Теория разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:04, реферат

Описание работы

Идеи о разделении государственной власти содержались еще в трудах мыслителей Древней Греции (Платон, Аристотель). Античные философы придавали решающее значение разделению труда в деятельности государства и на основании этого выделяли "три элемента" всякого политического устройства: законодательный, исполнительный и судебный.
Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества.

Содержание работы

Введение
Теория Д.Локка
Теория Ш.Л.Монтескье
Теория И.Канта
Признак демократического государства

Файлы: 1 файл

Теория разделения властей.docx

— 19.98 Кб (Скачать файл)
  1. Введение

Идеи о разделении государственной  власти содержались еще в трудах мыслителей Древней Греции (Платон, Аристотель). Античные философы придавали  решающее значение разделению труда  в деятельности государства и  на основании этого выделяли "три  элемента" всякого политического  устройства: законодательный, исполнительный и судебный . 
 
Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. 
 
Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей, в том виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более трехсот лет назад.

Родоначальниками данной теории являются английский философ  Дж.Локк и французский правовед Ш.Л.Монтескье. Имея ввиду достижение в основном одних и тех же целей - ограничение прерогатив государственной (королевской) власти по отношению к подданным, предотвращение чрезмерной концентрации власти в руках одних и тех же людей, - сам же принцип и механизм функционирования идеи разделения властей эти авторы трактовали весьма различно.

  1. Теория Д.Локка

Впервые теорию разделения властей стал разрабатывать английский философ Д. Локк. Данная теория изложена им в работе «О гражданском правлении». Д. Локк - сторонник естественного  права и общественного договора. Именно исходя из этих теорий, он и формулирует свое понимание разделения властей. Д. Локк предлагает систему сдержек и противовесов - разделение властей на:

  • Законодательную;
  • Исполнительную.

Он пишет: «Так как законы, которые создаются один раз и в короткий срок, обладают постоянной и устойчивой силой и нуждаются в непрерывном исполнении или наблюдении за этим исполнением, то необходимо, чтобы все время существовала власть, которая следила бы за исполнением тех законов, которые созданы и остаются в силе.  И таким образом, законодательную и исполнительную власть надо разделять. Тогда, например, в правовом монархическом государстве законодательной властью может быть аристократический парламент, высшей исполнительной - король, а судебную имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и демократическим сословиями».

Теория разделения властей, по Д.Локку, еще отдаленно напоминает современные ее интерпретации и не лишена внутренних противоречий. Д.Локк выделяет несколько иные ветви, чем это принято сейчас. В его теории отсутствует судебная власть. Третьей властью по его пониманию является федеративная власть, суть которой заключается в осуществлении власти в области внешних сношений.

  1. Теория Ш.Л.Монтескье

Французский мыслитель Монтескье считал дурным влияние всякой власти, кто бы ей ни пользовался: должностное лицо или представительное собрание. Монтескье также подчеркивает важность независимости властей и органов их осуществления.

Он выделял три рода власти:

  • Законодательную;
  • Исполнительную;
  • Судебную.

Особое значение придавалось  сложности взаимоотношений между  всеми ветвями власти, которые  будучи разделенными, должны дополнять  друг друга, образуя один "политический механизм". Необходимо установить такие  взаимоотношения между властями, чтобы они, самостоятельно решая  государственные задачи, каждая своими правовыми средствами, могли в  то же время уравновешивать друг друга, предотвращая возможность узурпации  полномочий верховной власти каким-либо одним органом.

В систему сдержек и  противовесов Монтескье включает:

        1. срочность полномочий;
        2. независимость судей;
        3. право вето;
        4. право роспуска парламента;
        5. контроль над законодательной властью;
        6. ответственность должностных лиц перед представительным органом.

По мнению Монтескье, исполнительная власть, располагающая должностями, казной, военной силой, подвержена разложению, склонна к произволу и злоупотреблениям, а потому нуждается в обуздании и должна быть подотчетна власти законодательной. Монтескье не выделяет какого-либо координирующего центра, считая, что власти как бы сами будут уравновешивать друг друга, смогут найти выход из кризисной ситуации. Юридического или политического механизма разрешения возможного конфликта между властями он не предусматривал.

  1. Теория И.Канта

Теория разделения властей  в трактовке Монтескье получила широкую поддержку среди мыслителей 18-19 веков. Это - родоначальник немецкой классической философии И.Кант, давший философское обоснование данной теории, родоначальник французского либерализма Б.Констан (1767-1830), который разработал учение о четырех властях с целью пересмотра и развития представлений о разделении властей в конституционной монархии.

Суть концепции сводится к тому, что три классические ветви  власти (законодательную, исполнительную и судебную) следует дополнить  еще одной, которая заботилась бы о бесконфликтном, согласованном  функционировании других властей. "Четвертую  власть он считал необходимым предоставить королю для того, чтобы устранять  конфликты и сглаживать столкновения между тремя другими властями. Поэтому он назвал ее умиряющей или уравнивающей властью".

  1. Признак демократического государства.

Разделение властей - это  политико-правовая доктрина и конституционный  принцип, лежащий в основе организации  власти демократического правового государства.

В современной правовой науке  принцип разделения властей принято  относить к основам демократического конституционного строя. Это означает, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения государственного механизма. Конституционные положения относящиеся к высшим государственным органам и определяющие порядок их формирования, полномочий и сферу ведения, взаимоотношение между ними, должны соответствовать главному конституционному принципу.

С помощью разделения властей  правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют  в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принятие на всенародном  референдуме в 1993 году Конституции  Российской Федерации позволило  закрепить принцип разделения властей  в качестве основы конституционного строя России, В статье 10 Конституции  Российской Федерации установлено: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 


Информация о работе Теория разделения властей