Теория разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Теория разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства. Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный орган, исполнительно-распорядительную деятельность - органы исполнительной власти, правосудие – суды.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….

1. Возникновение разделения властей в Европе и США …………
1.1 Разделение властей в Англии. Учение Джона Локка…………..
1.2 Учение Ш.Л.Монтескьё о разделении властей…………………
1.3 Разделение властей в США………………………………………

2. Возникновение разделения властей в России……………………
2.1 Первая и вторая Государственная Дума. Временное правительство………………………………………………………………………
2.2 Советский период…………………………………………………….

3. Реализация принципа разделения властей в современной Российской Федерации………………………………………………….
3.1 Президент…………………………………………………………………
3.2 Законодательная ветвь власти………………………………………..
3.3 Исполнительная ветвь власти………………………………………..
3.4 Судебная ветвь власти………………………………………………..

4. «Четвертая и пятая власть»……………………………………….

Заключение …………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

КонтрольнаяРаботаРазделениеВластей.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

В ходе Февральской революции (1917г.) конституционная монархия была легитимно свергнута. Император Николай II специальным актом передал власть брату Михаилу, который, в свою очередь отрекшись от престола, предоставил решение вопроса о форме правления будущему Учредительному собранию. Депутаты Государственной думы сформировали Временное правительство. Временное правительство при содействии общественности и созываемых им совещаний готовило конституционную реформу, которую было призвано осуществить Учредительное собрание. Главой государства и правительства должен был стать временный президент республики с широкими полномочиями, от имени которого в Учредительное собрание должны были вноситься законопроекты. Учредительное собрание тем самым превращалось в законодательный орган. Можно предположить, что Учредительное собрание установило бы демократическую республику с конституционным строем, свободно избранным парламентом и контролируемой исполнительной властью. Но этим намерениям не суждено было сбыться.

 

2.2 Советский период

 

Этот период можно  условно разделить на ленинский, сталинский, хрущевский, брежневский и горбачевский.

Развитие нового государственного права началось с утверждения  Республики Советов — В. И. Ленин объявил, что парламентская республика была бы «шагом назад». Но через непродолжительное время было разогнано Учредительное собрание и началось свертывание свободной деятельности местных Советов. В сущности, с января 1918г. не осталось никаких надежд на демократическое государственное устройство, принятая в июле того же года Конституция РСФСР это подтвердила. Создатели Конституции отбросили почти все выработанные к тому времени демократические принципы представительной системы. Ни о каких парламентских учреждениях, ответственном правительстве, признании прав оппозиции, подчинении государства праву и т. д. не было и речи. Проблема превышения власти или злоупотреблений ею не вставала, а потому оказался ненужным принцип разделения властей. В. И. Ленин прямо обосновал единство исполнительной и законодательной власти в пику буржуазному парламентаризму —его не заботили опасность злоупотребления властью и необходимость взаимного уравновешивания властей. Взамен свободного парламента появился эрзац — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, который избирался громоздким, формальным Съездом Советов. Хотя ВЦИК был наделен большими полномочиями, он все же не стал действительно высшим органом власти. Только в тандеме с назначаемым им Совнаркомом создавался подлинный центр власти, фактически никем не контролируемый. Съезды Советов созывались все реже (от одного раза в квартал до одного раза в год), большевики манипулировали ими как хотели и практически не ставили на их обсуждение вопросов первостепенного значения. Власть Совнаркома была заведомо определена как самая значительная, ибо он, так же как и ВЦИК, издавал законодательные декреты и вообще любые распоряжения, а работал при закрытых дверях. Неограниченная исполнительная власть стала самой характерной чертой нового государственного устройства. При полном отрицании прав и свобод человека эта власть, сразу ставшая самой главной, не стесненная судебным или парламентским контролем, рождала чудовищные злоупотребления. На основе негласных указаний расстреливались сотни людей, тысячи были арестованы, выселены из домов, вынуждены эмигрировать. Новая структура власти практически исключила свободу.

