Теория разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Теория разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства. Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный орган, исполнительно-распорядительную деятельность - органы исполнительной власти, правосудие – суды.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….

1. Возникновение разделения властей в Европе и США …………
1.1 Разделение властей в Англии. Учение Джона Локка…………..
1.2 Учение Ш.Л.Монтескьё о разделении властей…………………
1.3 Разделение властей в США………………………………………

2. Возникновение разделения властей в России……………………
2.1 Первая и вторая Государственная Дума. Временное правительство………………………………………………………………………
2.2 Советский период…………………………………………………….

3. Реализация принципа разделения властей в современной Российской Федерации………………………………………………….
3.1 Президент…………………………………………………………………
3.2 Законодательная ветвь власти………………………………………..
3.3 Исполнительная ветвь власти………………………………………..
3.4 Судебная ветвь власти………………………………………………..

4. «Четвертая и пятая власть»……………………………………….

Заключение …………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

КонтрольнаяРаботаРазделениеВластей.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию 

государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Самарский государственный  экономический университет

Кафедра «Теории и истории государства и права»

 

Контрольная работа

по предмету «Теория государства и права»

 

 

Тема «Теория  разделения властей»

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса 

специальности «Юриспруденция» специализация «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности»

факультета ВВиДО

А.А. Проськин

 

руководитель:

В.В.Болгова

   

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2010

 

Оглавление

 

 

 

 

Введение……………………………………………………………….

3

     

1.

Возникновение разделения властей в Европе и  США …………

4

 

1.1 Разделение властей  в Англии. Учение Джона Локка…………..

4

 

1.2 Учение Ш.Л.Монтескьё  о разделении властей…………………

5

 

1.3 Разделение властей в США………………………………………

6

     

2.

Возникновение разделения властей в России……………………

10

2.1

Первая и вторая Государственная  Дума. Временное правительство………………………………………………………………………

10

2.2

Советский период…………………………………………………….

12

     

3.

Реализация принципа разделения властей в современной Российской Федерации………………………………………………….

15

3.1

Президент…………………………………………………………………

15

3.2

Законодательная ветвь  власти………………………………………..

19

3.3

Исполнительная ветвь  власти………………………………………..

21

3.4

Судебная ветвь власти………………………………………………..

25

     

4.

«Четвертая  и пятая власть»……………………………………….

28

     
 

Заключение …………………………………………………………...

29

 

Список литературы…………………………………………………..

30


 

 

 

Введение 

 

Теория разделения властей  является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства. Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный орган, исполнительно-распорядительную деятельность - органы исполнительной власти, правосудие – суды. Ветви власти самостоятельны, независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые "ветви власти" - законодательная, исполнительная и судебная - могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая "система сдержек и противовесов".

Темой контрольной работы является рассмотрение теории разделения властей. Тема является актуальной для  Российской Федерации, семнадцать лет  назад конфликт законодателя и Президента привели к короткому жестокому вооруженному конфликту. После победы президентской группы была принята новая Конституция Российской Федерации (если бы победил законодатель, то без перемен тоже было не обойтись). В главе 1 рассмотрено возникновение теории разделения властей в Европе и США. В главе 2 рассмотрен период истории России 1905-1993 годы - от царской реформы 1905 года до конфликта октября 1993 года. В главе 3 подробно рассмотрено конституционное устройство Российской Федерации: Президент, законодательная ветвь власти, исполнительная ветвь власти, судебная ветвь власти. Разделение властей в Российской Федерации приводится как действующее с существенными отличиями от «чистой» теории. Это означает наличие недостатков, но не означает отрицание и неприятие действующего разделения. В главе 4 приведено оригинальное видение некоторых авторов на наличие ветвей власти в виде средств массовой информации и избирательных комиссий.

 

1. Возникновение  разделения властей в Европе  и США

 

1.1 Разделение властей  в Англии. Учение Джона Локка

 

В 1688г. в Англии произошел государственный переворот. Король Яков II Стюарт, проводивший абсолютистскую политику, бежал из страны. Королевский престол занял Вильгельм Оранский1. Он согласился установить конституционную монархию. Идеологом социального компромисса 1688г. выступил Джон Локк (1632—1704), который свое политико-юридическое учение изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690). Локк отлично понимал, что нет таких идеальных государственных форм, которые были бы раз и навсегда застрахованы от опасности вырождения в тиранию — политический строй, где имеет место «осуществление власти помимо права». Когда органы власти (законодательной, исполнительной — все равно) начинают действовать, игнорируя право и общее согласие, обходя надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда не только дезорганизуется нормальное управление страной и становится беззащитной собственность, но порабощается и уничтожается сам народ. Ссылки узурпаторов на стремление таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в государстве Локк парировал указанием на то, что желаемое тиранами спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее состояние насилия и грабежа, выгодное единственно разбойникам и угнетателям. Поддержание режима свободы, реализация «главной и великой цели» политического сообщества непременно требуют, по Локку, чтобы публично-властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации — парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть).

