начала правления Петра I и начались они еще при его  деде и отце - царях Михаиле и  Алексее. Перестройка тогда коснулась  многих сторон жизни. Но Петр, продолживший дело предшественников, пошел гораздо  дальше их.

Одним из главных  преобразований Петра является создание Сената- органа самоуправления. В настоящее  время Россия стоит на пути новых  реформ и ее, несомненно, ожидает  новый виток в истории, особенно Россия, остро нуждается в реформе  государственного управления. Поэтому  актуальность данной работы состоит  в возможности ее использования  для анализа прошлого опыта нашего государства и возможности применения этих знаний на практике в настоящее  время, так же материал данной работы может использоваться в образовательном  процессе.

Главной целью  данной работы является подробный анализ Сената- органа управления в России в 17-20 вв. Для этого необходимо выполнить  следующие задачи:

-Рассмотреть  предпосылки создания Сената

- Проанализировать  историю создания и развития  Сената

- Рассмотреть  его структуру,  состав и функции

- Проанализировать  компетенцию и функции должностных  лиц

- Проследить  эволюцию Сената

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Краткая характеристика периода

XVIII век стал  во многом переломным периодом  в истории России, который начался  противоречивой эпохой петровских  реформ. Для начала XVIII века трудно  отделить внутреннюю политику  от внешней, экономическое развитие  и выход России на широкую  международную арену. Многие преобразования  Петра I были вызваны войной, как  и сама война была необходима  для дальнейшего развития страны.

 Для внешней  политики начала XVIII века характерны  те же направления, что и  в предыдущий период, — южное  и западное. Борьба России за  выход к Черному и Балтийскому  морям стала насущной необходимостью. Попытки выхода к Черному морю  были предприняты в 1687 и в  1689 годах (походы В. Голицына  были неудачны), в 1695 и 1696 годах  (Азовские походы Петра I, второй  из них закончился взятием  крепости Азов). Поиск союзников  в Европе («Великое посольство»  1697 года) привел к переориентации  внешнеполитического курса —  выход к Балтийскому морю должен  был помочь решить многие экономические  и политические задачи.

Северная  война (1700—1721) закончилась победой  России. В 1721 году в финском городе Ништадте был заключен мир, по условиям которого часть Финляндии и Карелии (Выборг и Кексгольм), Ингрия, Эстляндия  и Лифляндия с Ригой были присоединены к России. Страна получила выход  к Балтийскому морю.

Северная  война дала мощный толчок к проведению реформ. В ходе войны в России были созданы сильная армия и  военно-морской флот, основана новая  столица — Санкт-Петербург (1703 год). Была проведена реформа государственного аппарата управления, сложилось абсолютистское государство. В 1711 году был учрежден правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. В 1718 году вместо старых приказов были введены коллегии. Изменения  коснулись областного управления; страна была поделена на 8 (позже 11) губерний во главе с губернаторами. С 1719 года страна стала делиться на 50 провинций. Введена система расквартирования войск. Таким образом, было создано  албсолютистское бюрократическое  государство, пронизанное слежкой  и шпионажем. Усиление личности власти царя нашло отражение в принятии Петром I титула императора (1721 год).

Основой экономической  политики стал меркантилизм (накопление средств за счет активной торговли), составной частью которой был  протекционизм — поощрение отечественной  промышленности. Создаются новые  и активизируются старые промышленные районы, появляются мануфактуры, основывающиеся на труде крепостных.

 Изменения  произошли и в социальной сфере.  Происходит унификация сословий, упрощается социальная структура.  Этому способствовали, прежде всего,  указ о единонаследии (1714 год)  и «Табель о рангах», изданная  в 1722 году.