При Сталине Конституция закрепила неприкосновенность личности, жилища и тайны переписки, как бы гарантировав гражданам защиту от незаконных арестов, обысков, выемок, осмотров личной корреспонденции и иных мер, ограничивающих личную свободу. Это была абсолютно формальная декларация, поскольку ни свободного правосудия, ни контроля над карательными органами в стране не существовало. Было объявлено, что по мере успехов в социалистическом строительстве классовая борьба обостряется, что ведет к ужесточению диктатуры пролетариата, а значит — к произволу и беззаконию. По иронии судьбы или в силу цинизма И. В. Сталина конституционные нововведения совпали по времени с чудовищными репрессиями против миллионов невинных людей, которые без суда и следствия лишались свободы, подвергались заключению в концлагеря, где их труд использовался в целях «социалистического строительства». Многие были расстреляны или погибли на каторге.

Обновление государственно-правовых институтов, начавшееся после XX съезда КПСС (1956г.), отражало политику верхов, которые стремились отбросить наиболее одиозные стороны сталинизма, но сохранить тоталитаризм. Были сделаны попытки как-то оживить представительную систему, ослабить ограничения гражданских свобод, дать импульс укреплению правосудия. Но над всеми процессами довлел зловещий контроль партаппарата, явно не желавшего расставаться с властью. Поэтому слабые попытки реформ уходили «в песок», подлинный конституционный строй так и не сложился. В 1977г. была принята Конституция СССР, отразившая двойственный характер брежневской политики. Она полностью сохранила в неприкосновенности антидемократическую машину власти, созданную еще И.В.Сталиным, и в то же время попыталась расширить перечень гражданских прав и свобод. Но и на них легла печать двойственности: к формулировкам из международных документов добавлялись «цели коммунистического строительства». В Конституцию, красочно расписывавшую достижения «развитого социализма», была включена пресловутая ст.6, закрепившая руководящую роль КПСС в общественной и государственной жизни.

С конца 1980-х гг. в Советском  Союзе начался процесс реформ (перестройка), который затронул и сферу государственного права. Этот процесс был связан с именем М. С. Горбачева. Наиболее важным шагом было разрушение монополии КПСС на руководство обществом и государством — отмена ст.6 Конституции СССР, а затем и соответствующей статьи Конституции РСФСР.

После провозглашения России суверенным государством в соответствии с волей народа была проведена демократизация ряда институтов конституционного права. В конституциях России и республик были исключены из официального названия государств слова «советское» и «социалистическое». Появились важные новеллы в механизме государственной власти: введен институт президентства, учреждены двухпалатный Верховный Совет и Конституционный Суд. Избирательная система приобрела демократический характер, расширились права местных органов власти. В то же время разделение властей было проведено непоследовательно, в целом система власти сохраняла многие черты прежней, советской системы, когда Советы всех уровней формально контролировали все и вся, ни за что не отвечая. Но если прежде, при реальном всевластии КПСС, эта сторона дела отодвигалась на второй план, то теперь именно Советы, освобожденные от однопартийного диктата, начали противостоять исполнительной власти, что порождало конфликты. Такую позицию занял Съезд народных депутатов России, избранный в годы диктатуры партии и под ее решающим влиянием, а также созданный из части народных депутатов Верховный Совет. В 1992—1993гг. между Президентом и Верховным Советом стали назревать серьезные разногласия, которые завершились острым конституционным кризисом. 21 сентября 1993г. Президент издал Указ, которым приостановил деятельность Верховного Совета и объявил о проведении новых выборов. 3—4 октября произошли трагические события, связанные с применением силы обеими сторонами, после чего на всенародное голосование была вынесена новая Конституция, которая и была принята 12 декабря 1993г. Одновременно были проведены выборы в новые органы государственной власти (Государственную Думу и Совет Федерации). Этим завершился конституционный кризис, а в стране установилась новая форма правления.