 

1.2 Учение Ш.Л.Монтескьё о разделении властей

 

Среди любимых идей Монтескьё  был принцип разделения власти - законодательной, исполнительной и судебной, который он увидел в действии в Англии. В анализе системы разделения власти и использования принципа балансов и противовесов в правлении Монтескьё занимал более ясную и определенную позицию, чем Джон Локк. В отличие от Локка, он не поддерживал идею о верховенстве законодательной власти.

В демократии верховная власть принадлежит  всему народу. Природа демократии — это политико-правовые отношения, где «народ в некоторых отношениях является государем, а в некоторых отношениях — подданным». Из природы демократии Монтескьё выводит ее политико-юридическую структуру2. Основным учреждением демократии является народное собрание, где народ путем голосования своей волей создает законы и принимает решения по основным вопросам управления государством. Здесь же народ выбирает должностных лиц в сенат или совет, которые в перерывах между собраниями ведают делами государства и готовят вопросы, проекты решений для народных собраний. Монтескьё считал нецелесообразным участие всего народа в народном собрании и предлагал, по примеру античных законодателей, ограничить число лиц из народа, имеющих право участия в собраниях. Кроме того, народ должен быть разделен как носитель верховной власти на различные классы, от чего зависит прочность и процветание республики.

Помимо сената или  совета в демократической республике важное значение имеет институт судей, которые, по Монтескьё, должны быть отделены и независимы от других должностных лиц. Судьи в демократии осуществляют только правосудие.

В демократии при помощи закона четко определяется компетенция  всех учреждений, их права и обязанности. Эти учреждения должны находиться в отношениях необходимого взаимного контроля и зависимости. Народное собрание избирает должностных лиц сената и контролирует их действия, тогда как сам народ нуждается в руководстве со стороны совета или сената. Природа республиканского правления,— подчеркивал Монтескьё,— требует, чтобы судья не отступал от буквы закона. В результате такого распределения государственной власти, взаимоконтроля и зависимости учреждений и руководителей демократии, правового характера деятельности властей уменьшается возможность для учреждений и должностных лиц править произвольно, злоупотреблять властью. При таком устройстве различные органы демократии взаимно сдерживают друг друга от нарушений законов и злоупотреблений, чем обеспечивается стабильность и прочность государства. Принципом демократии является политическая добродетель, представляющая собой любовь к отечеству и равенству.

 

1.3 Разделение властей  в США

 