Ряд мер был  проведен в интересах купечества, городских жителей. Была введена  новая система налогообложения (подушная вместо подворной). Новый налог оказался значительно выше прежнего. Это, как  и ряд других факторов, привело  к росту социальной активности населения, бегству крестьян, вооруженным восстаниям, наиболее крупными из которых были восстание в Астрахани (1707—1708) и  восстание К. Булавина на Дону (1707—170

Глава 2. Учреждение сената

2.1.Предпосылки создания Сената

К началу XVIII века в России Боярская дума, как  высший орган власти, претерпела существенные изменения в своем составе  и характере деятельности. Она  перестала быть сословным органом  боярской аристократии,  одворянилась . Рост числа ее членов привел к тому, что Дума становилась парадным собранием. При Петре I она постепенно превратилась в консилию министров. Последнее  достоверное известие о существовании  Боярской думы относится к 18 февраля 1700 года, а 4 марта 1704 года уже действовала  консилия министров в Ближней  канцелярии.

Конечно, консилия министров была высшим органом центральной  администрации, и ей были подчинены  все прочие учреждения – приказы  и канцелярии.

Состав консилии не был строго установлен и определялся  от случая к случаю. Так же консилия не имела постоянного председателя. Такая неопределенность в организации  деятельности высшего органа власти не могла положительно влиять на решение  важных центральных и местных  задач.

К компетенции  консилии министров, как высшего  правительственного органа, относилась одна из важнейших функций – разработка законопроектов по особому поручению  царя. Так, именным указом в 1708 году было предписано разделить государство  на восемь губерний и по ним расписать  города, что и было сделано консилией  министров.

Как мы видим, губернская реформа 1708–1710 гг. изолировала  консилию от местного управления: губернии не были подчинены приказам, а сама консилия ввиду отсутствия достаточной  определенности в регламентации  ее деятельности не могла наладить с ними должный контакт. В связи  с этим возникает необходимость  объединения местного и центрального управления в единую государственную  систему, которая впоследствии была решена с созданием Сената.

Так с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации  Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, окончательно исчез. На вершине властной пирамиды его заменит новый бюрократический  орган. Принципы формирования и деятельности Сената – выслуга лет, назначение на должность, специализация, следование инструкциям и регламентам, существенно  отличались от принципов организации  и деятельности Боярской думы, где  применялись такие принципы как  традиция и спонтанность.

Старая форма  управления: царь с Боярской думой  – приказы – местная администрация  в уездах, не отвечала новым задачам  ни в обеспечении военных потребностей материальными ресурсами, ни в сборе  денежных податей с населения. Приказы  часто дублировали функции друг друга, создавая неразбериху в управлении и медлительность в принятии решений. Уезды были разных размеров – от уездов-карликов до уездов-великанов, что делало невозможным эффективное  использование их администрации  для взимания налогов. Боярская дума с ее традициями неспешного обсуждения дел, представительства родовитой  знати, не всегда компетентная в государственных  делах, также не отвечала требованиям  того времени.

В конце XVII –  в начале XVIII веков государственный  аппарат был очень плохо слаженным, громоздким, неэффективным. За исключением  внешних сношений, которыми ведал  Посольский приказ, все остальные  важнейшие сферы жизни государства  не имели единого органа управления. Отсутствие единого органа управления тормозило процесс европеизации России, к которой так сильно стремился  Петр.

Получается, что одной из главных причин реформы  государственного аппарата, являлось то обстоятельство, что сложившаяся  система, а именно Боярская дума и  руководящая аристократия, оказались  не приспособленными к решению проблем, стоявших перед страной.

Другой важной причиной, по которой Петр I учредил  Сенат, является попытка всеобъемлющей  централизации власти, что в настоящее  время мы можем наблюдать в  современной России. Сенат, имея широкие  полномочия, полностью подчинялся монарху.

2.2.Учреждение сената

В 1711 году Петр I отправляясь в Прутский поход, издал  указ об учреждении нового высшего  государственного органа – Сената. (приложение№1)

 Прутский  поход был лишь мотивом для учреждения Сената Учреждение Сената

Учреждение  Сената было важным шагом в складывании  бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат по сути своей стал в то время послушным орудием самодержавия. Все назначения и отставки сенаторов  происходили по именным царским  указам. Унаследованный от консилии министров  бюрократический принцип ответственности  перед царем еще более упрочился. 2 марта 1711 года сенаторы были приведены  к присяге в верном исполнении своей должности-«Обещаюся аз перед господом богом, сотворившим всяческая, что мне честно и чисто, неленостно, но паче ревностно исполнять звание свое, в чем да поможет мне господь бог всемогущий: во-первых, верность моему государю и всему государству; второе, правду и правый суд, как между народом, так и в деле государственном...»