 

3.Реализация  принципа разделения властей  в современной

Российской  Федерации

3.1. Президент

 

Часть 1 статьи 80 Конституции Российской Федерации5 определяет Президента Российской Федерации как главу государства и устанавливает в общем виде его функции. Он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (координирует деятельность "ветвей власти"), определяет в соответствии с федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики, представляет Россию как глава государства внутри страны и в международных отношениях. Весьма сложной и ответственной является функция Президента Российской Федерации по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран (Франция и др.) Президент Российской Федерации не называется в Конституции "арбитром" во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит "над тремя властями", но по существу Президент Российской Федерации и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли Президент Российской Федерации вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и между различными субъектами Российской Федерации.

Президент избирается гражданами Российской Федерации на четырёхлетний срок полномочий (с 2012 года на шестилетний срок) с возможностью переизбрания на второй срок. Он не подотчётен Федеральному Собранию, не несёт перед ним политической ответственности и может быть отрешён от должности только за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, с  одной стороны, должны соответствовать Конституции и федеральным законам (то есть они являются подзаконными актами), с другой стороны, они являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. По сложившейся конституционной практике Президент Российской Федерации издаёт указы не только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Конституцией и федеральными законами, но и в случае обнаружения пробелов в законодательстве.

Досрочное прекращение  полномочий Президента возможно в случае6:

  1. его отставки;
  2. стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
  3. отрешения от должности.

Конституция проводит четкое различие полномочий Президента и Федерального Собрания, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса.

Президенту принадлежит  право назначать выборы Государственной  Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы раньше этого срока7.

Президент имеет право  законодательной инициативы, т. е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами ФС при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты - в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней.

Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях  и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4 ст. 111 Конституции), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч.3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч.4 ст. 117 Конституции)8. В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

1) в течение года после ее избрания;

2) с момента выдвижения  ею обвинения против Президента  до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия  на всей территории Российской  Федерации военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести  месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации 9.

Отношения Президента и  исполнительной власти основываются на безусловном приоритете президентской  власти. Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации с одним только условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что не оставляет сомнений в его фактически руководящем положении в исполнительной власти.

В соответствии с принципами разделения властей и независимости  судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органов Российской Федерации. Президент также назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции10. Так же Президент обладает некоторыми квазисудебными полномочиями - проводит согласительные процедуры, осуществляет помилование. Никто не вправе требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру - это было бы нарушением принципа разделения властей.

3.2. Законодательная  ветвь власти

 

 

Согласно статье 94 Конституции  Федеральное Собрание - парламент  Российской Федерации. Федеральное  Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы (иногда их называют верхней и нижней палатой соответственно). Государственная Дума, которая избирается по пропорциональной системе, представляет население России в целом, а также основные политические силы. Совет Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от законодательной и исполнительной власти), представляет субъекты Российской Федерации. Любопытно отметить, что Председатель Совета Федерации имеет своебразное право «вето». Сенаторы голосуют для подтверждения полномочия нового члена Совета Федерации. Поэтому если председатель не согласен с представленной кандидатурой, то он просто не выносит ее в повестку. Такая ситуация имела место быть с членом Совета Федерации от Ульяновской области Шияновым Р.В. (группа компаний «Сок» - все-таки после одного года паузы подтвердил полномочия), член Совета Федерации от Самарской области Милеев был вынужден отказаться фактически в пользу назначенца от «Справедливой России».

Самостоятельность и независимость законодательной власти вытекают из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Президент Российской Федерации является участником законодательного процесса, обладает правом вето, а Конституционный Суд Российской Федерации вправе объявить любой закон - полностью или частично - неконституционным, т. е. утратившим юридическую силу. Но и Федеральное Собрание в свою очередь имеет конституционные рычаги воздействия на Президента Российской Федерации и на формирование судебных органов. Такая взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный правопорядок и реально обеспечивает Федеральному Собранию его высокий конституционно-правовой статус.

Информация о работе Теория разделения властей