Джеймс Мэдисон  так объяснял деликатность проблемы разделения властей: «При создании правительства, которое должно управлять одними людьми посредством других людей, основная трудность состоит в том, что вы должны, во-первых, дать возможность правительству контролировать управлямых, а во-вторых, вменить ему в обязанность осуществлять самоконтроль»3. Мэдисон большую часть 1786г. посвятил изучению литературы, присланной ему Томасом Джефферсоном, а затем отправился в Париж в надежде найти существующий образец, на который можно было бы опираться при создании американской республики. Он пришел к выводу, что такого образца не существует. История показала, что конфедерации были слишком слабы, чтобы управлять государством, и находились под постоянной угрозой уничтожения из-за внутренних разногласий, а более сильные формы управления были слишком могущественны и имели возможность подавлять свободу граждан. В США за основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов. В Конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти – Конгрессом, Президентом и Верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между этими органами как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо из названных органов. В решении «Соединенные штаты против Ричарда Никсона», вынесенном в июле 1974г., Верховный суд США пояснил: «Конституция не только рассредоточила власть для лучшего обеспечения свободы, но она также предполагает, чтобы на практике рассредоточенная власть была объединена в целое для эффективного управления. Конституция предписывает, чтобы ветви власти были одновременно отделены друг от друга и взаимозависимы, являлись автономными и взаимодействующими друг с другом». Принцип разделения властей проведен через все важные положения Конституции. Он выражается, в частности, в раздельном и последовательном изложении правового статуса трех ветвей власти. Созданная система органов первоначально слабо опиралась на основу государственной власти – избирательный корпус. Большинство учрежденных федеральных институтов не избиралось всеобщим и прямым голосованием. Президент получал и получает власть в результате косвенных выборов; в начальный период выборщики президента редко определялись прямыми выборами; гораздо чаще их избирали законодательные собрания штатов. Сенат – верхняя палата Конгресса – до 1913г. состоял из членов, также избиравшихся законодательными собраниями штатов, а Верховный суд и поныне остается назначаемым органом. Только Палата представителей с 1789г. формируется путем прямого голосования. Фактические отношения между тремя основными органами власти – Конгрессом, Президентом Соединенных Штатов и Верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается неизменным. Юридическим средством воздействия Президента на Конгресс является право вето в отношении законопроектов. Законопроект возвращается Президентом в Конгресс, который может преодолеть вето двумя третями голосов в каждой палате. В арсенале президента имеется также так называемое карманное вето, процедура принятия которого состоит в том, что свое неодобрение Конгресса Президент выражает не письменным запрещением, а тем, что оставляет законопроект неподписанным до перерыва сессии Конгресса, когда такой перерыв наступает до истечения 10-дневного предусмотренного Конституцией срока для подписания акта Президентом. В этом случае Конгресс должен снова принять законопроект на следующей сессии. Президент не обязан излагать мотивы применения «карманного вето». Вторым важным средством воздействия на Конгресс являются послания Президента – «О положении Союза». Они содержат изложение политических целей главы исполнительной власти; послания рассматриваются как программа законодательной деятельности Конгресса. В то же время Конгресс США по праву считается высшим органом власти страны. Большая часть полномочий, перечисленных в Конституции, передана в ведение Конгресса, тогда как компетенция Президента указана значительно меньше. Законодательство – монополия Конгресса. Он принимает законы, обладает исключительным правом принятия бюджета, установления налогов; палаты Конгресса обладают широкими контрольными полномочиями, могут учреждать специальные расследовательские комитеты. Сенат утверждает высших должностных лиц страны, назначаемых Президентом, в том числе министров и судей Верховного суда, разрешает Президенту ратифицировать международные договоры. Конгресс может предать суду (Палата представителей) и судить (Сенат) Президента, Вице-президента и других должностных лиц США в порядке импичмента. Чтобы управлять страной Президент должен сотрудничать с Конгрессом, которому в случае разногласий принадлежит последнее слово. Конгресс по праву персонифицирует Соединенные Штаты. При принятии Верховным судом решений, в которых Конгресс является стороной, эта сторона определяется термином «Соединенные Штаты». Президент не обладает правом досрочного роспуска Конгресса. Механизм, при котором осуществление власти основано на том, что ее законодательная и исполнительная ветви могут воздействовать друг на друга, заставляя их приспосабливаться друг к другу, искать взаимоприемлемые решения, в зарубежной литературе иногда именуется демократией компромисса. Верховный суд США с 1803г. присвоил себе такое право конституционного контроля, т.е. право решать вопрос о соответствии Конституции актов Конгресса, Президента и органов власти штатов. Толкуя конституционные нормы, судьи Верховного суда, как и других судов, осуществляющих такой контроль в США, определяют судьбу правовых актов.

 

2.Возникновение  разделения властей в России

 

2.1 Первая и вторая Государственная Дума. Временное правительство

 

17 октября 1905г. Николаем II был издан Манифест, провозгласивший «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»4. Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашенные права и свободы. Это был, конечно, ограниченный, но все же первый в истории России акт о гражданских свободах. Манифест провозгласил создание бессословного законодательного органа (Государственной думы), ограничение власти самодержавного монарха. В сочетании с Основными законами, принятыми 23 апреля 1906г., и рядом последующих правовых актов этот акт положил начало конституционному развитию страны. Основные законы учредили двухпалатную парламентскую систему (Государственная дума и Государственный совет) при сохранении сильной власти царя - без его утверждения закон не мог вступить в силу. Совет министров был преобразован в постоянно действующий орган, назначаемый царем и ответственный только перед ним. Монарх сохранил полный контроль за формированием политики правительства, и особенно в области внешней политики и военных дел. Для избрания Государственной думы вводилось избирательное право, основанное на привлечении к выборам широких слоев населения, хотя и на неравных условиях. Государственной думе, которая должна была избираться сроком на пять лет, предоставлялось право утверждения всех законов, которые, однако, могли приниматься и царем, но с одобрения обеих палат парламента. Вторая палата (Государственный совет) имела те же права, что и Дума. Она рассматривала все законопроекты, принятые первой палатой, и только в случае ее одобрения законопроект передавался на утверждение царю. Состав Государственного совета наполовину назначался царем, а другая его половина избиралась от духовенства, Академии наук и университетов, земских собраний, дворянских обществ, торговли и промышленности. Эти конституционные акты привели к легализации политических партий и обострению межпартийной борьбы. Государственная дума первого созыва просуществовала 72 дня, второго созыва — 102 дня. Монарх активно пользовался своим правом издания указов законодательного характера «во время прекращения занятий Государственной думы», а также правом роспуска Думы. Между Думой и Советом постоянно возникали разногласия, Государственным советом был отклонен ряд важных законопроектов, принятых Думой. Происходили частые смены главы и состава правительства, акты исполнительной власти стали занимать все большее место среди источников конституционного права. Императору принадлежала верховная самодержавная власть, но она уже не закреплялась как неограниченная. Постепенно в практику и правосознание внедрялись идеи парламентаризма и независимого правосудия, что подводило к восприятию теории правового государства и народного суверенитета.

Информация о работе Теория разделения властей