Петр I неоднократно напоминал сенаторам, что в случае нарушения присяги им грозит жестокое наказание, включая смертную казнь, опалу, отрешение от должности, денежные штрафы – «…и ежели оной Сенат  чрез свое ныне пред богом произнесенное  обещание, неправедно что поступят в каком партикулярном деле…  то будет пред нами суждено и виноватый  жестоко будет наказан.»

Существует  несколько точек зрения, по-разному  толкующих статус Сената. Так некоторые  авторы высказывали мнение, будто  Сенат в первое время являлся  чрезвычайным, временным органом  и лишь впоследствии приобрел характер постоянного учреждения.

Такая оценка Сената не соответствует его действительному  положению. Хотя сам Петр I в указе 22 февраля 1711 года говорит об определении  Сената «для отлучек наших», но эти  слова указывали лишь на мотив, заставивший  монарха прибегнуть к созданию нового учреждения. К.А. Неволин усматривал здесь сохранившуюся древнюю  традицию «российских государей  на время отлучки… поручать столицу  в ведение бояр, для того каждый раз назначаемых». Но это было лишь чисто внешнее обращение к традиции, имевшее целью в привычной форме объяснить подданным создание нового учреждения, которое принципиально не имело ничего общего с боярскими комиссиями XVII века.

В подтверждение  того, что изначально Сенат учреждался Петром I как постоянно действующий  орган, свидетельствует следующий  факт – с момента учреждения Сената до начала Прутского похода было издано четыре указа (регулирующих деятельность Сената), в том числе: «Об учреждении Правительствующего Сената», «О поручении  правительствующему Сенату попечения  о правосудии, об устройстве государственных  доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства»(прил.№2), «О власти и ответственности Сената»(прил.№3), «О порядке заседаний и делопроизводства в Правительствующем Сенате».

По всей видимости, учреждение Петром I Сената на время (Прутского  похода) не предполагало бы такого тщательного  нормативного регулирования. Наоборот, такой основательный подход говорит  о том, что Петр I учредил Сенат  как постоянно действующий орган.

Необходимо  отметить, что Сенат не прерывал своей деятельности так же во время  нахождения царя в столице. По всей видимости, возложенная на него (Сенат) компетенция не имела характера  временных полномочий, а была рассчитана на многолетнюю работу. Сенат был  постоянно действующим высшим государственным  органом.

Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, осуществляющего функции высшего  органа государственного управления в  стране, по образцу подобного же учреждения, существовавшего в Швеции. «Изучая государственные учреждения в Швеции, Петр Великий остановился  именно на сенате; это учреждение с  некоторыми изменениями, приноровленными  к быту русской жизни, должно было, по его мнению, найти удобную почву  и в системе нашего управления. Посредством такого учреждение, основанного  на чисто коллегиальном начале, он думал достичь: во первых – единства во всем управлении и во вторых –  положить конец всем злоупотреблением должностных лиц.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Состав, структура, функции и компетенция  Сената, взаимодействие с другими  органами власти.

3.1.Состав и структура Сената

В первоначальном составе Сената не было представителей политической элиты, скорее это были крупнейшие политические деятели того времени.

Сенат состоял  из девяти сенаторов и одного секретаря, назначенных государем:

·           «Господин граф Мусин Пушкин,

·           Господин Стрешнев,

·           Господин князь Петр Голицын,

·           Господин К. Михайла Долгорукий,

·           Господин Племянников,

·           Господин К. Григорей Волконской,

·           Господин Самарин,

·           Господин Василей Апухтин,

·           Господин Мелницкой,

·           Обор-Секретарь сего Сената Анисим Щукин.»

Информация о работе Учереждение правительствующего Сената